Конспект совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР «Поможем Человеку Рассеянному» (по произведениям С.Я.Маршака)
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа) по теме

Сироткина Лилия Анатольевна

Конспект содержит материал, помогающий педагогам в работе с детьми с ОНР по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект

совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР «Поможем Человеку Рассеянному» (по произведениям С.Я.Маршака)

Составили:

воспитатель Горовая О.А

воспитатель Иванова В.А

учитель-логопед Сироткина Л.А

Санкт-Петербург

2013


Цели:

1. Профилактика нарушений письменной речи.

2. Уточнение и активизация словаря по теме «Творчество С.Я. Маршака»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Уточнение и активизация словаря по теме «Творчество С.Я. Маршака».

2. Совершенствование грамматического строя речи.

3. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

4. Дифференциация согласных звуков с – ш.

5. Совершенствование навыка чтения.

6. Учить ориентироваться на листе бумаги.

7. Развивать чувство рифмы.

8. Профилактика нарушения посменной речи.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие координации речи с движением.

4. Развитие тактильной чувствительности.

5. Развитие связной речи мышления.

6. Развитие операции слогового анализа и синтеза.

 Коррекционно-воспитательные:

1. Поддерживать интерес к поэтическому творчеству С.Я Маршака.

2. Развивать воображение.

3. Воспитывать навыки сотрудничества в игре, самостоятельности, ответственности.

4. Развивать навык выразительного чтения стихов.

Задачи на развитие интегративных качеств:

1. Развивать любознательность.

2. Поддерживать интерес к творчеству детских писателей.

3. Развивать умение использовать простые схематичные изображения.


Оборудование:

1. Коврографы

2. Разрезные картинки

3. Плоскостные изображения домиков, поезда с тремя вагонами

4. Шесть емкостей с различными крупами (чечевица, рис, пшено, греча, фасоль, горох)

5. Слоговое домино

6. Карта-схема из 9 квадратов

7. Звуковые символы

8. Звуковая линейка

9. Мультимедийное оборудование (экран, проектор)

10. Два рюкзака с вещами

11. Листы в крупную клетку и карандаши

12. Мешочек с пластмассовыми буквами

Предварительная работа.

1. Чтение произведений С.Я. Маршака.

2. Заучивание стихов, загадок.

3. Рисование героев из произведений С.Я. Маршака.

4. Лепка и аппликация по теме.

5. Подбор рифмы к различным словам.

6. Посещение библиотеки.


Ход:

1. Организационный момент.

Создание эмоционально-положительного фона.

Логопед: - Дети, сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь с ними.

- Мы с вами поиграем, а гости на нас посмотрят.

- Что мы слышим ушами? (звуки)

- А что мы видим глазами? (буквы)

- Мы сегодня будем играть со звуками и с буквами.

- Подойдут ко мне те дети, в чьих именах первый звук –согласный мягкий  (Тимофей).

2. Игра «Живые звуки».

Логопед раздает детям символы.

Ребенок (1): - Я звук «Р» - согласный твердый

Ребенок (2): - Я звук «А» - гласный и т.д.

Логопед: - Соберитесь, звуки, в слово «Маршак».

- А кто такой «Маршак»? (знаменитый детский поэт и переводчик)

- А сейчас мы с вами…

Входит Человек Рассеянный, перед ним катится клубок ниток.

- Здравствуйте!  Кажется, я заблудился!

- Я вышел из поезда и потерялся.

- Как же мне вернуться обратно?

Логопед: - Ребята,+ кто это?

Дети: - Человек рассеянный.

Логопед: - Ты, видимо, ориентируешься плохо и поэтому заблудился. Кто же в наше время ориентируется по клубку ниток?

- Мы будем учиться ориентироваться. А поможет нам  карта с заданиями. Если ты будешь нам помогать, то сможешь вернуться обратно.

Рассеянный: - Спасибо, я согласен.

 Волшебная карта.

Логопед: - Рассеянный, покажи центральный квадрат. (Ч.Р переворачивает соответствующий квадрат).

Ч. Р. – Ой, это же  моя любимая книга. (показывает ее).

На ней написано: ХИ-СТИ   И

                               ГАД-ЗА-КИ  

Логопед: - Что это за название такое? Дети, исправьте ошибки (стихи и загадки).

3.  Игра в рифму.

Ч.Р. Надо же ,какое красивое название у моей любимой книги! А я знаю очень интересные стихотворения Маршака. Давайте поиграем: я буду произносить  начало стихотворения  и бросать вам мяч, а вы договаривать его.


4. Загадки с использованием экрана.

Ч.Р. Молодцы! Стихи хорошо знаете, а загадки разгадать сумеете?  Ну тогда всё внимание на экран.

(Рассеянный загадывает детям загадки, а на экране появляются отгадки)

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час

А вы, друзья, не бейте нас. (часы)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (дождь)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью. (тапки)

Вот зеленая гора,

В ней глубокая нора.

Что за чудо!

Что за чудо!

Кто-то выбежал оттуда

На колесах и с трубой

Хвост волочит за собой. (паровоз)

В полотняной стране

По реке простыне

Идет пароход

То взад, то вперед

И за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (утюг)

Под Новый год

Пришел он в дом

Таким румяным толстяком

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (календарь)

Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут. (мяч)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (пила)

Держусь я только на ходу,

А если стану, упаду. (велосипед)

Ч.Р. – Какие вы умные ребята, всё, всё знаете.

Логопед: - Алёша Ш. ,покажи левый верхний квадрат. (Ребёнок показывает, переворачивает).

Ч.Р. – Что это? (Ручеёк)

5. Ласковый ручеек.

Логопед: - Для того, чтобы вы смогли перебраться через ручеек,  нужно назвать предметы ласково.

(Логопед раздает картинки с отгадками, дети называют ласково предмет и перешагивают через ручеек.)

Логопед: - Молодцы, через ручеёк перебрались. Алёша К. , покажи правый верхний квадрат. (Показывает, переворачивает).

6. Кто в каком домике живет?

Логопед: - Нужно определить первый звук в названии картинки.

- Если первый звук  согласный твёрдый, то картинку нужно поселить в домик с синей крышей, а если первый звук согласный мягкий, то картинку нужно поселить в домик с зеленой крышей. (Дети по одному подходят к столу,  берут картинку и рассказывают про неё по заданию)

Ребенок говорит: - В слове «картина»  первый звук твердый согласный и поэтому я вставлю картинку в домик с синей крышей.

Логопед: - Молодцы.

Ира, покажи центральный верхний квадрат

7. Игра «Веселый поезд».

Логопед: -Нужно животных из зоосада отправить в путешествие.

- Каких животных вы узнали?

Дети называют  животных и читают строчки из стихотворения «Детки в клетке».

СЛОН

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все четыре!


ЖИРАФ

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

ЗЕБРА

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.

СОВЯТА

Взгляни на маленьких совят –

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят.

Когда едят,

Они не спят.

ПИНГВИН

Правда, дети, я хорош?

На большой мешок похож.

На морях в былые годы

Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду

Тихо плаваю в пруду.

МАРТЫШКА

Мартышка вспоминает

Страну свою – Алжир

И утром принимает

Прохладный рыбий жир.

Логопед: - Эти замечательные животные отправляются в путешествие на поезде.

- В этом поезде три вагона. В первом вагоне поедут животные, в названии которых один слог, во втором вагоне – в названии которых  два слога, а в третьем вагоне – три слога.

Ч.Р. – А как узнать, в каком слове сколько слогов?

Дети: - Нужно определить, сколько в слове гласных звуков.(с помощью руки, приложенной к подбородку)

Ребенок (1) берет картинку со слоном и отвечает:

- В слове ,,слон,, один гласный звук и один слог, поэтому слон поедет в первом вагоне и.т.д.

Ч.Р. – Ой, вы, наверное, устали?

- Давайте поиграем.

8.Физкультминутка.

Однажды старушка отправилась в лес

Приходит обратно, а пудель исчез.

Искала старушка 14 дней

А пудель по комнате бегал за ней.

Логопед: - Матвей, открой левый нижний квадрат.

Ч.Р. – А что это за миска?

9. Игра «Пальчиковый бассейн». В каждой из шести мисок находятся разные наполнители (поролон, пуговицы, крышечки и т.д. ).

- Подойдите, пожалуйста, к мискам.

Логопед: - Нужно опустить руки в миску и найти карточки, а затем составить из слогов понятное слово.

Дети составляют слова: Багаж, почта, старушка, кораблик, кузнец, пони. (Рассеянный тоже выполняет задание).

Ч.Р. – Я узнал!

- Это же название стихов Маршака!

Логопед: - Тимофей, покажи правый центральный квадрат.

Ребята, мы с вами составляли из слогов слова, а сейчас мы будем из слов составлять предложения.

10. Игра «Составь предложение».

Ч.Р. – раздаёт контейнеры с карточками, а дети, взяв контейнер выкладывают на ковре разные предложения с использованием предлогов: к, от, около, за, и слов действий. (Старушка сидит около коровы.)

Ч.Р. – Какие вы молодцы! Только у меня от ваших заданий уже глаза устали!

Логопед:  - чтобы глазки отдохнули, проведём

физкультминутку для глаз, внимание на экран, следите за движением предметов  на экране.

Логопед: - Рассеянный, покажи левый центральный квадрат. (Показывает, открываем).

Ч.Р. – Ой, здесь нарисован какой – то мешочек!

Логопед: - Рассеянный, а ты помнишь, куда собирался ехать?

Ч.Р. – Нет.

Логопед:  - А вот этот мешочек поможет нам это выяснить.

11. Игра «Чудесный мешочек». 

Ч.Р. – Подходит к каждому ребёнку, который на ощупь узнаёт букву, называет её и только потом достаёт.

На каждой букве, сзади написана цифра (от одного до шести).

Ч.Р.: - Дети, разместите по порядку буквы на магнитной доске.

Логопед: - прочитайте слово, которое получилось. (Москва).

Ч.Р. – Ура! Теперь я вспомнил, что собирался в Москву.

Логопед: - Андрей, покажи нижний центральный квадрат.

Ч.Р.: - Ой, вещи. А где мои вещи?

Логопед: - Не знаю, у нас в саду порядок, нигде ничего не валяется, давайте посмотрим в потеряшках ,  может сюда нечаянно попали вещи? (Логопед достаёт коробку с потеряшками, смотрит с детьми вещи).

Ч.Р. – Да, это мои вещи. А как же я их понесу?

12. игра «Собери вещи». 

Логопед: - нужно помочь Рассеянному собрать вещи в сумки.

- Вещи, в названии которых есть звук и буква «С», положим в одну сумку, а вещи, в названии которых есть звук и буква «Ш» в другую. (Ребёнок достаёт вещь, называет её и объясняет, куда её надо положить и почему).

Логопед: - Молодцы!

Ч.Р. – Спасибо вам большое. Теперь я и вещи свои нашёл, и вспомнил, куда еду. Мне пора на поезд, до свидания ,ребята.

Логопед: - Погоди,  Рассеянный, а номер своего поезда ты знаешь?

Ч.Р.: - Ой, и это я не помню.

Логопед: - Не волнуйся, мы тебе поможем. На нашей карте остался всего один квадрат. Назовите его правильно.(правый нижний квадрат)

Логопед: - Давайте поиграем в игру «Шагаем по клеточкам» и узнаем, какой номер поезда у Рассеянного.

- Перед вами листочки в клеточку с точкой, я буду задавать вам направление движения карандаша и количество клеточек.

- Рассеянный, ты тоже выполняй с нами это задание. (Логопед диктует: 4 клетки влево и т.д.)

Логопед: - Какая цифра у вас получилась, дети? (5)

Ч.Р. –Верно! Это номер моего поезда. Мне пора ребята. Спасибо, что научили меня ориентироваться. Я всё запомнил и никогда больше не потеряюсь. А на память о нашей встрече я подарю вам свою книгу.

До свидания! (Ч.Р. уходит)

Итог:

Логопед: - Ребята, сегодня мы с вами вспомнили произведения замечательного  детского писателя С.Я. Маршака, поиграли со звуками и буквами и научились ориентироваться. Большое спасибо, вы молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа  разработана, для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи  с учётом целей и задач Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми на...

Конспект коррекционно-развивающего занятия (индивидуальное занятие учителя -дефектолога и учителя-логопеда с ребенком средней группы компенсирующей направленности с ЗПР).

Тип занятия: коррекционно - развивающее.Вид занятия: ознакомление с окружающим миром  и развитие речи.Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредств...

Совместное планирование воспитателя и учителя-логопеда. Старшая и подготовительная группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа воспитателя и учителя-логопеда, работающих в группе компенсирующей направленности. В данном пособии находит своё отражение это утве...

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности по теме: «Муха-Цокотуха – именинница!»

В процессе работы над понятиями "словосочетание" и "предложение" важную роль играет правильное употребление предлогов. Предлог - это служебная часть речи, которая указывает на разл...

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в космос, или как ребята помогали Юпику»

Тема: «Путешествие в космос, или как ребята помогали Юпику». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности - дети 6 лет Форма организации  - ...

Перспективное планирование работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС) /2 год обучения/ 2023-2024 учебный год

Перспективное  планирование работы учителя – дефектолога и учителя-логопеда группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС)/2 год обучения/ 2023-2024 учебный годМесяцНач...


 

Комментарии

Кожурина Дарья Александровна

Великолепный конспект! Полностью соответствует ФГОС.