Главные вкладки

    «Организация интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально – игровой деятельности».
    статья на тему

    Кукленкова Светлана Николаевна

    Данная статья посвящена вопросу организации интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально - игровой деятельности.

    Ключевые слова: интеграция, театрально - игровая деятельность, дошкольник, огранизация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx25.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Организация интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально – игровой деятельности».

    Кукленкова Светлана Николаевна

    Воспитатель ГБДОУ №16 Колпинского района Санкт-Петербурга.

    Аннотация:

    Данная статья посвящена вопросу организация интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально – игровой деятельности в логике ФГОС ДО.

    Ключевые слова: интеграция, театрально – игровая деятельность, организация.

    Театрализованная игра особый вид деятельности дошкольника, поскольку важное значение в ее возникновении имеет сюжетно-ролевая игра. Сюжетно - ролевая игра является своеобразной платформой, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра. Следует отметить, что оба вида игра развиваются параллельно, но сюжетно – ролевая игра достигает своего пика у детей к 5-6 лет, а театрализованная – у детей 6-7 лет.

    Исследователи (Л.С. Выготский. Д.Н. Леонтьев, Н.А. Ветлугина. Д. В. Менджерицкая. Л.с. Фурмина и др.) считают театрализованную игру (игру-драматизацию) предестетической деятельностью, усматривая в ней источник художественного творчества, а возраст 5-7 лет - наиболее благоприятным (сензитивным) для детского творчества. Д. В. Менджерицкая. в частности видит переход игры-драматизации к искусству в том. что у детей 6-7 лет она часто становится спектаклем. Л.С. Фурмнна считает, что творчество детей в театрализованной игре проявляется в трех аспектах: в создании драматургического материала, в исполнении своего или авторского замысла, в оформлении спектакля. Таким образом, в театрализованной игре (в разыгрывании сюжета с куклой и в игре-драматизации) деятельность детей предстает как творческая художественно-эстетическая деятельность (то есть деятельность в области искусства, живущая по законам красоты), носящая игровой (импровизационный) характер.

    Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников  целесообразно начинать с накопления ими эмоционально - чувственного опыта: развивать интерес и эмоционально - положительное отношение к театрализованной деятельности, начиная с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения.

    Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий.

    1. Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных.
    2. Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве.
    3. Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно - творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых вилах деятельности детей. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

    Прежде чем планировать театрально – игровую деятельность с дошкольником, необходимо обратиться к его возрастным особенностям, в логике развития театрализованной игры.

    Возрастные особенности развития:

    Задачи:

    2 -3 года

    1. Активно манипулирует предметами, при помощи взрослого находит способы их использования.
    2. Действия однообразны и повторяемы.
    3. Эмоционально отзывчив.
    4. Трудно войти в роль.
    1. Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширением контактов со взрослым;
    2. Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).
    3. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
    4. Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

    3 - 4 года

    1. Принимает действия взрослого в качестве образца.
    2.  В самостоятельной игре отражает способы действия, с которыми воспитатель познакомил в течении года.
    3. Может выражать различные эмоции и настроения.
    1. Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения.
    2. Развивать умение следить за развитием действия в играх - драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.
    3. Увлекать детей образным преподнесением художественного материала; фрагментарным обыгрыванием после знакомства со всем произведением целиком.
    4. Учить детей имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, лозой, жестом, движением).
    5. Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой песенкой.
    6. Вызывать желание действовать с элементами костюмов и атрибутами как внешними символами роли.
    7. Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен. сказок.
    8. Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая место для выступления.

    4 -5 лет

    1. Появляется возрастающий, устойчивый интерес к перевоплощению.
    2. Накапливаются интонационно – образные впечатления, развиваются моторно-двигательные и пространственные представления.
    1. Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей).
    2. Проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления), исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных), используя музыкальные. словесные, зрительные образы.
    3. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя бытовые, героические, исторические. фантастические сюжеты: применяя для воплощения образа выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
    4. Побуждать к инициативе и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения: предоставлять детям возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа. Учить детей чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
    5. Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.
    6. Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре.
    7. Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластмассы, пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.

    5 – 6 лет

    1. По мере развития самостоятельности у детей появляются все новые замыслы театрализованных игр и первые оригинальные находки в ролевом воплощении, в оформлении игры.
    1. Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать у них желание попробовать себя в разных ролях.
    2. Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных, смены тактики работы над игрой, спектаклем.
    3. Создавать атмосферу творчества и доверия давая каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.
    4. Учить детей создавать творческие группы  подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.
    5. Учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.
    6. Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.
    7. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

    6 – 7 лет

    1. Дети интересуются театром как видом искусства.
    2. Им доступно понимание того, что искусство театра несет в себе нравственную ценность.
    3. Проявляют самостоятельность в организации театрально – игровой деятельности.
    4. Активно используют средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительность движений).
    5. Способны к оценочным суждениям в процессе анализа сыгранных ролей, просмотренных спектаклей.
    1. Развивать самостоятельность дошкольников в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение. песню для постановки, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли; развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения: учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
    2. Воспитывать любовь к театру.
    3. Воспитывать навыки театральной культуры,  приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов; рассказывать детям о театре, театральных профессиях.
    4. Использовать разные формы взаимодействия детей и взрослых в театрализованной игре.
    5. Способствовать формированию оценочных суждений в процессе анализа сыгранных ролей, просмотренных спектаклей.
    6. Развивать воображение и фантазию дошкольников  в создании и исполнении ролей.

    Список литературы:

    1. Доронова Т.Н. Играем в театр.- Москва: Просвещение, 2004.
    2. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. -Творческий центр «Сфера».- Москва, 2007.
    3. Никитина А.Б. Театр, где играют дети.- Москва: Владос, 2001.
    4. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.- М., 2000.
    5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников.- Москва: Владос, 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речевой творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности

    Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Типовая программа определяет задачи развития языка и речевой деятельности дошкольника как умение формировать ...

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности.

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности....

    Формирование коммуникативных навыков иноязычной речи у дошкольников посредством театрально-игровой деятельности.

    Представленный материал содержит краткое описание опыта работы по теме: "Формирование коммуникативных навыков иноязычной речи у дошкольников посредством театрально-игровой деятельности" и методические...

    Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

    Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...

    Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

    Проект“Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”.Характеристика проекта.1.1 Цель:развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность.Задачи:созда...

    Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность».

    Проект направленный на развитие речевой деятельности...

    Подготовка и проведение театрально-игровой деятельности дошкольников

    Консультация была подготовлена и проведена мной для педагогов дошкольного отделения, что способствовало в дальнейшем более активной деятельности педагогов в этой области в повседнейной работе, участие...