Презентация "Народная чувашская культура"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Пирюшова Наталья Ивановна

  Формирование целостного представления  о культуре чувашского народа.

Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuvashskaya_narodnaya_kultura.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народная чувашская культура Разработала : Музыкальный руководитель С/П д.с «Берёзка» ГБОУ СОШ с.Орловка Кошкинского района,Самарской области. Пирюшова Наталья Ивановна

Слайд 2

История и культура чувашского народа Чуваши (самоназвание - чăваш ) - коренное население Чувашской Республики. Чуваши подразделяются на две субэтнические группы - северо-западных ( вирьял , "верховые") и юго-восточных ( анатри , "низовые"), имеющих свои культурные и диалектные отличия. Численность чувашей в Российской Федерации составляет 1773,6 тыс. человек (1989 г.) Самарской и Ульяновской областях - 116 тыс. человек. В 1551 году чуваши вошли в состав России, после чего началась их активная христианизация. К середине XVIII века они в основном были обращены в христианство. В июне 1920 года чувашский народ обрел государственность в виде Чувашской автономной области, а с 1992 года официальное название - Чувашская Республика . Письменность на чувашском языке появилась во второй половине XVIII века на основе русского алфавита. Новая чувашская письменность создана в 1871 году чувашским просветителем И. Я. Яковлевым .

Слайд 3

Чувашский язык По своей фонетической структуре чувашский язык занимает особое место среди тюркских, являясь единственным живым языком булгарской ветви. Входит в Волжско-Камский языковой союз. Значения слов Семья - çемье , Мама - аннé ; мамочка - аннеçĕм ; (мой) отец - атте ; родители - атте -анне; бабушка (со стороны матери) - кукамай (букв. «мать рода»); бабушка (со стороны отца) - асанне (букв. «старшая мать»); дедушка (со стороны матери) - кукаçи (букв. «отец рода»); дедушка (со стороны отца) - асатте (букв. «старший отец»); дети – ачас é м; сын – ывăл ; дочь – х ĕ р; брат (старший) - пичч é ; брат (младший) – шăллăм ; сестра (старшая) – апп á ; сестра (младшая) – йăмăк

Слайд 4

Духовная культура Мифология Согласно чувашской мифологии, мир состоит из трёх частей: верхний мир, мир людей (средний мир) и нижний мир. Каждая часть имела несколько слоёв: три слоя в верхнем, один в мире людей, и ещё три в нижних мирах. Земля, согласно мифам, квадратная, причём чуваши живут в её центре. Имеется культ «священного дерева», («древа жизни»), которое поддерживает небосвод посередине. С четырёх сторон, по краям земного квадрата, небосвод стоит на четырёх столбах: золотом, серебряном, медном и каменном. На верхушке столбов располагаются гнёзда, в них по три яйца, на яйцах — утки. В каждом углу Земли чуваши помещали богатырей- защитников.Берега земли омывает океан, причём волны постоянно разрушают берега. Считалось, что конец света наступит, когда край земли дойдёт до чувашей.

Слайд 5

Религии и верования До присоединения к Русскому государству чуваши были язычниками. В язычестве их существовала система многобожия с верховным богом Турă , а также анимизм — вера в одушевлённость природных объектов. Боги делились на добрых и злых . Цикл аграрно-магических обрядов начинался с зимнего праздника « Сурхури », потом наступал праздник почитания солнца « Çӑварни » (Славянская масленица), затем — весенний многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам — « Мăнкун » (который впоследствии совпал с христианской Пасхой).

Слайд 6

Свадьбы у чувашей праздновались в основном весной перед Çимěк или летом от Петрова до Ильина дня. Общественные поминки всем предкам совершались на третий день Пасхи, в « Çимěк ». В ноябре—декабре месяц поминовения и жертвоприношений совпадал с началом года по чувашскому лунно-солнечному календарю.

Слайд 7

Земледелие Древние предки чувашей обладали навыками земледелия. Они сеяли пшеницу, ячмень, просо, горох, полбу, чечевицу, коноплю, лён, рожь на своих землях, используя трехпольную систему. Это значит, что одну часть поля засевали яровыми культурами, вторую часть засевали озимыми культурами, а третью часть просто вспахивали, не засеивая, — она отдыхала Животноводство Животноводство остается ведущей отраслью сельского хозяйства республики. В хозяйствах Чувашии выращивают крупный рогатый скот, свиней, овец, птиц. В некоторых хозяйствах сохранилось коневодство. В структуре животноводства преобладает крупный рогатый скот, который имеет мясо-молочное направление

Слайд 8

Ремёсла Издревле у чувашей было высоко развито ремесло. Оно выделилось в отдельные отрасли производства, то есть мастера могли зарабатывать себе на жизнь только своим делом и им не надо было выращивать хлеб и скот Ремесленники выплавляли металл, в том числе сталь повышенного качества и изготавливали орудия труда, разнообразные части повозок и телег, замки, гвозди, посуду, украшения, вооружение

Слайд 9

В древности вышивка служила не только украшением одежды, но и оберегом от злых духов. А также для чувашской вышивки характерны удивительные биоэнергетические свойства. По словам чувашских вышивальщиц масмак (налобная повязка) – снимает головную боль, кĕскĕ (нагрудная вышивка) – сердечную, а сурпан – душевную. Видимо поэтому чувашские вышивальщицы живут долго, и до самой смерти сохраняют ясный ум.

Слайд 10

Дом Традиционная изба ( пурт , сурт ) ставилась в центре переднего двора входом на восток и окнами на юг, топилась по-черному глинобитной печью ( камака ) у задней глухой стены. Вдоль стен устраивали нары . Со 2-й пол.XIX в. распространяются жилища среднерусского типа с трехраздельной структурой: изба — сени — клеть. Окна прорубаются в 3 стенах; внутренняя планировка подобна русской: красный угол, коник, лавки по стенам; кухня отделяется перегородкой

Слайд 11

Костюм женский Особый интерес при изучении одежды вызывает комплекс женского чувашского костюма. Традиционная рубашка шилась из белого домотканого холста. Белый цвет был священным для чувашей. Крашенные нити и пряжи использовали в вышивках . Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору дуба. С конца XIX в. стали использовать химические красители , приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей был вытеснен пестрядью.

Слайд 12

Рубашка В основе лежит рубашка (« кёпе ») туникообразного покроя. Способ ношения рубах у «верховых» женщин, как у мордвы-мокши, с высоким подбиранием под пояс

Слайд 13

Накидка Непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун , черситти , а также множество украшений: шитые из монет сюха , май сиххи , нагрудные - ама , шюлкеме , перевязь - тевет , наспинное - пусь хысе , подвески к поясам - сара , к сурпанам - сурпан сякки .

Слайд 14

Передник Рубахи носили с передником, у вирьял он был с нагрудником, украшался вышивкой и аппликацией, у анатри — без нагрудника, шился из красной клетчатой ткани. К поясу спереди и иногда сзади приделываются украшения в виде треугольников, набедренников и т. д. Верхний костюм мужчин и женщин— кафтанообразный « шубор » (« шупар »), запахивающийся на левую сторону, как это вообще характерно для народов Восточно-Европейской равнины. Поясная нательная одежда обоих полов -штаны (« йём ») с широким шагом .

Слайд 15

Головные уборы Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки. К группе покрывал относятся головная повязка ( сурпан ) с перевязью ( масмак ), а также платок ( пус тутри ) с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относится покрывало невесты ( пёркенчёк ).

Слайд 16

Мужской чувашский костюм состоял из длинной, почти до пят, белохолщовой рубахи туникообразного покроя, штанов, скреплявшихся на талии шнурками, халата, носившегося поверх рубахи, шляпы. В повседневности чуваши обувались в лапти с онучами, а состоятельные крестьяне и постоянно имели кожаную обувь. В зимнее время гардероб дополнялся теплой одеждой - шубой, тулупом, меховой шапкой, варежками и валенками. Мужской чувашский костюм

Слайд 17

К чувашским украшениям с монетами, бусами и бисерным шитьем относятся теветь (чересплечная перевязь), сӑрка (подвеска), алка ( серьги ), шӑрҫа , мӑя (шейные наряды), ама , шÿлкеме , сурпан çакки (нагрудные украшения), ҫӗрӗ ( кольцо ), сулӑ ( браслет ), яркӑч ( набедренники ), сарӑ (поясной наряд замужних женщин), çÿç хÿри (нахвостник), ҫӳҫ туни тенки ( накосник ), енчӗк ( кошелечек для зеркала и монет ), тӗкӗр ( поясное зеркальце ) Шюлькеме - древнее украшение сувар - предков чувашского народа. В традиционной культуре древних сувар , которая складывалась тысячелетиями, шюлькеме являлся символом Верховного Бога. В нем заложен большой жизненный смысл: добрая мысль, доброе слово, доброе дело делают добрый мир. Шюлькеме носили на груди, т.к. оно является символом защиты: оберегает от бед, болезней и злых "чар", приносит любовь, счастье и финансовое благополучие.

Слайд 18

В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анатенчи и анатри - крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анатенчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация мини-музея чувашской культуры в детском саду

Чувашский прсветитель И.Я. Яковлев всю систему народного образования строил на основе народной педагогики. По его мнению, как из крестьянской дымной и грязной избы выросла чувашская школа, так и...

Консультация для родителей «Воспитание детей, в чувашской культуре»

Самая древняя наука на Земле - наука о воспитании детей. Этнопедагогика- народная наука о воспитании детей. Она существовала у всех народов нашей планеты, без нее не смог бы выжить и сохраниться ни од...

"Неделя Чувашской культуры"

Неделя Чувашской культуры...

«Становление личности ребенка средствами чувашской культуры»

В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретает воспитание и образование подрастающего поколения на тради...

Фотоотчет "Неделя чувашской культуры"

           Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. З...

Формирование у детей представления о традициях и быте чувашского народа, пробуждение интереса к истории чувашской культуры и традиции

16 декабря 2022 года воспитанники группы «Непоседы» вместе с воспитателями и с родителями посетили Аликовский литературно-краеведческий музей.     Цель...

Неделя чувашской культуры

   В рамках недели чувашской культуры в нашей группе "Нарспи" были проведены мероприятия,целью которых было показать значение родного языка, традиции и истории чувашского на...