Как научить ребенка читать стихи?
консультация на тему

Березенко Елена Александровна

Консультация для воспитателей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский


Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
Можно ли научить этому ребенка? Да, можно.

Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?
1. Стихотворение должно быть доступным.
1) В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.
2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.
3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.
2. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является
источником и средством обогащения образной речи, развития
поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму,
мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий.
Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки,
прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.
Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

 Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма. Законы ритма ребенок постигает легче и быстрее, чем мир форм и цвета.

Кроме того, следует помнить, что:

Во-первых, стихи – это средство эмоционального погружения ребенка в новую область знаний.

Во-вторых, уникальное средство развития фонематического слуха; звуковой стороны речи.

В- третьих, материал для словесно – звуковых игр.

В-четвертых, один из возможных путей развития коммуникативной компетенции детей, способности налаживать общение со сверстниками и взрослыми при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов).

Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо многократное повторение его в течение первых пяти дней. Но дети устают от многократного повторения даже интересных текстов, и к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память.

I. Варианты эффективных приемов, облегчающих разучивание стихотворений с дошкольниками.

Вопрос о заучивании, запоминании стихов детьми требует к себе специального внимания. Многие склонны злоупотреблять хоровым произношением стихов детьми. Это ошибка. Читая хором, дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретая манеру бессмысленного чтения.

Стихи окажут должное влияние на внутренний мир, если определенные представления, впечатления предшествуют поэтическому словесному образу. Дети, особенно младшие дошкольники, нуждаются в конкретизации художественных образов, так как их представления об окружающем еще не достаточно сформированы. Поэтому рекомендуется подбирать к стихам для детей соответствующие картинки, рисунки, натуральные предметы, облегчающие непосредственное восприятие детьми стихотворения.

1. ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ ПО КАРТИНКАМ.

(Отбери соответствующие картинки и расскажи стишок)

Для облегчения запоминания стихов можно использовать наглядно-иллюстрированный материал, позволяющий логически запоминать текст через смысловое соотнесение. Установление смысловой связи между словом и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. (Например: мнемотаблица «Я рубашку сшила мишке», «По весне набухли почки...» )

2. Стихи на коромыслах

На приспособленных крючочках с потолка, люстры, гардин спускаются в хаотичном порядке на ниточках иллюстрации к стихотворению «Путаница» К. Чуковского. Перемещаясь по группе дети, вспоминая очередность появления домашних, диких животных, птиц, насекомых подходят к иллюстрации и читают текст наизусть. Взрослый предлагает разделить слова: котята, поросята, лягушата, мышата на слоги, прохлопать, прошагать.

Такое заучивание стихов вносит в жизнь яркие эмоциональные моменты, снижает напряжение. Формируется глагольный словарь: мяукать, хрюкать, мычал и образование глаголов с помощью приставки за: захрюкали, замяукали, замычали, залаяли и т.д.

3. Заучивание стихов в лицах («..............................»)

4. Заучивание стихов «По кругу с мячом» ( «.....................…» )

(Каждый ребенок в кругу говорит по –одному слову из стихотворения., передавая мяч следующему. Так дети непроизвольно и в игровой форме запоминают его)

5. При заучивании стихов отстукивание или отхлопывание ритма.

Задание: Прочесть знакомый стихотворный текст и отхлопать его приемом «ладонь» -«кулак». (н-р: «Я люблю свою лошадку…»)

6. Один читает – другой изображает.

Один ребенок читает стихотворение, а другой изображает все действия по его содержанию. (Н-р: «.............»)

7. Закончить фразы стихотворения, вставляя пропущенные слова

(«Ветер по морю… И кораблик….»).

При декламации стихов, дошкольники учатся элементам исполнительского искусства, овладевают умением выразительно, эмоционально передавать текст. Кроме того, что нередко смысл заучивания стихотворений, как детьми, так и родителями понимается, как автоматическое запоминание и воспроизведение текста.

Дошкольники запоминают стихотворения, однако не всегда умеют его передавать эмоционально, выразительно.

II. Эффективные приемы развития силы голоса, дикции, интонационной выразительности.

Высокий уровень: Ребенок легко управляет силой голоса, изменяет темп речи, высоту, силу голоса, легко делает переходы от громкого звучания к тихому, и наоборот; выделяет ударный слог; владеет интонационными средствами языка. Развитие интонационной выразительности речи в норме.

Низкий уровень:Ребенок не регулирует темп речи, не узнает ритмоинтонационный рисунок фразы, не владеет гибкостью голоса, силой голоса, не выделяет ударный слог, не понимает задания; не делать логического ударения во фразе; затрудняется в воспроизведении повествовательной, восклицательной, вопросительной интонаций. Просодическая сторона речи не сформирована.

Эффективные упражнения на развитие дикции

1. «Настольный теннис». Представьте себе, что кисть вашей правой руки- ракетка для игры в настольный теннис. Тренируйте удар ракеткой по воображаемому шарику, отбивая его тыльной стороной свободно висящей кисти: ппа!..ппэ..! ппо!..ппу!..ппы!...ппи!...

Пусть каждый звук, как мячик, звонким взрывом летит вперед-вверх. Следите за тем, чтобы гласные взрывались на губах, продолжая взрывную согласную, а не заваливались назад. Посылайте звук в разные точки комнаты: вверх, направо, налево, вниз. Отработав эти сочетания, включите на выдохе звук голоса: бба!..ббэ!..ббо!..ббы!.. бби!.. Соедините глухой и звонкий звук в пару: паба! Пэббэ!поббо!пуббу! пибби!..

Удваивайте звонкую согласную, ставя ударение на первом слоге. « Подбрасывайте мячики» легко, свободно, без мышечного напряжения.

2. Чистоговорки.

Для отработки отдельных звуков речи и их сочетании служат всем известные или специально составленные фразы – чистоговорки, в которых неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков. Например:

- От топота копыт пыль по полю летит!

- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

- В Чите течет река Читинка

- Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.. и тд.

3. «Капризный мотор»

Попробуйте завести мотор игрушечного автомобиля…. Выдыхаемым воздухом (без звука голоса) вызывайте вибрацию кончика языка, поднятого к верхним зубам: тррр… тррр….трррр….трррр. Включите звук голоса (мотор завелся!) дрррр…дррр….дррр…

Упражнения на отработку звучности и широкого диапазона голоса

Проблема: часто дошкольники читают стихи тихо, ниже средней силы своего голоса. Оптимален голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим, громким. Детям надо помочь осознать среднее звучание своего голоса. Способность владеть своим голосом вырабатывается в процессе выполнения упражнений подражательного характера. Педагог объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и другие чувства.

Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания.

1. «Прочитай тихо - потише – шепотом, но чтобы слышала вся группа»

«Прочитай то же самое громко - еще громче - как хочется твоему голосу»

2. «Назови дни недели разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче (и наоборот).

Упражнения  на отработку интонационной выразительности речи.

Интонация – позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора, его отношение к описываемому. В ней выделяются следующие компоненты: сила голоса, темп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.

Детям при чтении стихотворений не хватает выразительности, эмоциональности. Слабая эмоциональная окраска речи, её невыразительность, бедность лексики, неумение использовать силу голоса при произведении текста стихов являются следствием недостаточной практики обучения. Слова в стихотворении расписаны в строгом ритмическом порядке, ударный слог чередуется с неударным. От перестановки слов нарушается ритм. Ритм- основа стиха, придающая ему определенный характер заучивания.

Хорей (Киска, киска, киска брысь!...)

Ямб (Уж небо осенью дышало…)

Бодрые стихи (хорея) отличаются от напевных (написанных ямбом). Поэтому воспитателю следует уловить основной ритм произведения и при чтении передавать его в нужной тональности.

1. Произнести предложение с логическим ударением на разных словах

Цель: развивать умение произносить одно и то же предложение с разной интонацией

(«Я люблю свой детский сад»)

2. Прочесть знакомое стихотворение с различной эмоциональной окраской: радостной, расстроенной, грустной….) (Н-р: «Я люблю свою лошадку»)

Специальные исследования установили, что к 5-6 годам дети не только воспринимают интонацию, но и воспроизводят ее в собственной речи. Чтение стихотворений требует необычного стиля произношения в зависимости от содержания текста ( напевный, восклицательный или повествовательный )

Выучили и забыли?
Постарайтесь сохранить интерес ребенка к стихотворению.  
Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения, используйте в домашних концертах, вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому.
Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

Чистоговорки:

От топота копыт пыль по полю летит.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!» Отвечает ему попугай: « Попугай, попугай, попугай!»

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Водопроводчик чинит водопровод.

Рапортовал да, не дорапортовал, дорапортовывал ,да зарапортовался.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

Клара-краля кралась к Ларе.

Расскажите про покупки. Пор какие про покупки? Про покупки, про покупки про покупочки свои.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

Если «если» перед «после», значит «после» после «если», если «после» после «если», значит «если» перед «после».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как научить ребенка выразительно читать стихи? Консультация для воспитателей ГАДОУ ДС № 15 Составила учитель-логопед Березенко Е.А.

Слайд 2

Как правильно выбрать стихотворение для заучивания? Стихотворение должно быть доступным: -близким и понятным детям по содержанию детям -чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение -стихотворение должно быть динамичным, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники уже способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна. Стихи для детей должны быть высокого качества. Поэзия — источник и средство обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Не стоит использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

Слайд 3

Следует помнить, что стихи это: Средство эмоционального погружения ребенка в новую область знаний Уникальное средство развития фонематического слуха; звуковой стороны речи Материал для словесно-звуковых игр Один из возможных путей развития коммуникативной компетенции детей, способности налаживать общение со сверстниками и взрослыми при помощи языковых и не речевых средств

Слайд 4

Приемы, облегчающие разучивание стихотворений: Заучивание с помощью мнемотаблиц

Слайд 5

Мой мишка Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки, Надо к ним карман пришить И конфетку положить. (З. Александрова)

Слайд 7

По весне набухли почки И проклюнулись листочки. Посмотри на ветки клена - Сколько носиков зеленых. (Т.Дмитриев)

Слайд 8

Стихи на «коромыслах»

Слайд 9

Замяукали котята: «Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать!» А за ними и утята: «Не желаем больше крякать! Мы хотим, как лягушата, Квакать!» (К.И. Чуковский)

Слайд 10

Заучивание стихов в лицах Мышь с мышонком Зашептала тихо мышь: «Что ж, сыночек, ты не спишь?» «Я дрожу, - сказал он мыши,- Шум в лесу я страшный слышу». «Ты не бойся, мой малыш, Это дождик», - шепчет мышь. Заучивание «По кругу с мячом» каждый ребенок говорит по одному слову из стихотворения, передавая мяч следующему.

Слайд 11

Отстукивание и отхлопывание ритма при заучивании стихов прочесть знакомый стихотворный текст и отхлопать его приемом «ладонь»- «кулак» Использование движений пальцев при заучивании стихотворений Один читает — другой изображает Один ребенок читает стихотворение, а другой изображает все действия по его содержанию .

Слайд 12

Приемы развития силы голоса, дикции, интонационной выразительности. Упражнения для развития дикции. - «Настольный теннис»кисть правой руки — ракетка для игры в настольный теннис.Ударяем о воображаемому шарику тыльной стороной свободно висящей кисти: ппа!..ппэ!..ппо!..ппу!..ппы!..ппи! Чистоговорки От топота копыт пыль по полю летит. Ткет ткач ткани на платье Тане. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. Капризный мотор Попробуйте завести мотор капризного автомобиля. Сначала без голоса: трррр...тррррр.... Затем включаем голос (мотор завелся!) дрррр...дрррр....

Слайд 13

Упражнения на отработку звучности и широкого диапазона голоса Прочитай тихо — потише — шепотом, но чтобы слышала вся группа. Прочитай тоже самое громко - еще громче — как хочется твоему голосу. Назови дни недели разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче ( и наоборот)

Слайд 14

Упражнения на отработку интонационной выразительности речи Произношение предложений с логическим ударением на разных словах «Я люблю свой детский сад» Прочесть знакомое стихотворение с различной эмоциональной окраской: радостной, грустной и тд.

Слайд 15

Следуя этим несложным рекомендациям, Вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную, четкую, выразительную речь, что пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет "Как научить ребенка читать"

содержит информацию о том, как научить ребенка читать...

Как научить ребенка читать

Если вы хотите научить ребенка читать до того, как он пойдет в школу, отнеситесь со вниманием и пониманием ко всем нашим советам. Чтобы избежать печальных последствий неграмотного обучения....

Конспект занятия "Как научить ребенка читать до школы"

В основу моей программы заложен принцип развивающего обучения Венгера. Разработаны конспекты, подобран материал для каждого занятия так, чтобы была возможность выбора исходя из потенциальных возможнос...

«Как научить ребенка читать?»

Материал в помощь родителям для занятий с детьми по освоению навыков чтения....

Советы родителям как научить ребенка читать

При обучении чтению дошкольника есть ряд тонкостей, которые Вы должны знать.Обучение чтению должно проходить в несколько этапов. Первый этап- осваиваем звуки, затем буквы.......

Консультация на тему:«Как правильно научить ребенка читать.Есть ли в этом необходимость?»

Консультация на заявленную тематику дает возможность рарешить спорные вопросы, когда лучше учитиь детей читать с позиции ученых, родителей, специалистов.  Есть ли в этом необходимость ...