Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей группы компенсирующей направленности.
статья (подготовительная группа) на тему

 

 

Семья, первая общественная ступень в жизни человека и роль семьи в воспитании детей огромна, т. к. она влияет на ребенка, приобщая его к окружающей действительности, посредствам родительского слова, действия. На примере родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания, умения и навыки жизни в обществе, таким образом, формируется основа его мировозрения, усваиваются нравственные нормы поведения, закладывается основа социального «Я». На определенном отрезке времени, ребенок поступает в дошкольное учреждение, что влечет за собой значительные изменения, как в жизни ребенка, так и родителей, это влечет для них  все новое, незнакомое. С этого момента идти ребенку по дороге своего детства становится  труднее, поэтому нужно, чтобы родители обеспечивали ребенку защиту, поддержку, эмоциональный комфорт, учитывая и понимая что именно в детском саду возникают первые трудности, связанные с развитием и поведением ребенка, и труднее, если родители не станут  и не захотят принимать участия в жизни ребенка, своевременно не смогут оказать помощь, тем самым сформировав негативные черты личности, закрепив нежелательное поведение ребенка.

           Работа педагога – психолога важна на всех этапах.

           Основными формами взаимодействия с родителями в группе компенсирующей направленности являются: это консультации и родительские гостиные, также беседы с родителями и информационные уголки, а еще выступления на родительских собраниях и участие в театрализованной деятельности родителей вместе с детьми.

Более глубокое взаимодействие педагога-психолога с родителями  начинается с поступления ребенка в группу компенсирующей направленности. При первой беседе я стараюсь понять отношение родителей к поступлению ребенка в группу компенсирующей направленности,  заполняю анкету  индивидуального развития ребенка. В ходе этой работы устанавливаются доброжелательные отношения родителей с педагогом-психологом. Потом родители приглашаются на консультацию «Адаптация к условиям группы компенсирующей направленности», где они в ходе тренинга получают консультацию.

 На мой взгляд взаимодействие педагога -  психолога с родителями - залог успешной адаптации ребенка. Когда ребенок  приходит в группу компенсирующей направленности ему приходится перестраивать не только привычный образ жизни, но и отношения со взрослыми и детьми, ведь все его друзья остались в другой группе. Некоторые дети тяжело входят в новую обстановку. У других она вызывает сильные переживания, снижение активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье и способностях. Поэтому одним из необходимых условий смягчения трудностей адаптационного периода, является согласованность действий воспитателя, психолога и родителей, соблюдение по возможности одинакового подхода к детям в семье и в детском саду.

      Во время организации гостиных для родителей мы рассматриваем такие темы:

·         «Мы  разные…»

·         «Учимся общаться со своими детьми»

·          «Развиваем память, внимание, мышление у ребенка»

·         «Чем занять ребенка дома?»

·         «Как провести выходные вместе с детьми»

·         «Развиваем мелкую моторику руки»

·         «Поможем ребенку расслабиться»

 

Целью данных гостиных является предоставить родителям возможность получить ответы на  их вопросы, научить новым формам взаимодействия с детьми в повседневной жизни, познакомить с практическими приёмами, успокаивать активного ребёнка, участвовать в играх,  давать возможность высказываться, общаться, расслабляться. В нашей жизни людей многому обучают,  но, как и каким стать родителем - мамой и папой – не учат нигде. Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни так как они считают правильным и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы, папы в жизни бывают моменты, когда они не могут понять своего ребенка, правильно и грамотно оказать ему помощь.  Как помочь родителям почувствовать ребенка и его понять? Как приучать и дисциплинировать? Как наказывать?  В какие игры играть?  На все эти вопросы мы ищем ответы на наших встречах. Родительские гостиные являются тем ценным звеном, которое помогает родителям «доработать» полученные теоретические знания и применить их в практике.

  Во время разговоров в  гостиной тематика со временем меняется. Мы начинаем  обсуждать конкретные  проблемы детей, посещающих группу компенсирующей направленности, а потом переходим к обсуждению собственных проблем и особенностей родителей, мешающих им в общении с ребенком. Родители очень любят посещать гостиные. Иногда мы устраиваем родительские гостиные вместе с детьми. На этих встречах мы с детьми показываем отрывки наших занятий, тем самым учим и показываем как правильно необходимо работать с детьми которые посещают группу компенсирующей направленности.

  Еще одной формой взаимодействия с родителями, являются – информационные уголки. Я здесь периодически размещаю  информацию педагога-психолога на различные  тему, предлагаю комплекс  игр родителей и детей, в которые они могут поиграть дома.

·         «Наблюдатель» Ребенок рассказывает за чем наблюдал в течении дня.

·         «Придумай рассказ по картинке»

·         «Интервью»

·         «Разбери пуговицы» Можно разбирать по цвету и размеру.

·         «Придумай рисунок из счетных палочек»

·         «Аппликация из рваной бумаги»

·         «Рисуем пальчиками»

В нашей группе проходят дни открытых дверей, в эти моменты мы стараемся активно привлекать родителей..

Привлечение родителей в участие театрализованной деятельности помогает сплочать родителей вместе с детьми, решать вместе поставленные задачи, видеть достижения детей, и радоваться успехам вместе с ними.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения данных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования  данных форм в работе с родителями.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon vzaimodeystvie.pdf780.53 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями

Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии  применении их в системе....

Журнал взаимодействия педагогов ДОУ с родителями группы компенсирующей направленности

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» одной из задач, стоящих перед педагогическим коллективом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка»....

Кружок "Любознайки" по лексическим темам.Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности

Кружок "Любознайки" по лексическим темам. Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности...

Клуб-общение "Влияние взаимодействия педагога-психолога с родителями и педагогами на речь и психологическое здоровье детей"

Цель:  выработка внутренней позиции профессиональной деятельности, ориентирующей психологом на построение взаимоотношений с педагогами и с родителями на основе сотрудничества.Задачи:Актуализирова...

Консультация для педагогов . Тема: "Формы и методы взаимодействия педагога-психолога с родителями."

Представлен  алгоритм психолого-педагогической работы с семьей....

Направления и принципы взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ

Взаимодействие с семьей является одной из наиболее сложных сфер деятельности в образовании, поскольку в современных условиях жизни взрослый человек-родитель отдает большую часть времени карьерному рос...

Конспект группового занятия учителя – логопеда и педагога – психолога с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Домашние животные»

В конспекте представлены игры и упражнения  для закрепления  знаний  детей с ОНР о домашних животных и их детёнышах; совершенствования грамматического строя речи....