Кружок "Любознайки" по лексическим темам.Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности
рабочая программа (старшая группа) по теме

Александрова Инна Вячеславовна

Кружок "Любознайки" по лексическим темам. Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_aleksandrova_-_kopiya.docx96.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 85»

План кружковой работы:

«Любознайки»

Составитель: Педагог-психолог Александрова И.В.

Пояснительная записка.

            Современная школа предъявляет серьезные требования к познавательной и личностной сфере ребенка поступающего в первый класс. Познавательная готовность к обучению в школе предполагает относительно высокий уровень развития у детей процессов внимания, памяти, мышления. Обучающийся в школе ребенок должен уметь переключаться с одного вида деятельности на другой, уметь сосредотачивать внимание на разных объектах и видах деятельности, запоминать и воспроизводить учебный материал, решать задачи с элементами классификации, систематизации, обобщения, сравнения и т.д. Всеми этими операциями ребенок-дошкольник овладевает постепенно и относительно медленно. Большое влияние на результат оказывают индивидуальные особенности малыша, условия воспитания и развития, социальное окружение.

            Ускорение процесса интеллектуальной готовности способствуют  развивающие и коррекционные занятия, нацеленные на развитие познавательных процессов с помощью специальных заданий обучающего характера.

          У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

          Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

          В работе с детьми, имеющими речевые нарушения возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

         С этой целью нами был разработан перспективный план взаимодействия логопеда–учителя и педагога–психолога по сопровождению детей коррекционно-логопедической группы.

        Основной принцип организации работы – оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевое нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития,; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми среднего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательною среду ДОУ.

         Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе.

         Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

Цикл  рассчитан на 3 года, занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.  Занятия разделены на две части:  10 минут с детьми работает педагог-психолог, 10 минут учитель-логопед. Занятия проводятся в малых группах (6 -8 человек), что дает возможность видеть каждого ребенка, учитывать его индивидуальные возможности.  

Цикл включает в себя следующие основные направления:

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции сравнения, обобщения, классификации, выделение существенных признаков и т.д.)

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, переключение и т.д.)

- развитие памяти ( расширение объема, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти)

- развитие личностной сферы (воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах,  формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).

Сентябрь

Тема «Детский сад. Игрушки»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

   «Встань первым» Дети встают в колонну друг за другом, ребенок чье имя называет психолог встает первым. Цели: развитие сплоченности.

«В д.с. много игрушек»Психолог показывает детям лист, на котором нанесены друг на друга силуэты игрушек. Цель: развитие внимания.

«Игрушки спрятались»

Дети смотрят и запоминают расстановку игрушек, потом закрывают глаза, затем отгадывают что изменилось? Цель: развитие зрительной памяти.

«Угадай по описанию»

Психолог предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

Волшебные превращение

Описание игры: детям предлагают «превратиться» игрушку.  Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в... (пауза, чтобы дети сконцентрировались) сад... (пауза, каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!» После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта.

Комментарий: взрослый (или ведущий-ребенок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился.

Сентябрь

Тема «Овощи»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

«Ворона»

Программа «Корабль» стр. 59 Цель: сплочение детского коллектива, развитие навыков общения.

«Собираем урожай» Ребенок называет свое слово, при этом повторяет все слова названные до него. Цель: развитие слуховой памяти.

“Узнай, что это за овощ?”

Цель: активизация зрительного внимания и памяти, развитие наблюдательности, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, узнавания и описания предмета по контуру изображению.

«Угадай по описанию»

Психолог предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

“Капуста” (самомассаж ладоней)

Мы капусту рубим, рубим! (Ритмичные удары ребром правой руки по ладони.)

Мы капусту рубим, рубим! (То же левой рукой.)

Мы морковку трём, трём! (Трущие движения ладони о ладонь.)

Мы капусту солим, солим! (Перебирание пальчиками.)

Мы капусту жмём, жмём! (Сгибание и разгибание пальцев рук.)

Сок капустный пьём, пьём! (Поглаживающие движения пальцами одной руки ладони другой и наоборот.)

Октябрь

Тема «Фрукты»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

«Здороваемся необычно».

Психолог предлагает детям поздороваться необычным способом: локтями, кулаками, носами. Цель: позитивный настрой на занятие, сплочение.

 

«Идем во фруктовый сад»

Антипина Е.А. стр 32 Цель: сплочение детского коллектива, развитие навыков общения.

Игра «Что купили?».

Один ребенок покупатель, остальные продавцы. Продавцы закрывают глаза, покупатель убирает один из фруктов, продавцы должны сказать, что у них купили. Цель: развитие внимание, зрительной памяти.

«Он какой?»

Психолог показывает фрукт, дети называют слова признаки. Яблоко (какое?) – вкусное, сладкое, красное, зеленое и.т.

“Лимон”  (расслабление мышц рук)

Я беру в ладонь лимон.

Чувствую, что твёрдый он. (Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена рука.)

А потом его бросаю, сразу руку расслабляю. (Бросить “лимон” и расслабить руку.)

Выполнить это же упражнение левой рукой.

Октябрь

Тема «Сад - огород»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

«Дети по лесу гуляли…»

Антипина Е.А. стр 46

Цель: сплочение детского коллектива, развитие навыков общения.

Упражнение

«Ладонь в ладонь»

Пары прижав ладони, друг к другу, двигаются по группе, в которой установлены различные препятствия. Основная цель -  преодолеть препятствия, не разъединяя ладоней

«Внимание!»

 Если психолог называет фрукт, то дети хлопают в ладоши, если овощ – поднимают руки вверх. Цель: развитие произвольного внимания.

                  «Противоположности»

Ищем слова противоположные по смыслу (и для прилагательных, и для существительных, и для глаголов). Трус-храбрец, шершавый-гладкий, бежать-стоять, мыться-сохнуть, земля-небо, терем-шалаш.

Также можно попробовать найти фразы-противоположности для предложений из известных детских стишков. Например: "В лесу родилась елочка - В поле сломали березку". "Мишка косолапый по лесу идет - Стройный олень стоит среди степи".

Графическое упр. «Корзинки»

Дети проводят линии от овощей и фруктов в корзинки, Овощи складывают в одну корзинку, фрукты в другую.

«Листочки»

Взрослый читает текст и координирует движения ребенка.

- Мы - листики осенние, на веточках сидели (ребенок сидит на корточках).

Ветер дунул - полетели (встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).

Мы летели и летели, и на землю тихо сели (садится на корточки, замирает).

Ветер снова набежал и листочки все поднял (встает, поднимает руки вверх).

Он вертел нас и кружил, и на землю опустил (кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает).

Через некоторое время взрослый просит ребенка потянуться и почувствовать, как он «растет» во время потягивания.

Октябрь

Тема «Осень»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

“Ветер дует …”

Цель: сформировать чувство принадлежности к группе,  преодолевать трудности в общении, формировать позитивное отношение к сверстникам;

       «Насос и мяч» Карелина И.О. стр. 69 Цель: развитие творческого воображения;

Психолог спрашивает, какое время на улице, и предлагает послушать голоса осени (шум дождя, крик птиц, шелест листьев, гром), дети отгадывают, что они слышали. Цель: развитие слуховой памяти внимания.

«Такой листок лети ко мне»

 У детей листья разного цвета и формы, психолог показывает лист и говорит: «Такой листок лети ко мне», ребенок подбегает.  Цель: развитие внимания, зрительное восприятие форм, размера, цветоощущение.

“Кабачок”

(укрепление мышц стопы)

Мы пузатый кабачок положили на бочок. (Сидя на стуле, стопами зажать кеглю, а потом положить её на пол и поставить на неё ступни ног.)

Покатали, покатали и немножечко устали. (Ступнями ног покатать кеглю вперёд-назад одноимённым и разноимённым движением ног.)

Вот какой наш кабачок – зелёненький бочок! (Захватить кеглю стопами, приподнять её и удерживать 5 – 10 сек.)

Октябрь

Тема «Деревья»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

“Прогулка в лес”

Цель: снятие психоэмоционального напряжения;

«Подари Улыбку»

Григорьева Т.С. стр. 43. Цель: активизация внимания, умение ориентироваться в пространстве.

 «Осенний лес»

Взрослый просит ребенка представить, что он превратился в дерево, а затем говорит:

- Летом дерево было зеленым и пышным (ребенок стоит, расправив спину и подняв вверх руки). Но вскоре наступила осень, и дерево стало засыпать. Сначала заснули верхние самые тонкие веточки (держа руки поднятыми, опускает пальцы, а затем кисти рук), потом веточки потолще (сгибает руки в локтях), а затем и самые толстые нижние ветви (опускает руки). Наступила зима. Заснуло дерево до весны (ложится на ковер, закрывает глаза и сохраняет принятую позу до сигнала взрослого).

Дерево — это…

Эта игра развивает мышление, актуализирует опыт ребят, их знания, позволяет взглянуть на один и тот же объект с разных точек зрения.

Ведущий предлагает детям определить, какое значение имеет то или иное дерево для жизни разных животных, людей и т.п. Например: «Для птицы дерево — это…» (варианты ответов ребят: столовая; место для постройки гнезда; место, где она может спрятаться, и т.п.). «Для жука наш дуб — это…» (его жилище; место, где он откладывает личинки, где может найти добычу). «Для художника дерево — это…» (объект для картины, источник вдохновения). «Для усталого путника раскидистое дерево — это…» (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть…). «Дерево для мебельщика — это…» (древесина, из которой можно сделать много разных предметов). «Дерево для зайца — это…» (пища — кора зимой, укрытие). «Дерево для горожанина — это...» чистый воздух; прохлада в зной; «зонтик» от дождя; место для отдыха и т.п.).

Слово «дерево» можно заменять другими словами.

Дети выкладывают 2 дерева из чудо-лепестков Воскобовича и отвечают на вопросы психолога какое дерево больше, а какое меньше и т. д.

“Ветер и листья”

(самомассаж пальцев рук)

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.)

Будем листья собирать. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём, (Вновь загибать пальцы, начиная с мизинцев, на каждую строчку текста.)

Маме осенний букет отнесём. (Потирать ладони друг о друга и по окончании текста выставить вперёд ладони, пальцы развести.)

Ноябрь

Тема «Перелетные птицы»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

“Летают птицы ”

Цель: совершенствование внимания, регулирование поведения, преодоление двигательного автоматизма. Дети двигаются по звук бубна. Внезапно звуки прерываются. Дети должны замереть на месте. Кто пошевелится, выбывает из игры.

«Ворона»

Программа «Корабль» стр. 59 Цель: сплочение детского коллектива, развитие навыков общения.

«Спрячь птичку»

Психолог показывает изображения птиц и говорит, что птички весело резвились на полянке, перелетая с ветки на ветку, но тут появился огромный кот, который мечтает полакомиться птичками, что же делать? (выслушиваются ответы детей) психолог предлагает спрятать птичек, дети подбирают подходящие по форме дверки к домикам, в которых живут птички.

Подвижная игра «Большая птица»

Дети- воробушки свободно летают по комнате, по сигналу: «Большая птица» они занимают свои гнездышки.

Игра «Птенцы»

 Игра проводится в круге. Из участников выбираются «птица – мама» и «птица-папа», они выходят из комнаты. Затем выбираются пять птенцов. В ожидании родителей птенцы опускают голову на руки. Услышав, что родители пришли в комнату, один из птенцов, не поднимая головы, начинает пищать. Задача родителей – определить, кто это? Игра продолжается до тех пор, пока не опознаны все птицы. При повторе игры роли птенцов можно заменить на роли котят, щенят и т.д.

“Ласточка”

(нормализация тонуса глазных мышц)

Где ты, где ты, ласточка целый день летала? (Двигать глазами влево, а затем вправо за пальчиком-тренажёром.)

Солнцу золотому косу заплетала. (Вращать глазами по кругу в одну, а затем в другую сторону вслед за пальчиком-тренажёром.)

Где ты, где ты, ласточка, ночью пропадала? (Следить за движением пальца от носа к носу.)

Месяцу седому двор подметала. (Поднести ладони рук к глазам и моргать, касаясь их ресницами.)

 

Сделать птицу из квадрата Воскобовича.

Ноябрь

Тема «Грибы. Ягоды»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

 «Доброе животное» Цель: развитие групповой сплоченности.

«Слушай команду»

Под аудиозапись музыки ребенок идет по комнате. Услышав хлопок в ладоши, ребенку нужно остановиться, услышав два хлопка - присесть или подпрыгнуть на месте, три - развернуться и начать движение в обратную сторону.

Если ребенку сложно запомнить все три команды сразу, упражнение можно начать с одной, постепенно включая две другие.

«Будь внимателен»

 Если психолог говорит название ягоды – дети хлопают в ладоши, если грибы – топают ногой. Цель: развитие устойчивости и переключения внимания.

«Слуховая корзинка»

Девочки собирают в корзинку ягоды, мальчики грибы. По принципу, повторять все слова сказанные до тебя. Цель: развитие слуховой памяти.

 

Графическое задание «Грибы и ягоды» грибы обводят в кружок, ягода зачеркивают крестиком.  Цель: развитие сенсорики, зрительного восприятия.

«Солнышко и дождик»

Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку.         Все захлопали в ладоши,           Очень рады солнышку. (Дети свободно двигаются по комнате, по сигналу «дождик идет!», убегают на свои места.)

Ноябрь

Тема «Наше тело»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

«Подари улыбку»

( в кругу). Ребенок передает соседу улыбку по кругу, условие – смотреть доброжелательно, в лицо другому ребенку, тот следующему и т. д. Цель: сплочение детского коллектива, развитие навыков общения.

«Лавата»

Дети образуют круг.

Не держась за руки, дети двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося:

Дружно мы танцуем —

Тра-та-та, тра-та-та,

Танец наш любимый —

Это лавата.

Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево. Затем водящий дает другие задания:

• плечи хороши, а у соседа лучше.

• уши хороши, а у соседа лучше.

• глазки хороши, а у соседа лучше.

• щеки хороши, а у соседа лучше.

• талия хороша, а соседа лучше.

• коленки хороши, а у соседа лучше.

• пятки хороши, а у соседа лучше.


Итоговая беседа «Зачем?»

Дети вместе с психологом обсуждают важность частей тела.

Игра «Ухо-нос»

Цель: развитие внимания, быстроты реакций, снятие психического напряжения. По команде «Ухо!», дети должны дотронуться до уха, по команде «Нос!» - до носа. Ведущий выполняет вместе с детьми и через некоторое время должен «ошибаться». Дети не обращая внимания, должны показывать  правильно.

 

Выложить человечка из «Чудо - крестиков». Цель: развитие мышление, моторики

 Не замёрзнет наша дочка…”

Носик, носик. Греем носик.

Лобик, лобик. Греем лобик.

Щёчка, щёчка. Греем щёчку.

Не замёрзнет наша дочка… (Растирать каждую зону, энергично массируя её.). «Ладошки»

Двое играющих становятся друг против друга.

Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест – правую с правой, левую с левой. Затем хлопок – и снова ладони вместе.

Сначала движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается сначала.

Ноябрь

Тема «Одежда»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

“Зеркало”

Программа «Корабль» стр.62

Цель: развивать групповую сплоченность.

   «Дотронься до …» Психолог выкрикивает «Дотронься до синего!».

Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников что-то синее и дотронуться до этого цвета. Психолог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника. Цель: сплочение детского коллектива, развитие наблюдательности, внимания.

Игра «Внимание, внимание!!!»

Психолог по одежде описывают ребенка, дети отгадывают. Можно детям предложить самим описать товарища. Цель: развитие наблюдательности и связной речи.

«Путаница»

 Найти из путанки предметы одежды. Цель: развитие зрительного восприятия сложных фигур.

“Жук в рубашке полосатой”

(укрепление дыхательной мускулатуры)

Жук в рубашке полосатой

Прилетел играть к ребятам.

На цветок лиловый сел – песню звонкую запел:  “Ж-ж-ж…” (Развести руки в стороны, расправить плечи, голову держать прямо – вдох.   Скрестив руки на груди, опустить голову, произнося: “ж-ж-ж” - выдох.)

Декабрь

Тема «Обувь»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

«Походки”

Цель: знание о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.

«Обувь»

Разрезные картинки. Цель: развитие мышления и общего кругозора.

Игра «Магазин»

 Девочки с помощью картинок покупают в магазине одежду, мальчики обувь. Цель: развитие мышления и общего кругозора.

Сапожок

Цель: развивать у детей собранность, самостоятельность, воспитывать внимание к окружающим, умение считаться с ними.

В начале игры дети выстраиваются в линию на стартовой черте. Ведущий предлагает совершить небольшое путешествие. Дети повторяют за ним движения, одновременно произнося слова:

Наши ножки, наши ножки

Побежали по дорожке. (дети бегут по направлению к финишу)

А бежали мы лесочком,

Прыгали через пенечки. (дети выполняют четыре прыжка вперед)

Прыг-скок! Прыг - скок!

Потеряли сапожок! (дети садятся на корточки и, приставив ладонь ко лбу, смотрят вправо и влево, ища "потерянный сапожок"). После этого ведущий говорит:

"Нашли сапожки!

Бегите домой!". Дети бегут к стартовой черте, игра повторяется.

“Сапожник”

(массаж спины)

Дети встают “паровозиком” по кругу и выполняют друг другу массаж спины.)

Мастер, мастер, помоги – (Постукивать по спине пальцами обеих рук.)

Прохудились сапоги. (Рисовать маленькие круги по спине, энергично надавливая указательными пальцами.)

Забивай покрепче гвозди – (Постукивать по спине кулачками.)

Мы пойдём сегодня в гости! (Поглаживать спину ладонями.)

Декабрь

Тема «Зима»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

“Море волнуется….ледяная фигура замри

Цель: умение выражать свои эмоции, развитие воображения.

«Продолжи фразу»

 Земля черная, а снег ….. Летом жарко, а зимой …. Летом идет дождь, а зимой… Летом гуляют в сандаликах, а зимой…. Летом катаются на велосипеде, а зимой….Цель: развитие логического мышления.

«Зима»

Ребенок, изображая сугроб, садится на корточки на некотором расстоянии от взрослого и замирает. Взрослый, играя роль весеннего солнца, медленно к нему приближается. С появлением «солнца» «сугроб» начинает «таять»: ребенок расслабляет мышцы ног, рук, шеи.

После прикосновения взрослого ребенок ложится на ковер, закрывает глаза и сохраняет принятую позу до сигнала.

«Найди две одинаковые снежинки и раскрась их»

Цель: графическое упражнение на развитие моторики, внимания.

“Снежинки”

(чередование напряжения и расслабления мышц)

Я снежинки в ладошки ловлю,

А потом в кулачках сохраню. (Раскрыть ладошки, пальцы с силой сжать в кулачки, мышцы рук напряжены.)

Но где же снежинки? В ладошках вода!..

Куда же исчезли снежинки? Куда? (Разжать кулачки, посмотреть на ладошки, постепенно расслабляя мышцы рук.)

Декабрь

Тема «Зимующие птицы»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

 «Встань первым»

Дети встают в колонну друг за другом, ребенок чье имя называет психолог встает первым. Цели: развитие сплоченности.

«Ворона»

Программа «Корабль» стр. 59 Цель: сплочение детского коллектива, развитие навыков общения.

Подвижная игра «Большая птица»

Дети- воробушки свободно летают по комнате, по сигналу: «Большая птица» они занимают свои гнездышки. Цель: развитие произвольного внимания.

«Разрезные птицы»

Дети собирают птиц из разрезных картинок и называют их. Цель: развитие и коррекция познавательной сферы психики, развитие наглядно-образного мышления.

«Угадай-ка№

Количество игроков: любое

Дополнительно: предметные картинки

Сначала пусть ведущим будет ребенок, он выбирает какую-нибудь картинку и прячет ее. Взрослый должен узнать, кто нарисован на картинке, задавая вопросы. Ведущий может отвечать на вопросы только словами "да" или "нет".

Например, если спрятана карточка с изображением какой-то птицы: - Это зверь? - Нет. - Птица? - Да. - Большая? - Нет. - Городская? - Да. - Воробей? - Да.

Когда правила игры станут ясны, угадывать и задавать вопросы сможет и ребенок. Для начала картинка выбирается из небольшого количества картинок (например, десяти).

        

«Фонтан чудес»

Если на кого-то попадает вода из волшебного фонтана, тот становится невидимым. На листе пунктирной линией нарисован воробей, он попал под волшебную воду. Дети прорисовывают воробья, делая его снова видимым. Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Декабрь

Тема «Зимние забавы»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики, графических навыков, самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

     «На прогулку собрались, быстро-быстро одевались…» психолог произносит фразу, после чего называют предмет одежды, дети показывают  как его одевают. Цель: развитие устойчивости и переключения внимания.

«Найди пару»

Дети подбирают варежку по образцу или самостоятельно, договорившись рисуют одинаковые варежки в паре. Цель: развитие внимания и быстроты реакций.

«Зимние забавы»

Психолог шепотом называет слова связанные с зимними забавами (санки, лыжи, снежки…) дети повторяют и и импровизируют. Цель: развитие слухового внимания и воображения.

«Карусель»

Взрослый читает текст и выполняет движения, ребенок их повторяет.

- Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели (взрослый медленно произносит строки стихотворения, сопровождая их круговыми движениями вытянутых в стороны рук).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом! (наращивает темп чтения и скорость движений).

Все быстрей, быстрей, бегом (быстро и громко произносит строки стихотворения, сопровождая их прыжками по кругу после произнесения каждого слова).

Карусель кругом, кругом (очень громко произносит строки стихотворения, сопровождая их прыжками по кругу после произнесения каждого слова).

Тише, тише, не спешите (говорит медленнее и тише, прикладывая палец к губам, неспеша идет по кругу).

Карусель остановите (останавливается).

Раз-два, раз-два (шагает на месте в такт произносимым словам).

Вот и кончилась игра (останавливается, делает выдох «Уф!», наклоняется вперед, руки при этом свободно болтаются вдоль тела).

«Зима»

Ребенок, изображая сугроб, садится на корточки на некотором расстоянии от взрослого и замирает. Взрослый, играя роль весеннего солнца, медленно к нему приближается. С появлением «солнца» «сугроб» начинает «таять»: ребенок расслабляет мышцы ног, рук, шеи.

После прикосновения взрослого ребенок ложится на ковер, закрывает глаза и сохраняет принятую позу до сигнала.

Декабрь

Тема «Новогодний праздник»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

“Передай снежок по кругу”

Дети по кругу передают снежок с различными эмоциями.

Цель: умение выражать различные эмоции;

«Бусы на елку»

 Психолог выкладывает бусы из разноцветных кругов, дети смотрят и запоминают,  затем делают такие же.  Цель: расширение объема памяти, формирование приемов запоминания.

           

«Новогодняя открытка»

 Дети собирают открытки, разрезанные на восемь частей. Цель: развитие мышления.

«Что весит на ёлке»

Слуховая корзинка

«Снегоуборочная машина”

(расслабление мышц рук)

Я чудесная лопата, меня знают все ребята.

Зимой снег загребаю, (Наклониться вперёд, пальцы рук согнуть, загребая “снег”, мышцы напряжены.)

Ну, а летом… от –ды -хаю. (Выпрямиться, руки свободно опустить, расслабиться.)

Январь

Тема «Домашние животные»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

“Доброе животное”

Цель: оптимизировать общение детей со сверстниками;

«Домашние животные»

Слуховая корзинка. Цель: развитие слуховой памяти, восприятия.

«Силуэты»

Психолог показывает детям силуэты домашних животных, после слов «раз, два, три - говори», произносимых с разной скоростью, дети называют. Цель: развитие произвольного внимания.

«Разрезные картинки»

 Дети собирают открытки, разрезанные на восемь частей. Цель: развитие мышления.

Кто к нам в гости пришел?

Цель игры: учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.

Ход игры. В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.   

Январь

Тема «Домашние птицы»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

«Поменяйтесь местами те ….»

Цель: сформировать чувство принадлежности к группе,  преодолевать трудности в общении, формировать позитивное отношение к сверстникам;

«Силуэты»

 Психолог показывает детям силуэты домашних птиц, после слов «раз, два, три - говори», произносимых с разной скоростью, называют. Цель: развитие произвольного внимания.

«Домашние птицы»

Слуховая корзинка. Цель: развитие слуховой памяти, восприятия.

«Петушок»

 Дети прорисовывают по пунктирной линии петушка и раскрашивают. Цель: развитие зрительно-моторной координации.

“Курочка - рябушечка”

(нормализация тонуса глазных мышц)

Курочка - рябушечка на речку пошла. (Смотреть на пальчик-тренажёр перед собой.)

Влево пошла – вправо пошла, речки не нашла. (Выполнять медленные повороты зрачками вправо, а затем влево за пальчиком-тренажёром.)

Пошла вперёд – там речка течёт. (Перевести взгляд с ближней точки на дальнюю.)

Принесла водицы цыплятам напиться! (Поглаживать веки, закрыв глаза.)

Январь

Тема «Дикие животные»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

“Доброе животное”

Цель: оптимизировать общение детей со сверстниками;

«Зайчики»

«Психологическая помощь дошкольникам с ОНР» стр. 63

Психолог предлагает детям превратиться в цирковых зайчиков, которые играют на барабанах. Дети с разной силой «стучат на барабанах»: сильно, с напряжением, ладошками, кулаками, с улыбкой, с грустью, расслабленно, медленно и т.д.

Цель: снятие мышечного зажима, снижение психоэмоционального напряжения и тревожности.

«Дикие  животные»

 Слуховая корзинка. Цель: развитие слуховой памяти, восприятия.

      “Изобрази животное жарких стран”

Цель: развивать воображение детей, выразительность их движений;

«Мы по Африке гуляли»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Мы по Африке гуляли (Топаем ногами.)

И бананы собирали. (Изображают, как собирают бананы.)

Маме дам, папе дам (Стучим по правому, затем по левому колену.)

И себя не обделям. (Стучим правой, левой рукой по груди.)

Вдруг огромная горилла (Обводим большой круг руками.)

Чуть меня не раздавила. (Стучим правой, левой рукой по груди.)

Маме дам, папе дам (Стучим по правому, затем по левому колену.)

И себя не обделям. (Стучим правой, левой рукой по груди.)

“Лечим медвежонка”

(массаж шеи и грудной области)

Медвежонок наш простужен,

Мёд ему сегодня нужен. Мы дадим ему на ужин. (Поглаживать шею от подбородка к грудному отделу.)

А потом, а потом мёдом грудку разотрём. (Поглаживать область грудной клетки дугообразными движениями рук сверху вниз и наоборот.)

Февраль

Тема «Наш город. Улица»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

«Изобрази движения без предмета»

«Психологическая помощь дошкольникам с ОНР» стр. 55

- подбрасывают и ловят мяч; причесывают волосы; умывают лицо и вытирают полотенцем; нюхают розу, апельсин, лук и т.д.

Цель: снятие мышечного зажима, снижение психоэмоционального напряжения и тревожности.

«Иголочка и ниточка»

Дети встают друг за другом, держась за руки, психолог ведет их по комнате, придумывая препятствия, дети должны повторять движения, при этом не опустить руки. Цель: саморегуляция.

“Найди и назови”

Цель: умение различать предметы по форме, цвету и размеру;

             «Составление предложений»

Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова).

Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

«Геоконт»

Выложить на геоконте дом. Цель: развитие моторики, мышления.

«Ходоки»

По команде взрослого «Начали!» дети начинают двигаться по комнате, стараясь не задевать друг друга. Если один из участников касается другого, он выбывает из игры.

Услышав команду «Стоп!», дети останавливаются и удерживают позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда.

В течение 15-30 секунд взрослый наблюдает за неподвижностью детей. Пошелохнувшийся участник выбывает из игры.

Выбывшим из игры детям можно предложить проследить за соблюдением другими участниками правил игры.

Февраль

Тема «Транспорт»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

«Шалтай-Болтай»

«Психологическая помощь дошкольникам с ОНР» стр. 65

Дети в кругу в разные стороны поворачивают тело, руки при этом свободно болтаются вдоль тела. Психолог говорит «Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне». Дети приседают или падают на ковер. Цель: снятие мышечного зажима, снижение психоэмоционального напряжения и тревожности.

«Земля, воздух, вода»

Игра с мячом. По сигналу психолога «Земля!» – дети называют наземный транспорт, «Вода!» – водный транспорт, «Воздух!» – и т.д. Цель: развитие быстроты реакции, внимания.

«Паровозики»

Взрослый делит детей на команды по три-четыре человека. Участники команды образуют колонну, кладут руки на плечи впередистоящих детей, встают на носочки и начинают движение. Скорость движения колонны зависит от скорости ударов взрослого в бубен или в ладоши.

Выигрывает команда, сумевшая дольше всех проходить на носочках, не снимая при этом рук и сохраняя равновесие.

«Машины”

На улице нашей мчатся машины,

Машины-малютки, машины большие. (Растирать ладони друг о друга прямолинейными движениями.)

Скорая помощь спешит, грузовик,

Мчится пожарная напрямик.

Это такси пассажира везёт,

Это трамвай, что по рельсам идёт. (На каждое название машины загибать по одному пальцу одной руки, надавливая на него пальцами другой руки.)

«Самолет и ракета»

Дети выкладывают из прозрачных льдинок Воскобовича

Февраль

Тема «Профессии»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

«Подвески»

«Психологическая помощь дошкольникам с ОНР» стр. 65

Психолог: «Сейчас вы превратитесь в кукол в кукольном театре. Спектакль закончился, кукол после выступления вешают на гвоздики в шкафу. Представьте, что вас подвесили за руку, ваше тело зафиксировано в одной точке – остальное расслаблено, болтается. И т.д. за палец, за плечо»

Цель: снятие мышечного зажима, снижение психоэмоционального напряжения и тревожности.

“Кому что нужно для работы?”

Дидактическая игра.  Цели: пополнение лексического словаря.

«Путаница»

 Гномы очень веселый народ, они сами над собой пошутили. Дети внимательно смотрят на картинку и находят гномов которые делают свое дело неправильно.

«Поварята»

Правой рукою я чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку. Держу я картошку левой рукою, картошку кручу и старательно мою. Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две половинки. Ножик я правой рукою держу, и на кусочки картошку крошу. Левой рукой зажигаю горелку, сыплю картошку в кастрюлю с тарелки. Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.

Февраль

Тема «Папин праздник 23 февраля»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

«Воздушный шарик»

«Психологическая помощь дошкольникам с ОНР» стр. 65. Дети подносят воображаемый шарик к губам и медленно через приоткрытые губы надувают шарик. Цель: снятие мышечного зажима, снижение психоэмоционального напряжения и тревожности.

«Я буду…»

Дети называют военные профессии. Игра проводится по принципу «слуховая корзинка» Цель: развитие слуховой памяти, формирование приемов запоминания.

Кто больше назовет предметов?

Все игроки делятся на две команды.

Ведущий ставит перед детьми задание назвать предметы:

а) Определенной величины (высокие, низкие, широкие, узкие);

б) Определенной формы (треугольные, круглые, прямоугольные);

в) Изготовленные из определенного материала (стекла, дерева, металла).

За правильные ответы команды получают фишки.

«Танк»

 Дети по пунктирной линии обводят танк. Цель: развитие зрительно-моторной координации.

«Без голоса»

Ребенок вслед за взрослым артикулирует слова, не проговаривая их вслух.

Упражнение можно усложнить: взрослый артикулирует короткое предложение, ребенок повторяет его артикуляцию, затем произносит предложение шепотом, а потом четко и громко. Упражнение рекомендуется выполнять и в обратном порядке.

Март

Тема «Семья»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

«Изобрази движения без предмета»

«Психологическая помощь дошкольникам с ОНР» стр. 55

- подбрасывают и ловят мяч; причесывают волосы; умывают лицо и вытирают полотенцем; нюхают розу, апельсин, лук и т.д.

Цель: снятие мышечного зажима, снижение психоэмоционального напряжения и тревожности.

«Заплатки»

«У бабушки были платочки, прибежала мышка и прогрызла в платочках дырочки, давайте поможем бабушке, починим платочки», дети выполняют задание, аналогичное матрицам Равена. Цель: развитие внимания. наглядно-образного мышления.

«Сложи тарелочку»

Поможем маме вымыть посуду. Психолог раздает детям разноцветные круги разрезанные на 3,4,5,6 частей и предлагает их сложить. Цель: развитие внимания, наглядно-образного мышления.

«Наводим порядок у папы в гараже»

Графическое задание. Дети в путанице находят строительные инструменты. Цель: развитие внимания.  (аналогичное задание «Поможем сестренке навести порядок в комнате» распутывают игрушки)

«Кто приехал?»

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Кто приехал? (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук, 4 раза хлопают кончиками больших пальцев.)

Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопают 3 раза.)

Мама, мама, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопают кончиками указательных пальцев.)

Папа, папа, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопаем кончиками средних пальцев.)

Братец, братец, это ты?

или:

Ах, сестричка, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопают кончиками безымянных пальцев.)

Дедушка, а это ты?

или:

Бабушка, а это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопаем кончиками мизинцев.)

Все мы вместе, Да, да, да! (Хлопаем в ладоши.)

Март

Тема «Праздник 8 марта»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

«Зайчики»

«Психологическая помощь дошкольникам с ОНР» стр. 63

Психолог предлагает детям превратиться в цирковых зайчиков, которые играют на барабанах. Дети с разной силой «стучат на барабанах»: сильно, с напряжением, ладошками, кулаками, с улыбкой, с грустью, расслабленно, медленно и т.д.

Цель: снятие мышечного зажима, снижение психоэмоционального напряжения и тревожности.

«Делаем  покупки для праздничного стола»

На столе лежат различные картинки, дети по одному выбирают картинки с изображением съестного.

Цель: развитие мышления, классификация предметов по признаку.

«Подарки»

Степанова Л.Н. «Золотой ключик» 2 мл.г. занятие 13. Цель: сформировать чувство принадлежности к группе,  преодолевать трудности в общении, формировать позитивное отношение к сверстникам;

«Графическое упражнение»

Дети по пунктирной линии прорисовывают подарки, праздничный торт. Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Март

Тема «Дом, его части»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

“Море волнуется…морская фигура замри”

Цель: умение выражать свои эмоции, развитие воображения.

“Дотронься до…”

Пример: деревянного, круглого, красного, теплого, пушистого и т.д. Цель: развитие сообразительности, мышления.

«Части дома»

Игра с мячом. Психолог демонстрирует детям картинку с изображением дома. Кидает мяч ребенку, он возвращает его с ответом (часть дома: крыша, дверь, окно и т. д.). Можно усложнить: психолог называет признак, дети отгадывают. Стеклянное? – окно. Деревянное?– пол, дверь. Круглое? Квадратное? Цвет? Цель: развитие логического мышления, речи. 

«Найди домик» 

Лабиринты на развитие внимания. Дети ищут домик для животных.

Строим дом”

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем. (Приподняться на носки, руки поднять вверх и развести в стороны, спина прямая, плечи развести.)

Вот какой красивый дом,

Хорошо жить будет в нём! (Удерживая красивую позу, улыбнуться.)

Лесенка

Ребенок стоит, максимально нагнувшись вперед, при этом его руки расположены так, как будто опираются на нижнюю ступеньку лестницы.

Взрослый называет в произвольном порядке числа. Услышав число «пять», ребенок приподнимает корпус и руки на «следующую ступеньку» и т.д.

Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не встанет на носочки и вытянет руки вверх.

Строим дом

Исходное положение - то же, что в предыдущем упражнении.

Взрослый предлагает ребенку «построить десятиэтажный дом», складывая друг на друга воображаемые кирпичики и постепенно разгибая корпус.

«Верхний этаж» находится на высоте, до которой ребенок дотянется, встав на носочки и вытянув руки вверх.

Упираемся в стену

Ребенок упирается руками в стену, ноги стоят как можно дальше от стены (тело и руки по возможности прямые). Происходит напряжение практически всех мышц тела. Поза удерживается до возникновения отчетливого утомления, после чего следует пауза, затем расслабление.

Необходимо следить, чтобы ребенок не падал в момент расслабления. Упражнение выполняется не менее двух раз.

Март

Тема «Мебель»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

«Дракон»

«Корабль» стр. 57. Дети становятся в линию, держась за плечи. Первый – «голова», последний «хвост» дракона. «голова» должна дотронуться до «хвоста». Тело дракона неразрывно. Как только голова схватила хвост, она становится хвостом. Игра продолжается до тех пор пока все участники не побывают в двух ролях. Цель: развитие навыков общения.

«Путаница»

 Психолог предлагает детям распутать предметы мебели. Цель: развитие внимания, наблюдательности, зрительное восприятие сложных фигур.

«Раз, два, три – говори!»

Психолог показывает детям картинку с изображением мебели, дети отвечают только после слов «Раз, два, три – говори!»

Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.

«Найди отличия»

Показывают два почти одинаковых рисунка, дети ищут отличия. (к комнате у мишутки). Цель: совершенствование внимания.

Что внутри?

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий называет предмет или место, а игроки в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

дом - стол,

шкаф - свитер,

холодильник - кефир,

тумбочка - книжка,

пузырек - лекарство,

кастрюля - суп,

дупло - белка,

«Свободный стул»

Играющие сидят в кругу.

Воспитатель вызывает двух рядом сидящих детей. Они становятся спиной друг к другу и по сигналу: «Раз, два, три – беги!» – бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся.

Взрослый и все играющие отмечают, кто из ребят первым занял свободное место. Затем воспитатель вызывает других двух ребят, игра повторяется.

Март

Тема «Посуда»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

«Хлопок по спине»

«Психологическая помощь дошкольникам с ОНР» стр 47 

Дети сидят в кругу, повернувшись лицом к сидящему слева и глядя ему в спину. Ведущий хлопает по спине сидящего впереди, а тот,  в свою очередь, передает хлопок следующему участнику.

Цель: развитие произвольности, регуляция социальных отношений.

“Найди одинаковые кружки?”

Цель: развитие внимания, мышления.

«Что изменилось?»

Психолог кладет перед детьми 3-7 картинок с изображением посуды и дает посмотреть несколько секунд. Затем просит детей отвернуться. В это время он меняет картинки местами. Дети отгадывают. Цель: развитие памяти, внимания.

«Я возьму с собой в поход»

Слуховая корзинка.

« Составление предложений»

Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова).

Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

«Золотая рыбка»

Ребенок - золотая рыбка, которая предлагает рыбаку исполнить его желание. Вы придумывает что-то сверхъестественное, а он должен найти уважительную причину, по которой не может исполнить ваше желание.

Потом можно поменяться ролями.

Апрель

Тема «Продукты»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

«Подари улыбку»

( в кругу). Ребенок передает соседу улыбку по кругу, условие – смотреть доброжелательно, в лицо другому ребенку, тот следующему и т. д. Цель: сплочение детского коллектива, развитие навыков общения.

«Продуктовый магазин»

На столе лежат различные картинки. Дети покупатели, складывают себе в корзинки карточки с продуктами. Цель: развитие внимания, мышления.

«Варим суп»

Слуховая корзинка. Цель: развитие слухоречевой памяти.

“Арбуз”

(самомассаж головы и лица)

Вот какой у нас арбуз:

Замечательный на вкус. (Пальцами рук проводить от середины верхней части головы до подбородка и обратно вверх, не слишком надавливая.)

Даже нос и щёки

Все в арбузном соке. (Массировать пальцами рук крылья носа, а затем щёки лица.)

Апрель

Тема «Космос»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

   «Дотронься до …» Психолог выкрикивает «Дотронься до синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников что-то синее и дотронуться до этого цвета. Психолог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника Цель: сплочение детского коллектива, развитие наблюдательности, внимания.

«Четыре стихии»

Дети сидят в кругу. По команде «Земля!» - опускают руки вниз, по команде «Вода!» - вытягивают руки вперед, «Воздух» - руки вверх, «Огонь!» - вращают руками в запястьях.

«Четвертый лишний»

Цель: коррекция познавательной  сферы психики, развитие внимания, мышления, умения обобщать предметы по определенному признаку.

«Полет на луну»

 Лабиринт.  Цель: развитие моторики, мышления.

Выложить ракету из «чудо - крестиков». Цель: развитие мышления и зрительно-моторной координации.

«Ракета»

И на место снова         сели.
А  сейчас  мы  с   вами, дети,                                                                
Улетаем     на         ракете.                 
На  носки         поднимись,
А  потом  руки         вниз.
Раз, два, три, четыре —        
Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)  

Апрель

Тема «Весна»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

«Ручейки»

По сигналу «Ручейки!» - дети встают в колонну по одному;  «Озеро!» - образуют круг; «Гора!» - поднимают руки вверх; «Песчинки!» - разбегаются, кружатся; «Кочки!» - приседают, наклоняют голову к коленям.

Цель: сплочение детского коллектива, саморегуляция.

«Раз, два, три – говори!»

В качестве игрового материала используются картинки, отражающие предметное окружение ребенка (вещи, животные, одежда, деревья и т. п.) .

«Я буду показывать их по одной, а вы называть. Только называть нужно после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Но ничего не говорите, пока я не скажу: «Раз, два, три — говори! » Кто первый назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит. Давайте попробуем». Перед последним словом (говори) выдерживается небольшая пауза. Тот, кто первый называет картинку, получает ее. Необходимо иметь дубликаты картинок на тот случай, если сразу несколько детей дадут правильный ответ.

Затем игра меняется. Отгадывать предлагается не всем детям одновременно, а двум-трем.

Графическое упражнение «Зайчик и дождик»

Прорисовать по пунктирной линии. Цель: развитие моторики.

“Почки-листочки”

Почки, почки, зелёные листочки,

К солнышку тянитесь, солнцу улыбнитесь! (Присесть, затем, медленно вставая, прогнуться, руки выпрямить вверх, ладони наружу, улыбнуться.

Апрель

Тема «Перелетные птицы»»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

“Летают птицы ”

Цель: совершенствование внимания, регулирование поведения, преодоление двигательного автоматизма. Дети двигаются по звук бубна. Внезапно звуки прерываются. Дети должны замереть на месте. Кто пошевелится, выбывает из игры.

«Ворона»

Программа «Корабль» стр. 59 Цель: сплочение детского коллектива, развитие навыков общения.

«Спрячь птичку»

Психолог показывает изображения птиц и говорит, что птички весело резвились на полянке, перелетая с ветки на ветку, но тут появился огромный кот, который мечтает полакомиться птичками, что же делать? (выслушиваются ответы детей) психолог предлагает спрятать птичек, дети подбирают подходящие по форме дверки к домикам, в которых живут птички.

Подвижная игра «Большая птица»

Дети- воробушки свободно летают по комнате, по сигналу: «Большая птица» они занимают свои гнездышки.

Игра «Птенцы»

 Игра проводится в круге. Из участников выбираются «птица – мама» и «птица-папа», они выходят из комнаты. Затем выбираются пять птенцов. В ожидании родителей птенцы опускают голову на руки. Услышав, что родители пришли в комнату, один из птенцов, не поднимая головы, начинает пищать. Задача родителей – определить, кто это? Игра продолжается до тех пор, пока не опознаны все птицы. При повторе игры роли птенцов можно заменить на роли котят, щенят и т.д.

“Ласточка”

(нормализация тонуса глазных мышц)

Где ты, где ты, ласточка целый день летала? (Двигать глазами влево, а затем вправо за пальчиком-тренажёром.)

Солнцу золотому косу заплетала. (Вращать глазами по кругу в одну, а затем в другую сторону вслед за пальчиком-тренажёром.)

Где ты, где ты, ласточка, ночью пропадала? (Следить за движением пальца от носа к носу.)

Месяцу седому двор подметала. (Поднести ладони рук к глазам и моргать, касаясь их ресницами.)

 

Сделать птицу из квадрата Воскобовича.

Май

Тема «Насекомые»»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

   «Ловим комаров» Дети сидят на стульчиках в кругу.

Психолог просит ребят представить, что в группу налетело много комаров. Вы встанете и будете ловить комаров (психолог в медленном темпе ловит комаров хаотично). «Каждый из вас будет ловить комаров, не задевая друг друга, по команде «СТОП!», вы сядете на стульчики». Можно сопровождать упражнение с записью комариного писка. Цель: снятие мышечного зажима, снижение психоэмоционального напряжения и тревожности.

«Раз, два, три – говори!»

Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.

«Ушки на макушке»

Развитие слуховой памяти, внимательности. Психолог шепотом произносит слова-насекомые, дети отгадывают.

Угадай по описанию

Воспитатель предлагает угадать, о чем (о каком насекомом, животном, птице) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Она летает. Она красная, круглая (Божья коровка). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

 Золотая бабочка

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ребенок - золотая рыбка, которая предлагает рыбаку исполнить его желание. Вы придумывает что-то сверхъестественное, а он должен найти уважительную причину, по которой не может исполнить ваше желание.

Потом можно поменяться ролями.

Май

Тема «Цветы»»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

«Цветок»

Карелина И.О. стр.40

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений.

Отвечай быстро

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

Общие слова

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Предложите детям назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

- Назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.

- Назови слова, относящиеся к спорту.

- Назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.


«Тик – так – тук»

Дети стоят врассыпную. Воспитатель подает сигнал: «Тик!» – дети делают наклоны влево вправо; по сигналу: «Так!» – останавливаются, а по сигналу: «Тук!» – подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5–8 раз. Последовательность сигналов должна меняться.

По окончании игры следует отметить самого внимательного игрока.

Май

Тема «Лето»»

Направление работы

Развитие сплоченности, настрой на занятие

Развитие психических процессов

Развитие моторики и графических навыков. Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Психолог

«Покажи по-разному» «Психологическая помощь дошкольникам с ОНР» стр 54

Психолог сопровождает свои слова показом. 1. «Вот я захожу в ворота высокие, а вот я захожу в ворота (нагибается) Какие?». 2. Я несу тяжелый пакет, а теперь? 3. Я перехожу широкую реку, а теперь ручей. 4. Я иду медленно, а теперь? 5. Я гуляю мне жарко, подул ветер и стало? 6.Я смотрю грустный спектакль, а теперь? Цель: развитие эмоционально- выразительных движений, регуляция социальных отношений.

«Летние развлечения»

Слуховая корзинка.

Я луна, а ты звезда

Вариант для игры вдвоём: Один говорит, например: "Я - гроза!". Другой должен быстро ответить что- либо подходящее, к примеру: "А я -дождь". Первый продолжает тему: "Я - большая туча!". Ему можно быстро ответить:

"Я - лето". И так далее...

Вариант для игры группой: В игре должно быть не меньше шести человек.

Все, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например:" Я - пожарная команда!". Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: "Я - шланг". Другой спешит на второй стул и говорит: "А я - пожарник". Ребёнок - пожарная команда должен выбрать одного из двух, например: "Я беру шланг". Он обнимает "шланг" и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребёнок должен придумать что-нибудь новое, например: "Я - швейная машина!" и игра продолжается...

«Мяч»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Десять, девять, (Хлопают в ладоши.)

Восемь, семь, (Шлепают по коленям.)

Шесть, пять, (Хлопают.)

Четыре, три, (Шлепают.)

Два, один. (Хлопают.)

Мы с мячом (Прикрывают глаза то внутренней, то внешней стороной ладони.)

Играть хотим.

Только надо

Нам узнать: (Хлопают на каждое слово.)

Мяч кто будет (Топают на каждое слово.)

Догонять. (Приседают.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В материалах рассказывается об эффективных  формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Консультация для учителей-логопедов и педагогов групп компенсирующей направленности "Дефекты речи и их устранение"

Дефекты речи и их устранение.     Борьба с дефектами речи у детей – актуальна проблема. В связи с этим пропаганда логопедических знаний среди стоматологов, родителей, воспитателей ...

Перспективное планирование учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности (1-й год обучения) на 2014 – 2015 учебный год

Методическая работа  Цели:  предупреждение, своевременное выявление и устранение речевых нарушений.Задачи:организовать  работу по диагностике уровня развития речевой деятельн...

«На ферме» Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа)

«На ферме» Конспект  совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми  группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа)...