Мастер-класс для педагогов: "Рефлексия, как этам современного родительского собрания"
материал по теме

Ситникова Елена Викторовна

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью на родительских собраниях.

Задачи:

• Познакомить коллег с понятием “рефлексия”.

• Показать конкретные варианты проведения рефлексии в активных формах работы с родителями.

• Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksiya_tekst.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Рефлексия,                                                                                           как этап современного родительского собрания».

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью на родительских собраниях.

Задачи:

• Познакомить коллег с понятием “рефлексия”.

• Показать конкретные варианты проведения рефлексии в активных формах работы с родителями.

• Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Ход мероприятия

– Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас.

– Покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)

Тема моего Мастер-класса «Рефлексия,                                                                                    как этап современного родительского собрания»  Слайд1

Слайд 2. Родительское собрание целесообразно завершить оценкой, которая показывает, оправдались ли ожидания его участников, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители. На завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из них должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Это рефлексия, то есть оценка себя с позиции рассматриваемого вопроса.

Слайд 3. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад

 Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание

 Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ

 В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов

Слайд 4. Виды рефлексии:

  1. Рефлексия эмоционального состояния и настроения;
  2.  Рефлексия деятельности  на занятии, тренинге, собрании;

3. Рефлексия содержания  материала.

Приведу конкретные приемы проведения оценки, самооценки, рефлексии.

Слайд 5. «Острое блюдо»

Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, раздаются родителям под музыку. И дается время для ответа (1-3 минуты). Отвечают по желанию, т.е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.

Слайд 6. «Слово   эстафета»

Родители должны продолжать начатое ведущим предложение ("Мой ребенок будет более спокойным, если я+"). Для большей организованности лучше, если при этом родители будут передавать друг другу какой-нибудь предмет.

Слайд 7. «Письменный ответ»

  • Что вам особенно понравилось?
  •  Что хотелось бы сделать иначе?
  • Как изменилось ваше отношение к самим себе?
  • Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании?
  • Какими новыми знаниями и умениями вы обогатились?
  • Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания?
  • Что вас удивило?
  • Что оказалось полезным лично для вас?

Слайд 8. «Жест дня»

Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом.

Слайд 9. «Рисунок дня»

Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл.

Слайд 10. «Слово дня»

Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.

Слайд 11. «Система координат»

На доске рисуется система координат. Каждый родитель должен определить свою точку в этой системе координат–это и будет его оценка проведенного собрания. На одной оси отмечаются оценки по содержанию, на другой - по организации.

Слайд 12. «Блиц-опрос»

Воспитатель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию.

Слайд 13. «Анонимный совет»

Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет воспитателю или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме.

Слайд 14.  «Анкетирование родителей»

Необходимо дать участникам возможность оценить свои знания по рассматриваемой на встрече проблеме, оценить в целом результаты родительского собрания.

Слайд 15. «Венок знаний» (умений, положительных чувств, радостных минут, интересных идей, общения и т. д.).

Участники родительского собрания, сплетясь руками, составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на собрании. Ведущий говорит, что данный венок позволяет полученным знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей, родителей группы. Об этом всегда может вспомнить каждый участник.

Слайд 16. «Чудесный ларец» (чемодан, рюкзак, сумка, портфель и т. д.).

Ведущий  предлагает участникам занятия ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.

Слайд 17. «Оценка по карточкам»

Стенд или доска делятся на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участники увидели положительного на родительском собрании. Во второй части то, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут располагаться предложения по дальнейшему совершенствованию родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам стенда, и заполняет их крупными буквами. Карточки-оценки помещаются на стенде. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой. Можно этого и не делать, так как ответы говорят сами за себя.

Слайд 18. «Письмо»

Участник пишет письмо самому себе, другу, коллеге, будущему поколению.

В письме он рассказывает о проделанной  работе, дает свою оценку состоявшемуся родительскому собранию, отмечает личные изменения, которые ему показались значимыми. Письмо также может быть написано от имени мудрого человека, сказочного героя и т. п. Можно предложить несколько вариантов, а родители выбирают тот, который им больше импонирует

Слайд 19. «Работа в круге»

Все встают или рассаживаются в круг и высказывают свое мнение о проведенном родительском собрании. Высказывания могут быть в форме ответов на вопросы,

подготовленные ведущим. Это может быть свободная форма высказывания или

выступления по ролевому принципу. "Если бы я был ведущим родительского собрания...", "Если бы я наблюдал за родительским собранием со стороны..." и др.

Слайд 20. Прием рефлексии «Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

        желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

        голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Слайд 21. Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

Слайд 22. Прием рефлексии «Одним словом»

Участникам необходимо выбрать 3 слова, которые наиболее точно передают их состояние на собрании:

  • Раздражение
  • Злость
  • Радость
  • Равнодушие.
  • Удовлетворение
  • Вдохновение
  • Скука.
  • Тревога.
  • Покой.
  • Уверенность
  • Неуверенность.
  • Наслаждение.

Слайд 23. Прием рефлексии «Незаконченное предложение»

  • сегодня я узнал (а)…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Слайд 24. Прием рефлексии «Утверждение»

- Я узнал(а) много нового.

  • Мне это пригодится в жизни.
  • На собрании было над чем подумать.
  • На все вопросы, возникающие в ходе собрания, я получил(а) ответы.

 

Слайд 25. «Дерево»

Участники записывают свое мнение о собрании на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

Слайд 26. " Пятерочка "

Участникам предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

  • Большой палец – для меня важно и интересно;
  • Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
  • Средний – для меня было недостаточно;
  • Безымянный палец – мое настроение;
  • Мизинец – мои предложения.

Слайд 27. " Ладошка "

На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.

- Большой – для меня это важно … / неважно …

- Указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…

- Средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…

- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…                                        - Мизинец – хочу для себя выяснить …

Слайд 28. С помощью цветной бумаги, ножниц, фломастеров и т.д. участники делают сердечки (или иные фигуры) с благодарностями группе. Уходя, каждый вывешивает свое сердечко на доску. Хорошо, если у ведущего получится сохранить эти сердечки до следующей встречи: их можно оставить на доске или собрать, а потом заново вывесить.

Слайд 29. Пусть каждый участник закончит фразу: "Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь..." Для этого упражнения тоже можно взяться за руки.

Слайд 30. Пусть каждый участник начнет фразу, которая заканчивается так: "... и поэтому сегодня я стал чуточку сильнее".

Слайд 31. “Если бы я был...”

Задается такой вопрос: “Если бы я был волшебником, то сегодня я бы...”:

  • Исправил...
  • Сделал...
  • Добавил...
  • Похвалил...

Слайд 32. “Светофор”

Участники сигналят карточками:

  • Зелёной – побольше таких занятий (собраний), поучительно;
  • Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;
  • Красной – собрание не понравилось, скучно.

Слайд 33. «В ресторане»

Ведущий предлагает участника представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь повар ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

  • - Я съел бы еще этого...
  • - Больше всего мне понравилось...
  • - Я почти переварил...
  • - Я переел...
  • - Пожалуйста, добавьте…

Слайд 34. “Букет настроения”.

Участникам раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце собрания говорим: “ Если вам понравилось собрание, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось – голубой”. Можно предложить более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий.

  • красный - восторженное;
  • оранжевый - радостное, теплое;
  • желтый - светлое, приятное;
  • зеленый – спокойное;
  • синий - неудовлетворенное, грустное;
  • фиолетовый-тревожное,                                                                                         напряженное;

        черный - упадок, уныние.

Слайд 35. «Кораблик»

-Какое настроение у вас после собрания? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если собрание понравилось – алый парус,                                                                     если на душе «тоска зеленая-зеленый парус, если собрание никак                                                                  не тронуло – черный парус.

Слайд 36. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце собрания участникам предлагается устно или письменно закончить следующие предложения (можно выбрать одно по желанию)

  • Варианты:
  • "На сегодняшнем собрании я понял, я узнал, я разобрался…";
  • "На этом уроке меня порадовало…";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "После собрания мне захотелось…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";
  • "Я понял, что…";
  • "Теперь я могу…";
  • "Я почувствовал, что…";
  • "Меня удивило…" и т.п.

Слайд37.«Химс» 
Хорошо… 
•Интересно… 
•Мешало… 
• Возьму с собой… 

Слайд 38. «Градусник» (термометр)

  • Используя такой символ можно определить состояние  эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.

Слайд 39. Приведенные приемы не исчерпывают всего многообразия работы и общения с родителями. Это лишь незначительная их часть, которая может сделать встречи родителей и учителя, родительские собрания интересными и запоминающимися. 

Ну, а теперь, давайте подведем итог всего нашего мастер-класса (семинара-практикума) с помощью следующего приема:

Слайд 40. «Уборка в доме»

Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры.

К стене прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.

  • На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с занятия или семинара, заберет с собой и будет активно применять.
  • На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.
  • На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.

Слайд 41. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка современного родительского собрания ( клуба)

В данной разработке представлен методический материал с описанием методов и приёмов работы с родителями, в рамках родительского клуба....

Мастер - класс на тему «Управление дошкольным учреждением в современных условиях»

Представлен материал для руководителей и заместителей заведующих дошкольных образовательных учреждений в рамках проведения городского мастер-класса...

Мастер-класс «Развитие интеллекта ребенка через внедрение системы современных развивающих игровых технологий»

Одна и та же игра интересна и трехлетке и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.Специфика его игр в том, что это не всегда понятные и очевид...

Мастер - класс для педагогов :" Постер - консультация - одна из современных эффективных форм взаимодействия с родителями""

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребенка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованност...

Мастер - класс для педагогов по теме: "Квест - игра - современные игровые технологии в ДОУ"

Технология квеста разработана профессором Университета Сан - Диего (США) Доджем Берни в 1995 году как способ организации поисковой деятельности в учебном процессе.Квест - технология вовлекает каждого ...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «Современные нетрадиционные техники рисования»

В настоящее время педагогические коллективы интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Инновационные технологии – это педагогические технологии нового поколения.- целью реализации ин...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...