Применение элементов ТРИЗ технологии в развитии навыков актерского мастерства дошкольников.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Полежаева Юлия Александровна

“Творческий ребенок, творческая
личность – это результат всего образа
жизни дошкольника, результат его 
общения и совместной деятельности 
со взрослым, результат его собственной 
активности”

Н.Н. Поддьяков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Применение элементов ТРИЗ технологии в развитии навыков актерского мастерства

“Творческий ребенок, творческая
личность – это результат всего образа
жизни дошкольника, результат его 
общения и совместной деятельности 
со взрослым, результат его собственной 
активности”

Н.Н. Поддьяков

        На сегодня, одной из первоочередных задач по достижению стратегической цели в области образования становится создание системы выявления и поддержки одаренных детей, разработка модели научно-методического сопровождения одаренных детей. Творческая одарённость понимается как предпосылка к творческому развитию, как способность создавать нечто новое, оригинальное, как условие для успешного развития ребёнка в любом виде деятельности, находит своё выражение в форме исследовательской, поисковой активности, направленной на обнаружение, открытие нового, неизвестного. Благоприятная развивающая среда для проявления творческих способностей и развития творческой одаренности – театральная деятельность, поскольку она в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью. Поэтому актуальными являются вопросы раннего включения детей в театральную деятельность, выявление в этой деятельности творческой одарённости ребёнка, формирование его эстетической культуры, изучение особенностей развития творческой одарённости детей в условиях театральной деятельности в зависимости от возрастных характеристик ребёнка, поиск условий, в которых дети могут наиболее ярко проявить себя и достичь более высокого уровня развития. Благодаря  включению детей в театральную деятельность детские фантазии не остаются в области мечтаний. Все свои впечатления и выдумку ребёнок может воплотить в живые образы и действия. Театр – синтез всех видов искусств. К искусству театра ребёнок предрасположен по своей природе (повышенная восприимчивость, чувственно-образный характер мышления, наивно-игровое отношение к действительности). С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить их фантазию, реализовать их способности. Язык театра, законы театрального искусства – особые, это законы образного мышления, с помощью которых и происходит преображение ребёнка. Чтобы подарить будущему «актеру» возможность перевоплощения, радость узнавания через себя другого человека, необходимо вывести его на этот уровень образного мышления. Искусство театра – это искусство действия, где «материалом» является душа, нервы, сердце актёра.

       Воспитательные возможности актёрского мастерства огромны. Участвуя в театральном действии, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, движения, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Цель методической разработки – описание методики проведения занятий с детьми  дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ в развитии навыков актёрского мастерства.

В период «дошкольного возраста» качественно изменяется способность детей к произвольной регуляции поведения. Происходящая «утрата детской непосредственности»  характеризует новый уровень развития мотивационно – потребностной сферы: появляется смысловая ориентировочная основа поступка – интеллектуальный момент между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Совсем маленькие дети, если вдруг им предложить принять участие в театрализации, либо делают это спонтанно, либо отказываются делать вообще. Бытует мнение, что никакой, даже самый гениальный актер, не способен на сцене переиграть животных и детей. Хотелось бы уточнить еще раз: не всех детей. Есть дети, которые в принципе не способны играть на сцене.

Но! Именно начиная с определенного возраста    и именно благодаря тому, что появляется смысловая ориентировочная основа поступка, каждого ребенка, в большей или меньшей степени можно научить актёрскому мастерству.

Еще один немаловажный аспект, позволяющий учить детей дошкольного возраста актерскому мастерству, - дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

Кроме того, эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. И этот опыт ребенок уже способен осмысливать и переживать. Важно научить детей обобщать переживания, делать из них выводы

Все доступные источники утверждают, что ведущее значение в старшем дошкольном возрасте приобретает учение.

  Однако не стоит забывать, что в дошкольном возрасте его ведущая деятельность  - игра. Да, он хочет знать и уметь как можно больше. Да, он не желает быть хуже, чем его сверстники. Да, в дошкольном возрасте формируется самооценка. Но не что иное, как игра, дает ему силы для учения, позволяет проявить себя. Отдохнуть. Что-то понять.

Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. То же самое можно сказать и об игре актера. Это процесс переживаний, который вызван действиями.

Актерское мастерство – тоже технология, процесс, игра. Но игра контролируемая, осознанная.

А теперь представим себе, что в определении вместо слова «игра» написано слово «театр». Далее можно ничего не менять. Совпадение – стопроцентное.

Итак, выделим задачи, которые необходимо решать на занятиях по актерскому мастерству в театральной студии с детьми  дошкольного возраста:

  1. Воспитание самоконтроля эмоциональной сферы;
  2. Развитие креативности, творческого мышления, свободного от стереотипов;
  3. Принятие детьми аксиомы «Театр – искусство коллективное», формирование навыков общения.

Эти, а также бессчетное количество иных задач для развития личности и актерских способностей детей  дошкольного возраста, эффективно решаются при помощи элементов ТРИЗ.

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.

Оказывается, что ТРИЗ может использоваться в работе с дошкольниками и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей, что так необходимо в актерском мастерстве.

Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала

Примером является особый раздел ТРИЗа - развитие творческого воображения (РТВ) или творческих особенностей (РТС), где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа.

Педагогическое кредо "тризовцев" - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.

Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше

Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ)

2. Методы ТРИЗ, их характеристика

 Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:

 Мозговой штурм

 Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.    Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Темами мозгового штурма могут быть такие:    

  - как уберечь продукты от мышей;  

    - как не намокнуть под дождем;      

   - как мышам достать сыр из-под носа кота;    

  - как выгнать лесу из зайкиной избушки;   

   - как потушить пожар, если в доме нет воды;  

    - как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;   

   - как оставить кусочек лета в зиму.

Напомним правила мозгового штурма:  исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

3) большое количество ответов, предложений;

4) чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо - плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями.

Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д. Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

В  ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.  

Синектика

Это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия).

Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Примерные варианты заданий: - изобрази будильник, который забыли выключить;

- покажи походку человека, которому жмут ботинки;

 - изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;

б) прямая аналогия.

Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

 в) фантастическая аналогия.

Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.

Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века  профессором Берлинского университета Э.Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками. Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим.

Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальце в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом «тыка» слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание. Главное здесь –  грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок: -  наличие положительного и отрицательного героев; -   зло, причинённое отрицательным героем;  борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Последовательность вопросов может быть следующей:

 О ком сочиняем сказку?  Он добрый или злой герой?

 Какое добро (зло) он делал?  

С кем он дружил?

 Кто им мешал? Каким образом?  

Как добрый герой боролся со злом?

  Чем всё закончилось?    

 Предполагаемый ход действия сказки:

 Жил-был…  

И был он какой?..

 Умел делать что?..  

Делал он это, потому что…  

Но в это время жила-была…  

Она была…  

Однажды между ними случилось…  

Им помогла…  

Сделала она это, чтобы… и т. д.    

Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета. Это требует от воспитателя некоторого навыка работы с данным методом, умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т.п. Не следует ожидать, что дети с первого раза сочинят интересную, красивую историю. Как показывает практика, первоначально дошкольникам трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы: они повторяют идеи друг друга, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. Первые истории, придуманные детьми, как правило, примитивны, неинтересны и кратки. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки. Постепенно  рассказы становятся всё более распространёнными, интересными, волшебными, увлекательными. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).
Типовое фантазирование 

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

а) уменьшение – увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

 б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление – объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) оператор времени (замедление – ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

 д) динамика – статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино – живое дерево; Снегурочка – живой снег; Колобок – живое тесто и т. д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

В итоге были сделаны следующие выводы:

- ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей,

- ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной  для детей  форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,

 - ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.

 - ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение элементов ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников»

В настоящее время существует множество инновационных программ, технологий и методик в области речевого развития дошкольников. В своей работе я использую ТРИЗ-технологию....

Применение элементов ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников

Технология ТРИЗ направлена на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников....

Применение элементов ТРИЗ – технологий в развитии речи дошкольников.

Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способ...

Применение элементов ТРИЗ – технологий в развитии речи дошкольников.

В настоящее время актуальность развития коммуникативных способностей дошкольников не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из основных показателей уровня развития умственны...

Конспект квест - игры для детей старшей группы по правилам дорожного движения, с применением элементов ТРИЗ - технологии на тему «Починим светофор»

1. Закрепить знания детей о сигналах светофора, соотносить сигналы светофора с действиями пешехода и движением транспорта2. Уточнить, имеющиеся у детей представления о дорожных знаках3. Развивать умен...

Использование элементов ТРИЗ технологии в развитии инициативы дошкольника

Материал об использовании элементов ТРИЗ технологии в развитии инициативы дошкольников....