Кружок "Юный патриот"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Лукьянова Светлана Геннадьевна

Кружок "Юный патриот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_yunyy_patriot.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

руководитель структурного подразделения «Детский сад №13»

__________  О.В. Долгова

«___» ________ 20 ___г.

УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ  гимназия

«ОЦ Гармония»

_________  В.И. Ваничкина

«___» ________ 20 ___г.

Учебный план

кружка «Юный патриот»

Руководитель кружка: Лукьянова Светлана Геннадьевна

Возраст

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

младшая группа

1 занятие

4 занятия

32 занятия

средняя группа

1 занятие

4 занятия

32 занятия

Продолжительность  занятия в младшей группе- 10-15 минут

                                                   в средней  группе – 15-20 минут.

Литература

1.Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера,  2004.

2. Вострухина, Т. Н. Воспитание толерантности у детей / Т. Н.   Вострухина. - М.: Школьная пресса,  2011.

3.  Система патриотического воспитания в ДОУ / Авторы-составители Е.Ю.Александрова [и др.] -  Волгоград: Учитель, 2007.

5. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред. Л.А. Кондрыкинской. -  М.: ТЦ  Сфера, 2005.

6. Шорыгина, Т.А. Беседы о правах  ребёнка / Т.А. Шорыгина.- М.: ТЦ Сфера, 2008.

Пояснительная записка

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

Воспитание-процесс, протяженный во времени. Будучи педагогически процессом, в качестве необходимого  условия  успешности, он предпочитает  формировании определенных  психологических по своей природе предпосылок и качеств. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостности личности, подлинно самостоятельной, способной создать собственное представление о своем жизненном пути и реализовать его в реальных условиях и обстоятельствах. При общении детей к традициям, истории культуре Отечества помогут детям расширить социальный и исторический кругозор ребенка, активно развивать речь, совершенствовать эстетический вкус.

Средний дошкольный возраст должен быть сориентирован на:  

  1. Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине,  служение Отечеству;
  2. Социальную солидарность – свобода личное и национальная,  доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

 Таким образом, применительно к ребенку 4-5 определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

   Актуальность проблемы

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье

Цель  -  воспитать гуманную, духовно- нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, знающих историю своей страны.

Задачи:

- формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;

-  воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его  защите;

-  освоение ребенком общечеловеческих ценностей — культурных,  моральных, социальных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам,

-   формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким,

-  формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.


Перспективный план работы кружка (вторая младшая группа)

2012-2013уч.г.

Тема

Задачи

Оборудование

Октябрь

1.

«Жили – были дед и баба»

- познакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой);

- воспитывать интерес к русской бытовой культуре.

Иллюстрации русской избы, домашней утвари, орудий труда.

Мультимедийная презентация «Русская изба».

2.

«Теремок»

- познакомить детей с традициями строительства избы (художественные и символические особенности),  с ее внешним и внутренним убранством;

- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, интерес к быту и обычаям России.

Картинки и иллюстрации русской избы.

Чтение сказки  «Теремок». Аппликация « Домик».

3.

« Ой,  вы, гости – господа»

- познакомить детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях;

- продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой: домашней утварью;

- воспитывать любовь к русской народной культуре.

Мультимедийная презентация:

«Правила поведения в гостях». Набор посуды, домашней утвари.

4.

«Чудесный сундучок»

- закрепить названия и различия овощей;

- развивать умение  различать овощи по цвету, вкусу, величине и форме, наиболее распространенные в нашей местности: огурец, перец, помидор, репа, баклажан, свекла, капуста, морковь;

- формировать умение отгадывать описательные загадки, находить соответствующие отгадкам картинки.

- воспитывать интерес к устному народному творчеству, интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.

Дидактическая  игра «Определи на  вкусу», свежие овощи, дидактические  игры «Какой формы», «На что похоже».

Ноябрь

1.

«Матрешка –  красавица»

-познакомить детей с русской деревянной игрушкой – матрешкой.

-показать разнообразие видов данной игрушки.

- формировать эстетический вкус.

 Набор  матрёшек разных мастеров. Мультимедийная презентация: «Вот она какая русская красавица». Шаблоны матрешек для пальчикового рисования, гуашь, салфетки.

2.

«Стоит изба из кирпича,

  то  холодна, то горяча».

-продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.

-познакомить детей с русской печкой, предметами быта: кочергой, ухватом, чугунком, горшком.

Рисование, конструирование из коробков «Русская изба» (спичечные коробки, клей, цветная бумага), пословицы о печке.

3.

«Волшебная дудочка»

-познакомить детей с шумовыми инструментами: погремушкой, бубном, барабаном, колокольчиком, деревянными ложками.

-воспитывать у детей интерес к народной мелодии.

Погремушки, бубны, барабан, колокольчики, деревянные ложки, аудио плеер.

4.

«Баю – баю – баю – баю – бай,     поскорее засыпай»

-продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой.

-познакомить с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями (объяснить назначение и особенности колыбельной песни).

-воспитывать интерес к русской бытовой культуре, к устному народному творчеству.

Картинки и иллюстрации с изображением люльки и колыбели. Сборник «Колыбельные песенки». Коляски для кукол.

Декабрь

1.

«Веселые  ложки»

-продолжать знакомить детей  с традиционно – бытовой культурой.

-познакомить с  предметами быта: деревянными ложками.

-воспитывать у детей  интерес к русской бытовой культуре.

Деревянные ложки разных мастеров.

2.

«Деревянная забава»

-познакомить детей с филимоновской игрушкой.

-вызвать у детей эмоциональный отклик, удовольствия от игры с ними.

Иллюстрации, открытки филимоновской игрушки. Игра с глиняными  свистульками , погремушками, зайчиками.

3.

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

-продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.

-познакомить детей с русским самоваром и чаепитием на Руси.

-воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре.

Самовар, чайная пара, сахар кусковой,  картинки с изображением чаепития на Руси.

4.

«Сею, сею, посеваю,                       с Новым годом поздравляю!»

-познакомить детей с зимним праздником народного календаря: Новым годом.

-рассказать детям об обычаях и обрядах (ряжение, гадание) на Новый год.

-привлечь детей к изготовлению гирлянд и елочных игрушек к Новому году.

-воспитывать интерес к русским народным праздникам, к обычаям России.

Беседа на тему: «Как раньше украшали ёлку и отмечали Новый год».

Цветная бумага, клей, ножницы, трафареты, салфетки.

Январь

1.

«Кто же в гости к нам пришел?»

-познакомить детей с домовенком Кузей.

Игрушка домовёнок Кузя. Видеоплеер, мультфильм  «Домовёнок  Кузя».

2.

«Пришла Коляда – отворяй ворота».

-продолжать знакомить детей с зимними праздниками народного календаря: Рождеством, Святками.

-воспитывать интерес к русским народным праздникам.  

Мультимедийная презентация:

изображение гуляний и колядок. Хоровод с еловыми веточками.

Февраль

1.

«Хозяйкины помощники».

-продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.

-познакомить детей с «хозяйкиными помощниками»: ведрами, коромыслом, корытом, стиральной доской.

-воспитывать у детей интерес  к русской бытовой культуре.

Ведро, коромысло, корыто, стиральная  доска. Чтение сказки «Федорино горе», рассматривание картинок к сказке.

2.

«Волшебная Дымка».

-продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством.

–расширять представления детей о народной игрушке.

-познакомить с Дымковской игрушкой: ее характерными элементами и цветовой гаммой росписи.

Дымковская игрушка: барышня, лошадка, наездник, индюк.

3.

«Глиняное чудо»

  (русская свистулька)

-расширять представления детей о народной игрушке.

- познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров.

–воспитывать интерес к русской глиняной игрушке.

Картинки с изображением игрушек  филимоновских мастеров.

4.

«Масленица дорогая – наша     гостьюшка годовая».  

-продолжать знакомить  детей с праздниками народного календаря – Масленицей.

-рассказать детям об обычаях и обрядах (соломенной кукле – Масленице, угощение блинами, проводах зимы, встречи весны).

-воспитывать интерес к русским народным праздникам.

Соломенная кукла, блины, стихотворения о проводах русской зимы. Хороводы с колокольчиками, с платками.

Март

1.

«Этот чудесный мир природы»

-Расширить первоначальное представления о лесе, его обитателях.  

-Развивать логическое мышление.

-Закрепить знания о домашних и диких животных, деревьях, птицах, о временах года.

-Развивать интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

-Дать понятие о нормах поведения в лесу.

-Совершенствовать  умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

Дидактическая игра

«Когда это бывает?»;

«Найди детёныша»

Мяч, игрушка-персонаж Колобок, письмо, мультимедийное пособие.

 

2.

« Жаворонки»

- формировать интерес к традициям своего народа.

- воспитание художественного вкуса, любви к народному творчеству.

Прослушивание  аудиозаписи песенки – заклички « Жаворонок».

Аппликация « Жаворонок».

3.

«Волшебные спицы».

-познакомить детей с предметами обихода – со спицами и вязанием на них.

-рассмотреть шерстяные изделия, рассказать о том, откуда берется шерсть (козья, овечья).

-воспитывать интерес к русской бытовой культуре.

Спицы вязальные, нитки, вязаные вещи.

4.

«Красная горка».

-познакомить детей с весенним праздником народного календаря: Пасха.

-рассказать о праздновании Пасхи, обычае на Пасху обмениваться крашеными яйцами, о праздновании последнего дня пасхальной недели – Красной горки.

Расписные пасхальные яйца, картинки с изображением куличей. Мультимедийная презентация: «Пасхальный праздник»

Апрель

1.

« Берёза символ России»

- расширить знания детей о берёзе, обратить внимание на использовании в хозяйственных целях.

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Демонстрация картинок, открыток, фотографий. Рисование: « Русская берёзка».

2.

«Русская балалайка»

-познакомить детей с музыкальным инструментом: русской балалайкой.

-воспитывать у детей интерес к народной   мелодии.

Балалайка, аудиозапись игры на народных инструментах

3.

« Дружат дети всей земли»

- формировать у детей понятие дружбы между людьми разных национальностей.

- закреплять знания о разных национальностях.

Подвижная игра под музыку

« Чунга – Чанга». Презентация

 « Разные расы».

4.

«Шутку шутить – людей    

насмешить»

-познакомить детей с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками, с русскими народными небылицами.

-воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Книги со скороговорками,

небылицами, дразнилками

Май

1.

«Боевая слава нашего народа»

- формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа.

- уточнить знания детей о празднике – Дне Победы.

- воспитывать уважение к ветеранам.

Иллюстрации, тематические альбомы о Великой Отечественной войне.

2.

«Здравствуй, солнышко –  колоколнышко».

-познакомить детей с малыми фольклорными формами: жанром потешки, значением и содержанием потешки – заклички, поговорками.

-воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Книжки – малышки с потешками, закличками, поговорками.

Перспективный план работы кружка (средняя группа)

2013-2014г.

Тема

Задачи

Оборудование

Октябрь

1.

«Давайте познакомимся»

- уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек;

- формировать умение договариваться и согласовывать с вои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого;

- способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.

Рисунки, фотографии, семейные альбомы.

2.

«Земля – наш общий дом»

- формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России,                    

 -воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

Открытки и фотографии разных уголков России. Дидактическая игра: «Найди пару». (Рассматривание и сравнение старинных и современных фотографий  достопримечательностей Отрадного).

3.

«Наша – Родина Россия, наш язык – русский»

- закреплять знания детей о русском фольклоре;

- воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу, народному творчеству.

Книги с загадками, сказками, потешками.(Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,заклички «Солнышко – вёдрышко» и д.р.

4.

«С чего начинается Родина?»

- формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина;

- заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина?

Стихотворение Матусовского

«С чего начинается Родина». Мультимедийная презентация:

 «Любимый уголок родного города».

Ноябрь

1.

«Малая родина. За что мы любим свой город»

- уточнить представление детей о родном городе,

- формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях;

-воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Фотографии и иллюстрации достопримечательностей города Отрадный. Рисование: «Мы рисуем дом родной, и у каждого он свой».

2.

«Щедрые дары природы»

- познакомить детей с лекарственными растениями;

-дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения;

-воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Картинки и иллюстрации с лекарственными растениями (подорожник, ромашка, мята). Рассматривание гербария: «Лекарственные растения нашей области».

3.

«Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

- закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе;

 -формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Картинки флаг, герб России. Дидактическая игра: «Собери герб и флаг России».

4.

«История возникновения герба родного города»

 - закрепить и обобщить знания детей о символе родного города  – гербе;

 -формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба;

-воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Иллюстрация - герб нашего города.

Собирание разрезных картинок.

Декабрь

1.

 «Что такое генеалогическое  дерево»

 -поддерживать интерес к истории своей семьи;                   -закреплять знание родственных связей;

 -воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека.

Фотоальбомы «Моя семья». Рисование на тему: «Моя семья».

2.

«Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»

 -познакомить детей с их правом на имя, отчество, фамилию.

Картинки с изображением прав ребёнка. Чтение худ.литературы

3.

«Право ребёнка жить и воспитываться в семье»

 -познакомить детей с правом на жизнь и воспитание в семье.

Картинки с изображением прав ребёнка

4.

«Право ребёнка на охрану физического здоровья»

 -познакомить детей с их правом на охрану физического здоровья.

Картинки с изображением прав ребёнка. Дидактическая игра «Собери правильно»

Январь

1.

«Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья»

 -познакомить детей с их правом на охрану духовного и нравственного здоровья.

Картинки с изображением прав ребёнка

2.

«Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении»

 -познакомить детей с их правом на воспитание в образовательном учреждении.

Картинки с изображением прав ребёнка

3.

«Права и    обязанности  ребёнка»

 - закрепить знание прав детей;

- дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду.

Картинки с изображением прав и обязанностей ребёнка. Сказка «Три медведя»

Февраль

1.

«Как жили славяне»

 -познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой;

 - воспитывать любовь к своей Родине.

Наглядное пособие: «Жизнь на Руси».

2.

«Забавы вокруг  печки»

 -продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы;

- формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок;

 -воспитывать любовь к своей Родине.

Мультимедийная презентация : «Русская изба». Рассматривание иллюстраций к сказкам: «Колобок», «По щучьему велению».

3.

«Защитники  земли русской»

 -формировать у детей патриотические чувства;        

 -поддерживать и развивать стремление

детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого;

 -воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Фотографии и открытки с изображением знаменитых полководцев и героев локальных войн.

4.

«Есть такая профессия – Родину защищать»

(рисование)

 -формировать у детей навыки рисования по замыслу;

 -воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

Цветные карандаши, краски, кисти, альбомные листы.

Март

1.

«Мужчины и женщины в семье»

 -закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи;

 -познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье;

 -воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу.

Мультимедийная презентация  «Роль мужчины и женщины в семье». Дидактическая игра: «Кому, что принадлежит», «Профессии».

2.

«Отражение народных традиций в национальном   костюме»

 -продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда,

 -поддерживать интерес к национальной одежде;

 -воспитывать любовь к родной стране.

Куклы в национальных костюмах.

3.

«Русские народные  промыслы»

 -закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания;

 -формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Наглядное пособие «Народные промыслы».

4.

«Как живут в деревне? Добрые избы»

 -вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка, украшать её оконцами;

 -воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни.

Мультимедийная презентация: «Русская изба». Конструирование

русской избы (мелкий деревянный конструктор)

Апрель

1.

«Многонациональная Родина»

 -формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей;

 -формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны;

 -воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.

Картинки и иллюстрации с изображением людей разной национальности.  Куклы в национальных костюмах. Аудиозапись песен разных народов

2.

«Космические путешествия».

 -прививать любознательность, умение ставить цель (нахождение информации ) и находить пути решения,

 -развивать творчество детей.

Рисование: цветные карандаши, краски, кисти, альбомные листы.

3.

«Мой город: вчера и сегодня»

 -познакомить детей с историей возникновения города Отрадный, его достопримечательностями;

 -воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма.

Книга «История возникновения города Отрадный», картинки  и иллюстрации.

4.

«Что такое    героизм?»

-познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны;  

  -воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Фотовыставка «Наши земляки –герои Великой Отечественной войны»

Май

1.

«День Победы»

 -закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне;

 -формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа;

 -воспитывать чувство гордости за свою страну.

Альбомы, фотографии и картинки о Великой Отечественной войне. Встреча с ветеранами войны, рассказ ветерана о войне.

2.

Итоговое  интегрированное занятие     на тему: «С чего начинается Родина»

 -формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина,

 -побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность,

 -воспитывать любовь к «малой Родине».

Мультимедийная презентация: «Родной город – Родина наша»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растим патриотов

формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому...

Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел э...

Материал для родителей "Воспитываем патриотов"

Республика         Башкортостанг. Стерлитамак      2012 годМБДОУ - детский сад № 61Материал для родителей     "Воспитываем патриотов"Разработала:   ...

Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...

"Растим патриотов России - патриотов своего района"

музей Корскинского горного техникума...

Воспитать патриота может только патриот!

   О патриотизме можно говорить много, красиво и долго, но воспитать патриота может только патриот!Пока в детских душах живёт теплота патриотизма, это сильное и в то же время нежное ч...