Перспективное планирование учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности (1-й год обучения) на 2014 – 2015 учебный год
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Снежана Валерьевна Сироткина

 

Методическая работа

 

 

Цели:  предупреждение, своевременное выявление и устранение речевых нарушений.

Задачи:

  • организовать  работу по диагностике уровня развития речевой деятельности дошкольников;
  • реализовать индивидуально-ориентированные программы развития   с учётом структуры речевого дефекта ребенка.

Приоритетные направления деятельности:

  • совершенствование корекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;
  • структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и  вне них;
  • систематизация учебно-методического материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ пос. Просвет

структурное подразделение «Детский сад «Росинка»

Утверждаю

Заведующий

с/п «Детский сад «Росинка»

_________ Дворянкина В.В.                                        

Перспективное планирование

учителя-логопеда в старшей группе

компенсирующей направленности

 (1-й год обучения)

на 2014 – 2015 учебный год

учитель-логопед

Сироткина Снежана Валерьевна

пгт.Рощинский

Методическая работа

Цели:  предупреждение, своевременное выявление и устранение речевых нарушений.

Задачи:

  • организовать  работу по диагностике уровня развития речевой деятельности дошкольников;
  • реализовать индивидуально-ориентированные программы развития   с учётом структуры речевого дефекта ребенка.

Приоритетные направления деятельности:

  • совершенствование корекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;
  • структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и  вне них;
  • систематизация учебно-методического материала.

Направления деятельности

Формы и методы работы

Цели

Сроки

1.

Диагностическое       направление

  1. Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей, зачисленных в группу в прошлом году. Обработка и анализ результатов обследования, проведение мониторинга. Заполнение протоколов обследования. Комплектация подгрупп.

Точное установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в речевом развитии дошкольников.

1-15 сентября

  1. Объективное логопедическое заключение и составление  групповых, подгрупповых и индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы на учебный год, составление циклограммы деятельности.

Заполнение речевых карт, составление  перспективных планов работы с каждой группой, индивидуально.

Оформление протоколов речевого мониторинга группы на начало года.

 

сентябрь

  1. Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование.

Выявление нарушений речи дошкольников.

В течение года по запросам педагогов, спец-стов и родителей

4. Посещение занятий в старших группах.

Наблюдение за детьми в учебном процессе, выявление состояния устной речи детей- логопатов; рекомендации педагогу.

В течение

года

  1. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

  1.  Проведение итогового обследования речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с целью комплектации логопедических групп на следующий учебный год.

  1. Анализ проведенной логопедической работы за 2014-2015 учебный год.

Выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников; отражение его результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Оформление протоколов заседания ПМПК по отбору детей в логопедическую группу на 2015-2016  учебный  год.

Подведение итогов годовой работы, постановка заключительного логопедического диагноза. Дальнейшие рекомендации родителям.

Январь, май

до 20 мая

май

2.

Коррекционно-развивающее направление

  1. Проведение фронтальных занятий в виде групповых и индивидуальных занятий согласно циклограмме рабочего времени.
  2. Составление календарных планов логопедических  занятий в логогруппе по обучению грамоте, по формированию правильного звукопроизношения, по развитию связной речи.

     Составление индивидуальных планов на основе результатов логопедического обслед-ния.

  1. Ведение документации.

Компенсация   и коррекция нарушений речевой деятельности.

Развитие диалогической, монологической форм речи, расширение словарного запаса слов.

Проведение работы по устранению лексико-грамматических нарушений речи  у детей.

Преодоление нарушений слоговой структуры слов.

Развитие связной речи, умения пересказа.

С 15 сентября по 15 мая по расписанию

  1. Участие в работе МПК консилиума.

Обеспечение диагностико-коррекционного сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии

В течение года

  1. Анализ проведенного психолого-педагогического и логопедического воздействия на дошкольников в течение всего учебного года

Оценка качества коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов, работающих с детьми логопедической группы, подготовка рекомендаций учителям начальных классов по работе с детьми, нуждающихся в особых условиях обучения (итоговый консилиум)

май

3.

Консультативная деятельность

  1. Пропаганда логопедических знаний, проведение индивидуальных консультаций для родителей (посещение родителями занятий детей).
  2. Участие в районном методическом объединении логопедов, участие в семинарах, в работе творческой группы.
  3. Проведение работы по осуществлению преемственности ДОУ и школы.

4.  Публикации статей, тиражирование опыта, участие в форумах на     логопедических сайтах.

В течение года

4.

Работа над повышением квалификации

  1. Мероприятия по повышению квалификации учителя-логопеда. Проведение открытых мероприятий.
  2. Работа по теме самообразования «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда»
  3. Посещение курсов по теме самообразования.
  4. Изучение новинок методической литературы.
  5. Участие в проведении методических объединений.
  6. Прохождение курсов повышения квалификации.
  7. Создание предметно-развивающей среды  в логопедическом кабинете. Работа над пополнением методической базы логопедического кабинета (изготовление наглядных и дидактических пособий).

В течение года

27 сентября 2014 года (Самара)

5.

Организационная деятельность

1.Подготовка логопедического кабинета к новому учебному году:

А) Систематизация и пополнение методического материала.

Б) Систематизация иллюстративного и раздаточного материала.

2. Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года. Составление календарно-тематического планирования занятий.

3. Составление расписания занятий согласно циклограмме рабочего времени.

4. Оформление речевых карт.

5. Ведение индивидуальных тетрадей для работы с детьми и родителями.

6. Ведение тетрадей взаимодействия с родителями и воспитателями логопедической группы.

7. Планирование и разработка индивидуальных логопедических программ.

8. Продолжение работы по накоплению специальных компьютерных программ для коррекции речи и психических процессов, а также систематизации методического материала в электронном виде.

9. Самоанализ работы учителя-логопеда.

10. Составление годового статистического отчета о количестве воспитанников, имеющих речевые нарушения в ДОУ и результатах коррекционного обучения за 2014-2015 учебный год.

До 15 сентября

С 1-15 сентября;

С 15- 25 мая

В течение года

Логопедическая работа.

I период обучения

( сентябрь, октябрь, ноябрь)

  1. раздел. Звукопроизношение.
  1. Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных  (б), (п), (м), (н), (д), (т), (г), (к), (х), (в), (ф) и мягких вариантов.
  2. Отработать чистое произношение в звукоподражаниях:    ко – ко – ко, ку – ку – ку, га – га – га, гав – гав и т.д.
  3. С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляционного массажа и специальной артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.

2-раздел. Развитие навыков фонематического анализа.

  1. Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки (а), (у).
  2. Упражнять  детей в анализе на слух слияний гласных звуков: (уа), (ау).
  3. Учить выделять начальные ударные гласные (а), (у) в словах, различать слова с начальными ударными (а), (у).

3-раздел. Развитие общих речевых навыков.

  1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
  2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работать над плавностью речи.
  3. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.
  4. Выработать правильный темп речи.
  5. Работать над четкостью дикции.
  6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию, мимику, соответствующие интонации.

4-раздел. Лексика.

Лексические темы:

Сентябрь

3-я неделя – «Детский сад».

4-я неделя – «Игрушки».

Октябрь

1-я неделя – «Осень».

2-я неделя – «Овощи».

3-я неделя – «Фрукты».

4-я неделя – «Сад-огород».

Ноябрь

1-я неделя – «Лес, грибы, ягоды, деревья».

2-я неделя – «Перелетные птицы».

3-я неделя – «Одежда».

4-я неделя – «Обувь, одежда, головные уборы».

  1. Обобщить первичные представления детей об осени по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осенним погодным явлениям. Ввести в речь наречия, обозначающие состояния погоды: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено. 

      Ввести в речь прилагательные хмурый, дождливый.

  1. Учить детей узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов.

Ввести в словарь существительные – названия деревьев: береза, рябина, дуб, клен, ель.

  1. Расширить представления детей об овощах и фруктах (цвет, размер, запах, вкус).

Ввести в словарь существительные – названия овощей и фруктов: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

  1. Конкретизировать представления детей о дикий животный осенью, о подготовки зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Ввести в словарь существительные – названия животных: медведь, лиса, еж, заяц, белка; корова, лошадь, кошка, собака.

  1. Закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением: игрушки, обувь, одежда, посуда, мебель.

Ввести в словарь следующие существительные: мяч, машинка, кубики, кукла, мишка; тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки; платье, брюки, рубашка, кофта, шорты; чайник, кастрюля, чашка, тарелка, ложка; шкаф, стол, стул, кровать, диван.

  1. Ввести в словарь прилагательные – названия цвета: красный, желтый, зеленый.

Подвести детей к пониманию того, что цвет может передавать настроение.

5-й раздел. Развитие грамматического строя речи.

  1. Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа – названия овощей, фруктов, грибов, деревьев, игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели.
  2. Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев, мячей).
  3. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
  4. Закрепить в речи простые предлоги: на – с, в – из.
  5. Учить детей образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами: -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-.

6-раздел. Обучение связной речи.

  1. Совершенствовать фразовую речь. Учить детей отвечать на вопросы предложениями из 2 – 3 слов.
  2. Учить детей повторять за взрослыми рассказы-описания, загадки-описания из 2 – 3 предложений об овощах, фруктах, грибах, диких и домашних животных, игрушках, предметах одежды, обуви, посуды, мебели.

II период обучения.

(декабрь, январь, февраль).

1-й раздел. Звукопроизношение.

  1. Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.
  2. Сформировать правильную артикуляцию свистящих звуков и начать их автоматизацию.
  3. Закрепить в речи чистое произношение гласных и наиболее легких согласных звуков: (б), (п), (м), (н), (д), (т), (г), (к), (х), (в), (ф) и их мягких вариантов.

2-й раздел. Развитие навыков фонематического анализа.

  1. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными звуками (а), (у).
  2. Учить детей выделять из ряда звуков гласные (о), (и).
  3.  Упражнять детей в анализе на слух слияний гласных звуков: (ои), (ио), (ао), (оа), (уо), (оу), (иу), (уи).
  4. Учить детей выделять начальные ударные звуки (у), (о) в словах и различать слова с начальными ударными звуками (а), (у), (и), (о).

3-й раздел. Развитие общих речевых навыков.

  1. Продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
  2. Работать над плавностью речи и мягкостью голоса.
  3. Закрепить умение изменять силу голоса, учить детей говорить тише, громче.
  4. Продолжить работу над темпом речи.
  5. совершенствовать интонационную выразительность речи.

4-раздел. Лексика.

   

                         Лексические темы:

                          Декабрь

                          1-я неделя – «Ателье».

                          2-я неделя – «Зима, зимние забавы».

                          3-я неделя – «Мебель, части мебели».

                          4-я неделя – «Семья».

                          5-я неделя – «Новогодний праздник»

                          Январь

                          2-я неделя – каникулы.

                          2-я неделя – каникулы

                          3-я неделя – «Зимующие птицы».

                          4-я неделя – «Дикие животные зимой».

                           Февраль

                           1-я неделя – «Почта».

                           2-я неделя – «Транспорт».

                           3-я неделя – «Комнатные растения».

                           4-я неделя – «Наша армия».

  1. Обобщить и расширить представления детей о явлениях неживой природы зимой.

Ввести в речь существительные: мороз, метель, снегопад, сугроб.

Ввести в речь прилагательные: белый, снежный, пушистый.

Закрепить знание белого цвета.

  1. Расширить представления о разнообразии птиц и их общих признаках.

Ввести в речь существительные – названия зимующих птиц: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица.

  1. Учить развисать и называть комнатные растения по признакам внешнего вида (листьям, характеру расположения стеблей, размеру).

Ввести в словарь существительные – названия комнатных растений: толстянка, розан, герань, кактус.

  1. Уточнить представления об образе жизни диких животных зимой. Учить устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Ввести в речь детей глаголы, обозначающие способы передвижения животных: ходят, бегают, прыгают, скачут.
  2. Расширить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить в речи существительные: карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка.
  3. Привлечь внимание детей к труду взрослых, его общественному значению. Дать детям представление о профессиях продавца, почтальона, шофера, водителя, летчика, машиниста.

            Ввести в словарь глаголы, обозначающие трудовые действия: продает, разносит, водит, управляет.

  1. Обучать образованию прилагательных от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными.

Ввести в словарь глаголы, обозначающие трудовые действия: продает, разносит, водит, управляет.

5-й раздел. Развитие грамматического строя речи.

  1. Закрепить умение согласовывать слова в предложении в раде, числе, падеже.
  2. Закрепить в речи простые предлоги: на – с, в – из, по, от.
  3. Упражнять детей в употреблении существительных с суффиксами: - онок, -енок,  ат , ят.
  4. Упражнять детей в употреблении некоторых относительных прилагательных: стеклянный, бумажный, резиновый.

6-й раздел. Обучение связной речи.

  1. Продолжить совершенствование фразовой речи. Закрепить умение строить предложения из 2-3 слов.
  2. Закрепить умение повторять рассказ из 2-3 предложений. Упражнять в составлении рассказов - описаний и загадок - описаний о зимующих птицах, домашних птицах, диких и домашних животных.
  3. Учить детей пересказывать тексты из 2-3 простых предложений.

III период обучения.

(март, апрель, май).

1-й раздел. Звукопроизношение.

  1. Завершить работу по подготовке артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции всех групп звуков.
  2. Завершить процесс автоматизации свистящих звуков в речи у всех детей.
  3. Начать формирование правильной артикуляции шипящих звуков и звука (р).

2-й раздел. Развитие навыков фонематического анализа.

  1. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными гласными (а), (у), (о), (и).
  2. Упражнять детей в выделении звуков (п), (т), (к), (м), (н) из ряда звуков.
  3. Учить выделять конечные согласные (п), (т), (к), (м), (н) в словахэ
  4. Упражнять детей в анализе обратных слогов: ап, оп, уп, ип; ат, от, ут; ак, ок, ук, ик и т.д.
  5. Дать детям представление о гласном и согласном звуках, их различиях.

3-й раздел. Развитие общих речевых навыков.

  1. Продолжать работу по формированию правильного физического и речевого дыхания.
  2. Работать над плавностью речи.
  3. Отрабатывать четкость дыхания и интонационную выразительность речи.

4-й раздел. Лексика.

                Лексические темы

           Март

           1-я неделя – «Весна. День рождения весны»

           2-я неделя – «Праздник 8 Марта».

           3-я неделя – «Профессии».

           4-я неделя – «Наша пища».

            Апрель

     1-я неделя – «Откуда хлеб пришел?».

     2-я неделя – «Посуда».

     3-я неделя – «Мой дом».

     4-я неделя – «Домашние животные и их детеныши».

       Май

      1-я неделя – «Наша страна. Родной край».

      2-я неделя – «Человек».

      3-я неделя – «Насекомые».

      4-я неделя – «Лето».

  1. Уточнить представления о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега, оттепель, солнечные лучи, проталинки, сосульки, появление травы). Ввести в речь существительные: оттепель, проталинка, сосулька. Ввести  в речь прилагательные: синий, голубой, прозрачный.

             Закрепить знание синего и голубого цвета, умение различать их.

  1. Познакомить детей с первыми весенними цветами: мимозой, подснежниками, мать-и-мачехой. Ввести названия этих цветов в словарь. Ввести в словарь наречия: нежно, хрупко.
  2. Дать детям представление о профессиях мам.

               Закрепить в речи глаголы, обозначающие трудовые действия.

  1. Учить подбирать синонимы и однокоренные слова; закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве.
  2. Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам; упражнять в образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды.
  3. Расширить представления о жизни домашних животных весной, о труде людей по уходу за домашними животными.

                  Закрепить в речи названия домашних животных и их детенышей; глаголы, обозначающие трудовые действия: кормить, поить, чистить, ухаживать.

  1. Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы; закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; развивать словарь антонимов.
  2. Дать представление о жизни насекомых. Учить различать их. Ввести в речь существительные: жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, оса, божья коровка.
  3. Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России; учить образовывать прилагательные от существительных; развивать умение согласовывать слова в предложениях.
  4. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Ввести в словарь существительные: переход, светофор.
  5.  Обобщать представления детей о лете и летних явлениях в природе. Ввести в словарь существительные: гроза, радуга, молния, солнцепек.
  6. Расширить представления детей о родном городе. Ввести в речь название родного города и улицы, на которой живет ребенок.
  7. Расширить представления детей о дикорастущих цветущих растениях. Ввести в речь существительные: колокольчик, ромашка, мак, василек, лютик.

             Закрепить в речи прилагательные, обозначающие цвета: белых, красный, желтый, зеленый, синий, голубой.

5-й раздел. Развитие грамматического строя речи.

  1. Закрепить в речи все пройденные предлоги: на, с, в, из, по.
  2. Продолжить работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
  3. Учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать.
  4. Учить употреблять существительные с суффиксами –онок, -енок в форме родительного падежа множественного числа: лисят, волчат и т.д.

6-й раздел. Обучение связной речи.

  1. Закрепить умение составлять предложение из трех слов.
  2. Продолжать упражнять детей в пересказе текстов из 2 – 3 предложений.
  3. Учить детей поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ» (возраст: 5-6 лет) НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Рабочая программа на 2014-2015 учебный год в старшей группе "Непоседы"...

Перспективное планирование взаимодействия ДОУ с родителями в подготовительной к школе группе на 2014 - 2015 учебный год.

Данное перспективное планирование взаимодействия ДОУ с родителями в подготовительной к школе группе разработано на 2014 - 2015г. Сюда входят: как консультации в родительский уголок, так и индивидуальн...

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет с ОНР на 2014 – 2015 учебный год I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет с ОНР на 2014 – 2015 учебный годI период(сентябрь, октябрь, ноябрь)...

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет с ОНР на 2014 – 2015 учебный год II период

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет с ОНРна 2014 – 2015 учебный годII период...

ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД ГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КРАТКОВРКМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

Материал может быть использован для организации совместной деятельности дефектолога, логопеда с детьми с ОВЗ в группе кратковременного пребывания. Писать отдельно на каждого ребёнка план занятий по сх...

Рабочая программа реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад комбинированного вида "Радуга" в старшей группе для детей 5 - 6 лет на 2014- 2015 учебный год.

Рабочая программа реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад комбинированного вида "Радуга" в старшей группе для детей 5 - 6 лет на 2014- 2015 уч...