Программа дополнительного образования «Духовно – нравственное воспитание сказкой» для детей 3 -7 лет
проект на тему

Луцикова Анна Валерьевна

Программа дополнительного образования «Духовно – нравственное воспитание сказкой» для детей 3 -7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с " Жар - птица"

Программа дополнительного образования

«Духовно – нравственное воспитание сказкой»

для детей 3 -7 лет

Воспитатель: Луцикова А.В

 воспитатель

р.п. Усть-Донецкий

Актуальность

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно - нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Вот почему именно этот возрастной период под влиянием различных неблагоприятных факторов наиболее часто проявляются различные эмоциональные расстройства.

Анализируя состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы – интеллектуальному развитию ребенка. Г.И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют внутренний мир ребенка.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Одновременно с этим, в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.

 Цели:

1. Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

2. Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.

3. Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).

4. Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.

Задачи:

1. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

2. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

3. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

4. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

5. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Предполагаемый результат:

  • Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Высшему.
  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
  • Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.  
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
  • Деятельное отношение к труду.
  • Ответственность за свои дела и поступки.

Учебно – тематический план

3-4 года

Сказка

Тема

«Репка»

Общее дело, значимость малой помощи

«Колобок»

Хитрость – осторожность, самонадеянность – осмотрительность,             хвастовство – лень.

«Теремок»

Умение жить дружно

«Кот, петух и лиса»

Дружба, взаимовыручка, послушание

«Гуси – лебеди»

Послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность

«Лиса и заяц»

Добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство,             осмотрительность – неосторожность, беззащитность – непорядочность.

4-5 лет

Сказка

Тема

«Лисичка-сестричка и серый волк»

Простота – хитрость, доверчивость – обман

«Зимовье»

Дружба, согласие

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность,  взаимная любовь, заботливость, терпение 

«Стойкий оловянный солдатик»

Стойкость и мужество, любовь и верность

«Колосок»

Трудолюбие, лень, непраздное проведение времени

«Привередница»

Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

5-6 лет

Сказка

Тема

«Сивка - бурка»

Послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость

«Царевна-лягушка»

Послушание - непослушание, ответственность, смелость, любовь

«Цветик – семицветик»

Рассеянность и ее следствия, своеволие и ответственность, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому  человеку. Любовь – чудо.

«Никита Кожемяка»

О служении Отечеству

«Кукушка»

Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

«Хаврошечка»

Трудолюбие, терпение

6-7 лет

Сказка

Тема

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

О зависти

«Василиса Прекрасная»

О любви к родителям

«Сказка  о золотом петушке»

О совести

Басня  И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

О жадности, милосердии, милостыне

«Айога»

Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

«Беляночка и Розочка»

Трудолюбие, терпение


Тематическое планирование

Возраст

Тема

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Совместная детско-родительская

деятельность

3-4 года

Тема: Общее дело, значимость малой помощи.

Сказка «Репка»

Пословица «Там, где дружат – живут, не тужат»

Развивать умение:  откликнуться на просьбу;  принимать помощь даже самую малую. Учить детей делать дело вместе, дружно, слаженно.

Лепка «Репка»

Составить творческий рассказ на тему совместной взаимопомощи членов семьи

Тема:  Хитрость – осторожность, самонадеянность – осмотрительность,             хвастовство – лень.

Сказка «Колобок»

Пословицы «Лесть без зубов, а с костьми съест», «Не задирай носа – споткнешься»

Посредством сказки дать детям понять почему хвастовство не доводит до добра, почему опасно быть самонадеянным, нужно учиться послушанию.

Вызвать отрицательное отношение к хвастовству, лести. Учить детей быть осторожными в поступках. Учить детей анализировать поступки героев сказки и их последствия.

Рисование колобка

 Придумать у данной сказки хороший конец, игра «Рассказываем сказку вместе»

Тема: Умение жить дружно

Сказка «Теремок»

Пословица

«В тесноте, да не в обиде»

Воспитывать гостеприимство, доброжелательность, дружелюбие.

Аппликация «Теремок»

Нарисовать рисунок «Моя дружная семья»

Тема: Дружба, взаимовыручка, послушание

Сказка «Кот, петух  и лиса»

Пословицы “Друг познается в беде”, “Без друга в жизни туго”.

Учить детей дружить, помогать друг другу.

На примере событий сказки помочь детям понять, что непослушание - причина бед. Учить детей быть внимательными и осмотрительными

Театрализация отрывка из  сказки

Вместе с родителями найти пословицы о взаимопомощи, о труде, послушании.

Сделать доброе дело, или сказать добрые слова, чтобы подарить своим близким радость.

Тема: Послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность

Сказка «Гуси-лебеди»

Пословица «Придет беда – не купишь ума»

Учить детей выполнять обещания, исправляя ошибки в поведении, преодолевая трудности.

Воспитывать в детях внимательность и заботливость к родным.

Развивать чувство ответственности за свои поступки.

Учить детей быть послушными, приветливыми.

Аппликация из бумаги и природного материала «Гуси улетают».

С помощью родителей нарисовать дерево своих добрых дел и обязанностей.

Тема: Добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство,             осмотрительность – неосторожность, беззащитность – непорядочность.

Сказка «Лиса и заяц»

Пословица «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше» вставай, да  свой затевай»

На примере сказки учить детей  мудрости  и осмотрительности в своих поступках. Учить детей анализировать поступки  героев сказки.

Драматизация сказки

Семейный проект «Цветочек доброты»

4-5 лет

Тема: Простота – хитрость, доверчивость – обман

Сказка  «Лисичка-сестричка и волк»

Пословицы «Первой касатке не верь», «Догадаешься, как проиграешься».

Воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”.

Дать детям понять, что каждый поступок должен быть продуман.

Игра «Сравни героев сказок»

Изготовление атрибутов для драматизации данной сказки

Тема:  Дружба, согласие

Сказка «Зимовье»

Пословицы

«Согласного стада волк  не берет”, “В согласии жить - никто не одолеет»

Дать детям представление о необходимости дружбы, взаимопонимания и согласия между людьми.

Учить детей дружить, мирно и согласованно выполнять общую работу

Лепка животных

Прочтение родителями сказок с подобным сюжетом (о дружбе и согласии)

Тема: Послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность,  взаимная любовь, заботливость, терпение 

Сказка   «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Пословицы «Умей обождать», «Мир не без добрых людей», «Любовь братская крепче каменных стен»

Воспитывать в детях послушание к старшим, терпение. Воспитывать заботливость, внимательность к близким людям. Учить детей быть осторожными, осмотрительными с незнакомыми людьми.

Мероприятие «Вырастим цветы для мам и бабушек»

Семейный проект «Машина времени»

Тема: Стойкость и мужество, любовь и верность.

Сказка «Стойкий  оловянный солдатик»

Пословицы «Каков есть, такова и честь»,

«Живи для людей, поживут и люди для тебя»

Дать нравственно-этические представления  о стойкости и мужестве, любви и верности. Подвести детей к пониманию того, что в жизни нет мелочей; никем нельзя пренебрегать

Формировать представление о воине как воплощении верно­сти, стойкости и мужественности.

Воспитывать в детях такие нравственные качества, как верность, стойкость и терпение

Игра "Скажи наоборот"

(подобрать синонимы к качествам личности главного героя)

С родителями или с прародителями вспомнить о тех людях, которые были верны, мужественны (участники воин, например, ВОВ)

Тема: Трудолюбие, лень, непраздное проведение времени

Сказка «Колосок»

Пословица «Что потопаешь, то и полопаешь»

Формировать у детей представление о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, непраздному проведению времени

«Помоги ближнему своему» (предложить оказать помощь детям младшей группы убрать игрушки)

Вместе с родителями найти пословицы о взаимопомощи, о труде, послушании.

Сделать доброе дело, или сказать добрые слова, чтобы подарить своим близким радость.

Тема: Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

Сказка «Привередница»

Пословица «Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать»

Воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи

Этюд «Помощник»

Игра «Дневник» (заводится дневник, в который дети записывают дела, порученные им с помощью условных значков)

5-6 лет

Тема: Послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость

Сказка «Сивка – бурка»

Пословицы «За добро добром платят»,  «Храброму смерть не страшна»

Уточнить с детьми значение непонятных слов, встречающихся в сказке. Помочь детям увидеть зависимость имен героев от их внешнего облика (сивка-бурка). Воспитывать в детях послушание, милосердие, ответственность за порученные дела.  Учить детей преодолевать трудности на пользу общего дела.

Викторина по сказкам, где герои обладают данными качествами

Совместное сочинение сказки, используя данные качества этих героев

Тема: Послушание  -непослушание, ответственность, смелость, любовь

Сказка «Царевна-лягушка»

Пословицы «Умей обождать», «Мир не без добрых людей»

Формировать нравственные представления таких качеств, как послушание-непослушание, любовь-эгоизм, ответственность

«Мозаичный ковер»

Прочтение сказки на подобную тему

Тема: Рассеянность и ее следствия, своеволие и ответственность, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому  человеку. Любовь – чудо.

Сказка «Цветик - семицветик»

Пословицы  «Для милого дружка и сережка из ушка»

«Доброе дело век не забудется», «Без друга в жизни туго»

Развивать в детях стремление посильно помогать окружающим людям. На примере сказки показать пример верного выбора друга –выбора сердца. Помочь детям осознать, что любовь способна творить чудеса. Дать детям понять, что физическая ущербность не говорит еще об ущербности души.

Этюд "Потерянная варежка"

Составить рассказ о знакомом человеке, доброта которого тебя поразила

Тема: О служении

Сказка «Никита Кожемяка»

Пословица «Горе горюй, а руками воюй»

Раскрыть понимание нравственного качества: служения людям, свидетельствовать о душевной красоте таких людей, воспитывать потребность самим служить другим людям

Мероприятие «Помоги ближнему своему»

С помощью родителей нарисовать дерево своих добрых дел и обязанностей

Тема: Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

Сказка «Кукушка»

Пословица «Все купишь, а отца и матери не купишь».

Воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи

«Вырастим цветы для мам и бабушек»

Составить рассказ о том, как члены  семьи помогают дома друг другу

Тема: Трудолюбие, терпение

Сказка «Хаврошечка»

Пословица

«Терпение и труд все перетрут».

Формировать у детей представление о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, непраздному проведению времени

Рисование по сказке

«Как бы я помог Хаврошечке»

Изготовление атрибутов к сказке

6-7 лет

Тема: О зависти

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Пословицы «Где счастье там и зависть», «Кто доброе творит, того зло не вредит»

Рассказать об источниках зла: зависти, гордости, своенравии, злости. Раскрыть красоту качеств, присущих нравственному человеку. Воспитывать непримиримость к проявлениям всякого в себе зла, своеволия

Раскрась картинку так, чтобы получилась царевна  или ее мачеха (предлагается контурное изображение). Задача детей – с помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя.

С помощью родителей ответить на следующие вопросы: как можно исправить злые дела? Кто может помочь, если трудно самому удержаться от жадности? от грубости? от обиды? Как быть послушным?

Тема: О любви к родителям

Сказка «Василиса Прекрасная»

Пословицы « Кто родителей почитает, тот век счастливым живет», «Без отца — бедность, без матери — сиротство», «Все купишь, а отца и матери не купишь».

Воспитывать почтительное отношение к родителям. Рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением и любовью. Раскрыть значение родительского благословения

 Изготовление «Куклы-закрутки»

Введение детей и родителей в традицию семейного рукоделия, знакомство с приемами изготовления простой куклы из ткани.

Воспитание желания трудиться, выполнять дело вместе

Тема: О совести

«Сказка  о золотом петушке»

Пословица «Долг платежом красен», «Как ни мудри, а совести не перемудришь»

Раскрыть понимание чувства совести. Воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению ко злу.

Рисование по сказке

Прочтение родителями сказок с подобным сюжетом

Тема: О жадности, милосердии, милостыне

По басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Пословица «На чужую работу глядя, сыт не будешь», «Доплясалась, что без хлеба осталась»

Рассказать о том, что означает быть милосердным. Свидетельствовать о том, как делать добрые дела. Воспитывать осознанное отношение к грехам бессердечия и немилосердия

Этюд "Жадный поросенок"

Семейный проект «Волшебная страна семьи»

Тема: Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

Сказка «Айога»

Пословица «Умей ошибиться, умей и поправиться»

Воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи

Изготовление коллажа

(с использованием оригами) по сказке

Предложить родителям подобрать вместе с детьми пословицы и поговорки об уважении, послушании, уважительном отношении к родителям

Тема: Трудолюбие, терпение

Сказка «Беляночка и Розочка»

Пословица «По труду и честь»

Формировать у детей представление о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, непраздному проведению времени

Игра «Дневник» (заводится дневник, в который дети записывают дела, порученные им с помощью условных значков)

Предложить изготовить выносной материал для трудовой деятельности на прогулке


Литература:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» по редакцией   М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

2. А.С. Давыдов «Лучшая книга сказок» - М: 2003г.

3. «Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок» - «Ленинградское издательство», 2003г.

4.Л.Б. Фесюкова  «Воспитание сказкой». – М.: 2000

          5. С.В. Шамаева  «Апология сказки».- М: 2000г.

        6. В.В. Гербова «книга для чтения в детском саду и дома» - М: 2005г.

7. И.Г. Дмитриева, Е.А. Требухина «Целостный подход к духовно -нравственному воспитанию дошкольника». – М: 2005г.

8. О.А. Садилова «Волшебные сказки. Духовно – нравственное воспитание детей и подростков» - М: 2005г.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дошкольного образования. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников Истоки".

Программа представляет собой содержательный модуль "Духовно-нравственная культура (православная культура)" основной общеобразовательной программы дошкольного образования....

Программа дополнительного образования по нравственному воспитанию посредством художественной литературы в средней группе

В дошкольный период семья не формирует в детях духовно-нравственные основы личности, не достаточно присоединяет ребенка к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России, поэтому нео...

Рабочая программа дополнительного образования "В гостях у сказки" для детей младшей группы

 Актуальность.  Сказки развивают мышление дошкольников, учат думать, оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, речь. С помощью сказок можно воспитывать детей, помочь скор...

Программа социально-нравственного развития детей дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание сказкой»

Программасоциально-нравственного развития детей дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание сказкой»    Воспитатель: Галеева Т. Г....

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года

     Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год

    Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...