Картотека театральных игр.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Соломоненко Ольга Валерьевна

Картотека театральных игр для среднего и старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_teatralnyh_igr.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

(средняя, старшая группы)

Общеразвивающие игры:

«Эстафета»

Цель: Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры: Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.

а) ЗНАКОМСТВО

Из-за ширмы появляется какой-либо любимый герой детских сказок (Буратино, Красная шапочка). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.

б) РАДИОГРАММА

Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, - «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок – «капитан»  спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.

«Кто во что одет?»

Цель: Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Ход игры: Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».

Для мальчиков: В центр круга ты вставай

                    И глаза не открывай.

                    Поскорее дай ответ:

                            Ваня (или другое имя) наш во что одет.

или для девочек: Ждем мы твоего ответа:

                      Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

 «На что похоже?»

Цель: Развитие мышления.

Ход игры: Ведущий загадывает какой-нибудь предмет и по секрету записывает название на листке. Игроки по очереди говорят, на что этот предмет похож.  Они не знают, что задумано, и говорят, понятно, наугад: на велосипед, на попугая, на чернила… Ведущий показывает, что там у него записано. Яйцо! Вот теперь начинается самое интересное. Надо «защищать» свое сравнение. Иногда это удается легко: «Яйцо, как и велосипед, катится». Иногда приходится просить разрешения связать один предмет с другим хотя бы косвенно: «В яйце сидит маленький попугайчик, похожий, конечно, на попугая».

«Внимательные звери»

Цель: Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Ход игры: Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторят: «Ухо!». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то,  что показал ведущий.

«Веселые обезьянки»

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Ход игры: Педагог: Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре и делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения.

С помощью считалки выбирают «посетителя». «Посетители» в течение игры меняются несколько раз.

«Поварята»

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Ход игры: Дети делятся на две команды. Первая команда готовит первое блюдо, а вторая – салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. – для первого блюда; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом и т.п. – для салата. Затем все дети становятся в круг – получается «кастрюля» - и поют песню (импровизация):

        Сварить можем быстро мы борщ или суп

        И вкусную кашу из нескольких круп,

        Нарезать салат и простой винегрет,

        Компот приготовить – вот славный обед.

Дети останавливаются, а ведущий по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок входит к круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить другое блюдо.

«Японская машинка»

Цель: Развивать слуховую память, внимание, координацию движений», чувство ритма.

Ход: Дети одновременно выполняют ритмический рисунок, заданный педагогом. Например: хлопают в ладоши; хлопают обеими руками по коленям (правой – по правому, левой – по левому); не выпрямляя локоть, выбрасывают правую руку вправо – вверх; то же самое делают левой рукой.

«Ритмический этюд»

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, умение согласовывать действия друг с другом.

Ход: Педагог делит детей на две группы., затем задает ритмический рисунок первой группе. Первая группа начинает его воспроизводить в хлопках. Затем педагог задает второй группе. Вторая группа повторяет. Проигрывает тот, кто первый ошибся.

Сначала это простые хлопки на счет 1-2-3-4 ровно, потом можно ритм изменить.

«Измени голос»

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Ход: Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

«Животные во дворе»

Цель: Познакомить с движениями животных.

Ход: Под музыку дети изображают домашних животных: ленивого кота, голодного поросенка, крикливого щенка, наглую ворону, юркого воробья.с

«Расскажи стихи руками»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Педагог: Раз, два, три, четыре, пять!

Хотят все пальчики спать.

(Правая рука детей сжата в кулак. Дотрагиваясь левой рукой поочередно до каждого пальчика правой руки, открывают их). 

Этот пальчик – хочет спать.

Этот пальчик – лег в кровать.

Этот пальчик – уж заснул.

Этот пальчик – крепко спит.

Тише, тише, не шумите!

(Грозят пальцем).

Пальчиков вы не будите.

Утро ясное придет.

«У бабушки в деревне»

Ход игры: Приехали мы к бабушке в деревню. Бабушка усадила гостей за стол, поставила самовар. Самовар грелся, грелся и закипел: «пых-пых-пых» (выдыхаем). А рядом с ним маленький чайничек: «пых-пых-пых-пых» (выдыхаем). Бабушка налила детям чай в кружки, а он горячий. Чтобы не обжечься, нужно в кружку подуть: «фу-у» (выдыхаем). В доме комары летают: «з-з-з». но мы их не боимся и пьем вкусный чай: «фуп» (вдыхаем).

 Попили чай и пошли гулять. На улице тепло, пчелы летают вокруг: «ж-ж-ж». Вкусно пахнет цветами (вдыхаем). Шли, шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется непонятный силуэт. Мы громко крикнем: «Ты кто?». А эхо нам ответит: «Кто-кто-кто». Вдруг мы услышали волков: «у-у-у». И решили пойти скорее домой.  

Игры на превращения:

1. Развитие чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию:

- «Превращение предмета»

Ход игры: Предмет кладется на стул в центр круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен с предметом действовать по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка – ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д.;

б) маленький мячик – яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д.;

в) записная книжка – зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета. Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т. д..

- «Превращение комнаты»

Ход игры: Дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.

Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т. д..

- «Превращение детей»

Ход игры: По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т. д.. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

2. Игры на развитие выразительности и воображения:

-  «Кузнечик»

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения: шею вытянуть вперед, ступать на пальцы.

- «Новая кукла»

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывает всем желанный подарок, прижимает куклу к себе и снова кружится.

- «После дождя»

Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

- «Цветок»

Теплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

- «Танец розы»

Под красивую мелодию исполнять танец удивительно прекрасного цветка – розы (дети сами придумывают к нему движения). Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу (дети застывают в любой придуманной им позе).

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий.

«Король» (вариант народной игры)

Цель: Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры: Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети – работники распределяются на несколько групп (3-4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники.        Здравствуй, король!

Король.        Здравствуйте!

Работники.    Нужны вам работники?

Король.         А что вы умеете делать?

Работники.     А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают бельё, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т. п.. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король – жадный, веселый, злой; королева – добрая, сварливая, легкомысленная).

«Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!»

Цель: Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры: Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое – пятеро внучат», с другой стороны – остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети: Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка: Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?

Дети: Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана неправильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три – догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».

В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают пол, и т.п..

Упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации.

«Угадай: что я делаю?»

Цель: Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры: Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

  1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.
  2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.
  3. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

«Одно и то же по-разному»

Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры: Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т. д..

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.

I ГРУППА – задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.

II ГРУППА – задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т. п.

III ГРУППА – задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т. п.

IV ГРУППА – задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т. п.

V ГРУППА – задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:

а) кошку;

б) попугайчика;

в) кузнечика и т. д..

«Кругосветное путешествие»

Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры: Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны продумать, где проляжет их путь – по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле – и соответственно изменять свое поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека " Театральные загадки"

Набор иллюстрированных карточек с загадками о театре....

картотеки театральных игр

эти  картотеки  помогут  вам  организовать  театрализованную  деятельность  в  детском  саду...

картотека театральные игры.

Сценарии, картотеки игр, перспективный план работы театрального кружка....

Картотека театральных игр

Упражнения на развитие речи, дикции, выразительной интонации.Пантомимы, театральные этюды, ролевые игры у зеркала....

Картотека театральных игр в ДОУ

театральная играобщеразвивающие игрыспециальные театральные игрыупражнения и этюдыигры на превращенияигры на действия с воображаемыми  предметами  или на память физических действий...

Картотека театральных игр

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРАОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫСПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫУПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫИГРЫ НА ПРЕВРАЩЕНИЯИГРЫ НА ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ ИЛИ НА ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙРИТМОПЛАСТИКАИГР...