" Этикет" конспект НОД
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Москаленко Елена Анатольевна

Этикет- правила поведения в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА.

  1. Что такое этикет? (Выбери правильный ответ).

А) Правила поведения в обществе.

Б) Правила дорожного движения.

В) Правила техники безопасности.

  1. Какие вежливые слова ты знаешь. ( Приведи пример).-----------------------

  1. Как вести себя в обществе?----------------------------------------------------

  1. Расскажи,  как нужно вести себя на проезжей части? ---------------------

  1. Вспомни правила поведения в транспорте. ------------------------------------
  2. Вспомните правила поведения в школе! (Выбери правильный ответ).

А) Нужно быть вежливым и культурным.

Б) В школе можно бегать по коридорам,  не обращая внимания на других.

В) Если не знаешь, как решать задачу –  спиши!

  7. Как вести себя в театре, на концерте, в кино? (Выбери правильный ответ).

А) Веди себя так чтобы не мешать другим.

Б) Можно опоздать на представление.

В) При покупке билетов будь вежлив.

8.Умеете ли вы разговаривать по телефону? (Выбери правильный ответ).

А) По телефону можно звонить в любое время.

Б)  Набрав номер, мы культурно приветствуем собеседника.

В)  Позвонив другу, не забудь представиться.

9. У вас гости.  Расскажите, как вы будете их принимать?

10.Какие правила поведения в гостях вы знаете?

11.Как вы понимаете, выражение «Быть настоящим человеком». (Приведи пример положительных черт характера).

  ЗАНЯТИЕ. «ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ? УЧИМСЯ ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА».

ЦЕЛЬ: дать понятие этикета, воспитывать доброжелательное отношение к людям. Объяснить понятия: здравый смысл, доброе отношение, внешняя привлекательность и народные традиции и понятия.

Оборудование: стихотворение А.Степанова «Что такое этикет», стихотворение «Здравствуйте» А. Барто, стихотворение Гольдмана «Муравей», рассказ Сухомлинского «Одни и те же слова».

Оборудование: Стихотворение А.Степанова «Что такое этикет», стихотворениеие «Здравствуйте» А.Барто, стихотворение Гольдмана «Муравей»

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Вопрос к воспитанникам: с какими людьми вам приятно общаться? Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы вы захотели с ним общаться? (Дать время на размышление. Спросить нескольких воспитанников.)

Далее воспитатель подводит итог ответов: да, всегда приятно общаться с людьми добрыми, вежливыми.

Так что такое этикет? Это умение быть вежливым в любой ситуации: умение человека жить в обществе, общаться с людьми, контролировать свои поступки. Еще издавна люди говорили: «Уважен  хочешь быть — умей других уважить».

Вопрос о том, как научить людей красивому поведению, стоял еще в древности.  Представьте себе «пещерных» людей. Что было бы, если еще в те времена люди не научились уступать ближнему? Да они просто поубивали бы друг друга! Так возникла система «уступок», которая потом переросла в этикет.

На каких же четырех китах держится ЭТИКЕТ?

Вот как считает профессор Б. Бушелева.

Первая основа — здравый смысл. Как вы думаете, почему категорически не разрешается приглашать девушку на танец, держа сигарету во рту? Потому что можно обжечь партнершу. Почему нельзя входить в транспорт с мороженым? Потому что испачкаешь себя и других. Все разумно и просто. Этикет рассчитан не только на воспитанных, но еще и на умных людей.

Доброе отношение к человеку — вторая основа этикета. Культурные люди скромны, приветливы, уступчивы, доброжелательны. К окружающим относятся уважительно и бережно. Но, к сожалению, есть немало недоброжелательных людей, которые способны испортить настроение кому угодно.

Послушайте рассказ В.Сухомлинского:

ОДНИ И ТЕ ЖЕ СЛОВА

Летом пятиклассник Андрей пошел работать на животноводческую ферму. Его прикрепили к бабушке Марине — поварихе. Андрей помогал бабушке: воду носил, картошку чистил, дрова рубил, хлеб резал.

Весело, привольно летом работать в степи. Солнышко греет, ветер веет, птицы щебечут, можно в пруду искупаться, если бабушка разрешит.

Утром бабушка говорит Андрею:

—        Пойди, воды принеси.

И такой тихий, добрый, ласковый голос у бабушки, что Андрей быстро берет ведро и бежит к колодцу. А колодец довольно далеко — у самого леса. Вытянет ведро воды и минут через десять принесет.

Но вот прислали на ферму еще одного работника — деда Карпа. Стал работать он сторожем.

Не понравился дед никому: ни бабушке Марине, ни Андрею. Молчаливый, хмурый. Однажды вечером Андрей попросил:

—        Дедушка, расскажи сказку.

Дед что-то буркнул сердито, а потом сказал:

—        Нечего    тебе   делать,     сказку    захотелось?

Пойди, воды принеси.

Такими холодными и бессердечными были эти слова, что Андрей с большой неохотой пошел за водой. Вытащил полное ведро, сел возле колодца и долго сидел. Не хотелось возвращаться к деду Карпу.

Принес воду Андрей и сразу побежал к бабушке Марине.

Утром встал мальчик до восхода солнца. Начистил картошки. С нетерпением ждал, чтобы бабушка послала за водой. Наконец услышал тихие, ласковые слова:

— Пойди, воды принеси.

Андрей побежал, быстренько вытащил воду и принес на кухню.

Вопросы:

  1. Почему автор назвал рассказ «Одни и те же слова»?
  2. Как менялось отношение мальчика к делу в зависимости
    от того, чью просьбу он выполнял? Почему?

Видите, как важно, как мы разговариваем с окружающими, как к ним относимся.

Третья основа этикета — внешняя привлекательность человека. А она состоит из многих компонентов. Совсем не обязательно быть красивым. Приятен человек, если он чисто и опрятно одет, причесан, у него легкая походка; нельзя бурно жестикулировать при разговоре; некрасиво пить чай со звуковым оформлением, ковырять в зубах или обкусывать ногти. Видите, ребята, как много нужно человеку, чтобы быть внешне привлекательным!

И четвертая основа этикета — это народные традиции и обычаи. В какую бы страну вы ни приехали — везде своя культура, свои понятия об этикете. Американцы любят, например, класть ноги на стол. У нас это смотрится более, чем неприлично. У многих европейских народностей при входе в дом не принято снимать обувь. Мы же, как вы знаете, предпочитаем обратное. А вот у некоторых индейских племен снимают обувь, чтобы поприветствовать друг друга.

Вопрос: какие вы знаете обычаи нашего народа?

Я рассказала вам о 4 –ёх  основах этикета, которые  необходимо знать и соблюдать для того, чтобы с вами было приятно общаться, чтобы иметь много хороших друзей. А вы согласны с профессором Б. Бушелевой?

А сейчас послушайте небольшой фрагмент рассказа ленинградской  Ирины

 Ирина:

«Вчера мне уступили место в автобусе. Впервые в жизни. Дожила! Все кончено! За старушку принимают... — подумала я с грустью. И обреченно опустилась на сиденье, прошептав огорченно: «Спасибо».

—        Спасибо, пожалуйста, здравствуйте! — улыбнулся
мне сквозь усы, огорчивший меня своей галантностью, молодой человек.

Я взглянула на него с опаской: «Может, псих?»

—        Спасибо, пожалуйста, здравствуйте! — еще шире

улыбнулся он.

И тут я узнала его — Дениса Богданова: из-за солидных усов проглядывало лицо тринадцатилетнего Дениса — шестиклассника 80-го года. Тогда он был настоящим фанатом «Ленинских искр» — детской газеты, в которой я работала тогда. Он прочитывал ее вдоль и поперек, отвечал на все вопросы, откликался на все предложения, участвовал во всех конкурсах, но  мою рубрику «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте! « о вежливости и культуре поведения — Денис просто обожал и, когда она прекратила свое существование, требовал продолжения «вежливой» странички...

Вопрос: Как вы думаете, пригодились Денису Богданову уроки вежливости?

(Выслушать ответы детей).

Вывод: Я бы тоже очень хотела, чтобы мои уроки этикета помогли вам стать культурными людьми. Запомните золотое правило: «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе».

Что интересного было для вас сегодня на занятии?