Перспективный план по окружающему миру в средней группе для детей с ОНР
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) по теме

Серебренникова Юлия Сергеевна

Представляю перспективный план по окружающему миру в средней группе на учебный год.Применение удобной табличной формы, содержащей четкое определение задач работы с детьми, позволит педагогическому коллективу обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание малышей в условии ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan.doc409 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Специальный (коррекционный) детский дом № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья»

Перспективный план по окружающему миру

в средней группе

выполнила: Серебренникова Ю.С.

Хабаровск 2011

  1. Продолжать знакомить детей с миром предметов, необходимых для разных видов деятельности: труда, рисования, игры и т.д. Уточнять и активизировать в их речи названия и назначение предметов ближайшего окружения.
  2. Продолжать знакомить со свойствами и качествами предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы (глина, бумага, ткань, металл, резина и т.д.), об их свойствах и качествах.
  3. Дать представление о том, что такое семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Интересоваться тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол, звонить бабушке и т.д.).
  4. Продолжать знакомить с детским домом и его сотрудниками (приглашать их на чаепитие). Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Закреплять знание правил дорожного движения.
  5. Продолжать воспитывать любовь к родному краю; знакомить с названиями улиц, на которых живут дети, рассказывать о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях.
  6. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск (морской флот, ракетные войска и т.д.).
  7. Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Помогать устанавливать простейшие связи между ними (похолодало – исчезли бабочки, жуки). Закрепить представления о сезонных изменениях в природе.
  8. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту на участке детского дома и т. п.)

Тема занятия

Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

литература

Сентябрь

I неделя

От шалости до беды

(беседа)

Дать представления о возможных негативных последствиях неправильных действий. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

П/И «Зайцы и волк» на прогулке

Игра Что можно, а что нельзя»

Л.Л. Мосалова «Я и мир» ст.11

II неделя.

Я – человек (беседа)

Обогащать представления детей о себе и своих сверстниках. Учить различать людей по полу, возрасту.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей

Рисуем человека. (I подгр.)

Обводим по трафарету силуэт человека (II подгр.)

Л.Л. Мосалова «Я и мир» ст.9

III неделя.

«Осень золото роняет»

(экскурсия в осенний парк)

Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Продолжать учить различать некоторые лиственные деревья. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой. (I подгр.)

Продолжать учить узнавать времена года – осень с помощью сюжетных картинок. (II подгр.)

 Д/И «Осенний наряд земли»

Собираем букет из  красивых листьев.

Обводим и раскрашиваем осенние листья. (II подгр.)

А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!»

Ст. 29

IV неделя.

«Деревья и кустарники на участке детского дома»

Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы. . (I подгр.)

Продолжать учить различать желтые, красные, желтые, зеленые цвета в природе. (II подгр.)

Беседа «Какие растения есть на участке детского дома»

Игра «С   какого дерева листок»

О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» ст. 44.

Октябрь

I неделя.

«Что нам осень принесла»

Расширять представление детей об овощах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов. . (I подгр.)

Учить называть овощи, различать их по внешнему виду. (II подгр.)

Д/И «Собери урожай»

Игра «Узнай на вкус»

О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»

ст. 8

 II  неделя

Фрукты на прилавках магазинов»

Расширить представление детей о фруктах и садовых ягодах. Продолжать учить различать их по внешнему виду. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода. . (I подгр.)

Учить различать и называть фрукты. (II подгр.)

Игра «Угадай, что съел?»

Игра «Разложи правильно»

А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!»

Ст. 48

III неделя.

«В лес за грибами и ягодами»

Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей. Познакомить детей с некоторыми свойствами древесины. Расширять представления детей о лесных грибах и ягодах. Продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания. Учить быть осторожными с незнакомыми объектами. Воспитывать бережное отношение к природе. Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира. (I подгр.)

Продолжать учить называть ягоды на картинках. (II подгр.)

Игра «Четвертый лишний», «Кто больше назовет»

 Игра «Собери грибы и ягоды»

А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!»

Ст. 34

IV неделя.

«Игрушки заболели»

Учить оказывать элементарную помощь заболевшему. Побуждать проявлять чувство милосердия, оказывать внимание, помощь. Продолжать учить договариваться, устанавливать  неконфликтные отношения со сверстниками. (I подгр.)

Продолжать формировать знание детей об игрушках, закреплять умения узнавать предметы на картинках. (II подгр.)

Игра «Телефон»

С/Р игра «Больница»

Мосалова Л.Л.

«Я и мир»

Ст.21

Ноябрь

I  неделя .

Советы Айболита (беседа)

Способствовать  воспитанию у детей бережного отношения  к своему здоровью. Развивать у детей умения заботится  о своем здоровье, воспитывать чувства заботы о больном товарище.

С/Р игра «Больница»

О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» ст. 74

II  неделя

«Мы идем в магазин»

Совершенствовать  представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам. Воспитывать вежливость и доброжелательное отношение к окружающим. (I подгр.)

Продолжать учить понятиям «одежда», «Обувь» (II подгр.)

Д/И «Магазин» (Л.В. Артемова «Окружающий мир в дидактических играх» ст. 51)

Игра «Что продается в магазинах…»

А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!»

Ст. 44

III неделя.

«Улица полна неожиданностей»

Расширить  представления детей о правилах поведения во дворе и на улице. Учить детей видеть все то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.

Рассматривание иллюстраций на тему: «Правила дорожного движения»; Отгадывание загадок.

Д/И «Светофор»

А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!»

Ст.19

IV неделя.

Готовимся встречать гостей

Воспитывать вежливость. Учить в различных ситуациях договариваться, избегать конфликтов со сверстниками. Продолжать наводить порядок в группе, правильно сервировать стол к празднику. Способствовать развитию диалоговой речи. (II подгр.)

Продолжать учить различать понятие «Посуда» (II подгр.)

Чтение К. Чуковского «Федорино горе

»

Д/И «Накорми куклу Катю»

Мосалова Л.Л.

«Я и мир»

Ст.20

Декабрь

I неделя.

Зима в городе

Расширить представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно. Учить анализировать, сравнивать, делать выводы. Развивать способность к наблюдению.

Отгадывание загадок. Составление рассказа по картине на тему «Зима в городе»

Д/И «когда это бывает»

А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!»

Ст.59

II  неделя

«Зимующие птицы»

Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах.

Составление рассказа о птицах. Разгадывание загадок.

Игра «Кто как кричит»

О.Ф. Горбатенко « система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

III неделя.

«Мир комнатных растений»

Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.

Трудовые поручения в уголке природы.

Рассматривание иллюстраций комнатных растений.

О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» ст. 35

IV неделя.

«Наш друг – Дед Мороз»

Создать у детей атмосферу праздничного настроения. Развивать у детей мышление, фантазию, творческое воображение. Воспитывать любовь к русским народным традиционным праздникам. Тренировать терпимость, умение хранить свои секреты и бережное отношение к чужим секретам.

Заучивание стих-ий о Новогоднем празднике.

Рассматривание новогодних игрушек, мишуры.

Обводим по трафарету елочку (II подгруппа)

Рисуем новогодние игрушки.

(I подгруппа)

В.Н. Волчкова

Ст.161.

Январь

I  неделя

Зимушка-зима

(обобщающая беседа о зиме)

Развивать обобщенные представления о зиме как времени года, ее существенных признаках, активизировать наблюдательную деятельность; поддерживать познавательные интересы к природе; воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.

Рассматривание иллюстраций о зиме.

Составление  описательных рассказов (I подгр.)

Игра «Когда это бывает?»

О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»

Ст. 61

II  неделя

«Обитатели птичника»

Уточнить и расширить представления о домашних птицах. Учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Загадывание загадок о домашних птицах.

Рассматривание книг про петуха, гуся, курицу.

А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!»

Ст.74

III неделя.

Беседа о домашних животных

Расширить представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Д/И «Где чей хвост».

Чтение русских народных сказок о домашних животных.

Раскрашивание домашних животных. (I подгруппа)

Обводим по трафарету силуэты домашних животных (II подгр.)

О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» ст. 18

IV неделя.

Беседа о жизни диких животных в лесу.

Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным

Д/И «Чьи следы»

Театрализация  русских народных сказок о диких животных

Игра «Кто где живет?» , «Где чей малыш»

О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» ст. 20

Февраль

I неделя.

Профессия – продавец

(беседа)

Расширять представления детей о труде взрослых, о его необходимости и общественной значимости. Развивать желание выполнять трудовые поручения. Учить доводить начатое дело до конца.

Игра «Что делает?»

Экскурсия в универмаг.

Игра «Магазин»

Рассматривание иллюстраций о профессиях

Т.В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях»

Ст. 17

Серия демонстрационных картин «Мамы всякие нужны» Нищева.

II  неделя

Профессия - почтальон

Расширять представления детей о труде взрослых, о его необходимости и общественной значимости. Развивать желание выполнять трудовые поручения. Учить доводить начатое дело до конца.

Составление рассказа по картине на тему «Почта»

Игра «Почта»

Разучивание стихотворений.

Т.В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях»

Ст.39

Серия демонстрационных картин «Мамы всякие нужны» Нищева.

III неделя.

Транспорт

Закрепить знания о видах транспорта и их значений. Повторяют правила дорожного движения и сигналов светофора. Углубляют знание правил пользования общественным транспортом.

Игра «Светофор»

Игра « подбери груз к машине»

И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ»

ст. 95

Л.В. Артемова «Окружающий мир» ст. 48

IV неделя.

Профессии на транспорте

Знакомство с профессией летчика

Познакомить детей с профессиями летчика. Обогатить речь соответствующей лексикой (трап, шасси, штурвал, иллюминатор, аэропорт). Воспитать в детях чувство уважения к труду.

Игра «Назови профессию»

 Заучивание стихотворение «Моряк» В. Степанов»

Обводим по  силуэт корабля (II подг.)

 Рассматривание иллюстраций о водном транспорте.

,И. Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина

Ст. 142

Органы дыхания человека (беседа)

Создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье.

Упражнения на дыхания

Игра «Что полезно, что вредно для органов дыхания»

О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»

Ст.56

Март

I неделя.

«В окно повеяло весною….»

Расширить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи.

Наблюдение на прогулке за весенними признаками весны.

Загадывание загадок на тему весна.

Рассматривание картин на тема весна.

А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!»

Ст. 82

II  неделя

Наш дом. Наша семья.

Уточнить и систематизировать знания детей о семье, познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи.

Заучивание стих. Про маму, бабушку.

С/Р игра  «Семья»

Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова

Ст. 70

III неделя.

Весенние цветы

Закреплять и систематизировать знания детей о весенних цветах. Уточнить, из каких частей состоит цветок: стебель, корень, листья, соцветия; как размножаются цветы, почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе.

Заучивание

Стихотворение А. Майкова «Подснежник-цветок»

Игра «Собери букет» Л.В. Артемова «Окружающий мир» ст. 42

Л.Г. Селихова  «Ознакомление с природой»

Ст. 137

IV неделя.

Комнатные растения

Создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага) побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.

Уход за растениями в уголке природы.

Рассматривание комнатных растений в уголке природы.

О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»

Ст. 53

Апрель

I неделя.

Дикие животные весной.

Закрепить знания детей о диких  наших лесов: о местах их обитания;  чем питаются; название животных и их детенышей.

Рассматривание иллюстраций «Лиса с лисятами»

«Волк с волчатами»

Игра «Ты, чей малыш?»

Обводим по трафарету  силуэты  живот.

О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова

Ст.161

II  неделя

Домашние животные

«Обитатели скотного двора»

Уточнить и закрепить знание детей о домашних животных села, об их назначении  и пользе для человека. Воспитывать любознательность.

Загадывание загадок про домаш. животных.

Игры с игрушками (дом. жив)

Обводим по трафарету силуэты дом. жив. (II подг.)

А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!»

С т. 67

III неделя.

Перелетные птицы

Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название перелетных птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц.

Игра «Кто как кричит»

Составление описательного рассказа (I подгр.)

Игра «Четвертый лишний»

Л.Г. Селихова  «Ознакомление с природой»

Ст. 82

Л.Н. Арефьева ст. 24

IV неделя

Насекомые (обобщающая беседа о насекомых)

Способствовать расширению и обобщению представлений детей о насекомых (внешний вид, повадки, простейшая связь с животным и растительным миром, польза, отношение человека к насекомым).

Наблюдение на участке за появлением насекомых .

Рисуем бабочку (I подгр.).

Обводим силуэт бабочки ( II подгр.).

О.Ф. Горбатенко « система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

Ст.70

Май

I неделя.

Наш родной город

Продолжать знакомить с историей родного города и его достопримечательностями. Вызвать интерес к традициям города и людям, прославившим его. Воспитывать чувство уважения к малой родине.

Экскурсия по микрорайону. Заучивание стихотворений о родном городе.

Просмотр телепередач про Хабаровск

Л.Л. Мосалова «Я и мир»

Ст.63

II  неделя

Знакомимся со светофором и пешеходным переходом.

Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения, светофором, пешеходным переходом.

Экскурсия к светофору

Игра «Светофор»

Л.Л. Мосалова «Я и мир»

Ст. 15

III неделя.

Лето. Цветы на лугу

Обобщить и систематизировать знания детей о времени года – лето, называть характерные признаки.

Экскурсия в парк.

Игра «Когда это бывает?»

Е. В.  Кузнецова, И.А. Тихонова

Ст. 88

IVнеделя.

Кому нужна вода

(проблемно-этическая беседа)

Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значения воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду

Проведение опытов с водой (вкус, зпах)

Рассматривание иллюстраций о воде.

О.Ф. Горбатенко « система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

Ст.43

Используемая литература

  1. Л.Л. Мосалова «Я и мир» Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Детство-Пресс. 2009г.
  2. А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!»
  3. Л.Г. Селихова  «Ознакомление с природой» Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет. Мозайка-Синтез.2006г.
  4. О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» Учитель, 2008г.
  5. О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова «Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду», Академия Развития, 2009 г.
  6. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий» ТЦ Сфера, 2001. 112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по окружающему миру в старшей группе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11852751","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 360px; height: 480px;","width":"360"}}]]...

Перспективный план по окружающему миру в старшей группе

Перспективное планирование по ознакомлениюс окружающим миром в старшей группе...

Перспективный план по окружающему миру в старшей группе.

Частное общеобразовательное учреждение «Свято Никольская начальная школа города Михайловска» Перспективный план по окружающему миру в старшей группе ...

Перспективный план по окружающему миру в старшей группе

Уточнять и активизировать в речи детей названия разнообразных предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов...

Перспективный план по окружающему миру в подготовительной группе.

Перспективный план предназначен для организации образовательного процесса в подготовительной группе....

Перспективный план по окружающему миру для старшей группы

Планирование работы по ознакомлению с окружающим миром...