Мастер – класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»
презентация урока для интерактивной доски (подготовительная группа) на тему

представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suhanova_maste-klass_eksperementirovanie1.pptx1.63 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД № 78» Энгельсского муниципального района Саратовской области Мастер – класс « Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников » ВОСПИТАТЕЛЬ СУХАНОВА М.Ф . Г.ЭНГЕЛЬС

Слайд 2

Цель: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.

Слайд 3

Задачи: повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность; представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста; сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Слайд 4

«Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников» XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах жизни. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования .

Слайд 5

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать — и я пойму».

Слайд 6

Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А, именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Учитывая, это и с целью формирования познавательной активности у дошкольников с детьми старшего дошкольного возраста мы реализовали проект «Песок, камни, глина». В ходе работы по проекту проводили опыты и эксперименты, способствующие развитию наблюдательности, умению сравнивать, анализировать, делать выводы: — с песком и глиной «Посади дерево», «Водопропускаемость», «Волшебное сито» и др. — с камнями «Подземная кладовая». «Какими бывают камешки». «Растворится или нет?» и др.

Слайд 7

В экспериментальной деятельности использовали с детьми различные материалы, обсуждая и соблюдая правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. Считаем, что взрослый при этом должен быть не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности – это позволяет детям проявить собственную познавательную активность. Таким образом, усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Слайд 8

В группе создана мини лаборатория со множеством материала для экспериментальной деятельности (глина, камни, песок ,вода и др.); в достаточном количестве имеются микроскопы, мерные емкости, условные мерки . Дети экспериментируют с различными материалами, ведут длительные наблюдения за произрастанием лука, моркови, помидор, огурцов ,бобовых, укропа, петрушки результаты наблюдений заносят в дневники, делают зарисовки. Присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов. Разработаны каталоги всего дидактического материала и дидактических игр.

Слайд 9

Схемы выполнения опытов

Слайд 10

Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы. Ведение календаря природы развивает у детей наблюдательность, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного, развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников.

Слайд 11

этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками: постановка проблемы (задачи); поиск путей решения проблемы; проведение опытов; фиксация наблюдений; проверка предположения, обсуждение результатов и формулировка выводов.

Слайд 12

Решение задач опыта или эксперимента может осуществляется в двух вариантах: Дети проводят эксперимент или опыт, не зная его результата, и таким образом, приобретаются новые знания; Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Слайд 13

Опыт №1. Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Слайд 14

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Слайд 15

Опыт №2 Возьмите 2 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать.

Слайд 16

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

Слайд 17

Опыт № 3. Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Слайд 18

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Слайд 19

Опыт № 4 Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Слайд 20

Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.

Слайд 21

Опыт № 5 Определите, чьи это следы? Почему следы остаются на песке?

Слайд 22

Вывод: мокрый песок невозможно сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет .

Слайд 23

В результате организации детского экспериментирования у детей: — развивается познавательная активность, — появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности; — расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности. — появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. — развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Слайд 24

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Слайд 25

Заключение: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. ...

Мастер-класс Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Цель моего мастер - класс - это повышение профессионального мастерства педагогов  в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования с детьми ...

Мастер-класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

Цель мастер – класса: представление опыта работы  с детьми дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.  ...

МАСТЕР – КЛАСС «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады вас приветствовать на мастер-классе на тему:  «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...