Профессиональное становление молодого специалиста в ДОУ.
консультация на тему

Гребнева Ирина Валерьевна

Консультация для молодых педагогов пришедших в дошкольное учреждение. В консультации рассказывается о сложностях периода адаптации и способах их преодаления.

К Консультации прилагается презентация для сопровождения материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональное становление молодого педагога в ДОУ.

Сегодня я хочу рассказать о профессиональном становлении молодого специалиста, о проблемах с которыми сталкиваемся, наверное, все мы в начале своей карьеры.

Итак, Профессиональное становление — развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также выполнения профессиональной деятельности.

Профессиональное становление включает в себя несколько этапов, разные исследователи выделяют немного разные этапы, я буду опираться на этапы выделенные известным советским и российским психологом Евгением Климовым.

1) оптация – период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;

2) адаптация – вхождение в профессию и привыкание к ней;

3) фаза интервала – приобретение профессионального опыта;

4) мастерство – квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

5) фаза авторитета – достижение профессионалом высокой квалификации;

6) наставничество – передача профессионалом своего опыта.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на этапе и его сложностях.

Этап адаптации — начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы.

Когда мы пришли в нашу профессию, кто-то только что из университета, кто-то возможно из другой сферы, социальная ситуация вокруг нас коренным образом поменялась:  это и новая система отношений в разновозрастном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.

Наши основные усилия на данном этапе направлены на  освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.

На этапе адаптации уже может возникнуть своеобразный кризис, который по своим симптомам может напоминать даже профессиональное выгорание.

Основной причиной наступления кризиса на этапе профессиональной адаптации считают несовпадение реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Переживание этого кризиса  выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, отношениями в коллективе, условиями работы и зарплатой.

Возможны два варианта разрешения кризиса:

  • Конструктивный -положительный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы;
  • Деструктивный - негативный: увольнение, смена специальности, неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций

Для преодоления кризиса специалисты советуют: как можно быстрее принять реальность такой, какая она есть, и приложить достаточно усилий для приобретения профессионального опыта. Хорошей поддержкой для Вас будет наставник. Не нужно ждать, что Вам кто-то предложить свою помощь, обратитесь сами с просьбой к более взрослому и опытному коллеге стать Вашим наставником.

Главная задача, в случае возникновения кризиса, преодолеть состояние тревоги, формировать позитивные установки на преодоление трудностей, развивать чувство востребованности и социальной защищенности, актуализировать свои резервные возможности.

Критериями успешного преодоления кризиса  являются комфортное эмоциональное состояние специалиста, привыкание к рабочему ритму и режиму труда, установление оптимальной работоспособности.

А теперь мне хотелось бы обсудить с какими трудностями каждый из Вас столкнулся за период своей работы в вашей должности. Я попрошу сейчас быстренько каждого по цепочке высказаться, буквально в двух предложениях описать, то что больше всего волновало за этот период.

Начну с себя. Я устроилась в наш детский сад в августе прошлого года, первое с чем столкнулась и что больше всего вызывало переживаний, это отсутствие представления о том, что я должна делать прямо сейчас, как я должна это делать, за что браться сначала, а что можно отложить. Т.е. это нехватка и практических знаний, а также непонимание всей картины организации труда.

(Участники семинара высказываются по очереди, если кто-то не хочет пропускает очередь).

На слайде вы видите основные обобщенные трудности, с которыми сталкивается почти любой человек, только что устроившийся на абсолютно новую для себя работу. И все это нормальные проявления, которые нужно просто целенаправленно преодолевать. Так, например, наверняка каждый из вас уже решил для себя что-то по итогам первого года работы. Я например вот только сейчас пройдя год, поняла как действительно нужно организовывать свою работу, что следовало начать делать раньше, а что позже.

Очень часто мы считаем наши трудности уникальными, поэтому совместное обсуждение каких-то трудностей, может помочь снять и чувство тревоги и напряжения.

Большим подспорьем в преодолении кризиса адаптации для нас может стать составление сценария профессионального роста. В котором необходимо прописать свои имеющиеся достижения, и  то чего не хватает. Также следует подробно описать желаемые результаты, на ближайшие пару лет и естественно пути их достижения. Такое планирование поможет скоординировать свою деятельность, и даст представление о своем профессиональном будущем, и снимет часто возникающий вопрос «Что я здесь делаю?!».

Ну и самой большой помощью в успешной адаптации к профессии, становится обмен опытом с более старшими коллегами.  Очень радует, что регулярно ГИМЦ организует методические объединения, для педагогов разной направленности. Безусловно общение с опытными коллегами, поможет решить множество возникающих на первых порах вопросов практического характера. Посещая методические объединения по своему направлению, я заметила, что очень многие молодые специалисты, часто чувствуют себя скованно, испытывают неуверенность, в силу того, что мало кого знают. В связи с этим мы почти не задаем вопросы коллегам, и часто думаем справиться сами.

Сейчас я хочу предложить вызваться троим самым смелым из Вас, мы немного поупражняемся в умении задавать вопросы обо всем. Немного поиграем. Прошу не относиться к этой игре слишком серьезно!

(Выходят 2-3 педагога, им дается инструкция - что они прилетели с другой планеты, на которой совершенно нет детей, нет детских садов так как особи рождаются уже способными к жизни. В связи с этим возникает множество вопросов к тому, что же это такое детский сад, дети, воспитание. Далее залу дается инструкция отвечать на вопросы, которые будут задавать наши инопланетяне. Инопланетяне могут обращаться к отдельным людям в зале, либо ко всему залу в целом. Упражнения завершается, когда «Инопланетяне» могут сказать, что они все поняли и готовы приступить к такое замечательной работе в Детском саду).

Давайте поаплодируем нашим иноземным гостям!!!

В завершении своего выступления, я бы хотела предложить Вам полюбоваться прекрасными умиротворяющими пейзажами, насладиться приятной музыкой, немного расслабиться, и зарядиться уверенностью, прочитав про себя мотивирующий текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ

Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...

«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога».

Как маленький ребенок начинает делать свои первые шаги при поддержке взрослых, так и молодой педагог   должен, в идеале, делать свои первые шаги в ДОУ при поддержке людей более опытных – пед...

Наставничество- как метод профессионального становления молодого педагога.

«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога»Кныш Вера Анатольевна, воспитательМБДОУ д/с 61, Киселевский городской округ.Любое образовательное учреждение – эт...

(Выступление) Городская конференция молодых педагогов "Профессиональное становление молодого педагога в условиях ФГОС"

Младший дошкольный возраст - особый период в жизни ребенка. Культурно - гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую...

Доклад на тему: «Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО»

ГМО Доклад на тему: «Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО»...

Мастер – класс «Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов в ДОУ»

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Цель наставничества в ...