«Роль сказки в воспитании нравственных качеств ребёнка»
консультация на тему

Шатунова Лейсан Голусовна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Балкыш» № 95 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому  направлению развития воспитанников

Консультация для родителей  

«Роль сказки в воспитании нравственных качеств ребёнка»

Воспитатель:

Шатунова Л.Г.

Роль сказки в воспитании нравственных качеств ребёнка

«И нельзя без сказки нам прожить друзья,

                                                            Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

   Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

 

            Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.

Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях.

Как известно, «сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Одним из главных уроков сказки является то, что в ней в «чистом» виде представлены противоположные эталоны человеческих поступков и качеств: добро и зло, честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость.

            Сказка – первое художественное произведение, позволяющее ребёнку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство, страстно желать победы добра. Сказки спососбствуют становлению и развивтию социокультурного опыта ребёнка. Например, попросите вашего ребёнка, который привык только всё получать и не делиться ни с кем, даже с близкими, разделить его любимые конфеты между членами семьи. Думаем, что простой вопрос после несправедливо поделенных конфет: «Как ты разделил сладости: как Карабас – Барабас или как Буратино?»- повергнет его в изумление, ведь Буратино- хороший, добрый, а Карабас - Барабас – злой, жадный, нехороший. Конечно, ребёнку хочется быть похожим на Буратино, а это требует определённых дружественных поступков. Ведь у ребёнка уже сформированы эталоны добра и зла и ему хочется соответсвовать положительным эталонам.

Итак, если сказка рядом, то ребёнок может:

  •     сравнивать свои поступки с героями сказок и самостоятельно делать выводы;
  •     оценивать поступки сказочных персонажей с точки зрения нравственных норм;
  •     научить понимать и любить всё живое;
  •     фантазировать, изменять сюжет сказки, придумывать новые сюжеты, т.е  развивать творчество;
  •     осваивать нормы литературного языка;
  •     стремиться стать лучше.

Что может взрослый, читая или рассказывая ребёнку сказку:

  • поднять настроение;
  • познакомить с нравственными понятиями;
  • разрешить конфликт;
  • развивать эмоциональный отклик ребёнка на сказку.

Когда нужно читать детям сказки?

  • введите добрую традицию – читать сказки ежедневно, когда позволяет время. Старайтесь читать сказку, понимая, что это необходимо вам обоим;
  • чаще старайтесь сказку рассказывать, тогда вы будете видеть глаза ребёнка;
  • старайтесь сочинять сказки, в которых рассказывается о событиях прожитого дня, обязательно включайте героев, которые близки вашему ребёнку. Все сказки заканчивайте только добром;
  • помните, что чтение сказок на ночь – это создание доброй атмосферы дома, теплоты, взаимопонимания и любви.

Как надо общаться со сказкой?

  • рассказывать сказку искренне, не торопясь;
  • знать, где, когда и зачем нужна та или иная сказка;
  • старайтесь не использовать те сказки, где исеть ужасы и кошмары. Берегите психику ребёнка!
  • никогда не комментируйте сказку следующим образом: « Вот не будешь слушать, тебя также...». Это развивает в ребёнке страх, тревожность.
  • старайтесь не рассказывать нравоучительных сказок ребёнку. Выводы он уже умеет делать сам;

Предлагаем вашему вниманию некоторые игры со сказками. Играя со сказкой, учитывайте настроение, желание ребёнка, его самочувствие.

Как можно поиграть со сказкой?

1. Сказку можно изменить, превратив её в загадку, например, «Угадай, из какой мы сказки?»

Мне очень приятно быть на голове моей хозяйки. Она очень добрая девочки, часто ходит в гости к бабушке. Но моя хозяйка очень доверчивая, она даже поверила коварному волку, поэтому произошли всякие неприятности.

2. Можно сочинить салат из сказок:

Снежная королева и Снегурочка;

Дюймовочка и мальчик-с- пальчик;

Федора и девочка чумазая;

Незнайка и чиполлино и т.д.

3.Можно придумать смешные истории, героями которых будут смешные имена, например:

Жили- были господин Утюг и госпожа Гладильная доска.

Однажды Гвоздик и Шурупчик решили отправиться в гости к дядюшке Мототку и т.д.

4. Понравится детям и игра «Что было бы, если…». Для этой игры нужно взять подлежащее и сказуемое и начать фантазировать. Например, что было бы, если бы твой диван мог летать? Что было бы, если бы, ботнки умели разговаривать? И т.д.

5. В преддверии школьной жизни можно сочинять сказки про буквы, цифры, школьные принадлежности.

Пусть сказка будет вашим добрым помощником в воспитании умного, понимающего, доброго ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу,к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовьпереходит в любовь к Родине, е...

Роль сказки в воспитании нравственных качеств у детей.

Использование сказок ,мифов в работе с детьми все чаще психологи и педагоги используют сказкотерапию в своей работе и это приносит очень хорошие результаты....

Проект «Роль сказки в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»

Сказка для развития детей имеет огромное значение: развивает фантазию и правильную речь, также она помогает учить детей жизни, знакомит с добром и злом. Детские сказки являютс...

Роль семьи в воспитании нравственных качеств личности дошкольников

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольниковВоспитание ребенка - это процесс вечный, непрекратимый. Важнейший фактор, влияющий на формирование личности ребенка - его семья. Каждый знает, как вели...

Роль сказки в воспитании нравственных качеств ребенка

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности происходит  в семье и детском саду....

Методическое пособие "Родительский лекторий как средство активизации роли семьи в воспитании нравственных качеств дошкольников"

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современн...

Воспитание нравственных качеств ребёнка посредством русских народных качеств.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые опр...