Консультация "Дети. Как их воспитывать?"
консультация на тему

Кузнецова Екатерина Егоровна

Как воспитывать наших детей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti._kak_ih_vospityvat.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Дети. Как их воспитывать.

(Отрывки из книги К.Норкот Паркисон, М.К.Растомджи, С.Паври.)

Как аукнется, так и откликнется.

  • Пример. Неправильный путь Ребенок разбил чашку. Мама говорит: «Вечно ты все роняешь! Вот растяпа! Ты не можешь быть более аккуратным?!» На это ребенок может ответить: «Ты тоже неаккуратная! Помнишь, недавно ты сломала приемник?»

И так далее… Чем больше упреков, тем больше враждебности. Крик и негодование вызывают в ответ лишь аналогичные эмоции и приводят к скандалу. В результате весь день испорчен. А ведь никто не виноват: ребенок случайно разбил чашку, а его мама приемник. Ссоры между родителями и детьми в большинстве семей очень похожи: стоит только ребенку сделать что-нибудь не так, как родители начинают на него кричать. Что же делать ребенку? Он отвечает тем же. А это уже совсем выводит вас из себя. На малютку сыплются угрозы, обещания наказаний. Такие ссоры могут тянуться несколько дней. А все из-за того, что вы, родители, потеряли контроль над собой.

  • Правильный путь. В той же ситуации мама говорит: «Ах! Это же моя любимая чашка! Но ведь ты это сделал нечаянно? Да. Я понимаю: чашки такие хрупкие.… Но не умирать же теперь! Только будь впредь, пожалуйста, поаккуратнее.

Теперь вы видите, какой силой обладают слова: они могут и огорчить, и обнадежить. Для доброй атмосферы в доме требуется лишь немного взаимопонимания. Словами «Вечно у тебя все валится из рук!» мама вполне могла вызвать ссору и обидеть ребенка. И весь день повел бы насмарку. Вся соль в том, чтобы отказаться от малоприятных пререканий и искать взаимопонимания. Чашку не вернешь, а настроить ребенка против себя совсем просто. Поступив правильно, вы сохраните чувство собственного достоинства в ребенке и можете быть уверены, что впредь он будет вдвойне внимателен и аккуратен.

Дисциплина.

  • Пример. Мама, увидев испачканную стенку, говорит: «Рисуя на стенке, ты портишь ее! Я дам тебе альбом для рисования. А сейчас возьми тряпочку и помоги мне протереть стенку».

Вот замечательный путь приучения ребенка к порядку. Ребенок теперь знает, что нельзя делать, а заодно и учится помогать. Этот подход хорош всем, и любой ребенок примет его с радостью. Как это отличается от обычного поведения родителей в таких случаях: «Я все расскажу папе, когда он придет домой, - кричит мама на малыша, - и он тебя выпорет!» Такой подход отнимает у ребенка надежду и ничему не учит.

Никогда не сравнивайте детей!

  • Пример. Неправильный путь. Мама говорит: «Я не удивлюсь, если мой малыш окажется умственно отсталым. Он так пассивен, совсем мало двигается, хотя ему уже больше 15 месяцев. Он еще не ходит. Конечно, хочется надеяться, что с ним все в порядке и он не болен. А твоему ребенку нет еще и года, а он уже бегает, активен и развит. Я очень беспокоюсь за моего малыша».

Правильный путь. «Мой мальчик – прекрасный мальчик. Он такой способный. Развивается не очень быстро, но ничего, со временем свое возьмет. Он уже хорошо понимает, улыбается в ответ на улыбку. Мой мальчик так меня радует!»

Вторая мама конечно права: ее малыш свое наверстает. Что из того, что кто-то из детей научился ходить или сидеть раньше него? Такие дети меньше внимания уделяют игрушкам. А уж ее малыш знает в этом толк! Кроме того, у него сильные, цепкие руки, он так ловко и быстро ползает. У него может быть и много других успехов. Например, у него могут раньше прорезаться зубки или он быстрее научится, есть сам. Так вот, милые родители! Любите своих детей такими, какие они есть. Не беспокойтесь о том, что чей-то ребенок может то, что ваш пока что не умеет. И никогда не сравнивайте детей – кроме вреда это ничего не приносит!


Вежливость.

  • Пример. Неправильный путь. Пришедший в дом гость подарил подарок ребенку. Родители от него требуют: «Скажи «спасибо»! Правильный путь в данной ситуации: «Спасибо за подарок нашему малышу!» - говорят сами родители.

Это хороший способ научить ребенка вежливости. Правила хорошего тона соблюдены. Теперь малыш запомнит, что в следующий раз нужно самому поблагодарить за подарок. Такой подход хоть и труден, зато более эффективен и поучителен, чем выговор.

Не убиваете радость!

Так уж получается, что родители могут испортить любое удовольствие ребенка. Ведь они всегда говорят «нет№ и «нельзя». Нельзя пачкаться. Нельзя прыгать на диван. Нельзя бегать босиком. Нельзя ущипнуть сестричку. Неимоверно трудно сделать так, чтобы все остались довольны, но мудрый родитель должен как можно чаще доказывать, что он не хочет лишать ребенка радости.

Ребенок помешал беседе.

  • Пример. На вмешательство мама замечает: «Дай мне сначала закончить то, что я говорю. Потом ты сможешь сказать».

Это замечательно – замечание вовремя! Искусству жить вместе нельзя научить силой, особенно детей. Как было бы просто для мамы – цыкнуть на ребенка, но как важно, что она сдержалась! Мягкое замечание такого рода позволило предотвратить ссору и не испортило настроения на целый день.

Подкуп.

Любые подачки не действуют слишком долго, и не очень-то вдохновляют ребенка. Выговорите, к примеру: «Если ты сделаешь это, то…»- подразумевая, что ребенок способен сделать что-то, пока не съедено пирожное. Велика вероятность, что в этом случае так и будет: малыш получит свою взятку (съест вожделенное пирожное) и все вернется на свои места. Вместо того, чтобы подкупать ребенка почему не преподнести ему подарок? Этим вы покажите, как высоко оцениваете его работу. Поверьте, это вознаградится сторицей.


Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании.

В одевании:

  • Вешалка для верхней одежды соответствующая росту ребенка.
  • Индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков).
  • Постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы, (желателен специальный мешочек).
  • Удобная для одевания одежда (легко застегивающиеся пуговицы, шнурки для обуви с твердыми наконечниками, достаточно свободные резинки в юбках, трусах, колготках, шортах, соответствующий голове ребенка размер ворота, удобные застежки на кофточках и платьях).

В умывании:

  • Устойчивая подставка под ноги (расстояние от нее до края раковины должно быть примерно 55 см., а до крана – 65-70 см., т.е. равняться расстоянию от пола до согнутой в локте руки ребенка).
  • Постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика или подставки для нее (при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, оригинальная форма).
  • Отдельная мыльница с мылом, разрезанным на 2-4 части для удобства – кусочек должен помещаться в руку ребенка.
  • Удобное место для полотенца, которое не должно соприкасаться с другими полотенцами. Если в семье несколько детей, подбирают разные по цвету полотенца (40-50 см. в ширину и 50-70 в длину).

При приеме пищи:

  • Стул должен соответствовать столу – расстояние от крышки до стола должно равняться 18-19 см., под ноги нужно сделать подставку, расстояние от нее до сидения стула – 25-28 см.
  • Небольшого размера столовый прибор, тарелка, чашка, вилка, ложка.
  • На доступном месте (расстоянии)  для ребенка должна быть хлебница с нарезанными мелкими ломтиками хлеба и салфетки.

Что дети должны научится делать самостоятельно

(Проверьте, все ли умеет делать ваш малыш)

Дети младшего возраста должны уметь:

  • Мыть руки, засучив рукава.
  • Мыть лицо, не разбрызгивая воду.
  • Правильно пользоваться мылом.
  • Не мочить одежду при умывании.
  • Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
  • Одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
  • Одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону.
  • Пуговицы расстегивать, застегивать.
  • Завязывать шнурки ботинок.
  • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  • Своевременно пользоваться носовым платком.
  • Своевременно пользоваться туалетом.
  • Пить из чашки.
  • Есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом.
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвертого года жизни), салфеткой.
  • Убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.