Использование ТРИЗ технологий в проектной деятельности
статья на тему

Музипова Светлана Ривкатовна

Экологическое воспитание немыслимо без чувства восхищения природой. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту - помочь увидеть её, услышать, что нас привлекает в природе – это палитра красок, разнообразие форм, запахов.

Наблюдая за маленькими созданиями - насекомыми, пернатыми друзьями – птицами, деревьями, цветами дети учатся бережному отношению к окружающему их миру, замечая их красоту – учатся ценить прекрасное.  Так мы смотрим не только глазами, но и сердцем, испытываем восхищение необходимое как пища для души, а порой и как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей, как хранителей природы, мы должны, прежде всего, помочь детям, научиться - восхищаться красотой природы.

В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты.

Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.

Только при системном подходе к ознакомлению с природой – позволяет реализовать воспитательную задачу, на первый план сегодня выходит ТРИЗ – педагогика, т.е. (теория развития изобретательских задач).

Актуальность и значимость ТРИЗ – педагогики для дошкольников – это коллективные игры и занятия, и она призвана не, заменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_triz_tehnologiy_v_proektnoy_deyatelnosti.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ТРИЗ технологий в проектной деятельности. (Из опыта работы)

Экологическое воспитание немыслимо без чувства восхищения природой. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту - помочь увидеть её, услышать, что нас привлекает в природе – это палитра красок, разнообразие форм, запахов.

Наблюдая за маленькими созданиями - насекомыми, пернатыми друзьями – птицами, деревьями, цветами дети учатся бережному отношению к окружающему их миру, замечая их красоту – учатся ценить прекрасное.  Так мы смотрим не только глазами, но и сердцем, испытываем восхищение необходимое как пища для души, а порой и как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей, как хранителей природы, мы должны, прежде всего, помочь детям, научиться - восхищаться красотой природы.

В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты.

Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.

Только при системном подходе к ознакомлению с природой – позволяет реализовать воспитательную задачу, на первый план сегодня выходит ТРИЗ – педагогика, т.е. (теория развития изобретательских задач).

Актуальность и значимость ТРИЗ – педагогики для дошкольников – это коллективные игры и занятия, и она призвана не, заменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить. Педагог ставит ребёнка в ситуацию, когда нужно самому найти ответ в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления, например: (дерево - лес - семя - росток - корень - ствол - ветки - листья - свет - тепло - питание - выросло - молодое - состарилось - высохло).

Цель ТРИЗ – не только развивать фантазию детей, но и научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире. Основные методы работы:

1) наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека

2) игры:

- на познание и классификацию «Назови, одним словом»

- на развитие чувственного восприятия 5 анализаторов – глаза, нос, уши, язык, кожа «Мир звуков», «Чудесный мешочек».

- на самосознание «Что будет, если …»

- на развитие ситуации через сужение поля поиска «Да – нет», «Овощи».

3) системный анализ «Волшебный экран», «Птицы».

Формы работы по экологическому воспитанию – это различные виды активной деятельности, т.е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре:

- не сдерживать двигательную активность детей

- вовлекать детей в исследовательскую работу – проведение опытов.

Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать и обсуждать ожидаемый результат опыта.

Чтобы развивать творческое мышление детей, необходимо научить их выбирать из всей известной им информации ту, которая нужна для решения конкретной задачи. Мировосприятие ребёнка в большей степени, чем у взрослого, базируется на чувствах и эмоциях от встречи с природой.

- Перед вами буклеты с играми с использованием ТРИЗ технологий.

Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления.

Функциональное назначение объектов.

Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

«Метель»
Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:
Закружила метель, словно чудо карусель,
Все дорожки замела. Нам в подарок принесла…
И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

«Повторяка»
Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:

Я – лягушка. Я умею прыгать.

Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

«Я еду в деревню».
Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.

«Неумейка»
Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». И т.д.

«Салат из сказок».
Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка. 
Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке. 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т.д.

«Сказка – калька»
С детьми составляется модель сказки и по этой модели сочиняется новая сказка, с различными степенями узнаваемости или полностью измененная.
Используя буквенное обозначение, цветовое или геометрическое обозначение. По составленной модели сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные.

«Сказка – наизнанку».
Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот».
Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.
Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

«Разновидность фантастического бинома» или «метод картинок».
1 вариант.
Игра состоит в том, что детям даются слова из одной сказки и одно слово из другой сказки, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Или предлагаются картинки из одной сказки и одна карточка с изображением героя из другой сказки.
2 вариант.
Раздаются пронумерованные карточки. Дети должны разложить по порядку карточки и придумать свою сказку.

«Перевирание сказки».
Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.
Например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка».
Дети: «Не жёлтая, а Красная!».
Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа и назвал…»
Дети: «Не папа, а мама!»
1 вариант: после того, как дети Вас исправили, продолжаете рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняется, но линию настоящей сказки ведём до конца.
2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

«Что было потом».
Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать «А что было потом?» или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать «А что было потом?»
НАПРИМЕР: «а что стало с туфелькой Золушки после её замужества?»

«Сочиняем сказки по опорным схемам»
Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными.

«Сочинение сказок с предметами – заместителями».
Детям предлагается придумать с помощью разных предметов – заместителей (палочки, кружочки, фигурки, человечки) разные сказки, предварительно разложив эти заместители по порядку на фланелеграфе. Фигурки можно менять местами и получится другая сказка.

Лжезагадки.

Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?

Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?

Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?

У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

Что едят крокодилы на северном полюсе?

Что является второй подушкой для щеки?

Кто громче замычит: петух или корова?

Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?

От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).

Как лучше сорвать арбуз с дерева?

Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?

Когда собака бывает в конуре без головы?

Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?

Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?

Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?

На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

Принципы технологии

Игра плюс сказка

Первым принципом технологии Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. 

Интеллект
Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие именно невербального интеллекта у детей.
Авторы технологии "Сказочные лабиринты игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

Творчество
Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Развивающая среда - Фиолетовый лес

По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи - Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.

Способы реализации технологии

Особенности "Сказочных лабиринтов игры" таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.
В своей работе я использую игры, придуманные мною.

«Курочка Ряба»

Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик.

Как помочь мышке, вызволить хвостик? Что случилось дальше?

«Необитаемый остров»

Золотая рыбка решила исполнить одно твоё желание. Ты загадал, что хочешь много денег, чтобы купить сладости, игрушки. Рыбка исполнит твоё желание, с тем условием, что ты попадёшь на необитаемый остров и будешь жить там один. Воспользуешься ли ты желанием? Как ты выберешься с необитаемого острова, если тебе надоест быть одному?

«Предложи выход из ситуации»

Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию. Предложи Маше, что с ними сделать?

«Эмпатия»

Примеры:

«Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи».

«Я злая девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца ».

2.  А сейчас вашему вниманию презентация проекта «Наши маленькие друзья – насекомые» с использованием ТРИЗ технологий.

3.  Уважаемые, коллеги, давайте попытаемся применить ТРИЗ технологии в проекты уже созданные вами (если нет своих проектов, то слушателям предлагаются наши проекты). Слушателям даётся время для доработки, после которого они должна предоставить новый вариант, указав игры и технологии используемые по данной ТРИЗ технологии.

Приложение 1.

Деловая игра «Театрализованная деятельность».

     Цель: развивать творческую активность педагогов.

     Ход игры. Все педагоги делятся на 3 команды по датам рождения. 1 команда – кто родился с 1-10 число месяца. 2 команда – с 11-20 число. 3 команда – с 21-31 число. Все ответы фишкуются.

 

 1. Задание «Ассоциации». Цель: снять эмоциональное напряжение. Команды по очереди называют ассоциации к слову «театр». Каждое слово фиксируется на мольберте, а команды получают за него по 1 баллу.

 

 2. «Моделирование». Цель: выявить знания у педагогов, умение работать согласованно и быстро. Команды моделирует на листе бумаге по сказке К.Аксакова «Аленький цветочек»:

  · планирование театрализованной деятельности;

  · предварительная работа к игре-драматизации;

  · ПРС по театрализованной деятельности.

     Участники выбирают задание и схематично изображают все этапы, затем представляют. Все получают по 3 балла. За дополнение команды могут заработать еще по 1 баллу.

 

 3. «Театр мимики и жестов». Цель: развивать выразительность, образность, оригинальность в передаче роли. Каждая команда демонстрирует эпизод из сказки только с помощью мимики, жестов и пантомимики.  

    Первая команда показывает второй. Вторая – третьей. Третья – первой. Если члены команды не отгадали сказку, они могут задать вопросы. Ответы на них должны быть «Да» или «Нет». Оценка 3 балла. Оценивается актерское мастерство и то, как быстро сказку отгадали. Сказки: «Доктор Айболит», «Сказка о спящей красавице и о семи богатырях», Царева-лягушка».

     Подсчитываются баллы, и выявляется победитель.

 4. Рефлексия. Каждый желающий педагог может высказаться свои впечатления, мысли и рекомендации о проделанной работе.

     Время игры 20-30 минут.

Приложение 2.

Деловая игра «Развивающая технология ТРИЗ».

    Цель: выяснить и уточнить знания педагогов о приемах технологии ТРИЗ; развивать дивергентное мышление.

    Ход игры. Все педагоги рассчитываются на первый, второй, третий. Делятся на 3 команды. Самостоятельно находят место, где расположиться. Каждый ответ – балл.

  1. «Что в круге?». Цель: снятие вектора психологической инерции мышления. Педагоги называют методы и приемы ТРИЗ. Время задания 3 минуты.

  2. Назвать: основатель ТРИЗ, год рождения ТРИЗ; как пришел ТРИЗ в д/с. 1 балл за полный ответ, плюс еще 1 балл за быстроту. Время задания 3 минуты.

  3. «Аналогия по функции». Цель: назвать как можно больше аналогий по функции к слову «природа». По очереди каждый представитель команд называет свой вариант и делает шаг вперед. Выигрывает та команда, которая быстрее дойдет до черты.

  4. Загадки по А.А.Нестеренко. Цель: развивать творческое воображение. Команды придумывают загадки о любом приеме ТРИЗ.

  5. Сочини сказку по вырезкам из прессы (заголовки, фото на тему природное окружение). Оценивается яркость, творчество и быстрота.

  6. «Противоречие». Команды решают противоречие «Вам надо работать в детском саду, потому что это ваше призвание. Но вы не хотите, так как очень устали». Решается путем «Мозгового штурма» и воплощается по возможности в жизнь.

  7. Рефлексия. Каждый желающий педагог может высказаться о проделанной работе. Выразить пожелания и предложения.

     Подведение итогов. Время игры 30-40 минут.

 

Приложение 3.

Деловая игра «Аппликация».

    Цель: уточнить знания педагогов по данной теме; способствовать развитию профессиональной активности и свободы.

     Ход игры. Все педагоги сидят по кругу за одним столом.

  1. «Что в круге?» Цель: снятие вектора психологической инерции мышления. Круги Л.Эйлера на классификацию: аппликация – лепка – рисование – изобразительная деятельность. Педагоги дают свои варианты.

  2. «Шаг в правильном направлении – без чего невозможна аппликация». Цель: уточнить знания педагогов о материале, предварительной работе, роли и значении аппликации для развития дошкольников.

  3. «Камень, ножницы, бумага». Цель: учить задавать вопросы друг другу, в пределах данной темы, разделившись на пары.

  4. «Найди и коснись». Цель: развивать внимание, наблюдательность, аналитические способности, креативность.

  5. Рефлексия. Каждый желающий педагог может высказаться о проделанной работе. Выразить пожелания и предложения. Время игры 20-30 минут.

Деловая игра «Развитие певческих навыков».

     Цель: уточнить знания и развивать творческие способности педагогов по данной теме.

     Материал: бумага, картон, ножницы, фломастеры. Ход. Педагоги делятся на три команды по желанию. 

  1. «Пропой». Цель: пропеть с разной мелодией, напевно определения весны. Снять эмоциональное напряжение.

  2. «Составь модель». Цель: придумать и смоделировать – установку на пение, охрану голоса, на творчество.

  3. «Планируем». Цель: осуществить преемственность в календарном планировании с целью музыкального занятия. Определить возрастную группу, расписать мероприятия и их цель.

  4. «Изготовление МИ». Цель: создать новую игру, определить цель и возраст детей.

  5. Рефлексия. Высказывания, предложения и пожелания педагогов о прошедшей работе.

     Общее время 40 минут.

Приложение 4.

Деловая игра «Лепка из глины».

     Цель: создать условия для осознания педагогами значимости лепки из глины в детском саду через активные формы работы.

  Ход.

1. Задание «Ассоциации». Цель: снятие эмоционального напряжения. Назвать ассоциации к слову «глина». Команды выдвигают свои предположения по очереди.

  2. Теоретическая информация «Лепка в ДОУ – плюсы и минусы». Старший воспитатель, 10 минут.

  3. «Хорошо - плохо». Цель: выявить все отрицательные и положительные стороны лепки из глины в детском саду. Команды называют чем «хороша» и «плоха» лепка из глины в д/с. Одна команда начинает фразой: «Лепить из глины хорошо, потому что…» Другая команда предполагает: «Лепить из глины плохо, потому что…».

  4. «Скульптор и скульптура». Цель: снятие усталости, развитие конструктивного взаимодействия. Все педагоги встают парами. Один – скульптор, другой – глина. Скульптор лепит из глины, меняя положение тела партнера, скульптуру. Остальные участники отгадывают получившийся продукт.

  5. «Что сначала, что потом». Цель: выложить схемы последовательной лепки рыбки и кошки, определить возрастную группу и вид лепки. Педагоги работают за столами. У одних схема «Рыбка», у других схема «Кошка с блюдцем».

  6. Рефлексия. Высказывания педагогов о работе.

     Время игры 30-35 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ТРИЗ технологии в совместной деятельности с детьми.

Предлагаю вам конспекты совместной деятельности с использованием ТРИЗ. Данный материал адресован педагогам, которые занимаются развитием познавательных и творческих способностей детей....

Непосредственно образовательная деятельность «Сварим борщ из овощей» с детьми средней группы (С интеграцией образовательных областей «Познание» (математика, экология), «Коммуникация», «Социализация») (с использованием ТРИЗ, в рамках проектной деятельно

Цели занятия:  Закрепление у детей понятий о качестве овощей (вкусе, форме, цвете, величине). Обучение детей использовать »овощи» в играх с куклами. Использование в речи новых слов: бордовый, ора...

Мастер класс «Использование ТРИЗ-технологии в изобразительной деятельности»

Выступление на методическом обьединении города Новороссийска...

Статья на тему "Использование ТРИЗ технологии в образовательной деятельности дошкольников"

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...

Консультация для воспитателей «Использование ТРИЗ – технологии в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений»

ТРИЗ - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. В данной статье раскрываются методы и приемы использования ТРИЗ технологии. Приводится примерный перечень игр...

«Использование ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО»

Теория решения изобретательских задач - это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий....