Детско-родительский проект "О жизни предков на Руси"
материал по теме

Шишкина Татьяна Алексеевна

Приобщение детей к народному творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_zhizni_predkov_na_rusi.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Детско – родительский проект

(по приобщению дошкольников к русской народной культуре)

Автор проекта: Шишкина Татьяна Алексеевна

Детско – родительский проект «О жизни предков на Руси»»

(по приобщению дошкольников к русской народной культуре)

Пояснительная записка

Актуальным на сегодняшний день является возрождение лучших образцов народной педагогики, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Она включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, народных традициях.

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

·        утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

·        исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;

·        забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?

 Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.

У дошкольных учреждений в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине ценности она сравнима только с ролю семьи – в передаче от поколения к поколению, самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранить своё лицо, занимать своё собственное место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, я пришла к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости через фольклор, через погружение в эпоху наших предков путем воссоздание быта тех времен. Фольклор дает детям самые главные простые понятия о жизни, о людях, он отражает общее, интересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношение с природой, жизнь в коллективе.

Сейчас наша жизнь протекает в мире технического прогресса. Порой телевидение и компьютеризация заменяют живое общение родителей с ребёнком. В настоящее время наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых, поэтому у меня возникла идея вовлечь детей и их родителей в создание этого проекта, чтобы показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках и обрядах.

На одних занятиях невозможно решить задачи нравственно-эстетического воспитания, поэтому нужна была определённая предметно – развивающая среда (Мини – музей «Русская изба»). Обустройство избы знакомит детей с жизнью и бытом наших предков, что способствует формированию духовной культуры ребёнка и развитию его художественно – творческих способностей.

На участке детского сада  обустроен «Сельский дворик», воссоздающий   уклад деревенской жизни.

Постановка проблемы: 

Данным проектом «О жизни предков на Руси» мы хотим приблизить детей и  родителей к русской народной культуре, направить на активное приобретение культурного богатства русского народа, сформировать чувства причастности к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с народной культурой, с произведениями устного народного творчества, родной речью, жизнью и бытом русского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Основная идея: создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи для формирования у детей чувства приобщения к быту и традициям своего народа, к его культуре, сделать процесс познания быта наших предков творческим, развивающим и интересным для детей.

Вид проекта: творческо – информационный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие» «Речевое развитие» «Художественно -эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Виды деятельности: Игровая, продуктивная, музыкальная, изобразительная, двигательная, чтение художественной литературы.

Цель: 

Формировать познавательные и творческие способности детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта, воспитывать творчески развитую личность через активацию познавательной деятельности дошкольников.

Задачи: 

Образовательные:

  • Знакомить детей с народными традициями, жизнью и бытом наших предков.  
  • Дать понятие о науке обустройства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве;
  • Помочь через знакомство с избой и обустройством сельского дворика раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребёнку, живущему в современных условиях;

Развивающие:

  • Пробудить интерес к истории и культуре нашей Родины.
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
  • Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество,

  выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах, народных праздниках.

  • Расширять и активизировать словарь детей за счёт исконно-русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

Воспитательные:

  • Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детском саду и на территории уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой.
  • Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека (гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим).
  • Прививать детям интерес и любовь к родной истории, культуре, обычаям, традициям;
  •  Способствовать единению детей и родителей в укреплении семейных ценностей, которые являются фундаментом культурной жизни человеческого общества и передаются из поколения в поколение.

 Этапы реализации проекта

  1. Организационно-подготовительный 

  • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  • Проведение родительского круглого стола на тему «Быт и традиции наших предков».
  • Определение цели и задач проекта;
  • Совместный подбор литературы, предметов быта наших предков, иллюстраций, видеороликов, презентаций, атрибутов;
  • Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;
  • Первичный мониторинг.
  • Анкетирование родителей.
  • Составление плана реализации проекта «О жизни предков на Руси». 
  • Создание мини-музея «Русская изба» и оформление участка на территории детского сада «Сельский  дворик».

2. Основной

  • Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

3. Заключительный

  • Обобщение результатов работы;
  • Анализ деятельности;
  • Удовлетворенность всех участников результатами;
  • Фотоотчёт;

Подготовительный этап – создание творческой группы, информирование общественности и предполагаемых участников. Творческая группа состоит из воспитателя, музыкального руководителя, членов родительского комитета.

Творческая группа:

  • Разрабатывает план мероприятий по реализации проекта
  • Организует и проводит семинары, совещания, круглые столы по вопросам реализации мероприятий проекта.
  • Осуществляет координацию пунктов проекта  «О жизни предков на Руси».

 МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Вид деятельности

Ответственные

Сроки

1 этап – подготовительный:

Организация творческой группы, определение графика работы, степени вовлеченности в проект;

Воспитатель, члены родительского комитета

1 неделя с начала реализации проекта

Информирование родителей о проекте, проведение конкурса среди родителей на тему «О жизни предков  на Руси»

Воспитатель

Родительский комитет 

1, 2 недели

       2 этап – основной:

  • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Подбор литературы, пособий, атрибутов;
  • Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией        проекта;
  • Составление тематического планирования мероприятий;
  • Пополнение мини-музея «Русская изба» новыми экспонатами, созданными родителями.

Воспитатели

Родители

В течение года

 

Анкетирование родителей по вопросам взаимодействия детского сада и семьи в реализации проекта.

Воспитатели

 родители.

Май

Сентябрь

Проведение семинаров для педагогов по проблеме приобщения дошкольников к русской национальной культуре. 

Обобщение опыта на МО и внедрение в работу дошкольного учреждения.

 

Педагоги детского сада

Муз. Руководитель

В течение года

Фольклорные календарные праздники:

  • Осенины
  • Рождественские посиделки
  • Колядки
  • Масленица
  • Пасха
  • Троица

Экскурсии в мини-музей «Русская изба»

Занятия фольклорного характера в мини-музее «Русская изба»:

  • Любят наши детушки бывать у бабы, дедушки
  • Хлеб- всему голова
  • Как праздновали Пасху на Руси

Проведение тематических и персональных  выставок работ детского и семейного творчества:

  • Сельский дворик
  • Осенний калейдоскоп
  • Золотая хохлома
  • Осень- щедрая душа
  • Осенняя ярмарка

Воспитатели,

родители,

Муз. Руководитель

В течение года

 

 

 

 

Родительское собрание «Воспитание любви к родному краю через знакомство с русским народным творчеством».

Конференция для родителей «Люби и знай  свой родной край»

Презентации:

«Как хлеб на стол пришёл»,

«Одежда на Руси»

Воспитатели

родители

В течение года

 

Информационные стенды для родителей:  

  • «Фольклорная школа малышей»
  • «Край,  в котором я живу»
  • «Школа заботливых родителей»
  • «Украшения наших бабушек»

Воспитатели

Раз в квартал

3 этап – заключительный:

  • Обобщение опыта работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;
  • Оформление отчетной документации;
  • Оформление альбомов: «Сельский дворик», «Русская изба»
  • Информация на сайте

Воспитатели

Родители

Апрель – май

 

Механизмы реализации

Основные принципы в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры:

·        Работа по приобщению детей к народной культуре должна проводиться системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.

·        Работа должна строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.

·        Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.

·       Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к  личности ребенка.

Основные направления в работе по реализации проекта:

 Социально-коммуникативное развитие характеризуется общением ребенка с взрослыми и сверстниками. Общение и разнообразные виды деятельности – главные условия усвоения детьми нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, обрядовых действий, гражданственности, любви к своей семье и родине, основа формирования детского сознания.

 Познавательное развитие   формирует интерес детей  к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями жизни родных и близких. Знакомство с различными формами народной культуры: бытовой утварью, предметами обстановки крестьянской избы, народным  костюмом, русской кухней, ремеслом и народными художественными промыслами.

Речевое развитие обогащается и активизируется словарь детей за счёт исконно-русских слов и понятий, прививается любовь к красоте и мудрости русской речи.

 Художественно - эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития детей средствами народного искусства (детский музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство). Дети знакомятся со сказками, с народными приметами, пословицами и поговорками; разучивают песни, танцы, хороводные игры. В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности на основе знакомства детей с произведениями народно-прикладного искусства.

Физическое развитие формирует двигательную активность детей через подвижные народные игры, музыкально – ритмические упражнения.

Содержание проекта  «О жизни предков на Руси» включает в себя материалы по ознакомлению дошкольников с русской национальной культурой в  разных видах деятельности.

Характерные особенности проекта:

·        Вовлеченность всех участников в педагогический процесс (педагоги, родители, дети).

·        Нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых.

·        Полнота и разнообразие видов направленной деятельности.

Ожидаемые результаты:

·        Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю и  народным традициям, и жизни и быту русского народа.  

·        Развитие познавательной активности,  любознательности.

·        Сформированность чувств национального достоинства.

·        Оказание помощи родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей.

·        Привлечение  к  сотрудничеству родителей по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой.

·        Расширение кругозора детей через мини-музей «Русская изба», «Сельский дворик» созданных силами педагогов и родителей.

                                             

                           

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.

Под редакцией А. М. Виноградовой, Москва «Просвещение»,1989г.

  • Памятники истории и культуры Гатчинского района.

А. А. Сыров, СПб, издательский дом «Инкери», 2009г.

  •  Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

О. Л. Князева, М. Д. Маханева, СПб, «Детство-Пресс», 2006г.

  •  Знакомство детей с русским народным творчеством.

            Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, СПб, «Детство-Пресс», 2004г.

  •  Красна изба…    М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
  • Календарно-обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.

            Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова, Москва, 2005г.

  • Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных

            традициях русского народа.   Л. В. Кукуева, Москва, 2005г.

  • Дошкольникам о музейной культуре. О. Г. Тихонова, Москва, 2006г.
  • Господин верхний Оредеж.  А. А. Семочкин, СПб, «НПО Дизайн».

               

 

           

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов "Семейный калейдоскоп". Номинация "Лето в Мурманске"

Проект "Активный отдых". Актуальность, цель, задачи, этапы работы, выступления участников проекта.Результат : фоторепортаж, слайд-шоу "Активный отдых летом в Мурманске".Итог : сертификат в номинации "...

Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»

Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...