Консультация "Проектная деятельность, как средство познавательной инициативы"
консультация (подготовительная группа) на тему

  Бродникова Любовь Владимировна

Проектная деятельность, как средство познавательной инициативы.

                                                                                                         Воспитатель МБДОУ Бродникова Л.В.

Проблема формирования у детей самостоятельности и познавательной инициативы была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Формирование  основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности  необходимых для создания социальной ситуации развития детей одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т.к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к адекватным методам познания и рефлексии собственного мышления и поведения, что выражено в повышенном внимании к исследовательским методам обучения и к проектированию.

В конце прошлого учебного года и до сегодняшнего дня,  я стала внедрять в практику данную технологию. Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Так как метод проектов включает в себя совокупность проблемных методов: исследовательский, поисковый, творческий, - я применяю в своей работе все эти методы, но остановиться хочу на методе проектов.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов.

На практике я убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. За такое небольшое время работы над этим методом  в группе были разработаны и проведены  такие проекты, как :

1.                  «Профессии наших родителей». Цель проекта:  расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к профессиям родителей и месту их работы. Перед детьми ставится задача – дома совместно с родителями подготовить коллаж и развернутый рассказ по одной из профессий своих родителей.

2.                  «Животный мир Красноярского края». Цель проекта: через интеграцию  образовательных областей: экологию, изобразительную деятельность создать условия для ознакомления детей с животными Родного края.  Продукт проекта книга «Животные Красноярского края».

3.                   «Разные страны разные народы». Цель проекта: познакомить детей с некоторыми народами Земли (африканцы, азиаты, народы севера, особенностями их жизни,  учить называть жителей различных стран, называть язык различных стран. Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям различных народов.

4.                   «Новогодние традиции разных стран». Цель проекта: формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов. Дети совместно с родителями составили коллаж и описательный рассказ.

А сейчас в разработке проект «Сочиняем сказку сами». Цель проекта: развитие  речи детей, через сочинение сказки и создания иллюстраций к ним.

Темы проектов я нахожу в календарном  плане ДОУ, в значимых событиях, происходящих в стране и мире и конечно из детских, почему и проблем возникших  по ходу жизни группы.

Я хочу остановиться на проекте  «Георгиевская ленточка» .

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе

«Георгиевская ленточка».

Воспитатели: Бродникова Л.В., Васильева Т.В.

Актуальность темы:

В 2015 году исполняется знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.

Создание проекта «Георгиевская ленточка» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению и уважению к истории родного города, своей семьи в честь  празднования 70-летия Победы.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне.

ЗАДАЧИ:    •      Формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;

•             Пробуждать интерес к прошлому нашего города, края, страны;

•             Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;

•             Развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки;

•             Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;

•             Развивать чувство коллективизма;

•             Привлекать родителей к участию в создании фотовыставки и в составлении альбома «Улица героя» по теме « 70 – летие Победы в Великой Отечественной войне».

•             Развитие творческих способностей детей.

Этапы проекта:

1.Диагностический этап

2.Подготовительный этап:

3.Этап проектирования

4.Презентация

Диагностический этап:

Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках. Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны.

Методы: беседа, рассматривание фотоматериалов.

Анкетирование родителей с целью выявления уровня гражданско - патриотического воспитания в семье (приложение)

Подготовительный этап:

1. Провести беседу о Великой Отечественной войне с показом иллюстраций, рисунков с фрагментами сражений, эпизодами, связанными с празднованием Победы.

Рассмотреть с детьми выставку иллюстраций, рисунков, открыток, где имеется изображение Красной Звезды и георгиевской ленточки  (солдаты Красной Армии, Кремль, ордена, медали и т.д.). Объяснить, что Красная пятиконечная Звезда возникла в качестве воинской эмблемы, точнее, как знак отличия, воинский знак принадлежности к Красной Армии, а надевая георгиевскую  ленточку, мы говорим «Мы помним! Мы гордимся!»

2.  Путешествие по карте города

Познавательная игра «Путешествие  Георгиевской ленточки». Отметить на карте ленточкой улицы, названные именами героев войны.

3. «Я расскажу вам о своей семье». Рассказ детей  о родственниках - ветеранах ВОВ и тружениках тыла.

4. Сбор фотоматериалов и оформление выставки «Фото военных времен».

5. НОД по аппликации и ручному труду «Поздравительная открытка  «9 Мая».

Презентация:

1.Составление альбома «Улица героя» (фото, рисунки детей, высказывания, материал о герое).

2.Организация фотовыставки «Моя семья в истории Победы» (фото родственников, их имена, звания, чем занимались во время войны бойцы или труженики тыла).

3. Изготовление праздничных открыток к дню «70-летия Победы в Великой Отечественной войне».

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Наши ребята участвуют в проекте «Георгиевская ленточка». Приглашаем Вас к сотрудничеству и просим ответить на вопросы:

1.Считаете ли Вы необходимым знакомить дошкольников с Великой Отечественной войной?

2.Есть ли в Вашей семье близкие, родственники, прошедшие дорогами войны? Ваше родство? Живы ли они?

3.Храните ли вы в своей семье письма, фото, награды, одежду и другие реликвии, связанные с Великой Отечественной войной?

4.Посещаете ли исторические места города, связанные с памятью о военных годах? Какие?

В дальнейшем я намерена продолжать внедрять в свою практику проектную деятельность. Ведь  на сегодняшний день работа над проектом имеет большое значение для развития не только познавательных интересов ребенка, но и самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_chteniya.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность, как средство познавательной инициативы.

                                                                                                         Воспитатель МБДОУ Бродникова Л.В.

Проблема формирования у детей самостоятельности и познавательной инициативы была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Формирование  основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности  необходимых для создания социальной ситуации развития детей одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т.к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к адекватным методам познания и рефлексии собственного мышления и поведения, что выражено в повышенном внимании к исследовательским методам обучения и к проектированию.

В конце прошлого учебного года и до сегодняшнего дня,  я стала внедрять в практику данную технологию. Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Так как метод проектов включает в себя совокупность проблемных методов: исследовательский, поисковый, творческий, - я применяю в своей работе все эти методы, но остановиться хочу на методе проектов.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов.

На практике я убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. За такое небольшое время работы над этим методом  в группе были разработаны и проведены  такие проекты, как :

  1. «Профессии наших родителей». Цель проекта:  расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к профессиям родителей и месту их работы. Перед детьми ставится задача – дома совместно с родителями подготовить коллаж и развернутый рассказ по одной из профессий своих родителей.
  2. «Животный мир Красноярского края». Цель проекта: через интеграцию  образовательных областей: экологию, изобразительную деятельность создать условия для ознакомления детей с животными Родного края.  Продукт проекта книга «Животные Красноярского края».
  3.  «Разные страны разные народы». Цель проекта: познакомить детей с некоторыми народами Земли (африканцы, азиаты, народы севера, особенностями их жизни,  учить называть жителей различных стран, называть язык различных стран. Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям различных народов.
  4.  «Новогодние традиции разных стран». Цель проекта: формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов. Дети совместно с родителями составили коллаж и описательный рассказ.

А сейчас в разработке проект «Сочиняем сказку сами». Цель проекта: развитие  речи детей, через сочинение сказки и создания иллюстраций к ним.

Темы проектов я нахожу в календарном  плане ДОУ, в значимых событиях, происходящих в стране и мире и конечно из детских, почему и проблем возникших  по ходу жизни группы.

Я хочу остановиться на проекте  «Георгиевская ленточка» .

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе

«Георгиевская ленточка».

Воспитатели: Бродникова Л.В., Васильева Т.В.

Актуальность темы:

В 2015 году исполняется знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.

Создание проекта «Георгиевская ленточка» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению и уважению к истории родного города, своей семьи в честь  празднования 70-летия Победы.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне.

ЗАДАЧИ:    •        Формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;

•        Пробуждать интерес к прошлому нашего города, края, страны;

•        Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;

•        Развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки;

•        Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;

•        Развивать чувство коллективизма;

•        Привлекать родителей к участию в создании фотовыставки и в составлении альбома «Улица героя» по теме « 70 – летие Победы в Великой Отечественной войне».

•        Развитие творческих способностей детей.

Этапы проекта:

1.Диагностический этап

2.Подготовительный этап:

3.Этап проектирования

4.Презентация

Диагностический этап:

Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках. Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны.

Методы: беседа, рассматривание фотоматериалов.

Анкетирование родителей с целью выявления уровня гражданско - патриотического воспитания в семье (приложение)

Подготовительный этап:

1. Провести беседу о Великой Отечественной войне с показом иллюстраций, рисунков с фрагментами сражений, эпизодами, связанными с празднованием Победы.

Рассмотреть с детьми выставку иллюстраций, рисунков, открыток, где имеется изображение Красной Звезды и георгиевской ленточки  (солдаты Красной Армии, Кремль, ордена, медали и т.д.). Объяснить, что Красная пятиконечная Звезда возникла в качестве воинской эмблемы, точнее, как знак отличия, воинский знак принадлежности к Красной Армии, а надевая георгиевскую  ленточку, мы говорим «Мы помним! Мы гордимся!»

2.  Путешествие по карте города

Познавательная игра «Путешествие  Георгиевской ленточки». Отметить на карте ленточкой улицы, названные именами героев войны.

3. «Я расскажу вам о своей семье». Рассказ детей  о родственниках - ветеранах ВОВ и тружениках тыла.

4. Сбор фотоматериалов и оформление выставки «Фото военных времен».

5. НОД по аппликации и ручному труду «Поздравительная открытка  «9 Мая».

Презентация:

1.Составление альбома «Улица героя» (фото, рисунки детей, высказывания, материал о герое).

2.Организация фотовыставки «Моя семья в истории Победы» (фото родственников, их имена, звания, чем занимались во время войны бойцы или труженики тыла).

3. Изготовление праздничных открыток к дню «70-летия Победы в Великой Отечественной войне».

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Наши ребята участвуют в проекте «Георгиевская ленточка». Приглашаем Вас к сотрудничеству и просим ответить на вопросы:

1.Считаете ли Вы необходимым знакомить дошкольников с Великой Отечественной войной?

2.Есть ли в Вашей семье близкие, родственники, прошедшие дорогами войны? Ваше родство? Живы ли они?

3.Храните ли вы в своей семье письма, фото, награды, одежду и другие реликвии, связанные с Великой Отечественной войной?

4.Посещаете ли исторические места города, связанные с памятью о военных годах? Какие?

В дальнейшем я намерена продолжать внедрять в свою практику проектную деятельность. Ведь  на сегодняшний день работа над проектом имеет большое значение для развития не только познавательных интересов ребенка, но и самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДДЕРЖКЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находи...

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей».

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей»....

Проектная деятельность как средство поддержки инициативы к дошкольников в процессе преодоления ОНР.

В работе обозначена роль технологии проектирования в поддержке коммуникативной, двигательной, творческой. познавательной инициатив и инициативы как волевое усилие у воспитанников группы ТНР....

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье освещаются вопросы поддержки детской инициативы в дошкольном учреждении и дома. Автор уделяет особое внимание значимости влияния взрослого на развитие детской инициативы в игровой деятельност...

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей» во второй младшей группе

План работы по самообразованию«Театрализованная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей»во второй младшей группе...

Статья «Проектная деятельность как средство поддержки инициативы и самостоятельности у детей 5-7 лет»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детс...