"Игровая деятельность как средство социализации дошкольников"
проект (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема работы:
«Игровая деятельность как средство социализации дошкольника».
Автор:
Сироткина Дарья Сергеевна (446332 Самарская область, Кинель-Черкасский район, п. Садгород, ул. Кооперативная д.31
тел. 8-9277201327)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный Центр» с. Тимашево муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области (446330 Самарская обл., Кинель-Черкасский район, п. Тимашево, ул. Комсомольская, 31, тел. 8-846-60-2-42-47)
Название проекта: «Игровая деятельность как средство социализации дошкольника».
Актуальность:
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
В раннем и дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.
Содержание и организация образовательного процесса через игровую деятельность направлены, согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность. Обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Социализация - процесс, результат усвоения и активного воспроизводства
социального опыта, прежде всего системы социальных ролей.
Проблема: В современном быстро развивающемся обществе дети должны быть внимательными, быстро реагировать, уметь применять полученные знания на практике и этим навыкам мы можем научить их в игре.
Необходимость комплексного подхода к проведению игр подтолкнула на разработку методического руководства.
Цель: Содействовать накоплению игрового опыта детей предлагая им различные сюжеты и способы взаимодействия со сверстниками и социумом
Задачи:
- Постоянно изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей;
- Определить уровень игровых навыков и умений детей;
- Учить детей отражать в играх несложный сюжет, выполнять действия в определённой последовательности, поддерживать ролевой диалог;
- Развивать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам – партнёрам по игре, побуждая к проявлению эмоциональной отзывчивости на их состояние в процессе игры;
- Обогащать речь детей, содействуя развертыванию ролевого диалога в играх;
- Развивать самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх;
Воспитатель:
Предваряя игру, знакомит детей с доступной деятельностью взрослых, как образцом нравственных отношений (врач – лечит, он вежливый, добрый, много знает о болезнях и т.д.)
Подбирает игрушки, игровую среду, атрибуты побуждает детей играть коллективно, отображать в игровых ролях нравственные отношения.
Обращаясь к исполнителям ролей, активизирует нравственные мотивы в поведении.
Опираясь на правила коллективной игры, учит соблюдать очерёдность при распределении ролей – регулирует организационные отношения детей.
Побуждает детей объединяться в такие группы, в которых положительное влияние оказывают ребята с высоким уровнем развития игры и общения
Новизна: использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.
Игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, поэтому нам, взрослым, необходимо организовать игру так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как мы его научим передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.
Участники проекта:
Дети дошкольного учреждения;
Работники посещаемых детьми организаций;
Родители. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ:
1 ЭТАП – Появление желания у ребёнка
играть, активно действовать
ПРИЁМЫ:
- беседы, загадки,
- считалки о персонажах,
- внесение новой игрушки,
- сюрпризные моменты
ПРОЦЕСС:
установление взаимоотношений по поводу выбора темы,партнёров, распределения ролей, атрибутов, места игры
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ:
- учитываю пол ребёнка,
- формирую потребность, договариваться, помогать друг другу,
- разрешаю конфликты по поводу распределения ролей, атрибуров
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ:
2 ЭТАП – ребёнок учится играть по правилам,
выполнять игровую задачу
ПРИЁМЫ:
- экскурсии по д/с, в кабинет м/с, на кухню к повару,
- наблюдение за транспортом, трудом взрослых,
играми и развлеченичми старших детей,
- посещение театральных и цирковых представлений,
- совместные наблюдения и беседы детей с родителями при посещении аптеки, магазина, парикмахерской, кафе,
- рассматривание иллюстраций, семейных и групповых фотографий,
- чтение дополнительной художественной литературы,
- привлечение старших детей к совместным играм
ПРОЦЕСС:
- формирование социально значимых качеств:
честности, целеустремлённости, настойчивости,
уважению, терпимости, сочувствия друг к другу, умения радоваться своему успеху и успеху товарища.
- формированиепознавательной, умственной, нравственной, двигательной активности
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ:
- принимать роль на себя,обозначая её словом,
- разворачивать специфический ролевой диалог – общение по ходу игры,
- согласовывать действия с партнёром по игре,
- диагностирую актуальный уровень игровых навыков,
- предлагаю возможные варианты развития игры,
- использую современную тематику, ввожу современных героев
3 ЭТАП – ребёнок знаком с правилами, он
играет, охотно вступает во
взаимодействие, проявляя активность,
самостоятельность, творчество
ПРИЁМЫ:
- введение «проблемных ситуаций»,
- введение новых персонажей, ролей,
- соединение 2 – 3 сюжетов в одной игре,
ПРОЦЕСС :
формирование социальнозначимых качеств:
коллективизм, бережное отношение к
окружающим, забота, внимание к партнёрам по
игре, взаимопомощь
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ:
- учу выполнять основную и дополнительную роль,
- формирую умение изменять в ходе игры ролевое
поведение в зависимости от роли партнёра,
- формирую умение менять свою игровую роль в
зависимости от развёртывающегося сюжета,
- выступая как равноправный партнёр, принимаю
тот уровень игры, который играютдети, их
правила,
- привлекаю застенчивых, «изолированных» детей
в игру,
- формирую умение разввёртывать ролевой диалог с
- партнёром – сверстником,
- способствую развитию самостоятельности,
- подсказываю логическое завершение игры,
- анализирую и положительно оцениваюигру
ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СЛЕДУЮЩИЕ:
. Развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на персонажей
- Парное ролевое взаимодействие со сверстником включающее называние своей роли
- Ролевое обращение, короткий диалог
Ролевое поведение сразу ориентируется на партнера (сначала взрослого, затем – сверстника
Результат:
- у детей развились психические процессы;
- улучшилась память и мышление;
-получили нравственно-эстетическое воспитание;
-развились творческие способности детей.
Полученный продукт проекта методические разработки сюжетно ролевых игр:
- Диагностический центр « Здоровье»
- Дом моды «Силуэт»
- «Почта»
- Библиотека»
- «Строительная компания»
- «Пароход»
- «Супермаркет»
- «ГБДД»
- «Театр»
Данные разработки могут использовать воспитатели дошкольных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность – средство социализации старших дошкольников.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра рассматривается как деятельность, имеющая очень ...
«Игровая деятельность как средство социализации дошкольника».
Проект во второй младшей группе ...
«Игровая деятельность как средство социализации дошкольника».
Проект во второй младшей группе ...
Статья "Игровая деятельность как средство социализации дошкольника"
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации....
Игровая деятельность как средство социализации дошкольников
Одним из важнейших критериев адаптации личности в обществе является социализация, которая подразумевает динамические изменения, происходящие в развитии личности в течение определенного перио...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №11 д.Шаталово СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ И...
Модель организации игровой деятельности младших дошкольников как средства социализации дошкольников.
Модель организации игровой деятельности младших дошкольников (далее – Модель) представляет из себя некую систему компоновки игр различного вида и направленности, демонстрирует педагогическим раб...