Главные вкладки

    Перспективные планы по подвижным играм в средней группе для детей с ТНР, перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитию
    рабочая программа (средняя группа) на тему

    Казакова Татьяна Леонидовна

    Перспективные планы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pp_podv.igr_v_sr.gr_.docx22.3 КБ
    Файл pp_podv.igr_.docx18.84 КБ
    Файл pp_po_rechevomu_razvitiyu_cherez_di.docx21.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перспективный план

     подвижных игр

    в средней группе для детей

    с тяжелыми нарушениями речи № 3 « АБВГДейка»

    на 2015-2016 учебный год

    Перспективный план

     подвижных игр в средней группе

    ЛИСА В КУРЯТНИКЕ

    Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

    Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

    Правила:

    Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

    Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

    ЗАЙЦЫ И ВОЛК  

    Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

    Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

    Правила:

    Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут.

    Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

    Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей

    У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ  

    Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

    Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит».  Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.

    Правила:

    Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».

    Медведь не может ловить детей за линией дома.

    Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.

    ПТИЧКИ И КОШКА  

    Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

    Описание: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга.  Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.

    Правила:

    Кошка ловит птичек только в кругу.

    Кошка может касаться птичек, но не хватать их.

    Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.

    ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК  

    Задачи: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

    Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.  

    Правила:

    Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

    Перебираться можно только по сигналу.

    Варианты: Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.

    КОШКА И МЫШКА  

    Задачи: Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.

    Описание: Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Этот проход – называется воротами. Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят: «Ходит Васька серенький, хвост пушистый – беленький. Ходит Васька – кот. Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет. Дом неслышно обойдет, притаится Васька – кот. Серых мышек ждет». После слов кошка начинает ловить мышку.

    Правила:

    Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки.

    Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу.

    Кошка может ловить, а мышка убегать после слова «ждет».

    Варианты: Устроить дополнительные ворота, ввести 2 мышек, увеличить количество кошек.

    ЛОШАДКИ  

    Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.

    Описание: Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!». Конюхи с вожжами в руках, бегут к конюшне и запрягают лошадей. Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут. По слову воспитателя «Приехали!» конюхи останавливают лошадей. Воспитатель говорит «Идите отдыхать!». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. По сигналу воспитателя «Конюхи, запрягайте лошадей!» конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2-3 повторений воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню!». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их и отдают вожжи воспитателю.

    Правила:

    Играющие меняют движения по сигналу воспитателя. По сигналу «Идите отдыхать» - конюхи возвращаются на места.

    Варианты: Включить ходьбу по мостику – доске, положенной горизонтально или наклонно, предложить разные цели поездки.

    КРОЛИКИ  

    Задачи: Развивать у детей умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Упражнять в подлезании, в беге, в прыжках на 2 ногах.

    Описание: На одной стороне площадки отчерчиваются круги – клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к ним вертикально привязываются обручи или протягивается шнур. На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа. Между домом и клетками кроликов – луг. Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека. Каждая группа становится в очерченный круг. «Кролики сидят в клетках!» - говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки – это кролики в клетках. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать. Воспитатель говорит «Бегите в клетки!». Кролики бегут домой и возвращаются в свою клетку, пролезая снова в обруч. Затем сторож снова их выпускает.

    Правила:

    Кролики не выбегают, пока сторож не откроет клеток.

    Кролики возвращаются после сигнала воспитателя «Скорей в клетки!».

    Варианты: В каждую клетку поставить скамеечку или стульчик по числу кроликов.

    ГДЕ ПОЗВОНИЛИ  

    Задачи: Развивать у детей слух, внимание и выдержку.

    Описание: Дети сидят по кругу или вдоль стены. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга или перед сидящими. По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Ребенок, находящийся в центре круга, должен не открывая глаз, указать рукой направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, воспитатель говорит «Пора!», играющий открывает глаза. А тот, кто позвонил – поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз.  Затем воспитатель назначает другого водящего.

    Правила:

    Водящий открывает глаза только после слова воспитателя «Пора!»

    Варианты: Раскрутить водящего; вместо звоночка ввести дудочку или другой музыкальный инструмент.

    ПОПАДИ МЕШОЧКОМ В КРУГ  

    Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.

    Описание: Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны, круг можно начертить. Диаметр круга – 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от круга. В руках мешочки с песком. По слову воспитателя «Бросай!», все бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки!» - говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг, игра продолжается. Дети бросают другой рукой.

    Правила:

    Бросать мешочек нужно по слову воспитателя «Бросай!»

    Поднимать по сигналу «Поднимите!».

    Варианты: Вместо мешочков бросать шишки; разделить детей на подгруппы, каждая бросает в свой круг; увеличить расстояние.

    КТО БРОСИТ ДАЛЬШЕ МЕШОЧЕК  

    Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании в даль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета.

    Описание: Дети стоят вдоль стены. Несколько детей, названных воспитателем, становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. Дети получают мешочки 3 разных цветов. По слову воспитателя «Бросай!» дети бросают мешочек вдаль. Воспитатель обращает внимание детей на то, чей мешочек упал дальше и говорит: «Поднимите мешочки!». Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и садятся на места. Воспитатель называет других детей, которые занимают места бросавших мешочки. Игра заканчивается, когда все дети бросят  мешочки.

    Правила:

    Бросать и поднимать мешочки можно только по слову воспитателя.

    Варианты: Поставить ориентиры – кто дальше. Бросать шишки, мячики, копья.

    САМОЛЕТЫ    

    Задачи: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.

    Описание: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

    Правила:

    Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя «Летите!».

    По сигналу воспитателя «На посадку!» - играющие должны возвратиться в свои колонны, на те места, где выложен их знак (поставлен флажок).

    Варианты: Пока самолеты летают, поменять местами флажки, унести на противоположную сторону. Менять ведущих в колоннах.

    НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ  

    Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

    Описание: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».

    Правила:

    Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.

    Каждый раз играющие должны иметь пару.

    Варианты: Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.

    ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ  

    Задачи: Развивать у детей ВНИМАНИЕ, УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА И ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ЗРИТЕЛЬНОМУ СИГНАЛУ. Упражнять детей в беге, ходьбе.

    Описание: Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается флажок какого – либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим, в центре. В руке – 3 цветных флажка, по цветам светофора. Поднимает флажок, дети, имеющие флажок этого цвета бегут по площадке в любом направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются!» - направляются шагом в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2 , и все 3 флажка вместе, тогда все машины выезжают из гаража.

    Правила:

    Выезжать из гаражей можно только по сигналу воспитателя, возвращаться в гараж тоже по сигналу.

    Если флажок опущен, автомобили не двигаются.

    Варианты: Разложить по углам ориентиры разного цвета. На сигнал «Автомобили выезжают», в это время поменять местами ориентиры. Предложить детям вспомнить разные марки автомобилей.

    ЛОХМАТЫЙ ПЕС  

    Задачи: Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

    Описание: Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки, и делает вид что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом. Они тихо подходят к собаке, воспитатель говорит: «Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит – не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим – что же будет?». Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом (встают за черту). Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.

    Варианты: Поставить преграду – скамеечки на пути детей; на пути собаки.



    Предварительный просмотр:

    Перспективный план подвижных игр

    в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи № 3 « АБВГДейка»

    на 2015-2016 учебный год

    Месяц

    1 я неделя

    2-я неделя

    3-я неделя

    4-я неделя

    СЕНТЯБРь

    1.« Мой веселый звонкий мяч» (прыжки)

    2 « Догони мяч»

    (бег)

    3. « позвони в погремушку» (ползанье)

    4 « У медведя во бору»( бег)

    5 «Подбрось – поймай» ( ловля, бросание)

    1. «Цветные автомобили» (бег)

    2 «Лиса в курятнике» (прыжки)

    3 «Позвони в погремушку»

    (ползанье)

    4 « У медведя во бору» ( бег)

    5 « Подбрось – поймай» ( бросание – ловля)

    1 «Зайцы и волк» ( прыжки)

    2 «Самолеты» (бег)

    3 «Пастух и стадо» ( ползанье – лазанье)

    4 «Мой веселый звонкий мяч» (прыжки)

    5 « мяч через сетку» ( бросание)

    1 « Найди, где спрятано?» ( ориентировка)

    2 « Цветные автомобили» ( бег)

    3 « Волк и зайцы» ( прыжки»

    4 « Пастух и стадо» (ползание)

    5 « подбрось – поймай» ( бросание – ловля)

    ОКТЯБРЬ

    1. « У медведя во бору» ( бег)

    2 « Мяч через сетку» ( бросание)

    3 « Мой веселый звонкий мяч» ( прыжки)

    4 « Позвони в погремушку» ( ползание)

    5 «Найди, где спрятано» ( ориентировка)

    1 «Самолеты» ( бег)

    2. «Волк и зайцы» (прыжки)

    3. «Пастух и стадо»( лазанье)

    4 « Сбей булаву» ( бросание)»

    5 « найди и промолчи» ( ориентировка)

    1. « Цветные автомобили» ( бег)

    2. « Лиса в курятнике» ( прыжки)

    3 « Пастух и стадо» ( ползанье)

    4 « Сбей булаву» ( бросание)

    5. « Найди и промолчи» ( ориентировка)

    1 «птичка и кошка» ( бег)

    2. « Серый зайка умывается»

    ( прыжки)

    3. « подбрось – поймай» ( бросание, ловля)

    4 «Позвони в погремушку»  (ползанье)

    5 « Найди,  где спрятано». ( ориентировка)

    НОЯБРЬ

    1 « У медведя во бору» ( бег)

    2 «Лиса в курятнике» ( прыжки)

    3 « Позвони в погремушку» (ползанье)

    4.» Подбрось – поймай» ( ловля)

    5 « Найди и промолчи»  ( ориентировка)

    1 « Ловишки» (бег)

    2 « Зайцы и волк» (прыжки)

    3 « Перелет птиц» ( лазанье)

    4. « Подбрось-  поймай» ( бросание, ловля)

    5 « Найди себе пару» ( бег)

    1. « Птичка и кошка» ( бег)

    2 « Зайка серый умывается»

    ( прыжки)

    3 « Пастух и стадо» ( ползанье)

    4 «Сбей булаву» ( метание)

    5 « Кто ушел?» ( ориентировка)

     1 « Найди себе пару» ( бег)

    2 « Зайцы и волк» ( прыжки)

    3 « Мяч через сетку» ( бросание)

    4 « Перелет птиц» ( лазанье)

    5 « Прятки» ( ориентировка в пространстве)

    ДЕКАБРЬ

    1 «Самолеты» ( бег)

    2 «Лиса в курятнике» (Прыжки)

    3. « Котята и щенята» ( лазанье)

    4 « Сбей булаву» ( бросание)

    5 « Кто ушел?» ( ориентировка)

    1 «Найди себе пару» ( бег0

    2 « Зайцы и волк» ( прыжки)

    3 « Позвони в погремушку» ( ползанье)

    4 «Прятки» ( ориентация)

    5 « Подбрось – поймай» (ловля, бросание)

    1 «Лошадки» ( бег)

    2 « Серый зайка умывается» ( прыжки)

    3 « Позвони в погремушку» ( ползанье)

    4» Прятки» (ориентировка)

    5 « Мяч через сетку» ( бросание)

    1 «Птичка и кошка» ( бег)

    2 « Удочка» (прыжки)

    3. « Подбрось – поймай» ( бросание)

    4 « Пастух и стадо» ( ползанье)

    5 « Кто ушел?» ( ориентировка)

    ЯНВАРЬ

    1 « Птичка и кошка» ( бег)

    2 « Перелет птиц» ( лазанье)

    3 « Мяч через сетку» ( бросание)

    4 « Позвони в погремушку» ( ползанье)

    1 « Самолеты» ( бег)

    2 « Зайцы и волк» ( прыжки) 3 «подбрось – поймай» ( ловля)

    4 « Прятки» ( ориентировка)

    5 « Кто ушел?» ( на внимание)

     (

    1. « У медведя во бору» ( бег)

    2 « Перелет птиц» ( лазанье)

    3 « Найди , где спрятано?» ( ориентировка)

    4 « Ловишки» (бег)

    5 « Сбей кеглю» ( бросание)

    1 « Лошадки» ( бег)

    2 « Позвони в погремушку» ( ползанье)

    3 « Удочка» ( прыжки)

    4 « Подбрось – поймай» ( бросание, ловля)

    5 « прятки» ( ориентация)

    ФЕВРАЛЬ

    1 «Лошадки» ( бег)

    2 «Лиса в курятнике» ( прыжки)

    3 « Ловишки» ( бег)

    4 « Сбей булаву» ( бросание)

    5»Найди и промолчи»

    1 «Найди себе пару» ( бег)

    2 «Позвони в погремушку» ( ползанье)

    3 « Перелет птиц» ( лазанье)

    4 « Мяч через сетку»( бросание)

    5 « Кто ушел?»

    1 «Бездомный заяц» ( бег)

    2 « Котята и щенята» ( ползанье)

    3 « Прятки» ( ориентация)

    4 « Сбей кеглю» ( бросание)

    5 « Самолеты» ( бег)

    1 « У медведя во бору» ( бег)

    2 « Зайка серый умывается» ( прыжки)

    3 « Удочка» ( прыжки)

    4 « Перелет птиц» ( лазанье)

    5 « Найди и промолчи»

    МАРТ

    1 « найди себе пару» ( бег)

    2 « Зайка серый умывается» ( прыжки)

    3 « Перелет птиц» ( лазанье)

    4 «Подбрось – поймай» ( бросание, ловля.)

    5 « Прятки»( ориентация)

    1 « « Лошадки» ( бег)

    2 « Зайцы и волк» ( прыжки)

    3 « Мяч через сетку» ( бросание)

    4 « Позвони в погремушку» ( бег)

    5 « Кто ушел?» ( ориентировка)

    1 « Цветные автомобили» ( бег)

    2 « Лиса в курятнике» ( прыжки).

    3 « Лошадки» ( бег)

    4 « Прятки» ( ориентировка)

    5 « Перелет птиц» (Лазанье)

    1 «Найди себе пару» ( бег)

    2 « Котята и щенята» ( Ползанье)

    3 « Подбрось – поймай» ( бросание, ловля)

    4 « Зайка серый умывается» ( прыжки)

    5 «Найди и промолчи» ( ориентировка)

    АПРЕЛЬ

    1 « У медведя во бору» ( бег)

    2 « Зайцы и волк» ( прыжки)

    3 « Сбей булаву» ( бросание)

    4 « Найди и промолчи» (ориентировка)

    5 « Лошадки» ( бег)

    1 « Птичка и кошка» ( бег)

    2 « Зайка серый умывается» ( прыжки)

    3 « Мяч через сетку» ( бросание)

    4 « Пастух и стадо» ползанье)

    5 « Прятки» ( ориентировка)

     1 « Цветные автомобили» ( бег)

    2 « Лиса в курятнике» ( прыжки)

    3 « Подбрось – поймай» (бросание, ловля)

    4 « Перелет птиц» ( лазание)

    5 « Найди и промолчи» ( ориентировка)

    1 « Найди себе пару» ( бег)

    2 « Зайцы и волк» ( прыжки)

    3 « Ловишки» ( бег)

    4 « Мяч через сетку» ( бросание)

    5 « Найди, где спрятано?» (ориентировка)

    МАЙ

    1 «Позвони в погремушку» ( бег)

    2 « Лиса в курятнике» ( прыжки)

    3  « Бездомный заяц» « (бег)

    4 « Сбей булаву» (Бросание)

    5 « Кто ушел?» ( ориентировка)

    1 « Ловишки» ( бег)

    2 « Птичка и кошка» ( бег)

    3 « Пастух и стадо» ( ползанье)

    4 « Подбрось – поймай» ( бросание)

    5  « прятки» ( ориентировка)

    ! « Цветные автомобили» ( бег)

    2 « Зайцы и волк» ( прыжки)

    3 « Сбей булаву» ( бросание)

    4 «Найди, где спрятано?» ( ориентировка)

    5 « Найди себе пару» ( бег)

    1 « Бездомный заяц» ( бег)

    2 « Самолеты» ( бег)

    3 « Мяч через сетку»(бросание)

    4 « Позвони в погремушку» ( ползанье)

    5 « Найди и промолчи» ( ориентировка)

     



    Предварительный просмотр:

    Перспективный план

     дидактических игр 

    по познавательно-речевому развитию 

    в средней группе для детей

    с тяжелыми нарушениями речи № 3 « АБВГДейка»

    на 2015-2016 учебный год

    Перспективный план дидактических игр 
    по познавательно-речевому развитию детей средней группы

    Название игры. Программные задачи.

    Сентябрь

    «Что где растет?» Актуализировать и дополнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»).


    «Подбери пару». Учить детей подбирать карточки с изображениями одинаковых фруктов, активизировать в речи детей соответствующие понятия.


    «Назови одним словом». Закрепить использование в речи детей обобщающих слов: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».


    «Зоологическое лото». Уточнить названия животных и их детенышей, учить детей правильно произносить соответствующие слова в различных формах и словосочетаниях.


    «Магазин». Актуализация и систематизация знаний детей о материалах, из которых сделаны различные предметы, активизация словаря, развитие мышления.


    «Вчера, сегодня, завтра».
    Формировать у детей временные представления, учить понимать слова «вчера», «сегодня», «завтра».


    «С какой ветки детка?» Активизировать в речи названия деревьев, развивать зрительное восприятие и память детей.


    «Что кому?» Учить детей различать и называть профессии, соотносить с предметами.

    Октябрь

    «Кто быстрее соберет вещи?». Упражнять детей в дифференциации звуков «с» - «ш», развивать слуховое восприятие.


    «Какое небо?» Учить детей составлять его описание, отвечая на вопросы воспитателя, подбирать относительные прилагательные.


    «Угадай, что изменилось». Развивать внимание, зрительное восприятие, речь, формирование у детей умения рассказывать о произошедших изменениях, указывая различные характеристики игрушек и их взаиморасположения.


    «Парные картинки». Организация использования для решения игровой задачи умения детей находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принцип группировки.


    «Как «говорит»...?» Учить детей регулировать силу и громкость голоса, четко проговаривать отдельные звуки, стараться как можно точнее подражать голосу заданного животного.


    «Узнай дерево». Учить детей узнавать деревья по листьям, давать описание листьев, указывая их форму, цвет. Активизировать в речи названия деревьев, понятия связанные с их строением (ствол, ветви, листья, корни).


    «Кто выше?» Активизация в речи детей понятий «вверху», «внизу», «выше», ниже», формирование умения соотносить расположение предметов, развивать наблюдательность, внимание.


    «Кто что слышит?» Упражнять детей в различении звуков, издаваемых разными предметами, учить подбирать слова для их обозначения, обучать использованию в речи конструкций предположения («Я думаю, что...», «Это может быть...»).


    Назови одним словом». Учить детей подбирать обобщающие слова к предложенным группам слов, пояснять принцип выбора единой категории.


    «Одежда». Учить детей использовать в речи обобщающие понятия, давать характеристику предметов одежды и их частей, сравнивать предметы одежды по разным параметрам (назначение, внешний вид, принадлежность).

    Ноябрь

    «Кто у кого». Закреплять у детей правильное употребление в речи названий детенышей животных во множественном числе родительного падежа.


    «Когда это бывает?» Актуализировать знания детей о частях суток, о деятельности людей в разное время суток, учить развернуто отвечать на вопросы воспитателя.


    «Что лишнее?» Учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя вой выбор.


    «Разбери картинки». Учить детей группировать картинки по назначению изображенных на них предметов, использовать в речи обобщающие понятия (одежда, обувь и т.д.).


    «Повтори, как я». Учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.


    «Отгадай и назови». Закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить ребят выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух), учить называть только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть звук «з».


    «Разбери посуду». Учить детей объединять предметы в группы: кухонная, столовая, чайная посуда, закреплять знания о ее назначении.


    «Что в мешочке?». Закрепить правильное произнесение детьми в словах звука «ц», учить их выделять слова с данным звуком, выбирать только предметы, в названии которых есть звук «ц».


    «Где что лежит?» Учить давать характеристику взаиморасположения предметов, используя в речи предлоги («в», «на», «под», «за» и др.), образовывать словосочетания, правильно употребляя существительные. 


    «Наша одежда». Предложить детям рассмотреть одежду, которую сейчас носят дети и взрослые, пояснить ее назначение, вспомнить название частей, назвать цвет и материал, из которого она сделана.


    «Подберем игрушки». Закрепить правильное произнесение детьми звука «ж» в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

    Декабрь

    «Чьи детки?» Закрепить знания детей о домашних животных, их детенышах, голосах животных, упражняться в правильном звукоподражании.


    «Петрушка, угадай, какая у меня игрушка». Учить детей описывать предмет, не называя его, создавая таким образом загадки-описания, развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них, учить вслушиваться в звучание слов,


    «Так бывает или нет? » Формировать умение передавать в речи выявленную непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.


    «Лото». Систематизировать знания детей о транспорте, школе, домашних животных, о семье; активизировать речь детей, упражнять в правильном назывании предметов, учить употреблять соответствующие обобщающие слова.


    «Когда это бывает?» Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.


    «Доскажи словечко». Учить детей продолжать предложение, руководствуясь смыслом начальной фразы, развивать образную речь, внимание.


    «Было - будет». Учить детей правильно строить конструкции прошлого, настоящего и будущего времени, менять форму глаголов в соответствии с заданием.


    «Что за птица?» Учить детей давать описание птиц по плану, составлять простейшие загадки, узнавать знакомых птиц по описанию.


    «Кому что нужно для работы?» Актуализировать и дополнить представления детей о инструментах, орудиях труда, используемых людьми в быту, необходимых представителям различных профессий, учить детей правильно называть их.


    «Кто что делает». Пополнять словарный запас детей, учить называть словами действия, составлять загадки, в основе которых лежит перечисление характерных для загаданного объекта действий.


    «Зачем нужно?» Упражнять детей в правильном произнесении звука «ч» в различных словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).


    «Кто в домике живет?» Использовать знания детей о животных, их жилищах для решения игровой задачи, формировать умение правильно произносить звуки. «Будьте внимательными!»Упражнять детей в произнесении звука «ш» в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

    Январь

    «Отгадай, какой цветок» Учить детей отгадывать загадки о растениях, ориентируясь на описание характерных особенностей цветка, аргументировать свой ответ, находить отгадку среди комнатных растений или на рисунках.


    «Найди своего товарища». Учить детей узнавать, кого загадал воспитатель по описанию одежды, учить самостоятельно составлять описание.


    «Каких животных мы знаем?» Закрепить правильное произнесение детьми звуков «л», «ль» в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).


    «Было, будет». Обсудить с детьми значение слов «сегодня», «вчера», «завтра», учить правильно использовать эти понятия в речи, выбирать нужное слово, заканчивая различные фразы воспитателя.


    «Подбери нужное слово». Закрепить правильное произнесение детьми звука «р», «рь» в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

    Февраль

    «Узнай по описанию». Учить детей составлять описательный рассказ о пернатых по плану, предложенному воспитателем, учить разгадывать загадки-описания


    «Скажи наоборот». Учить детей подбирать слова-антонимы, выступать в роли игроков, водящих и организаторов игры. Развивать вербальное воображение.


    «Подбери похожие слова».
    Развивать у детей слуховое восприятие, учить их подбирать различать близкие по звучанию слова.


    «Придумай предложение». Формировать у детей умение строить распространенное предложение, придумывать предложение с заданным словом, развивать связную речь детей.


    «Съедобно - несъедобно». Упражнять детей в классификации предметов по заданному признаку, развивать логическое мышление, учить детей аргументировать свои ответы.


    «Назови ласково». Учить детей подбирать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами к предложенным словам (тема «Зимняя одежда»), пояснять, кому могут принадлежать предметы одежды, называемые водящим, а кому те, что называют игроки.

    Март
    «Какое время года?» Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания.


    «Угадай по описанию». Учить детей разгадывать и составлять загадки-описания по плану о различных видах транспорта, автомашинах.


    «А что потом?» Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.


    «Кто мы?» Учить детей описывать внешний вид товарищей, составлять и разгадывать загадки-описания, активизировать в речи детей понятия, связанные названием предметов и элементов одежды.


    «Не ошибись». Учить детей различать предметы по материалу, из которого они изготовлены, выявлять и правильно называть такие свойства как: твердый, мягкий, шероховатый, гибкий, жесткий и др.


    «Подумай и скажи». Учить подбирать слова-определения к существительным, описывать состояния природы, предметы. 


    «Какое слово потерялось?» Вызывать у детей интерес к слову, уточнить понятие «слово». Учить детей выделять отдельные слова в предложениях, показать важность соблюдения определенной последовательности слов в высказываниях. 


    «Чудесный мешочек». Развивать у детей тактильные ощущения, формировать умение анализировать их, определять предмет на ощупь. Активизировать в речи детей понятия, связанные с характеристиками предметов, учить использовать конструкции предположения.


    «Скажи как я». Повышать речевую активность детей, побуждать подбирать синонимы к заданным словам, учить внимательно слушать, избегая повторов. Учить детей подводить итоги игры.


    «Что делает?» Предложить детям описать работу дворника, учить подбирать глаголы в соответствии с выполняемыми действиями, активизировать в речи детей понятия, связанные с характеристикой значимости труда дворника.


    «Расскажи сказку». Учить детей располагать картинки с персонажами знакомой сказки в той очередности, в которой они появляются в тексте, сопровождая свои действия пересказом. Развивать связную речь, память, внимание.


    «На что похоже?» Учить детей вслушиваться в звучание слов, выбирать слова сходно- и равнозвучащие, выделять в словах заданные звуки. Познакомить детей с понятием «звук».

    Апрель

     «Когда это бывает?»
    Уточнить и углубить знания детей о временах года, учить давать развернутый ответ, аргументировать свое мнение

     «Кому что нужно?» Закрепление знаний детей о способах питания и рационе диких и домашних животных, активизация в речи соответствующих понятий и речевых конструкций.


    «Повторяй за мной». Учить детей повторять слова, правильно воспроизводя темп, громкость, звучание, ударения, развивать слух, внимание.


    «Выдели слово». Закреплять правильное произнесение детьми определенных пуков в словах, учить выделять из речевого потока слова с данным звуком, развивать фонематический слух.


    «Подбери пару» Учить детей сравнивать и группировать предметы по цвету активизировать в речи детей названия знакомых им цветов и оттенков


    «Где что лежит?» Учить детей составлять словосочетания, характеризующие положение различных предметов в пространстве, учить правильно употреблять в речи предлоги.


    «Скажи по-другому». Формирование у детей умения подбирать с опорой на рисунки эпитеты и синонимы к различным словам, обогащение словаря детей.


    «Наши имена». Закреплять правильное произнесение детьми определенных звуков в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком, развивать фонематический слух, упражнять в произнесение звука «Ш».


    «Выбери предметы». Закрепить правильное произнесение детьми звука «ч» в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком, развивать фонематический слух.

    Май

    «Назови правильно». Упражнять детей в назывании детенышей зверей в единственном и множественном числе (зайчонок - зайчата, лисенок - лисята).


    «Кто быстрее соберет вещи». Упражнять детей в дифференциации звуков «б» - «п», учить выделять эти звуки в словах.


    «Угадай по описанию». Учить детей составлять короткие описательные рассказы об объектах природы, развивать внимание, связную речь, находить сходства и различия.


    «Где это можно купить?» Учить детей использовать свои знания о товарах, продающихся в различных магазинах, для решения игровой задачи, учить правильно использовать в речи названия различных магазинов, товаров.


    «Кто что делает?» Учить детей подбирать глаголы, характеризующие действия кошки, собаки с опорой на сюжетные картинки, расширять словарный запас.


    «Добавь слово». Упражнять детей в употреблении прилагательных в сравнительной и превосходной степени, учить составлять словосочетания с такими прилагательными.


    «Что делает зайчик?» Учить детей характеризовать действия и движения, обозначить их словами. Расширить словарный запас.


    «Кто что слышит?» Развивать слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, волевые качества. Активизировать словарь детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план по окружающему миру в средней группе для детей с ОНР

    Представляю перспективный план по окружающему миру в средней группе на учебный год.Применение удобной табличной формы, содержащей четкое определение задач работы с детьми, позволит педагогическому кол...

    Перспективное планирование коррекционно-образовательной деятельности в средней группе для детей с ОНР.

    Планирование содержит этапы и разделы коррекционно-образовательной работы с детьми с ОНР в средней логопедической группе....

    Конспект и план занятий по зимним подвижным играм в средней группе

    Данный конспект по зимним подвижным играм  может использоваться  как пособие для воспитателей, так и для родителей. Материал создан по программе воспитания и обучения 2От рождения до школы"...

    План – конспект подвижной игры в младшей группе «Зайцы и волк»

    Обучение детей (3-4 года), подвижной игре «Зайцы и волк»...

    Перспективный план ООД по аппликации в средней группы для детей с нарушением слуха

    Перспективный план ООД по аппликации в средней группы для детей с нарушением слуха...