Совместное планирование учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Сажаева Надежда Константиновна

Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа учителя-логопеда и воспитателя , работающих в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В данном пособии находит свое отражение это утверждение. Пособие составлено следующим образом: 

1. Тема недели;

2. Экскурсии, наблюдения, беседы. Художественная литература, сказки;

3. Обогащение словаря и закрепление лексико-грамматических категорий;

4. Дидактические, сюжетно-ролевые игры;

5. Изобразительная деятельность и художественное развитие.

Материал постоянно пополняется различными находками и носит вариативный характер. Данное календарно-перспективное планирование будет интересно учителям-логопедам и воспитателям, работающих в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также родителям детей, посещающих такие группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместное планирование учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексического строя речи в подготовительной  группе компенсирующей направленности

Тема недели

Экскурсии, наблюдения, беседы. Художественная литература, сказки

Обогащение словаря и закрепление лексико-грамматических категорий

Дидактические, сюжетно-ролевые игры

Изобразительная деятельность и художественное развитие

1.

Осень

Чтение стихотворений об осени Ф.И.Тютчев «Есть в осенипервоначальной…», А.К.Толстой, П.М.Плещеев «Осень наступила», А.С.Пушкин «Унылая пора…», «Уж небо осенью дышало…», И.Бродская «Упавшие листья», Н. Осенев «Осень», Г.Скребицкий «Осень».

Чтение прозы об осени К.Д.Ушинский «Спор деревьев», С.Воронин «Моя береза. Осень».

Рассматривание картин И.Левитан «Золотая осень», В.Серов «Октябрь», Ф.Васильев «Перед дождем».

Предметный словарь: названия осенних месяцев, листопад, тучи, дождь, туман, сырость, ненастье, озимь, погода, заморозки, слякоть.

Глагольный словарь: падают, осыпаются, летят, шуршат, желтеют, шелестят, прощаются, хмурится, убирают, льет, дует, наступает, моросить, хмуриться, облетать, накрапывать.

Словарь признаков: ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, прощальная, туманный, ненастная, пасмурная.

Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее)

«Чей лист? Ветка?»

«4-й лишний»

«Узнай дерево по листу, плоду»

«Один-много».

Р: «Осенний лист», «Ветка осеннего клёна», «Ветка калины (рябины)», «Золотая осень» (рисование тампоном)

А: «Букет из осенних листьев», «Осенний ковёр» (растительный орнамент)

Р.т. Поделки из природного материала.

2.

Лес. Деревья

Чтение художественных текстов: Л.Н.Толстой «Дуб и орешник», А.С.Пушкин «Унылая пора…», А.К.Толстой «Осень! Осыпается весь наш бедный сад…», «Как коза избушку строила», И.Бродская «Упавшие листья», Н.Осенев «Осень», К.Д.Ушинский «Спор деревьев», С.Воронин «Моя береза. Осенью».

Рассматривание картин И.Левитан «Октябрь», В.Серов «Октябрь», Ф.Васильев «Перед дождем», С.Куприянова «Осень», «Поздняя осень» (из альбома «Иллюстрированный материал…»).

Экскурсия в парк, принести осенние листочки и веточки.

Предметный словарь: названия деревьев, ствол, крона, лист, ветви, кора, корни, хвоя, тайга, бор, дубрава, роща.

Глагольный словарь: сажать, растить, поливать, пилить, рубить, строить, желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, срывать (листья), пожухнуть.

Словарь признаков: хвойный, лиственный, смешанный, относительные прилагательные (лист клёна-кленовый), желтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, золотая (осень).

Игра «Много-нет» (родительный падеж множественного числа существительных бук, дуб, липа, тополь, ясень, осина)

«4-й лишний»

«Куст-дерево»

«1-2-5-9»

«Запомни, повтори»

«Какой лист, какая ветка?»

«Узнай дерево по листку»

«Что где растёт?».

Декоративное Р: «Орнамент их осенних листьев»

А: «Букет из осенних листьев»,

Р.т. Поделки из природного и бросового материала.

3.

Овощи

Чтение рассказов Н.Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», русская народная сказка «Репка», «Вершки и корешки», «Крошечка-Хаврошечка», Ю.Тувим «Овощи», Джанни Родари «Чипполино», загадки об овощах.

Рассматривание картины А.Пластова «Костер в поле».

Экскурсия в овощной магазин.

Предметный словарь: урожай названия овощей, огород, грядки, садовод.

Глагольный словарь: расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать, собирать, окапывать, подкапывать, вырастать, срезать, вырезать, рассаживать, пересаживать.

Словарь признаков: цвета (оттенки), формы, вкус.

Игра «Кто быстрее соберёт овощи в корзинку»

«Отгадай на ощупь»\«Чудесный мешочек»

«Овощной магазин»

«4-й лишний»

«В саду или в огороде»

«Определи на вкус»

«Отгадай по описанию»

«Что где растёт?»

«1-2-5-9» (тыква, помидор…).

Л: «Овощи на блюде»

А: «Корзина с овощами»

Рисование с натуры «Огурец», «Спелый помидор».

4.

Фрукты

Чтение рассказов Б.С.Житков «Баштан», «Сад», Л.Н.Толстой «Косточка», «Старик сажал яблоки», В.Сутеев «Мешок яблок», К.Д.Ушинский «История одной яблоньки», загадки о фруктах.

Экскурсия в отдел фруктов.

Предметный словарь: урожай, названия фруктов, грядки, сад, экзотические фрукты, садовод.

Глагольный словарь: расти, цвести, зреть, плодоносить, наливаться, зацветать, отцветать, вырасти, созреть, дозреть.

Словарь признаков: цвета (оттенки), формы, вкус, красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, ароматный, наливное, румяное (яблоко); лимонный, вишневый, малиновый (сок); абрикосовое, яблочное, персиковое (варенье).

Игра «Определи на вкус»

«Отгадай по описанию»

«Кто быстрее соберёт фрукты в вазу»

«4-й лишний»

«В саду или в огороде»

«Что где растёт?»

«Отгадай на ощупь»\«Чудесный мешочек»

«Магазин»

«1-2-5-9» (банан, лимон…).

Л: «Фрукты на блюде»

А: «Ваза с фруктами»

Рисование с натуры «Арбуз», «Спелое яблоко».

5.

Насекомые

Рассматривание картинок, иллюстраций

Чтение художественных текстов Л.М.Квитко «Жучок», В.В. Бианки «Приключение муравьишки», И.А.Крылов «Стрекоза и муравей», В.А.Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук», эстонская сказка «Три бабочки», М.Михайлов «Лесные хоромы», С.Воронин «Необыкновенная ромашка», В.Золотов «Дровосек», «Жужелица», «Муравей» (из книги «Лесная мозаика»).

Рассматривание картины И.Репин «Стрекоза».

Наблюдение за насекомыми.

Предметный словарь: бабочка, стрекоза, муравей, жук, муха, оса, пчела, комар, гусеница, божья коровка, паук, шмель, водомерка, крылышки, голова, брюшко, хоботок, лапки, спинка,  подкрылья, личинка, яйцо, куколка, личинка, полёт, жужжание.

Глагольный словарь: летать, порхать, жужжать, пищать, повреждать, собирать, вредить, поедать, откладывать, ловить, приносить, ползать.

Словарь признаков: красивые, нарядные, разноцветные, прозрачные, вредные, полезные, опасные.

Игра «Узнай по описанию»

«Телефон»

«Кто где живёт?»

«Кто как передвигается?»

«Запомни, повтори»

«4-й лишний»

«Подбери признак»

«Подбери действие».

Р: иллюстрация к сказке В.Бианки «Приключение муравьишки», «Стрекоза» (кляксография)

А: «Бабочка»

Л: «Насекомые» (из пластилина, природного и бросового материала)

Р.т.: изготовление книжки иллюстраций к сказке «Приключение муравьишки».

6.

Перелётные птицы

Беседа о перелётных птицах.

Рассматривание иллюстрации перелётных птиц.

Чтение художественных текстов Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница», И.Соколов-Микитов «Улетают журавли», Е.Чарушин «Журавль», Г.Снегирёв «Ласточка», В.Бианки «Лесные домишки», «Птичий год – осень» (из книги «Наши птицы»), А.Майков «Ласточка», Г.-Х.Андерсен «Дикие лебеди», русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Загадки о птицах.

Предметный словарь: утка, гусь, лебедь, журавль, ласточка, грач, скворец, кукушка, жаворонок, стриж, аист, дрозд, гнездо, стая, косяк, клин, перья, пух, крыло, клюв, вереница, поодиночке.

Глагольный словарь: летать, улетать, прилетать, перелетать, ходить, облетать, курлыкать, гоготать, кружить, махать, зимовать.

Словарь признаков: быстрые проворные, перелётные, утиная, гусиная, голосистые, быстрокрылые, дикие, дружные, заботливые, журавлиная, лебединая (песня, верность).

Игра «Узнай по описанию»

«Кто как кричит?»

«Улетают-не улетают»

«Что за птица?»

«Подбери признак»

«Подбери действие»

Подвижные игры:

«Перелёт птиц»

«Лягушка и цапля»

Настольно-печатная игра

«Парочки».

Р. «Лебеди на голубом фоне», иллюстрации к сказкам

Л: «Утка с утятами»

А: «Лягушка-путешественница» (на фоне озера)

Р.т.: «Птицы» (из бумаги, семян, листьев)

Оригами: «Лебедь»

Опыт: «Как летает пёрышко».

7.

Грибы. Ягоды

Чтение и беседа по произведениям Я.Тайца «По грибы», «Про ягоды», С.Т.Аксакова «Грибы», В.Катаева «Грибы», В.Сутеева «Под грибом» (из книги «Сказки и картинки»), А.Прокопьев «Боровик», Е.Трутнева «Грибы», В.Золотова «Черника», «Голубика», «Ежевика», «Клюква», «Белый гриб», «Волнушка», «Опенок осенний» (из книги «Лесная мозаика»), русской народной сказки «Война грибов».

Загадки о грибах и ягодах.

Предметный словарь: названия ягод, белый гриб, поганка, подберёзовик, лисички, подосиновик, рыжики, шампиньоны, опята, маслята, грузди, мухомор, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, пень, корзина, грибница, чаща, лукошко, грибник.

Клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, клюква, земляника, компот, варенье, морошка, рябина, голубика, костяника, сироп, маринад, соленье, джем, желе, салат.

Глагольный словарь: что делаем с грибами и ягодами (ищем, срезаем, собираем, чистим варим, сушим, жарим, солим, маринуем), расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, заблудиться, аукать.

Варить, резать, рубить, квасить, консервировать, сушить.

Словарь признаков: грибной (дождь, лето, поляна, год, суп…), ягодный, лесной, солёный, жареный, маринованный, сладкий, сочный, белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый, рыхлый (о грибе), дружные (опята).

Квашеный, мочёный, сушёный.

Игра «У медведя во бору грибы, ягоды беру»

«Соберём грибы в корзину»

«4-й лишний»

«Съедобный-несъедобный»

«Запомни, положи».

А: «Ягоды на лесной поляне»

Р: «Дары осени»

Л: «Грибы в лукошке»

Р.т.: «Грибная полянка» (из природного материала).

8.

Домашние животные и их детёныши

Чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н.Толстой «Котёнок», «Пожарные собаки», «Лев и собачка», Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка», К.П.Паустовский «Кот-ворюга», Е.Чарушин, В.Сутеев «Капризная кошка» (из книги «Сказки и картинки»), Бр. Гримм «Бременские музыканты», русская народная сказка «Волк и семеро козлят», «Коза-дереза», Г.Остер «Котенок по имени Гав».

Рассматривание животных на иллюстрациях, предметных картинок.

Рассказы детей о своих домашних питомцах.

Загадки о животных.

Предметный словарь: названия животных и их детёнышей; стадо, отара, свора, табун, пастух, ферма, конюшня, коровник, свинарник, конура, сено, трава, луг, овёс, пойло, конюх, телега, груз, корм, туловище, рога, грива, копыта, вымя, молоко.

Глагольный словарь: пасутся, щиплют, жуют, ржёт, хрюкает, мычит, блеет, мяукает, лает, скачет,рычит, перевозит, сторожит, охотится, кусается, бодает, лягает, царапается, кормить, сторожить, охранять.

Словарь признаков: сторожевая, охотничья, пожарная, злая, санитарная, рогатая, лохматая, бодливая, домашняя, породистая, пушистый, гладкий, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, копытные, молочные, мясные…

Игра «Отгадай по описанию»

«4-й лишний»

«У кого кто?»

«Много-нет»

«Кто в домике живёт?».

Р: «Домашние животные»

А+Р: «Кошка»

Л: «Барашек» (пластилиновый рельеф).

9.

Дикие животные и их детёныши

Чтение художественных текстов М.М.Пришвин «Ёж», русских народных сказок в обработке Л.Н.Толстого «Маша и медведь», «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Старик и медведь», Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца», И.Соколов-Микитов «Медвежья семья», «Листопадничек», Е.Чарушин «Медвежонок», «Волчишко», «Кабан-секач», «Рысь» (из книги «Моя первая зоология»), В.Сутеев «Палочка-выручалочка», (из книги «Сказки и картинки»), басни  И.А.Крылова.

Рассматривание животных на предметных картинках, иллюстрациях в книгах о животных.

Предметный словарь: звери, медведь, лиса, волк, заяц, белка, ёж, барсук, енот, лось, олень, зубр, рысь, соболь, куница, норка, выдра, бобр. Тюлень, морж, котик, нерпа, песец, кит, дельфин, белый медведь, пингвин.

Берлога, нора, дупло.

Глагольный словарь: добывать, прыгать, рыскать, прятаться, охотится, рычать, выть, учить, охранять, лязгать, притаиться, пищать, подкрадываться.

Словарь признаков: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, куцый, красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный.

Игра «Чей домик?»

«У кого кто? (детёныши)»

«Отгадай по описанию»

«Много-нет»

«Кто в домике живёт?»

«Кто в лесу живёт?»

«Чья шуба теплее?»

«Поезд для зверей»

«Кому что нужно? («Кто чем питается?»)»

«Большой-маленький»

Р: иллюстрации к сказкам «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка»

«Белочка»

А: из природного материала «Медведица с медвежатами»

Л: на сюжет сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца»

Р.т: «Цирк зверей» из природного материала.

10.

Обувь. Одежда. Головные уборы

Чтение с обсуждением: Г.Х.Андерсен «Новый наряд короля», «Храбрый портной», Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка»,  «Золушка», А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане», В.Драгунский «Денискины рассказы», К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла», З.Александрова «Сарафанчик», С.Маршак «Вот какой рассеянный», Н.Носов «Живая шляпа», «Заплатка», В.Берестов «Картинки в лужах».

Экскурсия в ателье, магазин одежды.

Знакомство с разнообразными видами тканей и материалов, с профессиями людей.

Экскурсия в обувной магазин.

Знакомство с материалами для обуви и головных уборов, с профессиями людей.

Предметный словарь: названия верхней одежды, нижнего белья, летней, зимней. Демисезонной одежды, детской, взрослой; названия обуви, головных уборов. Профессии: ткачиха, портной, закройщик, швея, модельер, обувщик, сапожник. Ткани и материалы для одежды, обуви, головных уборов: шёлк, ситец, драп, лён, фетр, кожа, мех, замша…

Детали одежды: капюшон, рукав, манжет, воротник, карман, молния, петля.

Глагольный словарь: надевать (что?), одевать (кого?), шить, стирать, кроить, чинить, зашивать, гладить, мыть, шить, ремонтировать, чистить, обувать, зашнуровывать. Классификация одежды.

Словарь признаков: ситцевый, льняной, полотняный, шёлковый, шерстяной, кожаные, фетровая, шерстяная, меховая, спортивная, сменная, зимняя, демисезонная…

Игра «Что из чего – какое?»

«Ателье»

«Эхо»

«Подбери предмет к признаку»

«Кто что делает?»

«Кто это?»

«4-й лишний»

«Отгадай на ощупь»

Р: роспись варежки, фартука, сарафана

А: «Коврик» (из кусочков ткани).

11.

Зима. Зимние забавы

Чтение с обсуждением: И.С.Никитин «Встреча зимы», Е.Ф.Трутнева «Первый снег», Г.А.Скребицкий «Зима», А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», В.Сутеев «Новогодняя ёлка», С.Я.Маршак «12 месяцев», Н.А.Некрасов «Мороз-воевода», С.Одоевский «Мороз Иванович», С.Воронин «Моя береза. Зимой», Е.Трутнева «С Новым годом!», Л.Воронкова «Таня выбирает елку», Н.Носов «Фантазеры», Ф.Губин «Горка», В.Одоевский «Мороз Иванович», И.З.Суриков «Детство. Зима», А.Блок «Ветхая избушка», Братья Гримм «Госпожа метелица», русские народные сказки «Снегурочка», «В гостях у дедушки Мороза», «Морозко».

Рассматривание картин А.Пластов «Первый снег», Г.Нисский «Над снегами», А.Саврасов «Зимний пейзаж».

Предметный словарь: названия зимних месяцев, снег, мороз, иней, гололедица, узоры, снежинки, снеговик, горка, каток, лыжи, палки (лыжные), крепления (лыжные), лопата, хоккей, ворота, вратарь, гол, коньки, полозья, трамплин, лом, прорубь, трасса, клюшка, шайба, слалом,  снежки, метель, снегопад, заносы, буря, вьюга, буран, стужа, лёд, холод.

Глагольный словарь: метёт, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, засыпает, воет, лепят, катаются, скользят, скатываются, чистят, сгребают, скрипит, сверкают, ложится, трещит, падают, лепят, скользят, заливают, устанавливают, отталкиваются, катать (снежный ком, кого-либо на санках), сгребать, рубить (лед), приземляться, разгоняться, скрипеть (о полозьях), хрустеть (о снеге).

Словарь признаков: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, хрустящий, мокрый, сверкающий, чистый, лыжный, быстрый, острый (лед, коньки), зимний, скользкий, санный, искристый, липкий, крещенские (морозы), подледная (рыбалка)…

Игра «Подбери родственные слова» (снег, снежок, снежки, снеговик, снегопад, снежный, Снегурочка, подснежник)

«Подбери предмет к признаку» (зимний, зимняя, зимнее)

«Магазин ёлочных игрушек»

«Украсим ёлку к празднику»

А: «Снегурочка», «Ёлочка-красавица»

Р: «Здравствуй, гостья зима!», «Снег идёт» (на голубом фоне), «Снежинка» (свечой)

Р.т. «Снежинки из бумаги».

12.

Зимующие птицы

Чтение рассказов: М.Горький «Воробьишко», И.С.Соколов-Микитов «В берлоге», «На лесной дороге», В.Бианки «Синичкин календарь», М.Пришвин «Птицы под снегом», Г.Скребицкий «На лесной полянке». Пересказ рассказа Г.Скребицкого, В.Чаплиной «Появились синички».

Повторение стихов о зиме.

Экскурсия в парк.

Рассматривание картин А.Пластов «Первый снег», П.Кузнецов «Иней».

Наблюдение за птицами.

Подкормка птиц.

Предметный словарь: названия зимующих птиц (ворона, сорока, голубь, воробей, галка, сова, филин, рябчик, глухарь, куропатка, синица, снегирь, дятел, зимородок, клёст)

Глагольный словарь: летать, зимовать, кормить, клевать, чирикать.

Словарь признаков: красный, желтый, зеленый, синий, холодный, колючий, блестящий, прозрачный, гладкий, нежный, белый, пушистый, зимующие, разноцветный, быстрый, певчий, крупный, мелкий, крикливый, голодный, осторожный..

Игры «Улетают – не улетают»

«Кто как зимует?»

«Телефон (зимующие птицы)»

«4-й лишний»

«Узнай по описанию»

«Назови признаки»

«Назови действия»

Р: иллюстрация к одному из рассказов о зимующих птицах

А: «Снегири (синицы) на ветках»

Л: «Птицы на кормушке»

Оригами: «Голуби»

Р.т: изготовление кормушек из подручного материала

«Мастерская Деда Мороза» (изготовление совместно с родителями ёлочных украшений).

13.

Мебель. Части мебели

Чтение отрывка из стихотворения В.В.Маяковского «Кем быть?» (о столярах и плотниках), С.Маршак «Кошкин дом», «Откуда дом пришел?», Ю.Тувим «Стол», сказка в обработке А.Толстого «Три толстяка», А.Лингрен «Карлсон, который живет на крыше» (первая глава), русская народная сказка «Три медведя».

Составление описательных рассказов с использованием схемы описания.

Экскурсия в мебельный магазин.

Беседа о профессиях: лесоруб, столяр, пильщик, краснодеревщик, сборщик.

Беседа о видах мебели, назначении.

Предметный словарь: классификация мебели (детская, спальная, школьная, кухонная). Профессии (лесоруб, пильщик, столяр, полировщик, сборщик). Ножка, крышка, подлокотник, спинка, дверца, сиденье, кресло, диван, кровать, шкаф, комод, шифоньер, тумбочка, стол, стул, табуретка, стеллаж.

Глагольный словарь: пилить, строгать, полировать, собирать, мастерить, чинить, вытирать, расставлять.

Словарь признаков: мягкий, удобный, красивый, кожаный, вместительный, полированный, деревянный, стеклянный, пластмассовый, жёсткий, комфортный, обеденный, письменный, двуспальная, односпальная, раскладной.

Игра «Кто чем занимается?» (профессии: плотник, столяр, мастер-краснодеревщик, лесоруб)

«Мастер» (образование прилагательных от существительных)

«Обставим спальню, гостиную, кухню»

«Узнай по контуру»

«1-2-5-9»

«Чей, чья, чьё?»

Игры со строительным материалом.

Пальчиковые игры.

Р: «Моя красивая комната»

А: «Мой стул»

Л: «Сделай сам»

Р.т: «Мебель для кукол» (из бумаги и бросового материала).

14.

Посуда

Чтение и обсуждение художественных текстов: К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», братья Гримм «Горшок каши», А.Гайдар «Голубая чашка», Л.Берг «Пит и воробей», Г.Горбовский «За обедом», «Деревянная ложка», З.Александрова «О кастрюльке», «Большая ложка», М.Матвеева «Синяя чашка», русская народная сказка «Лиса и журавль».

Рассматривание картины И.Машков «Натюрморт с самоваром».

Экскурсия в посудо-хозяйственный магазин, на кухню. Рассматривание посуды, определение назначения и классификация (столовая, чайная, кухонная).

Знакомство с материалом, из которого изготовлена посуда.

Предметный словарь: названия кухонной посуды (кастрюля, сковорода, чайник …), столовой (тарелка, миска), чайной (блюдце, чашка), столовых приборов, ведро, бак, дуршлаг, ковш, поварёшка, сито, таз, самовар, фляга, противень, сахарница, хлебница, сухарница, кофейник, молочник, маслёнка, солонка, перечница, соусник, бокал, фужер, рюмка, поднос, сервиз.

Глагольный словарь: накрывать, мыть, чистить, расставлять, наливать, сервировать…

Словарь признаков: по классификации, по материалу, по объёму. Кухонный, столовый, глубокий, мелкий, чайный…

Игра «Назови правильно» (классификация посуды – кухонная, столовая, чайная и т.д.)

«Эхо»

«Что из чего – какое?»

«Подбери предмет к признаку»

«Что изменилось?»

«1-2-5-9»

«Много-нет»

«Сервируем стол к обеду»

«4-й лишний»

«Посудо-хозяйственный магазин»

Р: «Горшок каши» (иллюстрация к сказке)

Л: «Кувшин», «Чайный сервиз»

А: «Чайный сервиз» (на голубом фоне росписью в стиле «Гжель»)

К: изготовление из бумаги и бросового материала посуды для сюжетно-ролевых игр.

15.

Комнатные растения

Чтение и обсуждение художественных текстов: В.Катаев «Цветик-семицветик», С.Т.Аксаков «Аленький цветочек», Г.-Х.Андерсен «Дюймовочка», Л.Скребцова «Азалия и белый кот», «Домашный садик», «Благородный плющ», «Кто прекрасней», «Колючий лилипут», «История о щучьем хвосте», «Лекарство в цветочных горшках», «Стойкий бальзамин», «Душистые ароматы».

- рассмотреть с детьми комнатные растения в групповой комнате, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения;

- объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения; как и зачем нужно их поливать, рыхлить землю, смахивать пыль с листьев, опрыскивать растения.

Предметный словарь: растения, фиалка, герань, бегония, пеларгония, хлорофитум, фикус, алоэ, фуксия, кактус, папоротник, сансевьера, кливия, аспидистра, гибискус, камнеломка, аспарагус, дифембахия, толстянка, розан, колеус, сенполия, гортензия, роза, корень. Стебель, листья, бутон, отросток, лепесток, цветок, земля, кашпо, горшок, поддон, лейка, корм, рассада, подкормка, рыхление, вода, полив, свет, солнце, подоконник.

Глагольный словарь: сажать, поливать, пересаживать, рыхлить, распускаться, расцветать, опадать, вянуть, увядать, опрыскивать, выращивать, ухаживать, расти, цвести, срезать, рвать, пахнуть, нюхать, размножать.

Словарь признаков: комнатный, яркий, красивый, нежный, зеленый, алый, розовый, белоснежный, теплый, хрупкий, душистый, светолюбивый, тенелюбивый, ароматный, пахучий, разноцветный, пышный, цветущий, полезный, гибкий, вьющийся, опущенный, колючий, сочный, гладкий, колючий, опушенный.

Игра «Посчитай от 1 до 5»

«Какой? Какое?»

«Закончи предложение»

«Жадина»

«Назови лишнее слово»

«Узнай растение»

«Какого растения не стало?»

«Назови соседей»

«Найди такой же»

«Опишите, я отгадаю»

«Где спрятано растение?»

«Где растут цветы?»

Р:  «Комнатное растение» по выбору детей.

16.

Животные жарких стран. Зоопарк

Чтение рассказов: Б.С.Житков «Как слон спас хозяина от тигра», «Про слона», «Мангуста», Л.Н.Толстой «Слон», Е.Чарушин «Носорог», «Бегемот», «Лев» (из книги «Моя первая зоология»), Д.Р.Киплинг рассказы из «Книги джунглей», К.Чуковский «Айболит», «Черепаха», Н.Сладков «Во льдах», Л.Рожковский «В зверинце», «Три крокодила», «Длинная шея», В.Степанов «Тигр», А.И.Куприн «Слон», басни И.А.Крылова, Д.Нейер «Жизнь в джунглях».

Загадки о животных.

Посещение зоопарка (с родителями).

Рассматривание картин, иллюстраций с изображение животных жарких стран.

Предметный словарь: лев, тигр, антилопа, жираф, шакал, леопард, газель, гепард, кенгуру, слон, пантера, обезьяна, буйвол, ягуар, верблюд, крокодил, зебра, черепаха, бегемот, детёныши животных; пустыня, джунгли, степь, джунгли, саванна, Африка, Австралия; кенгуру, коала, утконос, попугай, варан, тукан.

Глагольный словарь: подкрадываться, охотиться, рычать, скакать, добывать, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, пастись, опасаться, защищаться, нападать.

Словарь признаков: красивый, быстроногий, медлительный, огромный, полосатый, пятнистый, длинношеее, гибкий, сумчатый, выносливый..

Игра «Назови ласково»

«Сосчитай»

«Отгадай по описанию»

«4-й лишний»

«У кого кто?» (детёныши)

«Много-нет»

«Поезд для зверей»

«Кому что нужно?» (кто чем питается)

«Большой-маленький»

«Зоологическое лото»

«Кто где живёт?»

«Птицы и звери»

«Весёлые зверята»

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

«Узнай, какой ты зверь»

А: «Павлин», «Попугай на пальме»

Р.т: из природного материала «Ослик»

Л: «Черепаха»

Р: «Жизнь в джунглях» (нетрадиционная техника).

17.

Семья

Чтение художественных текстов: В.А.Осеева «Просто старушка», П.Н.Воронько «Мальчик Помогай», А.Барто «Вовка – добрая душа», Г.Браиловская «Наши мамы, наши папы», Я.Сегель «Как я был мамой», Д.Габе «Моя семья», Е.Благинина «Аленушка», русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».

Рассматривание картины сюжетной картины или серии сюжетных картин «Семья» и беседа по ней.

Знакомство с картиной В.М.Васнецова «Алёнушка».

Предметный словарь: мама, папа, муж, жена, отец, мать, женщина, мужчина, мальчик, девочка, юноша, девушка, юноша, девушка, старик, старуха, дедушка, бабушка, внучка, внук, сын, дочь, тётя, дядя, племянник, племянница, двоюродный (ая), сестра (брат), подросток.

Глагольный словарь: дружить, ухаживать, растить, расти, любить, уважать, помогать, играть, убираться, кормить, стирать, гулять, дарить, взрослеть, стареть, праздновать.

Словарь признаков: добрая, нежная, милая, заботливая, ласковая, сильный, мужественный, строгий, старший, старый, младший, маленький, молодой, пожилой.

Игра «4-й лишний»

 «Чья, чей, чьё?» (образование притяжательных прилагательных)

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

Пальчиковые игры.

Р: портрет «Я с папой».

Л: «Я и моя семья».

А: «Казанское полотенце».

18.

Инструменты

Чтение и обсуждение художественных текстов: С.Я.Маршак «Как рубанок сделал рубанок», А.А.Шибаев «Лучше дела не найти», Б.В.Заходер «Слесарь», Г.А.Ладонщиков «Самокат».

Рассматривание картинок с изображением инструментов.

Беседа о видах инструментов и орудий труда.

Разговор о технике безопасности при работе с разными инструментами.

Предметный словарь: названия инструментов: ножницы, грабли, лопата, вилы, молоток, топор, колун, тяпка, дрель, шило, метла, пила, кисть, клещи, отвёртка, пассатижи, рубанок, указка, шприц, скальпель, карандаш…

Глагольный словарь: забивать, пилить, откручивать, закручивать, резать, сгребать, зажимать, шить, прибивать, стричь, рисовать, копать, рубить, сверлить, строгать, подметать, убирать.

Словарь признаков: плотницкие, малярные, хирургические, столярные, парикмахерские.

Игра «4-й лишний»

«Назови инструмент»

«Кому какое орудие труда, инструмент?»

«Что не так?».

А: из ниток (передача формы, цвета, объёма с помощью аппликации)

Л: «Инструменты, орудия труда»

Р: «Мастерская».

19.

Морские, речные и аквариумные обитатели

Чтение художественных текстов: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Н.Н.Носов «Карасик», Б.С.Житков «Кружечка под ёлочкой», Н.Калинина «Как Вася ловил рыбу», С.Сахарнов «Морские сказки», С.Воронин «Добрая раковина» (из книги «Необыкновенная ромашка»), О.Григорьев «Сом», В.Данько «Головастик», русские народные сказки «По щучьему велению», «Лисичка-сестричка и серый волк», Е.Пермяк «Первая рыбка», Г.-Х.Андерсен «Русалочка».

Наблюдение за рыбками в аквариуме.

Предметный словарь: щука, сельдь, ёрш, камбала, окунь, сом, карась, пескарь, сом, меченосец, скалярия, рыба-меч, золотая рыбка, рыбак, рыбалка; классификация видов рыб: морские, пресноводные, аквариумные; крючок, удочка, морская звезда, медуза, морской конек, морской котик, кит, тюлень, акула, скат, дельфин, краб, улитка, ракушка. Строение рыбы: голова, туловище, хвост, жабры, плавники, чешуя, мальки.

Глагольный словарь: нырять, резвиться, играть, прятаться, выпрыгивать, плескаться, дышать, питаться, рыбачить, ловить.

Словарь признаков: пресноводные, аквариумные, речные, морские, шустрые, ленивые, серебристые, ловкие, быстрые, яркие, разноцветные, игривые, рыбий, рыбный.

Игра «Чей плавник, чьи жабры?»

«Сосчитай рыбок»

«4-й лишний»

«Зоологическое лото»

«Умный телефон»

«Кто где живёт?».

Р: «Сказка о рыбаке и рыбке» (иллюстрация к сказке)

А: «Подводное царство» по сказке Г.-Х.Андерсена «Русалочка» или по русской народной сказке «По щучьему велению»

Л: «Лисичка сестричка и серый волк»

Р.т: «Аквариум» из природного и бросового материала.

20.

Защитники Отечества

Чтение художественных текстов: А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста», А.В.Митяев «Мешок овсянки» с обучением вести диалог по прочитанному,  О.Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора», З.Александрова «Дозор», Л.Кассиль «Твои защитники», Г.-Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Чтение былин.

Встреча с ветераном войны или поход к памятнику «Защитникам Родины».

Рассматривание иллюстраций батальных сцен, иллюстрации о прохождении военной службы российских солдат.

Иллюстрация В.М.Васнецова «Богатыри».

Предметный словарь: Отечество, Родина, армия, войска. Моряки: матросы, капитаны, радисты, штурманы. Лётчики: пилоты, штурманы, радисты. Солдаты, пограничники, артиллеристы, танкисты, десантники. Строй, марш, граница.

Глагольный словарь: защищать, воевать, стрелять, заряжать, охранять, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться.

Словарь признаков: смелый, мужественный, героический, отважный, трусливый, доблестный, бесстрашный, геройский, отважный, меткий, рещительный.

Игра «Кто служит в армии?»

«Подбери признак»

«Защитник Отечества» (какой?) – смелый, храбрый, отважный…

«Сосчитай» (1-2-5-9 танк, автомат).

Р: «Богатыри земли русской»

Л: «Пограничник с собакой»

А: «Открытка для папы (дедушки)».

21.

Моя улица. Транспорт

Чтение художественных текстов: С.Я.Маршак «Багаж», Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике», И.Калинин «Как ребята переходили улицу», М.Коршунов «Едет, спешит мальчик», Б.Житков «Железная дорога» (из книги «Что я видел»), М.Ильин, Е.Сегал «Машины на нашей улице», С.Сахарнов «Самый лучший пароход»,Н.Саксонская «Песенка о метро», Н.Калинина «Как ребята переходили улицу»,  И.Туричин «Человек заболел», А.Т.Гайдар «Чук и Гек».

Экскурсия на перекрёсток с целью наблюдения за движением транспорта и пешеходами. Практическое применение правил дорожного движения.

Предметный словарь: самолёт, вертолёт, ракета; корабль, катер, лодка, шлюпка, паром, ледокол, пароход, теплоход, атомоход, яхта, парусник; автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, электричка; сани, телега, кибитка, карета, упряжка, дровни

кабина, кузов, салон, сиденье, поручни, колёса, руль, корпус, крыло, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, пропеллер, трап, хвост, нос, корма, борт, якорь, винт, парус, палуба, трюм, рубка, топливо.

Водитель, шофёр, рулевой, пилот, штурман, радист, матрос, бортпроводник, перелёт.

Шоссе, дорога, трасса, рельсы, переход, светофор, движение, остановка, пристань, аэропорт, аэродром, порт, маршрут…

Глагольный словарь: ехать, плыть, лететь, заводить, выруливать, перевозить, останавливаться, взлетать, приземляться, отчаливать, приставать, тормозить, сигналить…

Словарь признаков: легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный, почтовый, скорый.

Игра «Выставка машин»

«Что изменилось?»

«Запомни, положи»

«1-2-5-9»

«4-й лишний»

«Кто на чём едет?»

«Один-много».

Р: «Транспорт» (по выбору детей)

А (коллективная): «Транспорт на нашей улице»

Работа с конструктором: «Машины», «На улице» (модель перекрёстка).

22.

Весна. День рождения весны

Чтение стихотворений: А.К.Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…», «Вот уж снег последний в поле тает…», Г.К.Скребицкий «Зима», И.С.Никитин «Полюбуйся: весна наступает…», С.Я.Маршак «Весенняя песенка» (из сказки «12 месяцев»), Ф.И.Тютчев «Весенние воды», А.Н.Плещеев «Весна», Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы», С.Герасимов «Последний снег», «Медведь проснулся» (из книги Н.Гусаровой «Беседы по картинке»).

Наблюдение примет весны.

Рассматривание картин И.Левитан «Большая вода», «Март», Б.Бакшеев «Голубая весна».

Предметный словарь: весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, почки, листочки, трава, подснежник, сосульки…

Глагольный словарь: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, журчат, пробивается, набухают, лопаются, расцветают, просыпаются.

Словарь признаков: ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, весёлый, цветущая, поющая…

Игры «Подбери признак» (весна (какая?)…, лето (какое?)…, осень (какая?)…, зима (какая?)…)

«Наоборот»/ «Скажи иначе» (летом тепло, а зимой холодно, листья осенью жёлтые, а весной зелёные и т.д.)

«Узнай по описанию»

Р: «Первоцветы»

Л (коллективная): «Дед Мазай и зайцы» (пластилин и природный материал)

А из ткани на открытке: «Цветы в подарок маме и бабушке»

К. и р.т: «Тюльпан» из бумаги.

23.

Праздник 8 Марта. Женские профессии

Чтение художественных произведений: С.Михалков «А что у вас?», Ю.Яковлев «Мама», Л.Квитко «Бабушкины руки», Я.Аким «Маме», Е.Благинина «Вот какая мама», Т.Волгина «Наступает мамин праздник», Н.Воронцова «Мимоза», Е.Серова «Как я оставался за маму. Три мамы», В.Сутеев «Мамин праздник», В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», М.Родина «Мамины руки».

Беседа в семье о занятиях мамы, бабушки, сестры.

Женские профессии в селе.

Предметный словарь: подарок, цветы, мама, бабушка, прабабушка, дочь, внучка, сестра, тетя; повариха, портниха, учительница, певица, воспитательница, художница, скрипачка, пианистка, продавщица, медсестра, уборщица, ткачиха, танцовщица.

Глагольный словарь: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, накрывать (на стол), мыть, работать, протирать, вытирать, ухаживать, растить.

Словарь признаков: родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная.

Игра «Старше – младше»

«Кто это?»

«Назови женскую профессию»: (повар – повариха, портной – портниха, учитель - …).

Р: «Мама на работе»

А: «Цветы в подарок маме и бабушке».

24.

Зимующие и перелётные птицы

Чтение рассказов: В.В.Бианки «Лесные домишки», «Грачи», А.Н.Майков «Ласточка», В.А.Жуковский «Жаворонок» и беседа по ним, Г.Снегирёв «Ласточка», А.Фет «Ласточка», В.А.Жуковский «Жаворонок», А.Н.Толстой «Желтухин», Л.Черский «Спасибо» (из книги «Задушевное слово»), С.Воронин «Однажды весной», «Дети старой кряквы», «Девять белых лебедей» (из книги «Необыкновенная ромашка»).

Экскурсия к грачовнику.

Рассматривание картины А.К.Саврасов «Грачи прилетели».

Предметный словарь: названия птиц: грач, скворец, жаворонок, журавль, ласточка, стриж, лебедь, соловей; гнездо, яйца, скворечник, птенцы, родина, перелёт.

Глагольный словарь: возвращаться, каркать, радоваться, выводить, щебетать, куковать, заливаться, клевать.

Словарь признаков: весёлые, задорные, звонкие, заботливые, дружные.

Игра «Подбери признаки»

«Подбери действия»

«Кто как кричит?»

«4-й лишний»

Лото «Птицы»

Р: иллюстрации к  сказкам Г.-Х.Андерсена «Гадкий утёнок», Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка»

А: «Ласточка»

Л: «Лебеди», «Журавли»

К. и р.т: «Птицы» (из бумаги, природного и бросового материала).

25.

Весна. Первоцветы и животные весной

Чтение с обсуждением стихотворений: А.Н.Плещеев «Весна», Е.Серова «Подснежник», «Гвоздика», «Незабудки», «Ландыш», Ф.И.Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза», А.К.Толстой «Колокольчики», Е.Благигина «Черёмуха», «Одуванчик», В.Катаев «Цветик-семицветик», В.Сухомлинский «Весенний ветер», И.Бродская «Апрель», С.Воронин «Моя береза. Весной» (из книги «Необыкновенная ромашка»).

Рассматривание картин К.Юон «Мартовское солнце», А.Грицай «Половодье», «Первые дни мая», Н.Ромадин «Март», В.Кулькова «Ледоход» (из альбома «Иллюстрированный материал»).

Экскурсия в цветочный магазин.

Рассказы детей о работе в цветнике.

Предметный словарь: Классификация цветов: садовые, луговые, полевые, комнатные. Роза, астра, гладиолус, ирис, пион, георгин, тюльпан. Колокольчик, ромашка, василёк, медуница, мать-и-мачеха, одуванчик, кувшинка, подснежник, ландыш, лилия. Первоцвет, ледоход, лужа, ручей, верба, почка, , нарцисс, гиацинт, примула, бутон, лепесток, лист, мимоза, тюльпан.

Глагольный словарь: цветут, растут, вянут, распускаются, расцветают, радуют, пахнут. Таять, греть, расцветать, распускаться, набухать, освобождаться (от снега, льда), оседать, обветриться, пахнуть.

Словарь признаков: красивый, яркий, цветущий, праздничный, нежный, хрупкий, рыхлый, маленький, мелкий, душистый, гладкий, пушистый, глянцевый.

Игра «Скажи иначе» (синонимы)

«Телефон» (родственные слова: весна - …, вода - …)

«Подбери признаки» (весна - …, вода - …)

Р: «Цветы» разными способами

А (коллективно): «На зелёной полянке»

К. и р.т: «Цветы» (оригами)

Уход за комнатными цветами.

26.

Наша страна

Чтение художественных произведений: М.В.Исаковский «Поезжай за моря-океаны», А.А.Прокофьев «Родина», З.Н.Александрова «Родина», М.Ю.Лермонтов «Родина», Е.И.Осетров «Моя Москва»,  С.Баруздин «За Родину», русские народные сказки «Теремок», «Рукавичка», «Пряничный домик».

Беседы воспитателей с детьми по темам: «Наша страна», «Мой город».

Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, карты и глобуса.

Рассматривание набора открыток о Екатеринбурге.

Предметный словарь:  Родина, страна, государство, край, граница, столица, улица, переулок, проспект, бульвар, перекрёсток, дорога, тротуар, парк, сад, детская площадка, город, село, деревня, стадион, музей, театр. Россия, Урал, Башкирия, Татарстан…

Глагольный словарь: любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.

Словарь признаков: одноэтажный (много-, двух-). Родной, широкая, узкая, длинная, чистый, зелёный, старый…

«Улицы, проспекты нашего города» (со строительным материалом)

«Наш город»

«Кто больше вспомнит»

«Скажи иначе»

«Какое слово не походит»

«Чего много?»

«Назови ласково»

«Кто где живет?»

Р: «Перекрёсток», «Моя улица»

А: «Знаки ПДД»

Л: «Светофор».

27.

Профессии

Чтение художественных текстов: С.Баруздин «Кто построил этот дом?», Дж.Родари «Какого цвета ремёсла?», Я.Аким «Неумейка», В.Маяковский «Кем быть?», А.Шибаев «Почтовый ящик», Ш.Перро «Золушка», Г.Скребицкий «Четыре художника», Г.-Х.Андерсен «Свинопас», М.Пожарова «Маляры», Я.Дягутите «Руки человека», Е.Успенский «Детский врач» (из альбома «Детям о профессиях»),  В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок», русские народные сказки «Репка», «Семь Симеонов – семь работников».

Экскурсия на кухню детского сада, беседы, игры для закрепления впечатлений об увиденном.

Беседа о профессиях в городе, в селе; какую пользу приносят те или иные профессии; где обучаются профессиям; чем занимаются люди каждой профессии.

Рассматривание сюжетной картины «Город строится», «Строители».

Предметный словарь: Сельское хозяйство (доярка, фермер, пастух, телятница, тракторист, комбайнёр, хлебороб, агроном, ветеринар). Строительство (архитектор, чертёжник, каменщик, стекольщик, столяр, плотник, маляр, стекольщик, строитель, крановщик). Наука (профессор, химик, учёный, инженер, физик, биолог). Медицина (врач, хирург, педиатр, ортопед, стоматолог). Детский сад (воспитатель, логопед, медсестра, повар, музыкальный руководитель, психолог). Ателье (закройщик, лекальщик, портной, конструктор, модельер). Почтальон.

Глагольный словарь: шьёт, строит, воспитывает, готовит, учит, лечит, красит, ухаживает, растит.

Словарь признаков: тяжелый, легкий, внимательный, добрый, строгий, вкусный, свежий, почтовый, срочный, ценная, заказное, поздравительная

«Кто что делает?»: учит – учитель, лечит - …

«Кто чем работает?»: маляр – кистью, дворник – метлой…

«Почему так названы профессии?»: рыболов – рыбу ловит, пчеловод, землекоп, лесоруб, трубочист…

«Магазин».

Р: «Я в будущей профессии»

А: «Строим дом»

Л: «Кондитер», «Пекарь».

28.

Дом. Строительство

Чтение художественной литературы С.Баруздин «Кто построил этот дом?», В.Маяковский «Кем быть?», М.Пожарова «Маляры», Г.Люшнин «Строители», Е.Пермяк «Мамина работа».

Прогулка с целью сравнения и описания здания детского сада внутри и снаружи.

Повторение домашнего адреса.

Предметный словарь: стройка, каменщик, бетонщик, маляр, электрик, сантехник, экскаваторщик, сварщик, плотник, стекольщик, мастер, архитектор, кладка, кирпич, стена, панель, блок, крыша, краска, кран, фундамент, цемент, трактор, бульдозер, свая, котлован, кровельщик, паркетчик, паркет, плиточник.

Глагольный словарь: поднимать, класть, управлять, красить, собирать, монтировать, строить, разравнивать, возводить, устанавливать, строгать, стеклить, сваривать, благоустраивать.

Словарь признаков: высокий, низкий, красивый, блочный, кирпичный, деревянный, городской, деревенский, высотный, комфортабельный, железобетонный, многоэтажный.

Игра «Подбери признаки» (не менее 3-х)

«Подбери действия» (не менее 3-х)

«Один-много»

«Есть-нет»

«Посчитай 1 – 5»

«Что делает человек, который работает…»

«Из чего строят дом…» (кирпич – кирпичи)

«Назови, какой дом»

«Назови ласково»

Р: рисование своего дома / «Дома бывают разные»

К: «Город будущего»

А: «Строительство».

29.

Труд людей весной

Чтение художественной литературы с последующей беседой по прочитанному: М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», О.Донченко «Пертусь и золотое яичко», Я.Дягутите «Руки человека», Б.Житков «Что я видел» («Сад», «Баштан»), Я.Тайц «Послушный дождик», Ю.Крутогоров «Дождь из семян», русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Василиса Прекрасная», белорусская народная сказка «Легкий хлеб».

Рассматривание картины «Контрольная дойка».

Предметный словарь: лопата, грабли, теплица, грядка, огород, сад, клумба, семена, саженцы, рассада, посадка, поле, трактор, тракторист, лейка, парник.

Глагольный словарь: сажать, сеять, поливать, белить, обрезать, удобрять, копать, пересаживать, рассаживать, отсаживать, перекапывать, закапывать, откапывать, окапывать.

Словарь признаков: ранний, поздний, яровая (пшеница).

Игра «Узнай дерево по листку»

«Телефон» (лесные деревья, дикие животные)

«Назови крестьянские профессии»

«Назови сельскохозяйственные машины»

«Кто где работает?»

«Кто что делает?»

«Кому что нужно?»

Р: иллюстрация к сказке «Вершки и корешки»

Л: «Репка» (по русской народной сказке)

А: «Трактор»

Работа на огороде.

30.

Человек

Чтение стихотворений: Е.Благинина «Алёнушка» и А.Барто «Девочка чумазая», «Вовка – добрая душа», басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», русские народные сказки «Маша и медведь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Предметный словарь: рука, палец, ноготь, ладонь, нога, колено, спина, живот, глаз, нос, рот, ухо, плечо, локоть, запястье, ступня, пятка, голень, бедро, грудь, шея, бровь, лоб, висок, скула, ноздря, затылок, прическа, челка, пробор, усы, брода, ресницы, здоровье, закалка.

Глагольный словарь: брать, класть, ходить, бегать, прыгать, царапать, чесать, нахмурить, морщить, расчесывать, улыбаться, нести, гладить, бросить, согнуться, кивать, разжимать, сжимать, разогнуть, согнуть, хлопать, крутить.

Словарь признаков: длинноволосый, стриженый, высокий, низкий, рыжеволосый, светловолосый, темноволосый, синеглазый, кареглазый, зеленоглазый, сероглазый, плечистый, голенастый, лобный, глазной, одноглазый, одноногий, лохматый, кудрявый.

Игра «Что для чего человеку нужно?»

«Подбери предмет (часть тела) к действию»

«Урок дыхания»

«Волшебство дыхания носом»

«Путешествие каши» (пищеварение)

«Моя голова»

«Моё тело»

«Я чувствую, ощущаю и познаю мир»

«Я – человек»

«Пищеварение»

Р: «Мой портрет», «Мой друг», «Я – девочка», «Я – мальчик»

Л: «Человечки»

Р.т: «Человек» из природного материала.

31.

Домашние животные и их детёныши

Чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н.Толстой «Котёнок», «Пожарные собаки»  и «Лев и собачка», Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка», Е.Чарушин «Что за зверь?», Г.Остер «Котенок по имени Гав», Бр.Гримм «Бременские музыканты», К.Паустовский «Кот-ворюга», русская\ народная сказка «Волк и семеро козлят», «Коза-дереза».

Рассматривание животных на иллюстрациях, предметных картинок.

Рассказы детей о своих домашних питомцах.

Загадки о животных.

Предметный словарь: названия животных и их детёнышей; стадо, пастух, ферма, конюшня, коровник, свинарник, конура, сено, трава, луг, овёс, пойло, конюх, телега, груз, корм, туловище, рога, грива, копыта, вымя, молоко.

Глагольный словарь: пасутся, щиплют, жуют, ржёт, хрюкает, мычит, блеет, мяукает, лает, скачет, перевозит, сторожит, охотится, кусается, бодает, лягает, царапается.

Словарь признаков: сторожевая, охотничья, пожарная, злая, санитарная, рогатая, лохматая, бодливая, домашняя, породистая…

Игры по теме «Домашние животные»

Игра «Отгадай по описанию»

«4-й лишний»

«У кого кто?»

«Много-нет»

«Кто в домике живёт?».

Р: рисование щенка и взрослой собаки

Р: «Домашние животные»

А+Р: «Кошка»

Л: «Барашек» (пластилиновый рельеф).

32.

Школа. Школьные принадлежности

Чтение рассказов с последующим обсуждением: Л.Н.Толстой «Филипок», А.Барто «Первый урок», «В школу», З.Н.Александрова «В школу», С.Я.Маршак «Первый день календаря», В.Берестов «Читалочка», Л.Воронкова «Подружки идут в школу», В.Осеева «Волшебное слово», В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано», Л.Пантелеев «Буква ТЫ».

Объяснение значения пословиц: «Ученье – путь к уменью», «Ученье – свет, неученье – тьма».

Экскурсия в школу.

Профессии в школе.

Предметный словарь: класс, парта, доска, урок, расписание, предметы, математика, письмо, чтение, рисование, физкультура, форма, ученик, ученица, мел, учитель, учительница, завуч, директор, учебники, пенал, ручка, карандаши, тетрадь, альбом, кисточки, краски, ластик, картон, бумага, линейка, пластилин, клей, ножницы, оценка, школьники, звонок, перемена, каникулы.

Глагольный словарь: учиться, стараться, слушать, готовить, учить, получать, писать, считать, решать, рисовать, убирать, отдыхать.

Словарь признаков: младшие, старшие, прилежные, усидчивые, аккуратные, внимательные, подготовительный, первый, хорошие, плохие, озорные, веселые, умные.

Игра «4-й лишний» (ручка, резинка, мяч, пенал; портфель, тетрадь, учебник, яблоко)

«Кто быстрее соберётся в школу?»

«Что изменилось?»

«Чего не стало?»

«Что прибавилось?»

«Нади два одинаковых предмета»

«Собери портфель в школу».

Р: «Моя будущая школа»

Л: «Школьные принадлежности»

К: «Моя школа».

33.

Лето. Летний отдых

Рассматривание серии картин «Времена года».

Экскурсия в музей изобразительных искусств.

Чтение художественных произведений: К.Ушинский «Четыре желания», А.Плещеев «Старик», Е.Благинина «Одуванчик», З.Александрова «Сарафанчик», В.Катаев «Цветик-семицветик», С.Я.Маршак «12 месяцев».

Загадки, пословицы. Поговорки о временах года.

Повторение стихов об осени, зиме, весне.

По заданию логопеда дети беседуют с родителями, где они проведут лето. Воспитатели проводят беседы на тему летнего отдыха.

Предметный словарь: лето, июнь, июль, август, дождь, жара, солнце, трава, деревья, отдых, отпуск, каникулы, время, радость, веселье, купание, поездка, курорт, санаторий, путевка, лагерь, цветы, грибы, ягоды, забавы, речка, море, удочка, поход, бабочки, пчелы…

Глагольный словарь: отдыхают, загорают, плескаться, печет, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются…

Словарь признаков: жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное…

Игра «Один-много»

«Назови ласково»

«Подбери слово-действие»

«Подбери слово-признак»

«Что сначала, что потом?»

«До – между – за»

«Подбери предметы к признакам» (весенний, летний, зимний, осенний; весенняя, осенняя, летняя, зимняя; весеннее., летнее…)

«Когда это бывает?»

«Бывает – не бывает?».

Р: (разными приёмами) по выбору детей

А: по выбору детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование реализации образовательной области "Музыка" в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с ОНР) по программе Костиной Э.П. "Камертон"

В планировании отражена интеграция образовательных областей, указаны коррекционные задачи, репертуар соответствует тематическим неделям плана учителя-логопеда...

Годовой план работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Приоритетные направления деятельности:совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью де...

Рабочая программа деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

В содержании рабочей программы деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности представлены цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к организации кор...

План комплексного коррекционно-развивающие взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в подготовительной группе компенсирующей направленности «Полянка» для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2021-2022 учебный год

План комплексного коррекционно-развивающие взаимодействия  учителя-логопеда и музыкального руководителя в подготовительной группе компенсирующей направленности «Полянка» длядетей с тя...

Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе компенсирующей направленности в рамках реализации общесадового проекта по нравственно-патриотическому воспитанию.

Цель: закрепление и пополнение знаний детей о своей малой Родине. Задачи: - коррекционно-образовательные: • расширить и актуализировать словарный запас по теме «Мой город»; • упражнять в образова...

Перспективное календарно - тематическое планирование коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда А.Л. Шватченко в подготовительной группе компенсирующей направленности «Белочка» на 2023-2024 учебный год

Перспективное календарно - тематическое планирование коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда А.Л. Шватченко в подготовительной группе компенсирующей направленности «Белочка&raqu...