Мастер-класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»
методическая разработка на тему

Цель мастер – класса: представление опыта работы  с детьми дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.

          

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс23.75 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Одуванчик» п. Турма

«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»                                                              

Воспитатель: Трусова Е. С

                                                                                      .

                                                        2018 г.

Цель мастер – класса: представление опыта работы  с детьми дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.

          Задачи:

- повысить уровень профессиональной  компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;

- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми  дошкольного возраста;

 - сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для  развития познавательной активности дошкольников.

Ход мастер – класса

1 часть мастер – класса

   Мы живём в современном мире. XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах жизни.  Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и неопознанное.  

      В детстве мы ищем ответы на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д.    Чем разнообразнее и  интенсивнее  поисковая  деятельность, тем  больше  новой  информации  получит  ребёнок. Всем известно, что ознакомление детей с каким – либо предметом или явлением должно быть действенным. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

     Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».  

   Таким образом, усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

   Сегодня я хочу, чтобы вы всё услышали, увидели и кое-кто из вас сделал сам.  Для начала предлагаю вспомнить этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками:

 - постановка проблемы (задачи);

 - поиск путей решения проблемы;

 - проведение опытов;

- фиксация наблюдений;

- проверка предположения, обсуждение результатов и формулировка выводов.

Решение задач опыта или эксперимента может  осуществляется в двух вариантах:

  1. Дети проводят эксперимент или опыт, не зная его результата, и таким образом, приобретаются новые знания;
  2. Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

2 часть мастер – класса

    Сегодня в игровой форме на основе сказки  я представлю  вам некоторые виды экспериментирования. Мне нужны помощники. Предлагаю выйти ко мне 3-4 человек, чтобы поучаствовать в проведении опытов.

   

            Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

      В деревушке, на птичьем дворе  жил очень любопытный утенок.  Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

    Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг заметил на земле маленького жука. Ему захотелось разглядеть его поближе.  Как можно это сделать?

Опыт №1.

    Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Вывод: Что вы видите? если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим имеет эффект увеличительного стекла. Почему это произошло?

    Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки.  Утенок думал, как же до них добраться?  На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую деревянную лодочку. Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?

Опыт №2

   Возьмите по деревянной дощечке. Опустите её в воду. Что вы видите? Что дерево не тонет.

   

Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?

Опыт № 3.

    Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

    Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

   

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 4

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Почему так происходит?

   Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.

   Утенок так внимательно наблюдал за рыбками, что не заметил как пошел дождик. Утенку стало интересно откуда же взялся дождик. Тут он увидел на небе огромную тучу и недоумевал, как она появилась на небе.

Опыт№5 «Делаем облако».

 Давайте попробуем сами сделать облако и дождь. Нам понадобится большая стеклянная банка (мы взяли трехлитровую, крышка, чтобы закрыть ее, и что-то холодное (у нас это формочки со льдом). Наливаю горячую воду в банку (примерно на высоту 2,5 см). На железную крышку положить кусочек льда и поставить на банку). Посмотрите, что происходит внутри банки. (Дети высказываются). Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. А пар, который содержится в воздухе, образует облако. Так и в природе происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. А откуда же берется дождь? Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Посмотрите, как стекают капли по стенкам банки.

Утенку  очень  понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы:

  1. Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?

  2. Почему не тонет лодка?

  3. Почему же распускаются кувшинки?

  4. Почему плавают рыбки?

  5. Как появляются тучи? И почему идёт дождь?

  Спасибо, коллеги.

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

    Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»...

Мастер- класс «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. ...

Мастер – класс на тему «Детское экспериментирование – основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.

Представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность....

Мастер – класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность....