Методическая разработка "Общее родительское собрание: ПАПА, МАМА, Я - ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ!"
методическая разработка на тему

Гутова Евгения Владимировна

Общее родителльское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация1.66 МБ
Файл конспект собрания53.59 КБ
Файл объявление11.09 КБ
Файл протокол собрания21.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание «ПАПА, МАМА, Я – читающая семья!» МБДОУ д /с № 16 х. Беднягина старший воспитатель Е.В. Гутова

Слайд 2

Цель собрания: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, как залог их жизненной судьбы Задачи: 1. Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения; 2. Расширить социальное партнерство, привлечь родителей к чтению; 3. Оказать семье информационную помощь; 4. Познакомить родителей с творчеством местных поэтов

Слайд 3

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А. Сухомлинский «Что нужно для счастья детям?- Чтоб солнце на всей планете, Чтоб мячик и плюшевый мишка, И добрая, добрая книжка!!!» Л.Аширова

Слайд 4

Практические советы: «О семейном чтении, его роли в воспитании ребенка»

Слайд 5

ВИКТОРИНА: «Знаете, ли вы детские произведения?»

Слайд 6

Ознакомление с проектом ДОУ: «Создание поэтических, музыкальных сборников по авторским стихам детей и родителей»

Слайд 7

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» слова Т. Яковлевой музыка Е. Лебедевой

Слайд 8

«ДРУЖБА» слова Т. Яковлевой музыка Е. Лебедевой

Слайд 13

Любимые книги ваших детей: «Репка», «Красная шапочка», сборники детских стихов (А. Барто ), «Глупый мышонок», «В лесу родилась ёлочка», «Приключение Буратино», «Три медведя», «Полезные машины», «Колобок», «Семеро козлят», «Айболит», « Мойдодыр », «Муха-цокотуха», «Мой дружок», «Маша и медведь», « Трям , здравствуйте!», сборник сказок-мультфильмов, «Кот баюн », «Кот в сапогах», «Динозавры», «Русалочка», « Чиполино », « Домовенок Кузька и волшебные вещи», «Энциклопедия для самых маленьких», « Винни-Пух », сказки А.С. Пушкина, «Курочка ряба», сказки Г.Х. Андерсена

Слайд 17

«Семейное чтение как совместная деятельность семьи, которая может стать надежной основой для обучения и воспитания ребенка. Ребенок полюбит чтение и, ступенька за ступенькой, будет подниматься к вершинам МУДРОСТИ, КРАСОТЫ, ЗНАНИЙ. 1. Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении. Это чудо - раз! 2. Вновь вместе вернуться в мир детства. Это чудо - два! 3. Познакомиться с творчеством писателей. Это чудо - три! Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее втроем, вчетвером – всей семьей, большой или малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас и вашего малыша будет ожидать чудо»

Слайд 18

СПАСИБО ВСЕМ!



Предварительный просмотр:

Конспект общего РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«Папа, мама, я – читающая семья!»

Цель собрания: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, как залог их жизненной судьбы. 

Задачи:

-         Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;

-         Расширить социальное партнерство, привлечь родителей к чтению;

-         Оказать семье информационную помощь;

-         Познакомить родителей с творчеством местных поэтов.

 

Предварительная работа:

1. Консультация  «Как организовать домашнее чтение»

2. Анкетирование родителей «Чтение дома»

3. Составление и оформление памятки для родителей «Семья и книга»

4.Оформление выставки художественной литературы для чтения детям и самостоятельного чтения детьми.

5. Запись видеоматериала по использованию художественных произведений в режимных моментах ДОУ.

6. Создание презентации.

7. Подбор игр для практической части собрания.    

 

Ход собрания:

СЛАЙД    1

Выразительное чтение стихов детьми ДОУ

1 реб.   Книжку с мамой я читала,
             А потом чуть-чуть устала.
             Я проснулась, мама спит,
            Книжка рядышком лежит.
              Книжка называется
             "Спящая красавица"

2 реб.   Книжка – это не игрушка,
             Это – лучшая подружка!
           Береги её, малышка:
             Обо всём расскажет книжка!

3 реб.   В библиотеке для ребят, 
            На полках книги в ряд стоят. 
                  Бери, читай и много знай, 
                Но книгу ты не обижай. 
                Она откроет мир большой, 
                  А если сделаешь, больной 
                       Ты книжку – навсегда 
                  Страницы замолчат тогда.

4 реб.             Приходит книга в дом любой.
                        Коснись её страниц,
                        Заговорит она с тобой,
                        Про жизнь зверей и птиц.

                           Увидишь ты разливы рек,
                        Услышишь конский топот,
                        Придут к тебе и Чук, и Гек,
                        Тимур и дядя Стёпа.

                         Ей вьюга злая не страшна,
                        И не страшна распутица,
                        С тобой беседует она,
                        Как умная попутчица.

                         Ну, а взгрустнется вдруг,
                        Не огорчайся слишком:

                        
Как самый лучший верный друг,
                        Развеет скуку книжка.

Заведующий:   

Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека. Тема нашего общего собрания «Папа, мама, я – читающая семья!»

СЛАЙД   2

Старший воспитатель:   

Нашу встречу я начну с  эпиграфа

                                                         «Чтение – это окошко, через которое дети

                                                          видят и познают мир и самих себя»

                                                                                                В. А. Сухомлинский.

Каждая семья  мечтает вырастить читающего ребёнка. Важно обратить  свои родительские усилия на формирование у детей интереса к чтению и книге.

Повестка собрания. 

  1. Практические советы «О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка»
    Выступление родителей с опытом  

                                                                                  воспитатель А. А. Устименко

                                                                                                                Т.Г. Полева

2. Викторина «Знаете, ли Вы детские произведения?» (с участием родителей)

                                                                                        воспитатель Л.Б. Марцун

3. Ознакомление с проектом «Создание поэтических, музыкальных сборников   по авторским стихам детей и родителей».

Знакомство родителей-гостей с авторским творчеством родительниц-поэтесс (чтение стихов, исполнение песен)

                                                                            старший воспитатель Е.В. Гутова

4. Игровая пауза «Подбери рифму».  Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать   

                                                                                   воспитатель  О.В. Коваленко

5. Примеры использования детских произведений в режимных моментах ДОУ (видеозапись)

     старший воспитатель Е.В. Гутова

6. Практическое задание «Придумай движения к тексту» (с участием родителей)

        музыкальный руководитель Е.П. Лебедева

7. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

                                                                      воспитатель Л.Н. Виткалова

                                                               старший воспитатель Е.В. Гутова

                                                                                      заведующий И.Н. Ковалева                                            

                                                                   

СЛАЙД  3

Предлагаем вам  небольшую разминку, которая называется «Собери квадрат». Правила:  у вас на столах лежат части от квадрата. Возьмите каждый по одной части, и не общаясь друг с другом соберите квадрат. Нельзя подсказывать движениями рук, взглядом, мимикой (собирают квадрат).

Уважаемые родители ответьте, какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания? (высказывание родителей).

Почему вам было трудно выполнить это задание, вам расскажет наши воспитатели.

СЛАЙД  4

Воспитатель 2 младшей группы:

Практические советы:  «О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка»

         Роль общения в жизни человека велика. Общение — это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности? Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать начинает складываться начитанность, в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.

Дошкольный возраст благоприятен для воспитания вдумчивого чтения, потому что ещё нет гонки за сюжетом, свойственной подросткам, а есть внимание к подробностям и слову.

Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.

Выступление родителей с опытом работы

Воспитатель старшей группы: 

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки. Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы.

Очень любят дети повторное чтение. Повторное чтение тренирует память и развивает речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки. Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей.

При беседе с ребенком необходимо стараться избегать критических замечаний относительно самого чтения и не задавать вопросов типа: «Что тут главное?», «Какова основная мысль рассказа?». Этими вопросами родители перешагивают через хрупкий момент личностного восприятия, нажимая сразу на понимание. Лучше спросить ребенка: «Что или кто тебе понравился или не понравился и почему?», «Какой цвет или запах может быть у этой сказки, стихотворения?», «Какую ты здесь услышал музыку?». Ребенок раскроет вам свои чувства, и вы постарайтесь тоже ответить.

СЛАЙД 5

Воспитатель средней группы:

Уважаемые мамы и папы Ваши дети хорошо знают сказки, но нам хотелось бы узнать, насколько хорошо их знаете Вы.

Викторина с родителями по детским произведениям

Задание№1. Сказочная одежда.

Какому сказочному персонажу принадлежит эта одежда?

1. Этот добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит из сказки Корнея Ивановича Чуковского)

2. Какой персонаж многих русских сказок ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные? (Дед Мороз)

3. У кого из сказочных красавиц был наряд из лягушачьей кожи? (У Василисы Прекрасной из сказки «Царевна - лягушка»)

4. «На ней было синее платье, но так как синей материи у неё, видно, не хватило, она вшила в него кое-где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один – коричневый, а другой – черный». Как зовут модницу? (Пеппи Длинный чулок из сказки Астрид Линдгрен)

Задание №2. Сказочные головные уборы.

1. Какой герой «вместо шапки на ходу   он надел сковороду» (Человек рассеянный из стихотворения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный»)

2. Из чего был сделан колпачок Буратино в сказке Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино»? (Из старого носка папы Карло)

3. Какому известному весёлому коротышке принадлежала голубая шляпа? Он с ней никогда не расставался, даже когда полетел на Луну. (Незнайка из произведения Николая Николаевича Носова)

4. Помните сказку Эдуарда Николаевича Успенского «Трое из Простоквашино»? Что подарил кот Матроскин почтальону Печкину после того, как Шарик сделал в его шапке – ушанке дырочки? (Бескозырку)

5. Эту девочку прозвали по названию головного убора, который она носила…(Красная Шапочка из одноименной сказки Шарля Перро)

Задание №3. Сказочные аксессуары.

1. У кого из сказочных героинь вместо заколки месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит? (У прекрасной царевны Лебеди из произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»)

2. В сказках чудеса совершают не только сказочные герои, но и сказочные вещи. Назовите главный атрибут – аксессуар всех чародеев и фей? (Волшебная палочка)

3. Кому принадлежит эта вещь?

«Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело».

(Царице-мачехе в произведении А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

4. Из какого камня сделана знаменитая шкатулка, которую придумал уральский мудрец Павел Петрович Бажов? (Из малахита)

СЛАЙД  6

Старший воспитатель:

Ознакомление с проектом «Создание поэтических, музыкальных сборников по авторским стихам детей и родителей»

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?». Стихи для детей писали многие русские поэты, считая, что литература, в первую очередь должна выполнять образовательную и воспитательную функцию. Принято считать, что детская поэзия довольно примитивна по форме и содержанию. Однако этот литературный жанр является одним из самых сложных. Ведь до маленького читателя нужно не только донести смысл произведения, но и придумать ему такую эмоциональную окраску, чтобы стихотворение стало не просто рифмованным повествованием, но и помогло найти ребенку ответы на интересующие вопросы. Именно поэтому, следует максимально точно и объективно рассказать детям о том, как детские стихи создаются, что нужно учитывать в течение этого процесса. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. А если ребенок увидит, как создаются стихотворные строки на его глазах наглядно, познакомится с близкими знакомыми людьми, которые сами пишут стихи и являются поэтами, то возможно, что в ребенке откроется поэтический талант. Он сможет свободно и легко общаться с окружающими. Написание стихов – это навык, который можно и нужно развивать. Поэтому мы решили разработать   проект «Создание поэтических, музыкальных сборников по авторским стихам детей и родителей».

Цель проекта: издание стихотворных и музыкальных сборников для детей с авторским участием поэтов; создать условия для развития творческого потенциала детей.

Задачи:

Подбор авторских текстов детей и родителей ДОУ, создание иллюстраций к сборникам воспитанниками ДОУ;

Вовлечение в поэтическое творчество новых участников;

Организация мини-библиотеки «Авторские стихи детей и родителей ДОУ»

Участники проекта: родители, воспитанники, педагоги

В проект запланированы и  включены следующие мероприятия:

-        Музыкально-литературные гостиные с участием авторов – поэтов (одна встреча у нас уже состоялась с Т. Яковлевой);

-        Выставки  семейных фотографий:

                                                              «Вместе с книгой я расту».

                                                             «Библиотеку сам я создаю».

-          Совместные рисунки «Краски прочитанной книги».

-          Экскурсия совместно с родителями в сельскую детскую библиотеку  

-          Конкурс «Читающая семья»

-          Акции: «День без телевизора», «Книга в каждый дом». 

Сейчас нам бы хотелось представить вашему вниманию первые результаты данного проекта.  В летней период  с детьми старшего возраста прошла литературно-художественная встреча с поэтессой Т. Яковлевой. В сентябре воспитанники подготовительной группы совместно с родительницами-поэтессами Н. Михайловой, Т. Яковлевой участвовали в вечере - встрече «Мы пишем для детей» в районной библиотеке г. Тимашевска. В совместной деятельности воспитателей и детей старшего дошкольного возраста были созданы сборники стихов с иллюстрациями.Они представлены на выставке. Кроме этого наш музыкальный руководитель  Е.П. Лебедева, подобрала музыкальное оформление к нескольким стихам.

СЛАЙД    7 (8)

Дети исполняют авторскую песню (стихи родительницы-поэтессы Т.Яковлевой, музыка музыкального руководителя Е.П. Лебедевой)

Родительницы-поэтессы выступают со стихами.

СЛАЙД   9

Воспитатель подготовительной группы:

В ходе реализации данного проекта нами апробирована развивающая умение детей рифмовать игра. Дети подготовительной группы с огромным удовольствием освоили ее, и даже научили играть в нее младших школьников Тимашевской школы № 1 при посещении районной библиотеки. Теперь нам бы хотелось и вас научить играть в эту игру.

Игра «Подбери рифму»

С участниками собрания проводится тренировка с подбором рифмующихся окончаний в предложении. Далее задание усложняется, и гости составляют четверостишия на примере ведущего.

Сегодня интерес к чтению в России неуклонно снижается, утрачиваются навыки чтения и письма, уходят семейные традиции прививать любовь к книге детям с младенчества. Не до чтения сейчас становится все большему и большему количеству российских семей. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг.

Книга сегодня обретает новую роль и, беспокоясь за духовное развитие детей, наши педагоги  осознают первенство книги и считают, что в эпоху информации необходимо противостоять упадку интереса к чтению. Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать –  одна из важнейших задач  нашего  дошкольного образовательного учреждения.

В связи с этим, воспитатели нашего детского сада решили больше внимания уделять организации работы по формированию у детей интереса к книге. Именно книга представляет собой объект эстетического наслаждения, превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена.

Старший воспитатель:

Примеры использования детских произведений

в режимных моментах ДОУ

Художественная литература играет важную роль в развитии малыша. Используя  ее  в режимных моментах,   воспитатели групп  расширяют  кругозор детей, развивают память и внимание,  закладывают основы такого важного качества, как любознательность. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.

        Сейчас для Вас мы проведем «День открытых дверей», вашему вниманию будет представлена совместная деятельность детей и взрослых всех возрастных групп в течение одного дня.

Родителей знакомят с потешками и стихами используемыми педагогами во время кормления, привития КГН, укладывания спать, в период физкультурных занятий, в НОД и т.д. (видеопримеры).

СЛАЙД     9

Музыкальный руководитель: 

Практическое задание для родителей

        Познакомив Вас с теорией, необходимо закрепить на практике полученные знания. Поэтому мы предлагаем Вам поиграть.

Родители делятся на 2 группы. Каждой группе дается стихотворение, по которому необходимо придумать комплекс упражнений. После чего родители демонстрируют результат.

Уважаемые родители! Собирайте свою домашнюю библиотеку! Пусть она будет и не очень большой, но не случайной. Ведь это просто здорово, когда книга имеет свою историю. Иногда стимулом для чтения может стать ваш рассказ о том, при каких обстоятельствах книга была приобретена, как она попала в ваш дом, у кого побывала до того, как заняла свое место на вашей полке. Не разменивайтесь на мелочи – собирайте те книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд. И помните, когда у вас появятся внуки, история этих книг только удлинится, а их ценность повысится! (предложение поучаствовать родителям в оформлении музея-библиотеки в ДОУ «Вместе с книгой я расту»)

СЛАЙД       10

Воспитатель  1 младшей группы:

        В ходе предварительной работы по подготовке нашего собрания «Папа, мама, я – читающая семья» Вам были предложены анкеты для заполнения. Результаты нами обработаны, на слайде представлена диаграмма (воспитатель знакомит с % соотношением).

        Для повышения Вашей родительской компетенции нам хочется поделиться с Вами памятками и рекомендациями «Семья и книга», «Добрые советы, как научить ребенка читать», «Как организовать домашнее чтение», «Развитие читательского интереса у детей».

СЛАЙД    11

Старший воспитатель:

Решения родительского собрания:

1. Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.

2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.

3. Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки.

4. Организовать мини-музей книги. Обновить и пополнить книжные уголки на возрастных группах.

5.  Принять активное участие в реализации проекта «Создание поэтических и музыкальных сборников по авторским стихам детей и родителей ДОУ».

Заведующая:

Спасибо всем! Если вам сегодня было интересно и весело, мы очень рады. Пусть эти игры ещё не раз повторятся в ваших семьях на домашних праздниках; пусть возникнут варианты у тех или иных заданий. И пусть всегда к вам на помощь приходит КНИГА!

Мне хочется, чтобы вы всегда помнили слова Ф.М. Достоевского: «Когда я вижу... как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь».

Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги. Дорогие друзья! Благодарим вас за то, что вы пришли к нам, и надеемся, что мы еще не раз с вами встретимся. До новых встреч!

Используемый материал для конспекта:

1.Родительское собрание по детскому чтению /Сост. Т.Д. Жукова — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007

2.Т. С. Зенина “Родительские собрания в детском саду”.

3.В. Н. Волчкова; Н. В. Степанова “Конспекты занятий во в старшей группе детского сада”.

4.Познавательный журнал «Школа жизни», статья В.Писарук «Как научится писать стихи»

5.Международный образовательный портал Maam.ru  (Родительское собрание «Папа, мама, я – читающая семья!»

6.Информационно-методический портал «Детские сады Тюменской области» Педагогический проект: "Папа, мама, я - читающая семья"

7.«Как сочинить свое стихотворение? Оригинальные детские стихи на любые случаи жизни»  сайт My Partys.ru

                                                                                   

Приложение № 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.

 

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

-         несколько книжных полок;

-         книжный шкаф; 

-         стеллажи с книгами;

-         другое

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

-         да; 

-         нет;

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

-         каждый день; 

-         каждый вечер перед сном; 

-         когда попросит; 

-         иногда.

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

-         да; 

-         нет; 

-         иногда;

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

-         да;

-         нет; 

-         не знаю;

8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

-         да;

-         нет; 

-         не знаю;

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?__________________________________________________________________________________________________________________________

12. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?

да; нет.

Спасибо за сотрудничество!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Приложение № 2        

Памятка для родителей

«СЕМЬЯ И КНИГА»

Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе  и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.

Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том чиcле,  и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства. Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.

Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей. Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку. Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им. Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально. Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

Приложение № 3        

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?

Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

 

  1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
  2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
  3. Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
  4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
  5. Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  6. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
  7. Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
  8. Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
  9. Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
  10. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
  11. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

 

Приложение № 4        

Как организовать домашнее чтение

«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

   К.И. Чуковский

Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.). В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,  и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.

Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

-   Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

-  Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

-   Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

-   Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

-   Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

-   До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

-   Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

-   Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.

-   Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

-  Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Приложение № 5        

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

  1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

  1. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

  1. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

  1. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

  1. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

  1. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

  1. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

  1. Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

  1. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

  1. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

  1. Воспитывайте бережное отношение к книге.

  1. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в общем родительском собрании детского сада.

Тема:

«МАМА, ПАПА, Я – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ!»

Время проведения: 24.10.2014   (пятница)

в 16.00 часов

Место проведения: музыкальный зал.

При себе иметь: хорошее настроение, желание участвовать, сменную обувь (бахилы).

Дети, сотрудники и администрация ДОУ



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №16

муниципального образования Тимашевский район

Протокол №1

общего родительского собрания

по теме: «Папа, мама, я – читающая семья»

от 25.09.2014

х. Беднягина

2014

Протокол №1

общего родительского собрания МБДОУ д/с №16

муниципального образования Тимашевский район

Тема: «Папа, мама, я – читающая семья»

от 25.09.2014

Председатель собрания: И.Н. Ковалёва

Секретарь собрания: Е.В. Гутова

Присутствовало:   45 родителей со всех возрастных групп

                                       

Повестка родительского собрания

1.Вступительное слово заведующего ДОУ - И.Н. Ковалёва                        

Практические советы «О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка»
                                                                                  воспитатель А. А. Устименко

                                                                                                                Т.Г. Полева

Выступление родителей с опытом семейного чтения

                                                                                   Т.А. Скрынникова (подг. гр.)

                                                                                  С.А. Гундарева (2 мл. гр.)                                                                      

2.Викторина «Знаете, ли Вы детские произведения?» (с участием родителей)

                                                                                        воспитатель Л.Б. Марцун

3.Ознакомление с проектом «Создание поэтических, музыкальных сборников   по авторским стихам детей и родителей».

Знакомство родителей-гостей с авторским творчеством родительниц-поэтесс (чтение стихов, исполнение песен)

                                                                            старший воспитатель Е.В. Гутова

4. Игровая пауза «Подбери рифму».  Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать   

                                                                                   воспитатель  О.В. Коваленко

5. Примеры использования детских произведений в режимных моментах ДОУ (видеозапись)

                                                                           старший воспитатель Е.В. Гутова

6. Практическое задание «Придумай движения к тексту» (с участием родителей)

                                                          музыкальный руководитель Е.П. Лебедева

7. Подведение итогов анкетирования родителей. Принятие решения собрания.

                                                                      воспитатель Л.Н. Виткалова

                                                               старший воспитатель Е.В. Гутова

                                                                                      заведующий И.Н. Ковалева

По первому вопросу слушали: заведующую ДОУ И.Н. Ковалёву, в своем выступлении она поблагодарила всех присутствующих родителей за то, что они не остаются равнодушными к своим детям и детскому саду, выбрали время посетить общее родительское собрание. Инна Николаевна ознакомила всех с темой собрания «Папа, мама, я – читающая семья».

Слушали: детей возрастных групп. Они прочли стихи о книгах.

Слушали: старшего воспитателя Е.В. Гутову. Она познакомила всех присутствующих с повесткой собрания. Предложила родителям небольшую разминку «Собери квадрат»

Слушали: воспитателя 2 младшей группы А.А. Устименко. Она дала родителям практические советы «О семейном чтении, его роли в воспитании ребенка». Предложила ответить на вопросы: С какими трудностями встречаются родители при работе с художественными произведениями? Каким видят общение с детьми?

Выступила: родительница подготовительной группы Т.А. Скрынникова, поделилась опытом работы по заучиванию стихов с сыном. Татьяна Алексеевна пояснила, что долгое время читала ребенку стихотворение и не могла понять слышит, воспринимает ли текст ее сын, так как он не проговаривал строки за ней и занимался своими делами. Однако спустя день Алексей пришел к ней сам и рассказал заученное стихотворение самостоятельно с выражением и без подсказок. Татьяна Алексеевна раскрыла рецептом как можно дома в кругу семьи рассказывать сказки, читать наизусть стихи, включая всех членов семьи, а у нее их четверо, сдобовлением кроссвордов, загадок, иногда даже театрализованного перевоплощения.

Выступила: родительница младшей группы С.А. Гундарева, поделилась с присутствующими на собрании родителями умением зарисовывать прочитанные произведения. Привела несколько примеров данной работы с двумя дочерьми, например ее старшая дочь Кристина выпускница подготовительной группы, читая сказку об эльфах, сама смогла понять и нарисовать преломление солнечного света через лупу. Видя как можно самостоятельно дополнять книги рисунками, младший ребенок Оксана невероятно внимательно прослушивает детские произведения и, выполняя рисунок, пересказывает текст маме по своему желанию, часто задает вопросы по содержании прочитанного.

Слушали: воспитателя старшей группы Т.Г. Полеву. Она познакомила родителей с условиями, при которых проходит чтение детских книг. Тамара Григорьевна донесла до присутствующих то, что необходимо вести с детьми диалог-беседу не только о содержании прочитанного, но и знакомить детей с названием, рассказывать об авторе книги для старших дошколят. Воспитатель научила родителей, как правильно формулировать вопрос по прочитанному тексту, чтобы ребенок смог лучше понять произведение.

По второму вопросу слушали:   воспитателя средней группы Л.Б. Марцун. Она рассказала о том, с какими произведениями знакомятся дети на возрастных группах в детском саду. Далее Любовь Борисовна провела с родителями викторину по детским произведениям, в которой необходимо было назвать не только героя, но и автора произведения.

По третьему вопросу слушали: старшего воспитателя Е.В. Гутову. Она познакомила родителей с новым проектом в детском саду «Создание поэтических, музыкальных сборников по авторским стихам детей и родителей», с его целями и задачами, пояснив, что активное участие в нем принимают именно родители воспитанников. Евгения Владимировна рассказала, как возникла идея создания данного проекта, какая работа и мероприятия запланированы в течение года, какие первые результаты имеет детский сад на начало учебного года по реализации данного проекта. Показала выпущенные сборники стихов, иллюстрированные детьми детского сада.

Выступили: дети средней группы с авторской песней (стихи родительницы-поэтессы Т.Яковлевой, музыка музыкального руководителя Е. Лебедевой).

Выступила: родительница – поэтесса Т.Н. Яковлева. Она прочла два стихотворения о природе.

Выступила: родительница – поэтесса Н.А. Михайлова. Она прочла короткие четверостишия о профессиях, представленных в одном из сборников.

По четвертому вопросу слушали:  воспитателя подготовительной группы О.В. Коваленко. Она провела с родителями игру «Подбери рифму», показав как можно развивать поэтическое творчество дошколят. После Ольга Витальевна раскрыла важность воспитания у детей интереса к книгам, к художественному слову в сравнении с телепередачами, которые смотрят зачастую дети целыми выходными и вечерами, игре в компьютере.

Выступила: родительница младшей группы Т.С. Солодовникова с вопросом о том, что можно ли читать детские произведения, используя средства интернета?

Слушали: воспитателя подготовительной группы О.В. Коваленко. Она уточнила возраст ребенка, познакомила с правилами пользования компьютером на примере всех возрастов дошкольников. Ольга Витальевна дала понять родителям, что для ребенка важен сам процесс  общения с книгой.

По пятому вопросу слушали:  старшего воспитателя Е.В. Гутову. Она предложила родителям познакомиться с работой воспитателей возрастных групп детского сада на примере видеоматериалов с использованием детских художественных произведений. Евгения Владимировна разъяснила каждый представленный режимный момент с включением потешек, стихов, сказок используемых педагогами во время кормления, привития КГН, укладывания спать, в период развлечения - драматизации, в занятии.

По шестому вопросу слушали: музыкального руководителя Е.П. Лебедеву. Она провела практическое задание «Подбери движения» для родителей, где предложила обыграть им два четверостишия для детей. Елена Петровна рассказала о наличии в детском саду мини-музея книги, где представлены разные жанры детских произведений, пояснила, что для детей проводятся экскурсии, где рассказывается не только о том, как создаются книги, но и об авторах, иллюстраторах и т.д.

Выступила: родительница младшей группы  В.Т. Воронина, рассказала, что  дома очень много разных детских книг, что не достаточно полок для их хранения. Далее предложила пополнить фонд детской литературы детского сада книгами.

Слушали: заведующую И.Н. Ковалёву. Она поблагодарила родительницу за предложенную помощь и предложила родителям помочь воспитателям в пополнении мини-музея Книги новыми экспонатами.

По седьмому вопросу слушали: воспитателя младшей группы Л.Н. Виткалову, которая ознакомила родителей с результатами анкетирования, дала несколько рекомендаций и предложила раздаточный материал в виде памяток и буклетов («Семья и книга»; «Добрые советы, как научить ребенка читать»; «Как организовать домашнее чтение»; «Развитие читательского интереса у детей»).

Слушали: старшего воспитателя Е.В. Гутову, которая предложила родителям подытожить собрание и вынести по нему решение:

Решение собрания:

1.Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.

2.Каждой семье организовать вечера семейного чтения.

3.Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки.

4.Пополнить мини-музей «Книги» новыми экспонатами. Обновить книжные уголки на возрастных группах.

5. Принять активное участие в реализации проекта «Создание поэтических и музыкальных сборников по авторским стихам детей и родителей ДОУ».

Слушали: заведующую И.Н. Ковалёву. Она поблагодарила всех за участие, за то, что пришли, пожелала творческих успехов детям, родителям и педагогам.

Председатель:                                                                                И.Н. Ковалёва

Секретарь:                                                                                           Е.В. Гутова  

 

 

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Папа, мама и я - читающая семья"

        В связи с тем, что речь в нашей жизни играет важную роль, мы сегодня решили поговорить о развитии речи детей....

родительское собрание на тему "Папа, мама, я - читающая семья"

Родительское собрание в нетрадиционной форме...

Родительское собрание на тему:"Папа,мама,я-читающая семья"

интеллектуальная семейная развлекательная программа...

сценарий родительского собрания- конкурса "Папа, мама, я- читающая семья"

Нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна, Хорошая книга- воспитатель и учитель и др...

Родительское собрание в нетрадиционной форме : Конкурс- викторина Тема «Папа, мама, я - читающая семья.»

Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомы...

Конспект родительского собрания "Папа, мама и я читающая семья"

Конспект родительского собрания "Папа, мама и я читающая семья"...

Сценарий Родительское собрание-конкурс «Папа, мама, я – читающая семья» с использованием ИКТ

Цели:- содействовать воспитанию любви к чтению у дошкольников, приобщению их к семейному чтению;- расширить социальное партнёрство,  способствовать сплочению родительского коллектива и коллектива...