Статья: "Формирование толерантности у дошкольников"
статья по теме

Федулова Людмила Анатольевна

Искусство взаимопонимания: формирование культуры межнациональных отношений и толерантности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_1.docx6.2 КБ

Предварительный просмотр:

Федулова Людмила Анатольевна.

Воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №411»

Ново-Савиновский район.

Формирование толерантности у дошкольников.

        В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Таким образом, согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека, и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, возникла необходимость создания системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде — в семье, в образовательном учреждении, при участии родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом. Развитие любого общества с перспективой достижения оптимального политического, экономического и нравственного состояния базируется на образовательной системе. Отсюда следует, что образование становится в современных условиях одним из наиболее эффективных средств формирования новых отношений и норм толерантного поведения. Решение данных задач требует новых подходов к организации образовательного процесса, его направленности на решение проблем воспитания и развития ребенка, не только обладающего знаниями, умениями и навыками, но и способного к широкому общению, в том числе в многонациональной среде, в духе гуманистических традиций и идей, способного проявить понимание, готового к сотрудничеству, терпимого к инакомыслию. Естественно все эти требования касаются и дошкольного образования. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели. Воспитание терпения и терпимости у детей является непременным условием формирования их воли и характера. Дошкольное детство — это время достижений и проблем. Довольно часто наблюдается множество негативных явлений в детском коллективе, среди которых можно выделить такие, как неспособность видеть и понимать друг друга, тяжелая адаптация в коллективе сверстников, застенчивость, замкнутость, стремление ребенка снять с себя ответственность за происходящее, даже ценой лжи, ревность к успехам других детей. Несмотря на это, у детей благополучно происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. В результате были сформулированы следующие педагогические условия формирования толерантности в дошкольном учреждении:
1) Создание толерантного пространства дошкольного учреждения. 
2) Соответствующая целям и задачам толерантного воспитания подготовка педагога.
3) Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.
4) Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
5) Разработка и внедрение в педагогическую практику дошкольных учреждений специальных программ по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

         Немаловажно последовательное соблюдение принципов формирования толерантности у дошкольников

1) Целенаправленность - четкое осознание педагогом своей цели, а также совпадение его мотивации с мотивацией ребенка

2) Учет индивидуальных особенностей - умение понимать уже имеющиеся моральные устои и установки, условия роста и развития малыша, а также половые различия детей.

3) Культуросообразность - воспитание в ребенке качеств полноценной личности с учетом национальных особенностей культуры.

4) Связь толерантности с жизнью - приведение общемировых примеров проявления толерантности, и примеров из жизни самого ребенка.

5) Уважительное отношение к личности - воспитание, основывающееся на уважении к самому ребенку, его мнению, жизненной позиции.

6) Опора на положительное - активная поддержка и развитие положительных качеств ребенка.

        Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;

2) организация театральной деятельности дошкольников по сценариям, в основе которой лежат сказки народов мира;
3) проведение сюжетно-ролевых игр дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

4) знакомство с подвижными играми разных народов мира;

5) проведение различных народных праздников, с учетом региональных особенностей проживания;

6) изучение народных праздников ближайших стран-соседей;

7) знакомство детей с традициями народов разных стран;

8) изучение традиций празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

9) проведение игр-занятий, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия;

10) знакомство с авторской художественной литературой других стран;

11) организация и проведение изобразительной деятельности;

12) слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

        Таким образом, все эти занятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствуют воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивают базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

1) Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательного учреждения // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. статей. 2-е изд. М.: Изд-во. Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. С. 74-85.

2) Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

3) Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование ценностных представлений у дошкольников посредством современных образовательных технологий"

Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных по...

статья "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной и проектной деятельности".

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка ...

Статья "Формирование креативного мышления у дошкольников с помощью нетрадиционных изобразительных техник".

Статья предназначена для педагогов-психологов, специалистов по изодеятельности....

Статья "Формирование эмоциональной отзывчивости у дошкольников"

Данный материал предлагается для ознакомления педагогам ДОУ....

Статья "Формирование культуры безопасности у дошкольников как важный аспект социализации: взаимодействие ДОУ и семьи.

В настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи и семейных отношений в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Такие компон...

Статья "Формирование пространственных представлений у дошкольников"

Данный материал поможет в работе с родителями дошкольников в доу...

статья "Формирование семейных ценностей у дошкольников"

В статье написано о том. как методически правильно  сформировать у дошкольника семейные ценности...