Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности по теме: «Муха-Цокотуха – именинница!»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Завьялова Ольга Викторовна

В процессе работы над понятиями "словосочетание" и "предложение" важную роль играет правильное употребление предлогов. Предлог - это служебная часть речи, которая указывает на различные отношения между частями речи. Многие дети с нарушениями речи не осознают смысловую значимость этих "маленьких слов", не выделяют их как отдельные слова, поэтому часто совсем не используют их в речи, не дифференцируют. Формирование навыка правильного употребления предложных конструкций, является важным направлением в коррекционной работе учителя-логопеда. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavyalova_ov_muha-tsokotuha_-_kopiya.docx49.42 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда                      

 с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности по теме:

«Муха-Цокотуха – именинница!»

Учитель-логопед:

Завьялова Ольга Викторовна

2021 г.

Санкт-Петербург

Тема: «Муха-Цокотуха – именинница!».

Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности - дети 6 лет

Форма организации  - подгрупповая (6 человек)

Вид деятельности: совместная

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Расширять и обобщать представления о насекомых, особенностях их внешнего вида;
  • Повторять названия цветов;
  • Активизировать и уточнять словарь по теме;
  • Закреплять знания о предлоге, выделять его как отдельное слово; уточнять понимание и употребление предложных конструкций;
  • Учить слушать вопрос, инструкцию, действовать по инструкции;
  • Закреплять навык составления предложений с предлогом;

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать длительный плавный выдох;
  • Развивать общую и ручную моторику, чувство ритма, переключение внимания;
  • Развивать образное мышление посредством загадок;
  • Формировать слоговую структуру слов, слоговой и звуко-буквенный анализ слов;
  • Совершенствовать словарь антонимов;
  • Совершенствовать синтаксическую сторону речи.  Составлять предложения с противительным союзом а;
  • Определять пространственное расположение предметов;
  • Упражнять в правильном употреблении простых предлогов, дифференцировать их;
  • Совершенствовать диалогическую речь через формирование умения участвовать в беседе.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Вызвать у детей сопереживание, желание прийти на помощь и выручку;
  • Умению радоваться и веселиться.

Оборудование НОД в соответствии с ФГОС: интерактивная доска, магнитная доска; висящие бумажные бабочки, шапочки-маски насекомых, игрушки-насекомые, ткань зеленого цвета, имитирующая полянку; ромашки с 1,2 и 3-мя листочками; корзинка с предметными картинками для игры «С чем пирожок?», фонарик; предметные картинки с изображением цветов и вазы; дерева, ели, кустарника, гриба, травы, цветка, пня; звуковые домики для звуко-буквенного анализа слов, фишки синего, красного и зеленого цветов; мяч; набор детской посуды, скатерть/салфетки; дидактические пособия «Любимый цветок Мухи-Цокотухи», «Прогони злодея- паука!».

Этап

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

1.Этап

Мотивационно-побудительный

Упражнение на выработку

направленной воздушной струи «Разноцветные бабочки»

2 этап

Организационно-поисковый

Введение в образовательную ситуацию

Активизация словаря по теме

Упражнять в употреблении предлога В

Появление Мухи-Цокотухи.

Упражнять в употреблении предлога ПОД.

Развитие слоговой

структуру слов.

Совершенствование словаря антонимов Совершенствование синтаксической стороны речи Составление предложений с противительным союзом а.

Игра в мяч «скажи наоборот»

Упражнять в употреблении предлога С

Динамическая пауза

Упражнять в употреблении предлога В

Развитие пространственных отношений.

Учить слушать инструкцию, действовать по инструкции.

Составлять и читать слово.

 Дидактическое пособие «Любимый цветок Мухи-Цокотухи»

Упражнять в звуко-буквенном анализе.

Появление злодея-паука

Динамическая пауза.

Упражнять в употреблении простых предлогов

Развитие чувства ритма и переключения внимания, скоординированных движений

Дидактическое пособие

«Прогони злодея- паука!»

Развивать понимание употребления предлогов. Действие по инструкции.

Разучивание стихотворения про насекомых.

3  этап

Заключительный

Рефлексия.

Здравствуйте, ребята!

Весна в разгаре. Цветет черемуха! Проснулись насекомые!

Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели! Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?

Правильно. Выполняем упражнение.

Ребята, нас сегодня пригласили на день рождения! Сегодня Муха-Цокотуха – именинница!

Чтобы попасть в гости к Мухе-Цокотухе, скажем волшебные слова:

Раз, два, три, в сказку попади!

А вы бы хотели почувствовать себя насекомыми? стать бабочками, пчелками? У меня есть волшебный сундучок, а там….Посмотрим?

 Логопед открывает вместе с детьми волшебный сундучок.

Логопед примеряет шапочку мухи: Я превратилась в муху.

Варя, в кого ты превратилась?

Может быть, кто-нибудь знает, какое маленькое слово помогло нам превратиться в насекомых?

Правильно! Такое маленькое слово в русском языке называется предлог. Сегодня предлоги будут нашими помощниками.  

Полетели на полянку!

Играет веселая музыка.

Логопед предлагает детям занять места на полянке (на полу)

Какая красивая полянка! Здесь живет Муха-Цокотуха.

Появление Мухи-Цокотухи.

Именинница пригласила много гостей. Но где огни прячутся?

Муха под ирисом.

Гости на полянке. А какое маленькое слово помогало нам найти их?

Правильно!

Именинница хочет рассадить всех гостей по местам. Поможем ей?

Вот три ромашки с одним, двумя, тремя листочками. Отгадай, какую ромашку гости выбрали, сосчитав количество слогов в названии насекомых. Те насекомые, в названии которых один слог – сядут на ромашку с одним листочком, два слога – на ту, которая с двумя листочками, три слога-на ту, что с тремя листочками.  

Муха сядет на ромашку с 2 листочком, потому что 2 слога.  

Гости на празднике все разные. Большие и маленькие, вредные и полезные, длиннокрылые и короткохвостые. Скажи наоборот. Повтори все предложение.

Майский жук большой…,

Гусеница передвигается

медленно…,

Кузнечик стрекочет громко…,

У стрекозы спина узкая…,

У стрекозы крылья длинные…,

Бабочка порхает высоко…,

Муха-Цокотуха - гостеприимная хозяйка. Она хочет угостить нас пирожками.

Давайте посмотрим с чем они?

Логопед светит фонариком с обратной стороны пирожка. На просвет ребенок видит, что внутри пирожка.

Мой пирожок с малиной. А твой?

А вы догадались какое маленькое слово было помощником в ваших ответах?

Хотите прогуляться?

Может быть, полетим на полянку и соберем цветы для именинницы?

Звучит веселая музыка, имитация полета насекомых.

Собирают цветы на полянке.

У меня – ирис. А у тебя?

А куда мы поставим цветы, чтобы они не завяли?

Логопед предлагает поставить цветы в вазу (прикрепить цветок на магнитную доску) и говорит:

Мак – в вазе.

Где мак?

А вы догадались какое маленькое слово было помощником в ваших ответах?

Правильно!

Муха-Цокотуха очень любит цветы. Она летает целый день с цветка на цветок и восхищается ими. Если будешь следить за ее полетом  и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь название ее любимого цветка.

Летать надо по одной клетке вверх, вниз, вправо, влево. Каждый новый полет начинается с той клетки, где она нарисована. Попробуем?

Занимайте места за столом.

Г

А

З

Д

МУХА

О

К

В

И

Слушай внимательно!

Одна клетка вверх и влево.

Какая буква?

Одна клетка вниз.

Какая буква?

Одна клетка вправо.

Какая буква?

Одна клетка вверх и одна клетка  вправо.

Какая буква?

Одна клетка влево?

Одна клетка вправо и вниз.

Одна клетка влево и вниз.

Одна клетка вверх.

Какое слово получилось? Кто-нибудь может прочитать слово?

Логопед дает изображение гвоздики.

 

Сколько в слове Гвоздика слогов?

А сколько в нем звуков?

Какой первый звук в слове?

Кто сможет составить предложение со словом  гвоздика, используя предлог?

Но не бывает праздника без приключений!  Посмотрите, кто это?

Появление паука-злодея. Смех паука

 

Все козявочки и букашечки испугались, по углам, по щелям разбежались. И боятся они паука! Не желают с ним воевать! Надо спрятаться от него!

Я – муха, спрячусь в траву! И вы скорее прячьтесь!

Я – муха, спряталась в траве. А ты бабочка, где спряталась?

Муха полетела и спряталась за грибок.

Вот и попрятались все! Сидят, дрожат от страха!

А какие «маленькие слова» помогали нам спрятать всех насекомых?

Надо прогнать паука. Нужно хлопать, топать, стучать кулаком и выполнять движения руками. Смотри на схему, выбирай героя. Пугай паука!

Вот и напугали мы злодея-паука! Прогнали его!

Больше бояться некого! Наверное, вы устали хотели бы попить кофе?

Но сначала надо накрыть на стол. Поможем хозяйке?

Она оставила нам записку, а сама пошла на базар, чтобы купить самовар.

Логопед достает записку, читает, дети сервируют стол.

Положите салфетку на стол. Поставьте блюдце под чашку.

Ложку – в чашку.

Вилку – слева от чашки.

Нож –справа от чашки.

А можно оставлять ложку в чашке?

Почему?

Положите ложку на блюдце.

Даша, а ты можешь налить кофе из кофейника.

Даша, откуда ты налила кофе?

Выпейте кофе из чашки. Вкусно!

Какие маленькие слова помогали нам накрыть на стол?

Гости устали и мы тоже. Нам пора возвращаться в детский сад. Муха очень рада, что вы пришли к ней на именины.

Давайте попрощаемся с ней с помощью стишка про насекомых.

1,2,3,4,5!

Насекомых надо знать!

Муха, бабочка, оса,

Муравей, комар, пчела,

Шмель, кузнечик и жучок

И у каждого – шесть ног!

Логопед озвучивает стихотворение.

А может быть вы помните какая буква похожа на жука?  

Давайте пожужжим и полетим к нам в группу.

Мы смогли прогнать злодея-паука и славно повеселиться на празднике.

А какие слова нам помогали сегодня на нашем празднике? Находить и прятать  всех насекомых, ставить цветы в вазу?

Что вам запомнилось на празднике больше всего?

Спасибо! Вы замечательно потрудились!

Здравствуйте!

Нужно набрать воздух через нос и подуть на бабочку, не надувая щеки, вытянув губы трубочкой.

Дети выполняют упражнение по 4-5 раз по команде логопеда.

Повторяют: Раз, два, три, в сказку попади!

ДА

Дети выбирают и

примеряют шапочки-маски насекомых.

При желании могут обменяться масками.

Я превратилась/ся в стрекозу/бабочку/жука/

кузнечика/муравья/

пчелу.

 

Маленькое слово В

Предлог В

Дети по очереди достают насекомых из-под цветов.

Жук под лилией.

Муравей под розой.

Стрекоза под пионом.

Бабочка под тюльпаном.

Пчела под нарциссом.

Кузнечик под маком.

Меленькое слово ПОД

Предлог ПОД

Дети выполняют задание, рассаживают насекомых по цветам.

Жук – на ромашку с 1 листочком, потому что 1 слога.

Пчела – на ромашку с 2 листочками, потому что 2 слога.

Муравей – на ромашку с 3 листочками, потому что 3 слога.

Стрекоза - на ромашку с 3 листочками, потому что 3 слога.

Бабочка - на ромашку с 3 листочками, потому что 3 слога.

Кузнечик - на ромашку с 3 листочками, потому что 3 слога.

а божья коровка… маленькая;

а кузнечик…. быстро;

а комар пищит ….тихо;

а у жука …широкая;

а у божьей коровки…. короткие;

а паук ползает… низко.

Дети берут по-очереди фонарик и пирожки из корзинки, отвечают с чем пирожок.

Мой пирожок с вишней, с капустой, с рыбой, с мясом и тд

Меленькое слово С

Предлог С

Да

Да

Дети собирают цветы с полянки.

У меня – лилия. / тюльпан/ мак/пион/ роза/нарцисс.

В вазу.

В вазе.

Дети  по-очереди прикрепляют цветы на магнитную доску (ставят в вазу), проговаривая:

Ромашка -  в вазе.

Пион – в вазе.

Роза – в вазе и тд.

Маленькое слово В

Предлог В

Да

Буква Г

Буква В

Буква О

Буква З

Буква Д

Буква И

Буква К

Буква А

Гвоздика

Три

Восемь

Звук Г, обозначаем синим цветом.

Дальше дети по-кругу называют звуки в слове и составляют звуковую схему слова.

Составляют свои предложения.

Паук

Дети разлетаются по полянке и прячутся.

Я – бабочка, спряталась под/на цветок.

Я-Жук спрятался под/за ель.

Я -Пчела залетела за дерево.

Я -Муравей заполз под/на/за пень.

Стрекоза под/на/за грибок.

Кузнечик спрятался в/за кустик.

Предлоги ЗА, ПОД, НА, В.

Выбирают героя и выполняют задание

Да

Дети накрывают на стол.

Нет

Это опасно. Можно повредить глаза.

Да

Из кофейника

Перечисляют

Дети повторяют слова стихотворения за логопедом.

Буква Ж

Маленькое слово – предлог.

Дети отвечают на вопрос, делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой  занимательной форме поможет педаго...

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда и детей старшей логопедической группы по теме "Весна."

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда и детей старшей логопедической группы с использованием технологии мнемотехника по теме "Весна"....

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда и детей старшей логопедической группы по теме "Посуда."

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда и детей старшей логопедической группы с использованием здоровьесберегающей технологии....

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми в подготовительной группе компенсирующей направленности «Игра-путешествие по стране Транспорта»

Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми в подготовительной группе компенсирующей направленности«Игра-путешествие по стране Транспорта»...

Совместное планирование учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа учителя-логопеда и воспитателя , работающих в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В данном пособии находит свое о...