Модель развивающей среды старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Третьякова Ольга Владимировна

Модель развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста.

          Как воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка в условиях современности? Решение этой проблемы в организации идеальной модели предметно-развивающей среды.

     Организационные условия развивающей среды:

- среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим «зоне ближайшего развития»: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15% материалов ориентированных на более старший возраст;

- знание особенностей детей посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности; учитывать особенности развития старшего дошкольника, развивать проявления «самостоятельности», размещать оборудование так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;

- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;

- предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и настроением;

- размещение материалов должно быть функциональным, а не «витринным»;

- каждый предмет должен выполнять информативную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;

- предоставление возможности свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки);

- учет половой дифференциации.

     За основу разработки идеальной модели развивающей среды я взяла идеи, представленные в пособии Т.Н. Дороновой «Из ДОУ – в школу»: пространство группового помещения должно:

- стать полифункциональным (материалы могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);

- иметь подвижные, трансформируемые границы (чтобы вместить при необходимости всех желающих); этим принципам отвечает рамочная конструкция группового помещения.

     Групповая комната представляет собой помещение квадратной  формы, по периметру которого располагается мебель, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

     Уголок парикмахерская с зеркалом (ряженья) – необходимый атрибут группы. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья наполняется в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр. Уголок  парикмахерская так же периодически обновляется, детям очень нравится расчёсывать друг друга и делать различные  причёски.

     Уголок изо деятельности оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.).

     Уголок природы – знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. У нас очень много цветов, которые допустимы учитывая возраст детей. Дети очень заботливы и бережно относятся к каждому цветочку, каждому листочку. Детишкам очень нравится рыхлить землю,  поливать цветы, убирать сухие листочки. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Кроме центров природы в группе, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, оборудован центр экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.

     Центр экспериментирования помогает воспитателю в самодеятельной игре – экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем  элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Дети любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности ребёнка. Центр располагается так, что дети могут к нему подходить со всех сторон. Для игр с песком в уголке должны быть: совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбок, лодочки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде, кусочки поролона, ведерки.

     В групповой комнате для детей старшего дошкольного возраста должен быть оборудован специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: "Больница", "Кухня", "Магазин", "Уголок конструирования", "Уголок ПДД", В отдельных нижних ящиках находится строительный материал, которым дети с удовольствием пользуются во время игры.

     Уголок  конструирования: строительные наборы с деталями разных размеров и форм, конструкторы, плоскостные мозаики, бочонки лото, палочки, коробки разных размеров, наборы для моделирования и т.п.

     Уголок физической культуры. В тележках собран физкультурный инвентарь (обручи, скакалки, мячи разных размеров, кольцебросы, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр), что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость.

     Музыкальный уголок. Это полки для хранения музыкальных пособий, место для музицирования и настольных дидактических игр. Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, элементы костюмов, аудиотехника.

     Книжный уголок. В нем собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров. В старшей группе детского сада обязательно надо отвести отдельное (от художественной литературы) место познавательной литературы под условным названием «Полочка умных книг». Содержимое полочки (книги, картинки, иллюстрации и др.) должно быть доступным детям. Здесь размещаются тематические подборки книг по интересующим детей проблемам.

     Учебный уголок. Включает в себя магнитные и меловые доски, наборные полотна, многообразный наглядный, раздаточный, счетный материал, дидактические игры. Весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения, обыгрывания пройденного материала. Также в группах должен находиться  неоформленный материал: пробки, коробочки, баночки,  который позволяет детям фантазировать, заменять этими материалами реальные предметы.

     При организации предметной среды в группах старшего дошкольного возраста необходимо учитывать потребность детей в творчестве и самоутверждении. Среда в старшей и подготовительной группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование, историческая эпоха. Эта среда изменчива, динамична. Она достаточно разнообразна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc4.docx183.08 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание эффективной предметно-развивающей среды детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Главное условие для полноценного развития детей - это окружающая их среда. В связи с этим, в нашем детском саду, мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредст...

Построение предметно-развивающей среды /младший дошкольный возраст/

Для осуществления образовтельного процесса в групповом помещении есть рабочие места для занятий и пространство для свободной самостоятельной деятельности по интересам....

Схематические модели для детей старшего дошкольного возраста.

Схесатические модели для составления описательных рассказов....

Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.

1. Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье, разработаны с целью оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, иг...

модель планирования в старшем дошкольном возрасте по РМП

Разработка окажет помощь в методической и практической работе воспитателя детей старшего дошкольного возраста...

Предметно_развивающая среда. ранний дошкольный возраст. Коллекция нестандартного оборудования.

Коллекция нестандартного оборудования, помогающее разнообразить работу с детьми раннего дошкольного возраста....

Организация предметно-пространственной развивающей среды (старший дошкольный возраст)

Организация предметно-пространственной развивающей среды (старший дошкольный возраст)...