Мастер- класс «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кусякова Елена Васильевна
представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_attestatsiya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему:

«Детское экспериментирование –

основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

                                                Подготовила:

                                воспитатель высшей

квалификационной категории

                                                                                               Кусякова Е.В.

Цель мастер-класса: представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.

 Задачи:

- повысить уровень профессиональной  компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;

- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

 - сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для  развития познавательной активности дошкольников.

Ход мастер-класса

     Здравствуйте, уважаемые коллеги!    Я  рада приветствовать Вас на мастер – классе на тему «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

    XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах жизни.  Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное.  

     А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.

    Чем разнообразнее  и  интенсивнее  поисковая  деятельность, тем  больше  новой  информации  получит  ребёнок, тем  быстрее  и  полноценнее  идёт  его  развитие.

     Известно, что ознакомление  с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

     Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».  Это отражает всю сущность окружающего мира.    

    Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А, именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

        Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В  дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.

     Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

      Дети очень любят играть  и слушать сказки,  поэтому я  решила все опыты показать в виде сказки и игры. Считаю  это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать  новую информацию в близкой для них форме -  сказки. И сегодня в форме сказки я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие Урала батыра».

       Давным-давно, когда еще не было Уральских гор, жили старик Янбирде со старухой Янбикой. И был у них сын по имени Урал. Он рос настоящим батыром и был очень любопытным, как и все дети. Он любил гулять в лесу. Однажды когда он с отцом пошел на охоту,  увидел в лесу небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и  Урал  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1

      Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

      Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Урал подумал: вот бы мне их поймать, но под рукой у него ничего не было для того чтобы поймать рыбок. Он думал, думал и придумал. А что придумал Урал мы сейчас узнаем. Для  этого я приглашаю вас подойти к столам.

Опыт № 2

Нужно достать из ёмкости предмет, не опуская руки в воду и не используя предметы-помощники.

(Нужно класть камешки в ёмкость до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев ёмкости).

     Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек,   появились тучи   и  пошел дождь.  Урал  увидел, что веточки после того как намокли стали распрямляться.

Опыт № 3  

Вам понадобится 5 спичек.  Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.  Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

      Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.  

     Урал спрятался от дождя  под  навесом из листьев. Прошло немного времени  и дождь закончился, снова появилось солнце.  Урал  решил идти дальше. Шел, шел  и увидел перед собой  сухой стебель.

Урал срезал стебель  подул в него и почувствовал, как откуда-то появился ветерок.

 

Опыт № 4                                                                                                            Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули).

     Воздух нужен нам для дыхания. Он попадает внутрь человека через рот и нос, и при выдохе его можно не только почувствовать (как вы чувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.

Как вы можете доказать что воздух нужен нам для дыхания? Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть (наливает  воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда они исчезают?  (Они вышли из трубочки, а так как воздух легкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх).

    Затем Урал сделал пять отверстий в стебле.

 Он поднес сухой стебель к губам и стал извлекать из него чудесные звуки, похожие то на журчание ручья, то на далекое лесное эхо. Дивная мелодия разливалась в воздухе - и умолкали в лесу птицы, замирали на деревьях листья, реки останавливали бег. Родная земля погружалась в сон. (Аудиозапись курая)

    Урал батыру  очень понравилось гулять и познавать этот огромный  и интересный мир родного края.

     Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

    Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые  мы проводим  с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному.  Он может увидеть новое в известном и  поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

     Уважаемые, педагоги, надеюсь, что   мастер – класс вам понравился,  и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же  и другие экспериментирования с различными материалами.

    Свой мастер-класс я хочу завершить словами К.Е Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

     Спасибо вам большое. До новых встреч.