ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
тест

В статье освещаются вопросы поддержки детской инициативы в дошкольном учреждении и дома. Автор уделяет особое внимание значимости влияния взрослого на развитие детской инициативы в игровой деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovaya_deyatelnost.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО

РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

О.В.Баранова

МБДОУ Выездновский детский сад №1,

воспитатель первой квалификационной категории

Аннотация: В статье освещаются вопросы поддержки детской инициативы в дошкольном учреждении и дома. Автор уделяет особое внимание значимости влияния взрослого на развитие детской инициативы в игровой деятельности.

Ключевые слова: игра, инициатива, творчество, дошкольники, родители.

Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.

Д.В.Менджерицкая

Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность. Поэтому поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей в игре.

В наш современный век – век информационных технологий и электроники, мы меньше стали уделять внимания детской игре. Игру стали пускать на самотек, не интересуясь как играют дети, во что они играют, как общаются во время игры между собой. Если в младшем дошкольном возрасте родители еще уделяют внимание игре своих детей, то уже в старшем перестают это делать, считая, что ребенок вполне и сам может играть, и, не отвлекая их от своих дел. Таким образом, старшее и младшее поколение в семье постепенно дистанцируется, что родители и дети перестают общаться между собой, а дети становятся замкнутыми, необщительными, безынициативными.

Опрос дошкольников старшего возраста показал, что практически 40% родителей по вечерам и выходным недостаточно уделяют время своим детям. На вопрос воспитателя «Чем ты занимался вчера вечером?» в большинстве случаев слышишь, что я играл в «гонки», «тачки», «зомби» или сидел за компьютером. А вот ответ «мы ходили гулять с мамой и папой», «читали сказки», «играли в настольные игры», «собирали конструктор», с каждым годом слышишь все реже и реже. Неоднократно от мамочек можно услышать «Я же купила ему такую хорошую игру, а он не играет!». Вот только мамы забывают, что прежде, чем дать своему ребенку игру необходимо убедится, что игра подходит для его возраста, самой в нее поиграть, запомнить правила и только потом уже давать ребенку и обязательно играть с ним вместе. К.Д. Ушинский отмечал, что необходимо внимательно вглядываться в детские игры, ибо все, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношении к миру [10, с. 439]. Поэтому в детском саду необходимо больше внимания уделять игре, обращать внимание на поведение дошкольников в игре, на их общение между собой. Умелое манипулирование игровой ситуацией позволяет воспитателю с новой стороны увидеть дошкольника, оценить его положительные качества и помочь реализовать его потенциал.

Дети очень любят, когда к их игре присоединяются взрослые. Отказ взрослого может не только обидеть ребенка, но и лишить его столь ценного общения с близкими ему людьми. Поэтому близкие, особенно мама и папа, должны находить время для игры с ребенком. Играя с ребенком, можно лучше понять его мироощущение, ценностные установки, эмоциональные особенности, проблемные зоны его отношений с окружающими, самим собой. Игра для ребенка также отдых, умиротворяющая деятельность, он испытывает покой и счастье. Дошкольникам бывает трудно выразить свои переживания на словах. Чувства они могут прожить в игре, выбирая определенный материал, действуя с ним в определенным образом, вновь и вновь переживая значимые ситуации. Для ребенка игра-проявление любви и внимания. Дети лучше начинают понимать своего партнера, сверстника или взрослого. Дружить — значит играть вместе. Игра дает возможность ребенку преобразовывать свой внутренний мир, личный опыт с помощью игрушек, разных ситуаций.

В исследованиях А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина отмечается, что игра затрагивает наиболее существенные стороны психического развития ребенка в целом, развивает его сознание. Именно игры готовят детей к будущей жизни, помогая ориентироваться в человеческих отношениях, развиваться морально, интеллектуально, физически, поверить в свои силы, проявить свое творческое активное начало. Взрослый, особенно близкий, часто пример для подражания, он влияет на выбор того или иного сюжета игры, эмоционального оттенка, акцента проигрывания роли. Дети копируют манеру ролевого поведения у тех родителей, которых видят, считая их типичным для ролей мамы и папы.

Если ребенка наказывают, ругают, кричат на него, нередко можно видеть, что он играет как-то агрессивно: ломает игрушки, разрушает постройки у других, бьет или ругает кукольных персонажей. Часто бывает, что такие дети не могут наладить сами игровое взаимодействие с другими детьми, поскольку не умеют договариваться, обижаются, сердятся, не слушают партнера, не подают идей, не могут сосредоточиться на игровом процессе и своей роли. Все это приводит к тому, что вскоре ребенок остается играть один с кубиками, машинками, не хочет ни с кем делиться. Ребенок, с которым родители мало общаются, не слушают его, не играют вместе с ним, также не умеет вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру.

Для ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, очень важно быть принятыми в игру сверстников. Для этого надо играть с ним в разные игры, особенно ролевые, чтобы он привык к партнерским отношениям, правилам поведения в совместной игре. В нашем детском саду мы проводим совместные игры младших дошкольников со старшими.  И часто наблюдем, что агрессивный ребенок (по отношению к своим сверстникам) начинает себя очень вежливо и тактично вести с малышами, помогает им выбирать игрушки, объясняет для чего они нужны и как лучше их использовать в игре.

В ситуации, когда ребенок один в семье, детский сад по тем или иным причинам не посещает или посещает не регулярно, взрослый должен взять на себя функцию партнера по играм. Помогать ребенку разворачивать сюжет игры, подбирать материал. Наиболее педагогически целесообразно, если взрослый с ребенком придет в гости к соседу, друзьям или родственникам у которых есть дети. Во время таких семейных и дружеских посиделок атмосфера становиться непринужденной. Дети через некоторое время чувствуют себя свободно. Вот тогда взрослым просто необходимо организовать совместную игру, и дети с удовольствием и интересом в нее включаться. Здесь замечательно подойдут такие игры как «Твистер», «Кто я?», «Фанты» и т.д. После такого вечера ребенок почувствует свою важность и значимость для родителей.

Многие родители задают вопрос: «Что делать, когда некогда поиграть с ребенком?». Но ведь играть с ребенком можно и по дороге в детский сад, предложите ему придумать «Куда спешат прохожие?», «Чем занимается ворона?» и т.д. И даже поход в магазин можно превратить в увлекательную игру-путешествие, предложив ребенку самому в магазине найти, где лежат те или иные продукты. С помощью таких не хитрых приемов повышается самооценка ребенка, он чувствует свою значимость. Если такие игры проводить постоянно, то ребенок привыкнет и сам станет проявлять инициативу и предлагать свои игры со своими правилами. Главное, чтобы взрослые поддерживали эту инициативу, а не давили своим авторитетом.

Личность взрослого, его модель отношения с миром, степень эмоциональности и открытости в познании нового, их креативность также влияют на игровое поведение ребенка. В жизни малыша с самого рождения постоянно возникают ситуации, к которым он относится как к игре, но в то же время серьезно. Взрослые часто не понимают, как новые эмоции захватывают малыша, что игра для него очень важное дело, которому он отдается полностью, и не надо ее прерывать и мешать ему. Ребенок, начиная с младенческого возраста, любит узнавать и исследовать окружающие предметы, их соотношение и проявления. Он не жалеет времени и сил на то, чтобы хорошо и подробно ощупать, понюхать, поколотить, потянуть, помять новый предмет. Ребенок повторяет манипуляции с предметом снова и снова пока не поймет, что с ним можно еще как-то поиграть. В это время взрослый может повести себя вольно или невольно для оказания существенного влияния на инициативу ребенка, его способность бесстрашно и уверенно получать новые знания об окружающем. Роль взрослого заключается в том, чтобы не испугать малыша своей слишком эмоциональной реакцией, не оторвать резко его от интереснейшего предмета. Иначе он может заплакать или перестать в дальнейшем получать удовольствие от новизны игровых предметов.

Часто взрослый, видя, что ребенок просто манипулирует предметом, повторяя одно и тоже действие, начинает показывать, как этот предмет можно употребить в игре. Так взрослый дома, а воспитатель в детском саду помогают ребенку развить воображение, образное мышление в простом условно-игровом действии. Взрослый, придавая новый смысл действиям, поднимает данную ситуацию на более высокий для ребенка уровень. Воссоздавая поступки людей, принимая на себя различные роли, ребенок также проникается новыми смыслами и целями людей, их чувствами и отношениями. Теперь он может действовать более цельно и осмысленно, а не просто однообразно манипулируя предметами.

Очень часто складывается и такая ситуация, когда ребенок застревает на каких-то манипуляциях с игрушками – строит одно и то же, катает машинки туда-сюда. Взрослый может «переосмыслить» действия, придав им новое значение, включив их в более широкий игровой событийный контекст. Но при этом не нужно давить на ребенка и навязывать ему свою точку зрения. Например, при не аккуратном вмешательстве взрослого в игру, игра может угаснуть. А если взрослый тщательно продумал свое вмешательство в игру, то игра может превратиться в целое представление, в ходе которого сюжет может меняться кардинальным образом несколько раз. Например, дошкольники играю в «Больницу». Однообразный и избитый сюжет: к врачу приходит больной, врач его осматривает выписывает рецепт и отправляет домой. Все общение врача и больного сводится к стандартному диалогу «Что вас беспокоит, на что жалуетесь?» и тому подобное. А если в игру включится воспитатель с просьбой срочно отправиться по вызову на дом к больному, а по дороге умело создавать препятствия, то игра может превратиться в целое представление, которое может быть похоже на инсценировку произведения К.И. Чуковского «Доктор Айболит». Воспитатель, используя воображение детей может организовать из любой сюжетно-ролевой игры - квест-игру. Но делать это нужно осторожно, чтобы не спугнуть инициативу дошкольника, а наоборот поддерживать ее и развивать.

Поэтому чаще всего во время игры и происходит развитие творческой инициативы дошкольника. В детском саду игра – это ведущий вид деятельности. Воспитатели постоянно в течение дня специально организовывают различные игры и игровые ситуации. Стараются поддержать любое начинание дошкольников, подбадривают, выслушивают их пожелания и предпочтения. Воспитатели и дети в детском саду находятся в партнерских отношениях.

В заключении можно сказать, что детскую инициативу очень легко «потушить», одним не осторожным словом или действием, а развить и поддержать, очень сложно. Мастерство воспитателя и состоит в том, чтобы умело организовать игру, при этом опираясь на инициативность и развитие любознательности ребенка. Творческое проявление инициативы в дошкольном возрасте позволит ему проявить себя как креативной, творческой личности и на всех последующих ступенях образования. Желание и умение творить нечто новое закладывается у ребёнка в дошкольном возрасте, здесь истоки инициативности, любознательности, творческого начала.

Литература:

1. Блонский П.П. Дошкольный возраст: учебное пособие. – М.: Педология, 2000.- С. 89-119.

2. Буре Р.С. Воспитатель и дети: учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников / Л.Ф. Островская / – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Ювета», 2001. – 176 с.

3. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста: учебное пособие/ Е. Волосова. – М.-1999. – 234 с.

4. Воскресенская В.Создаём развивающую среду сами. –2004. – №1. –С.77–79.

5. Воспитание детей в игре :учебное пособие / Под ред. Д.В. Мендэжерицкой. – М.:Просвещение, 1979 – 176 с.

6. Гуськова Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок // Дошкольное воспитание. – 1988. – №11. – С.60-64.

7. Дошкольная педагогика: учебное пособие /Под редакцией В.И.Логиновой П.Г.Саморуковой. – М.: Просвещение. – 1988. – 270 с.

8. Игра дошкольника: методическое пособие /Под ред. С.Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989. – 286с.

9. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателей дет.сада и родителей. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160 с: ил.

10. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – Собр. Соч. М. – Л., 1950 т.VIII, с. 776

GAME ACTIVITY AS A MEANSDEVELOPMENT OF CREATIVE INITIATIVES OF KINDERGARTEN STUDENTS

O.V. Baranova

Annotation: The article highlights the issues of supporting children's initiatives in preschool and at home. The author pays special attention to the significance of the influence of an adult on the development of children's initiative in play activities.

Keywords: game, initiative, creativity, preschoolers, parents.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрально – игровая деятельность в развитии младших дошкольников

Дети любого возраста любят играть, перевоплощаясь в кого-либо или во что-то. Задача воспитателя – заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему возможность сделать что-то по-сво...

опыт работы"«Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления дошкольников с художественной литературой»

"Волшебный край!" - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. "Любите ли вы театр так, как я люблю его?" - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том,...

Значение игровой деятельности в социализации старших дошкольников.

Проблема социализации личности, несмотря на широкую представленность в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие в любых сферах общественно...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

     Дети любого возраста любят играть, перевоплощаясь в кого-либо или во что-то. Задача воспитателя – заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему ...

Театрально-игровая деятельность в развитии младших дошкольников

Презентация отчет по теме самообразования...

Игровая деятельность – средство социализации старших дошкольников.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра рассматривается как деятельность, имеющая очень ...