мастер-класс "Детское экспериментирование-основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников"
методическая разработка по теме

Купцова Елена Николаевна

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс для педагогов20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Детское экспериментирование – основа

поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

                                                                         Выполнила:
                                                                        Купцова Елена Николаевна

                                                                         Воспитатель

                                                                         СП ГБОУ СОШ пос. Новоспасский

                                                                         м.р. Приволжский

                                                                         Самарской области

                                                       

2016г.

Цель мастер-класса:

- предоставление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково- исследовательскую деятельность.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково- исследовательскую деятельность;

- представить участникам мастер-класса одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

- сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: макет деревенского двора, мягкая игрушка утёнок, цветные фото формат А4 (кувшинки, рыбы в пруду, дождь, домашние птицы), таз с водой, банка (3 литра), две банки по 0,5 литра, сырое яйцо, виноградинка, газированная вода, карандаши, бумажные лепестки кувшинок, сырой и сухой песок, ёмкость для песка, пищевая плёнка, пластмассовый муравей, скотч, соль, ложка.

Предварительная работа: обработка специальной литературы.

Количество участников: неограниченно.

Длительность проведения: 15-20 минут.

Ход мастер-класса

1 часть

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады вас приветствовать на мастер-классе на тему:  «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

21 век требует от человечества универсальности в самых разных сферах жизни. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и неопознанное.

А детство-это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды и т. д. Всё это объекты исследования.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно приносит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Это отражает всю сущность окружающего мира.

Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребёнка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А, именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

 

В экспериментальной деятельности я использую с детьми различные материалы, обсуждая и соблюдая правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. Считаю, что взрослый при этом должен быть не учитель-наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности. Это позволяет детям проявить собственную познавательную активность.

Для поддержания интереса к экспериментированию, задания, проблемные ситуации  давала  от имени маленьких сказочных героев: Каркуши, Утёнка, Зайчонка и т.д. Они маленькие, а младшему можно передать свой опыт и почувствовать свою значимость. Что в ребёнке укрепляет позицию «Взрослого».

Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру.

Можно выделить следующие этапы в организации  и проведении опытов с дошкольниками:

- постановка проблемы (задачи);

- поиск путей решения проблемы;

- проведение опытов проблемы;

- фиксация наблюдений;

- проверка предположения, обсуждение результатов и формулировка выводов.

2 часть

Сегодня в игровой форме на основе сказки мы предоставим вам и с вами опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

Все участники мастер-класса поучаствуют в проведении опытов, обсудят результаты и обоснуют выводы.

Сказка «Путешествие утёнка,

или мир за забором птичьего двора».

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утёнок. Его братья и сёстры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там, за забором птичьего двора, и он пошёл открывать мир.

Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг заметил на земле маленького муравья. Ему захотелось разглядеть его поближе.

Как можно это сделать?

Опыт № 1

Посадите насекомое в трёхлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой плёнкой, но не натягивайте её, а наоборот, продавите её так, чтобы образовалась небольшая ёмкость. Теперь завяжите плёнку верёвкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую плёнку, то получим эффект увеличительного стекла.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Неподалёку он увидел небольшое озеро, а в нём плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утёнок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся, не утонет ли лодочка.

Ваши предположения? Почему лодка не тонет?

Опыт № 2

Возьмите две банки по 0,5 литра.

Одну банку наполните чистой водой и опустите в неё сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор соли  (2 столовые ложки соли на 0,5 литра воды). Опустите туда второе яйцо. Оно будет плавать.

Вывод: это объясняется тем, что солёная вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.

Солнышко уже начало сходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утёнок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Почему это происходит?

Опыт №3

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах цветы начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появляются на поверхности воды, то исчезают. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт №4

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет на поверхность.

Почему так происходит?

Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетучится. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Так будет продолжаться до тех пор, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объём уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.

Утёнок так внимательно наблюдал за рыбками, что не заметил, как пошёл дождик. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утёнок добрался до берега и решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел ещё другие следы, и был в недоумении. Кто же это? Чьи это следы?

Опыт №5

Определите, чьи это следы? Почему следы остаются на мокром песке?

Вывод: мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Утёнку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы:

1.Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?

2.Почему же распускаются кувшинки?

3.Почему плавают рыбки?

4.Почему идёт дождь?

5.Почему остались следы на мокром песке?

Вывод:

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Таким образом:

В результате организации детского экспериментирования у детей:

- развивается познавательная активность;

- появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

- расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалах (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

- появляются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремлённость.

Заключение:

«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»  

                                                                                                     

                                                                                                            К.Е.Тимирязев

                                                                     

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»...

«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность....

Мастер- класс «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. ...

Мастер – класс на тему «Детское экспериментирование – основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.

Представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность....

Мастер – класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность....

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании поисково- исследовательского интереса у дошкольников

Рекомендации родителям и педагогам по организации совместной деятельности в  развитии  у дошкольников  интереса к познавательно - исследовательской  деятельности....