Главные вкладки

    Проект «Роль сказки в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
    проект по художественной литературе (младшая группа) на тему

    Иванова Анастасия Николаевна

    Сказка для развития детей имеет огромное значение: развивает фантазию и правильную речь, также она помогает учить детей жизни, знакомит с добром и злом. Детские сказки являются не только развлечением, но и помогают в воспитании. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Дети легче воспринимают сказку, чем обычную взрослую речь и когда что-то пытаешься объяснить ребёнку, придётся прибегнуть к сказке. В процессе чтения и рассказывания сказки развивается внутренний мир ребёнка. Детям, которым с раннего возраста читали сказки, быстрее формируется правильная речь, формируется желание помогать попавшему в беду герою, развивается интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - эмоциональное отношение к окружающему миру. Сказка помогает воспитывать культуру поведения и общения. Дети многое узнают из сказок, например, как: представления о времени, пространстве, знакомятся с предметным миром. Огромное значение имеет сказка в развитии устной речи. Так как у многих детей не развита связная речь, таким детям трудно рассказать о событиях, с которыми они сталкивались. Сказка помогает расширять словарный запас, учит правильно строить диалоги, развивает связную речь. Но также важно, чтобы детская речь была эмоциональной, образной и красивой. Именно поэтому родителям рекомендуется уделять большое внимание к сказкам, с помощью них у ребёнка прививается любовь к чтению.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект «Роль сказки в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»

    Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

    Продолжительность: январь-май

    Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатель.

    Актуальность проекта:

    Сказка для развития детей имеет огромное значение: развивает фантазию и правильную речь, также она помогает учить детей жизни, знакомит с добром и злом. Детские сказки являются не только развлечением, но и помогают в воспитании. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Дети легче воспринимают сказку, чем обычную взрослую речь и когда что-то пытаешься объяснить ребёнку, придётся прибегнуть к сказке. В процессе чтения и рассказывания сказки развивается внутренний мир ребёнка. Детям, которым с раннего возраста читали сказки, быстрее формируется правильная речь, формируется желание помогать попавшему в беду герою, развивается интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - эмоциональное отношение к окружающему миру. Сказка помогает воспитывать культуру поведения и общения. Дети многое узнают из сказок, например, как: представления о времени, пространстве, знакомятся с предметным миром. Огромное значение имеет сказка в развитии устной речи. Так как у многих детей не развита связная речь, таким детям трудно рассказать о событиях, с которыми они сталкивались. Сказка помогает расширять словарный запас, учит правильно строить диалоги, развивает связную речь. Но также важно, чтобы детская речь была эмоциональной, образной и красивой. Именно поэтому родителям рекомендуется уделять большое внимание к сказкам, с помощью них у ребёнка прививается любовь к чтению.

    В воспитания детей должны присутствовать сказки, как средство воспитания личности. Ребенок должен с детства стремиться делать добро близким, всем людям, приносить им радость. Сказка – является одним из самых лучших способов объединить взрослого и ребенка, даёт возможность понять друг друга.

    Особенности воспитания нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте.

    • Детям свойственна эмоциональная отзывчивость, подражательность.

    • К словам взрослого дети очень внимательны, особенно когда это мотивирует к действию, желанию заслужить похвалу.

    • Выполнение поручений для детей младшего дошкольного возраста характерна конкретность мышления.

    • Младший дошкольный возраст переживает кризис 3-х лет, проявляется своеволие, негативизм, что при неправильном общении с ребенком может вылиться в агрессивность.

    Целью моего проекта является:

    Воспитание добрых чувств через знакомство с русскими народными сказками, развитие в ребенке личность, самостоятельность, любовью к окружающим.

    Задачи:

    Подобрать научную и методическую литературу по теме, составить перечень русских народных сказок по возрасту.

    Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – к сказкам.

    Создавать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

    Воспитать у детей доброжелательные отношения к окружающим людям и друг другу, любовь к своему краю.

    Привлечь родителей к воспитанию у детей любви и интереса к русской народной сказке в семейном кругу, помочь понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании человека.

    Создавать единую систему взаимодействия воспитателей, родителей и специалистов.

    Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

    Научить отражать полученные впечатления в специально-организованной деятельности: изобразительной, речевой, музыкальной, трудовой, игровой.

    Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

    Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.

    Направления развития личности:

    Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие мышления и воображения;

    речевое развитие;

    эстетическое развитие;

    развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

    Объект исследованияВоспитание у детей младшего дошкольного возраста, их нравственные качества.

    Предмет исследованияСказка как средство воспитания у детей младшего дошкольного возраста, а именно их нравственные качества.

    Ожидаемые результаты:

    1. Улучшение состояния воспитания у детей младшего дошкольного возраста их нравственные качества, отслеживание динамики роста нравственных показателей.

    2. Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп.

    Также планируется:

    - пополнение библиотеки книгами «Сказки»;

    - оформление альбома «Наши любимые сказки;

    - оформление книжной выставки «Мои любимые сказки»;

    - изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам (шапочек сказочных героев, атрибутов);

    - оформление дидактических игр по русским народным сказкам;

    - разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;

    - составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях).

    В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети научатся сопереживать героям сказок, находить пути выхода из трудных ситуаций, получают возможность расширить кругозор о сказках, их героях.

    Русские народные сказки:

    - развивают у дошкольников умение вежливо общаться друг с другом, с окружающими их людьми;

    - способствуют расширению круга общения детей и взрослых;

    - формируют коммуникативные умения и навыки воспитанников;

    - поддерживают и развивают проявления гуманности в поведении детей.

    воспитывают у малышей трудолюбие, аккуратность, доброжелательные отношения;

    Дети начинают понимать, что каждый человек несет ответственность за свои поступки.

    Работа с детьми.

    1. Знакомство детей со сказкой. (Чтение и рассказывание сказки, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций к сказкам, рассматривание видеозаписей).

    2. Пересказ детьми содержания сказки с помощью воспитателя, настольный театр, теневой театр, подвижные игры с персонажами сказок.

    3. Лепка, рисование, конструирование по мотивам сказок.

    4. Разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры драматизации, творческие игры.

    Работа с родителями

    Анкетирование родителей «Роль сказок в воспитании ребенка».

    Родительское собрание в форме круглого стола «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода».

    - Папка-передвижка «Сказкотерапия».

    - Рекомендации родителям «Как научить ребёнка слушать сказки».

    - Оформление совместно с родителями выставки книг «Моя любимая сказка».

    - Консультация «Роль сказок в формировании математических представлений».

    - Мастер-класс «Как сделать сказку интересной».

    - Консультация «Народная сказка в системе нравственного воспитания младших дошкольников».

    - Информация для родителей через личный сайт педагога.

    Перспективное планирование работы по проекту

    Время проведения Форма работы Цель

    январь Сбор литературы, дополнительного материала. Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.

    февраль-май Знакомство детей с русскими народными сказками вызвать у детей интерес к произведениям устного народного творчества.

    февраль-май Театрализованная деятельность по русским народным сказкам развивать умение детей создавать образы персонажей с помощью театрализованной деятельности.

    февраль Совместная образовательная деятельность по развитию связной речи дошкольников младшего возраста посредством театрализации сказки «Волк и семеро козлят». Закреплять знание сказки, используя театрализованную деятельность. Дать детям элементарные понятия о «добре» и «зле».

    февраль Рисование (разукрашивание раскраски) по сказке «Рукавичка» Воспитывать умение помогать героям сказок, используя изобразительную деятельность.

    февраль Оформление картотеки загадок по русским народным сказкам развивать умение угадывать персонажа сказки по описанию его качеств

    февраль Оформление картотеки дидактических игр по русским народным сказкам развивать речь детейвоспитывать интерес к русским народным сказкам.

    февраль Игры - драматизации по сказке «Теремок» Учить детей любить сказки и сопереживать их героям.

    февраль Родительское собрание в форме круглого стола «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода» с включением мастер-класса «Как сделать сказку интересной». Обучать родителей приемам работы со сказкой для использования их в условиях семейного воспитания.

    март Совместная образовательная деятельность в образовательных областях «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» с использованием мультимедийной презентации по сказке «У страха глаза велики» Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям.

    март Игра-беседа «Будем вежливыми» по сказке «Колобок» Закреплять знания детьми вежливых слов, используя сказочного персонажа.

    март Совместная образовательная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» лепка «Маленькая Маша» по сказке «Маша и медведь» Закреплять, используя изобразительную деятельность, образы героев русских народных сказок.

    март Игра- беседа «Как можно пожалеть зайчика» по сказке «Заюшкина избушка» Закреплять знания детьми добрых и ласковых слов, используя сказочного персонажа.

    март Совместная образовательная деятельность «Путешествие в страну сказок» Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к художественному слову;

    апрель Совместная образовательная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» лепка «Мисочки трёх медведей» по сказке «Три медведя» Закреплять, используя изобразительную деятельность, образы героев русских народных сказок.

    апрель Выставка книг «Моя любимая сказка» Вовлекать родителей в совместную деятельность.

    апрель Совместная образовательная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» рисование «Зайчик» по сказке «Заюшкина избушка» Закреплять образы героев русских народных сказок, используя изобразительную деятельность.

    апрель Совместная образовательная деятельность «В гости к солнышку» Формировать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.

    май Совместная образовательная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» лепка «Колобок катится по дорожке» Закреплять образы героев русских народных сказок, используя изобразительную деятельность.

    май Пересказ русских народных сказок, используя моделирование. Закреплять умение усвоить последовательность действий персонажей сказок с помощью моделей. Учить выделять и называть нравственные качества героев известных сказок.

    май Совместная образовательная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» рисование «Домик» по сказке «Теремок» Закреплять образы героев русских народных сказок, используя изобразительную деятельность.

    май Литературно-музыкальный досуг «В гостях у сказки»

    май Презентация проекта «Роль сказки в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»

    В результате своей работы, я пришла к выводу, что Сказки - отличное средство сплочения детей и взрослых, она способствует развитию связной речи детей, обогащению активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, развитию творческих способностей детей, формированию любви к прекрасному, к своему народу, его обычаям, традициям.

    Работая над проектом можно определенно сказать, что использование сказок в воспитании детей в проектной деятельности эффективно и актуально.

    Литература

    1. Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугуева, Л. И. Югова «Занятия для детей 3-5 лет» по социально-коммуникативному развитию. Издательство «Творческий центр Сфера», Москва 2015.

    2. Т. А Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении». Издательство «Творческий центр Сфера», Москва 2007.

    3. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи»». Издательство «Мозаика-Синтез». Москва, 2010г .

    4. О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». «Творческий центр Сфера», Москва 2011.

    5. Н. Исаева Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С. 19

    6. Н. Султанова, Н. Цилько. Духовно-нравственное воспитание дошколь-ников // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 7 - 14.

    7. Интернет-ресурсы http://nsportal.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

    Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...

    Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

    Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста...

    Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

              В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам поня...

    Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

    В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным...