Разработка современного родительского собрания ( клуба)
план-конспект занятия по теме

Парахина Елена Владимировна

В данной разработке представлен методический материал с описанием методов и приёмов работы с родителями, в рамках родительского клуба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_razrabotka_parakhinoy_e.v._mbdou_no215.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка родительского собрания  на конкурс методических

материалов « Современное родительское собрание"

 Тематический раздел:  Воспитание дошкольников

Тема родительского собрания: Формирование навыков физического, психического и социального благополучия

                                                                                                                                                                                                                           

                                                                              Методическая разработка

                                                                        выполнена педагогом-психологом

                                                        МБДОУ №215 « Колосок»

                                         Парахиной Е.В.

                                          Ульяновск 2013

Цель собрания: взаимное общение психолога и родителей, обмен необходимой информацией для успешного воспитания ребенка. Разбираются вопросы физического, психического и социального благополучия в развитии и  воспитании дошкольников.

Задачи:

-реконструкция детско-родительских взаимоотношений

-оптимизация взаимоотношений педагога-психолога и родителей

-развитие коммуникативных форм поведения

-формирование навыков физического, психического и социального благополучия

Форма проведения:   круглый стол с элементами тренинга

Стимульный материал:

  • Клейкая цветная бумага для визиток вырезанная в любой форме
  • Клубок ярких ниток
  • Лепестки цветка размером с ладошку
  • Аквалампа-рыбки, или любая другая релаксационная лампа
  • Песочные часы
  • Крупные цветные бусины и шнурок
  • Подстилающие поверхности разной структуры для» дорожки здоровья»( брусочки, круглые палочки, гладкие диски,  мелкие камушки, коврик из пластиковых крышек и др.)
  • Заварочные чайники и фито наполнение к ним.

Содержание :

  1. Приветствие. Знакомство с участниками(оформление визиток)
  2. игра «Клубочек»
  3. Дискуссия Что такое здоровье ?
  4. Цветок здоровья.
  5. релаксационная минутка – аквалампа-рыбки
  6. Игра « Возьми себя в руки»
  7. Игра «Бусы опыта»
  8. Музыкальная релаксация «Прекрасный цветок»Музыкальное сопровождение: из балета Чайковского «Щелкунчик»
  9. Упражнение «Стиральная машина»
  10. Игра «Молекулы»
  11. Самомассаж «Бодрость за одну минуту»
  12. Ходьба по дорожкам «Здоровья»
  13. Игра «Витаминный чай»
  14. Дегустация чая
  15. Рефлексия

ХОД:

Психолог с большим воодушевлением приветствует всех участников собрания.

« Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть! Мы с Вами собрались сегодня за круглым столом чтобы поговорить о самом главном- о детях, поделиться информацией друг с другом на практике освоить навыки и техники воспитания.

Для начала давайте познакомимся друг с другом и оформим наши визитки .На них нужно написать ваше имя или другой вариант обращения к себе.

          Семья для ребенка – это целый мир в котором  он живет, делает      открытие, учится любить, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умение жить среди людей, постигает понятия добра и зла. Воспитывать детей всегда было сложно. В настоящее время – в связи с  социальными и экономическими особенностями нашей жизни большая ответственность за воспитание детей ложится на родителей.

     Каждый родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок рос здоровым, творческим, счастливым, образованным. Сегодня родители зачастую испытывают трудности в воспитании, в общении с собственным ребенком.

Почему ребенок часто болеет, наказывать или не наказывать, чему учить и как учить, что делать, если ребенок плохо говорит. Как воспитать здорового ребёнка в широком смысле этого слова? Вот в этом сегодня нам предстоит разобраться.

     Для начала предлагаем  поиграть в игру «Клубочек», передавая клубок по кругу, каждый продолжает фразу! Я хочу видеть своего ребенка….

Большинство родителей ставят на первое место – здоровье своего ребенка. И это правильно, ведь здоровый ребенок – это жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития. И сегодня мы поговорим о здоровье и о том от чего оно зависит и на что влияет. Но прежде давайте ответим на вопрос – ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?....

        Считают, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или какого либо физического дефекта..

    Считается что на здоровье влияет

50% образа жизни

20% экология

20% наследственность

10% качество медицинской помощи

    Как  Вы думаете, что  является главными условиями для здоровья

Участникам раздаются разноцветные лепестки, из которых в последствии образуется цветок

На лепестках вы напишите эти условия и мы с вами  создадим Цветок здоровья. (праильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе,  закаливающие мероприятия, благоприятный климат в семье, двигательная активность, эмоциональное благополучие)

      Как мы уже сказали здоровье зависит от многих факторов. И все они по своему нужны ,если сорвать 1 лепесток цветок погибнет так и наше здоровье.

    Согласитесь приятно чувствовать себя здоровым бодрым, здоровым веселым ведь как говорят древние  греки в здоровом теле – здоровый дух.

Ну а теперь попробуем разобраться в составляющих нашего здоровья

Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами. Так и наши дети , в состоянии душевного благополучия активно стремятся к познанию, к достижению новых вершин.

Главные критерии психологического здоровья

В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие.

— Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.

— Высокий уровень развития рефлексии.

— Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности.

— Успешное прохождение возрастных кризисов.

— Адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.

 Сегодня познакомимся  с релаксационными технологиями , которые можно использовать дома с детьми для расслабления и успокоения. Одна из них АКВАЛАМПА: делимся ассоциациями на цвет- авт.( пассивное или активное наблюдение за движением рыбок, за сменой цветовой гаммы, ассоциированием цвета с временем года и др.)

Игра: « возьми себя в руки»

Цель: регуляция эмоционального состояния, формирование произвольности поведения

 В детском саду, на своих занятиях я использую  упражнение «Возьми себя в руки», где дети учатся  успокаиваться, управлять своими эмоциями и желаниями и вы можете тоже попробовать использовать его дома, вы сразу увидите результат. Можно использовать песочные часы. Ребята обхватывают одну руку другой ( отсюда и название « возьми себя в руки»,и пока сыпется песок( 1-2 минутки) или идёт счёт до 10  пытаются оставаться в выбранном положении, не разговаривать. С помощью этой игры легко настроить детей на дальнейшее взаимодействие.

Дома с детьми часто создаются стрессовые или проблемные ситуации, хотелось бы , чтобы вы рассказали как лично в вашей семье проходит улаживание данных ситуаций с детьми. Делимся своим опытом ,нанизываем бусинку образуя «Бусы опыта».( авт.)

Большой положительный эффект в эмоциональной регуляции достигается с помощью музыкальной релаксации.

Музыкальная релаксация «Прекрасный цветок». Предлагаю расслабиться, сесть поудобнее, закрыть глаза и прислушаться к своим ощущениям.

 

Социальное здоровье это способность жить и общаться с другими людьми в нашем мире. Наша способность создавать и поддерживать положительные отношения с семьей, друзьями и коллегами способствует нашему социальному оздоровлению.

Социальная составляющая ссылается на свою способность взаимодействовать с окружающими людьми. Это, позитивные отношения, уважения себя и других, а также создание системы поддержки, которая включает в себя членов семьи и друзей.


Начните рассматривать отношения с окружающими Вас людьми как часть своего здоровья, и те социальные границы которые сложились у Вас в течении жизни, изменятся. И глядя на наши отношения буду строиться дальнейшие отношения с социумом у ваших детей.

Социальное здоровье это:

- Здоровый эгоизм, думай не только о себе, но и о других.

- Жить в гармонии с окружающими, лучше чем жить в конфликте с ними.

Путь к социальному здоровью:

Если вы решили заняться социальным здоровьем, хотите жить в гармонии с окружающими вас людьми, то ищите положительные точки соприкосновения с другими, а также формируйте собственное здоровое социальное поведение. Будьте готовы активно искать способы, чтобы сохранить оптимальный баланс

А сейчас предлагаю несколько упражнений на эту тему:

1 Игра «Стиральная машина»

Цель – ощущение безопасности в социуме.

Встаем в 2 шеренги, близко друг к другу, каждый проходит по этому коридору и все до него дотрагиваются, выражая комфортное отношение к человеку.

2. Игра «Молекулы»

Цель – развитие коммуникативных навыков

Под музыку ходим врассыпную, по команде объединяемся в атомы  по двое, трое, пятеро, исходя из количества участников.

Замечательной техникой активации нашей энергии, является самомассаж.

Самомассаж . Бодрость за одну минуту.

У большинства людей наблюдается дефицит личного времени. Поэтому хотим предложить вашему вниманию своеобразный блиц – самомассаж. Самомассаж обладает поистине чудодейственным эффектом, за считанные секунды он поможет перезарядить «аккумулятор» вашей энергии, освободиться от постоянно накапливающейся усталости. Специалист по самомассажу Д. В. Керни.

-Быстро потрите друг о друга пальцы рук в течение 5 секунд.

-Быстро потрите разогретыми, теплыми пальцами щеки вверх – вниз в течение 5 секунд.

-Постучите барабанной дробью по макушке головы в течение 5 секунд.

-Сожмите руку так, чтобы кулак оставался в расслабленном состоянии. --Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья 3 раза.

-Осторожно надавите на щитовидную железу (ниже кадыка) большим указательным пальцем 3 раза.

-Найдите на шее пульсацию сонной артерии (непосредственно под углом нижней челюсти). Осторожно нажмите и перейдите затем на другую сторону, чтобы проделать аналогичные манипуляции.

-Большим пальцем нащупайте впадину на основании черепа (место соединения головы с позвоночником). Нажмите, сосчитав до 3, отпустите. Повторите 3 раза.

2. Ходьба по дорожкам «Здоровья»

Для этого упражнения можно использовать деревянные брусочки, гладкие блины-диски, массажные коврики с различной поверхностью( в моём случае , коврик с нашитыми на него пластиковыми крышечками),полотно с мелкими камушками и др.

  Мы немного подустали , и самое время угостить Вас здоровым витаминным чаем.

   Все известно о пользе фототерапии, пользе травяного чая.. И в каждой семье его готовят  по своему рецепту. И мы предлагаем вам создать оригинальный рецепт витаминного чая нашего клуба на все случаи жизни.  У вас на столах лежит листочки на которых  мы попросим вас поделиться своими фирменными рецептами.  Ну вот наш витаминный чай готов и мы приступаем к чаепитию.Получим заряд бодрости и хорошего настроения.

Дегустация чая

Чай заваривается в несколько чайников

-определить по вкусу травяные чаи (листья ежевики, смородина-мелисса-земляника, душица ,сосновая пыльца, трава «красная щетка»)

 

  Несмотря  на то что наша встреча прошла в игровой форме мы надеемся ,что вы с пользой провели сегодняшний вечер и взяли на вооружение наши рекомендации

Рефлексия: делимся своими ощущениями, эмоциями, от проведённого мероприятия,  пробуем переосмыслить сказанное и увиденное.

Литература

  1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995 г
  2. Деркунская В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании здоровья // Журнал «Дошкольная педагогика». №5(32). 2006. С. 49-51.
  3.  Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2002

4.Хухлаева, Хухлаев, Первушина: Тропинка к своему Я: как сохранить   психологическое здоровье дошкольников.Генезис 2010

5.www.b17/ru «Взаимосвязь психического здоровья ребёнка с физическим, его развитием и дисциплиной.

        

                                                                                                       Приложение 1

Музыкальная релаксация

Тема: « Прекрасный цветок». Музыкальное сопровождение: из балета П.И.Чайковского « Щелкунчик»

Психолог:

Сегодня мы перенесёмся в мир сказки и балета, в мир волшебства. Давайте попробуем вместе изобразить это волшебство с помощью движений нашего тела.

Представьте себя маленьким ,маленьким зёрнышком, затерянным в земле ( сядьте на корточки и согнитесь, как можно более ощутимее, собственную малость). Но вот появился маленький росток( чуть поднимите голову).Он тянется вверх через толщу земли. Ему неимоверно трудно пробиваться сквозь твёрдую, жирную, непокорную землю( покажите всем телом как это трудно).

        Наконец росток выскочил на поверхность и стал стремительно расти вверх( потихоньку поднимайтесь, быстрее, быстрее). Его стебелёк становится всё крепче и крепче, его корни питаются соками земли. Они бегут вверх по стволу в листья и к самому цветку ( почувствуйте и покажите как стебелёк набирает силу). Цветок поднимает голову к солнцу( подняться во весь рост).
Солнце питает цветок. Он распускается. Он прекрасен. Вы прекрасны и радостны.

Поделитесь вашими ощущениями.

                                                                                               Приложение 2

Раздаточный материал

Упражнения на расслабление всего организма:

"Снежная баба"

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

"Птички"    Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

"Тишина"

Тише, тише, тишина!  
Разговаривать нельзя!  
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать  
И тихонько будем спать. 

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. 

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. 

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки для родительских собраний

Предлагаю наглядный материал для родителей. Я раздаю такой материал на родительских собраниях каждому родителю. Предварительно вместе с родителями мы выполняем все упражнения .Упражнения для развития ...

Методическая разработка - Конспект родительского собрания "Растим юного петербуржца"

Разработанный конспект поможет подготовить и провести родительское собрание. Способствует формированию партнёрских отношений между родителями и воспитателями в работе по ознакомлению детей с историей ...

Методическая разработка к родительскому собранию "Скажем нет вредным привычкам"

Знаете ли вы, что полезно, а что вредно для здоровья человека?...

Мастер-класс для педагогов: "Рефлексия, как этам современного родительского собрания"

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью на родительских собраниях.Задачи:• Познакомить коллег с понятием “рефлексия”.• Показать конкретные варианты проведения рефле...

Родительское собрание. Клуб интересных встреч "Пусть говорят" по теме "Детские травмы в ДОУ и в быту"

Несколько лет я исполняла обязанности ответственного по охране труда и работала социальным педагогом. Я не помню где я нашла эту разработку, вроде где-то на просторах интернета. Долго она лежала в пап...