Перспективный план работы по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе
рабочая программа (старшая группа) по теме

Иванова Наталья Евгеньевна

Организация экспериментирования подразумевает использование  целого спектра методов и приемов, активизирующих познавательные интересы,  творческие способности дошкольников.  Очень важно уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу. Такими приёмами являются моделирование, развитие наблюдения, создание проблемных ситуаций, использование поисковых вопросов, работа воспитателя по указанию детей, приём допущения сознательного допущения неточностей воспитателем, участие педагога в эксперименте «хитрым, невидимым» способом, чтобы детям казалось , что они всё делают самостоятельно (А.И. Иванова). Для привлечения интереса детей в "исследовательский центр" педагог предлагает детям необычные незнакомые приборы для экспериментирования, материалы с разными свойствами. Для организации и поддержания интереса к экспериментированию педагог использует чтение с детьми научно-познавательной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный   план  работы по опытно – экспериментальной  деятельности в старшей группе.

                                                                                             

Месяц,

тема

Задачи, цели,

содержание

Оборудование

Вид деятельности

Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

  1. 1.Воздух.
  2. Некотоые свойства воздуха.

2.Живой – кусочек.

3.Вода. Свойства воды.

4. Может ли растение дышать.

Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования. Познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды.

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.

Визитка «Ученый – исследователь»; камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; вырезанные из бумаги силуэты человеческого тела и дерева с густой кроной; воронка, весы.

Визитка «Ученый – исследователь»,плоская емкость, корнеплоды: редька, морковь, свекла.

Визитка «Ученый – исследователь»; ванночка с водой, различные по весу предметы: деревянный брусок, металлическое кольцо, пластмассовая игрушечная ложечка и т. п.; 2 стакана с водой, 2 яйца, 5 чайных ложек соли; камешки, сахар, соль, марганец, масло, глубокая тарелка.

Визитка «Ученый – исследователь»; комнатное растение, трубочка для коктейля, вазелин, лупа.

Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев. Проводиться предварительная работа: беседа «Органы и система дыхания человека». Раскрашивание силуэтов деревьев.

Используется, изображенный в таблице, алгоритм деятельности. Результаты эксперимента зарисовываются.

Результаты эксперимента по плавучести предметов в воде заносятся в таблицу при помощи знаков + и -.

Наблюдение проводится ежедневно в течение недели.

Беседа: « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни  старших дошкольников».

Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

В уголок « Для Вас  Родители»: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

ОКТЯБРЬ

  1. 1. На свету и в темноте.

2.Песок, его свойства. Песочные часы.

3.Почва. Свойства почвы.

4.Зеленые фигурки.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развитая растения.

Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений

Визитка «Ученый – исследователь»; лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Визитка «Ученый – исследователь»; стакан с песком, с глиной, водой, лист бумаги, ложечки, лупы. Песочные часы.

Визитка «Ученый – исследователь»; образцы почвы в железной баночке, стакан с водой, палочка.

Визитка «Ученый – исследователь»; семена кресс-салата, влажные бумажные салфетки, почва.

Результаты эксперимента зарисовываются через 7-10 дней.

Используется, изображенный в таблице, алгоритм деятельности.

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской  активности детей.

Консультация: «Игра или

экспериментирование».

Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра является ведущим видом деятельности дошколников.

НОЯБРЬ

1.Магнит и его свойства.

2.Земля на глобусе.

3..магнитные свойства  Земли. Компас.

4.Портрет Земли – карта.

Познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Расширять представления об атмосфере Земли, четырех сторонах света ( север, юг, запад, восток ) и их сокращенных обозначениях.

Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе.

Развитие способности понимать знаково – символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них.

Визитка «Ученый – исследователь»; магниты различных размеров, предметы из железа, меди, алюминия, дерева, кусочки ткани, бумаги, стеклянная баночка.

Глобус, энциклопедия       « Мир вокруг», фотографии с изображениями Земли из космоса.

Визитка «Ученый – исследователь»; компас, различные предметы.

Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу.

Домашнее задание:Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

Домашнее задание: выполнить схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

Консультация:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развити ребенка»

ДЕКАБРЬ

  1. 1.Термометр и температура.2.Плавучесть предметов.

3.Выявление механизма образования облаков.

4.Выявление механизма образования инея.

Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров.

Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть.

Выявить механизм образования облаков.

Выявить механизм образования инея.

Визитка «Ученый – исследователь»; Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры ( из холодильника и теплой) на каждого ребенка; репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года.

Визитка «Ученый – исследователь»;

Две бутылочки с пробками, большая емкость с водой.

Визитка «Ученый – исследователь»;

Пульверизатор, комнатное растение с большими, крупными листьями. Эксперимент проводиться в группе.

Термос с горячей водой. Эксперимент проводиться на улице.

Рассматривание репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года. Поговорить о том когда бывает жарко, тепло, холодно. Температура тела измеряется в помещении и на улице.

Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

ЯНВАРЬ

1.Почему идет снег.

2.Почему не тонут корабли.

3.В погоне за светом.

4. Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень».

.

Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом.

Подвести детей к выводу почему не тонут корабли.

Установить как растение ищет свет.

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

У воспитателя и у детей по 4 образца снежинок.

Емкость с водой, металлические предметы, жестяная банка.

Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном отверстие.

Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка. лупа.

Наблюдение за падающим снегом. Дать характеристику состоянию снега ( мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д.). Отгадывание загадок о снежинках.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных моделей кораблей катеров.

Беседа: « Что необходимо для роста растений».

Консультация: «Соблюдение правил безопасности».

ФЕВРАЛЬ

1.Дышат ли рыбы.

2.Ветер в комнате.

3.Вертушка для ветра.

4. Уличные тени.

.Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть в воде.

Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Визитка «Ученый – исследователь»; прозрачная емкость с водой, аквариум, лупа, палочка, трубочка для коктейля.

Визитка «Ученый – исследователь»; Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага (квадрат из альбомного листа), ножницы, палочка, гвоздик.

Фонарик, предметы с разной степенью прозрачности..

Наблюдение  на прогулке за ветром; определить силу ветра (по раскачивающимся веткам деревьев, по флюгеру).

Наблюдение на улице образование теней днем от солнца, вечеров от света фонарей.

Анкетирование родителей: цель -выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

.

МАРТ

1.Вершки – корешки.

2. Плавление парафина.

3.Из каких цветов состоит солнечный луч.

4.Свет. Прямолинейность его распространения. Образование тени.

Выяснить, что раньше появляется из семени.

Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина.

Познакомить с  механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета.

Расширить представления детей о тени - тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. Формировать у детей представление о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах.

Бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачные емкости, зарисовки с использованием символов строения растения,

алгоритм деятельности.

Визитка «Ученый – исследователь»; кусочки парафина, игрушечные сковородки, палочки для размешивания парафина, тряпочки.

Визитка «Ученый – исследователь»;

Граненое стеклышко (деталь от хрустальной люстры), зеркало.

Настольная лампа, непрозрачные предметы, теневой театр «Колобок».

Рассматривание схемы строения растения. Наблюдение проводиться  ежедневно, в течение 10 –12 дней

Загадки о свече, чтение А. Тувим « Что стряслось у тети Вали?».Выяснить для чего нужны свечи. Перед занятием по лепке предложить детям положить властелин на хорошо освещенный подоконник и наблюдать, что с ним произойдет 9превращение вещества из твердого состояния в мягкое под влиянием солнечных лучей).

На улице проводится игра с «солнечными зайчиками». Эксперимент проводиться в солнечный день.

На участке в солнечный день проводятся игры с тенью. Игра проводиться утром, днем, вечером, чтобы дети смогли убедиться в том, что тень – короткая утром, а вечером – длинная.

Консультация:  «Соблюдение правил безопасности».

Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при  организации и проведении экспериментов и игр дома.

АПРЕЛЬ

1. От чего происходит смена дня и ночи..

2.Темный космос.

3.Виды электричества.

4.Проводники и диэлектрики

Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.

Узнать почему в космосе темно.

Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»,

Формировать основы безопасноти при взаимодействии с электричеством.

Формировать представление о материалах, которые проводят электрический ток (проводники) и не проводят (диэлектрики), познакомить детей с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа), совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов.

Визитка «Ученый – исследователь»;

Модель Земли – глобус, фонарик, картинки с изображением различных времен суток, детская энциклопедия.

Визитка «Ученый – исследователь»;

Фонарик, стол, линейка.

Визитка «Ученый – исследователь»;

Воздушный шарик, ножницы, салфетка, линейка, расческа, пластилин, большая металлическая скрепка.

Провод в оплетке, резиновые перчатки, пласт

масса, дерево, стекло.

Д\И « День и ночь»

Наши помощники – электроприборы

Д\и «Что сначала, что потом». Дать представление о том, что с момента появления тока люди изобрели электроприборы – помощники ( веник – пылесос, стиральная доска – стиральная машина, мясорубка – электромясорубка и т. д.).

Беседа:

«Как организовать игры с водой».

Цель: Дать знания о том как организовать предметно – развивающую среду среду для проведения игр с водой.

МАЙ

  1. 1. Источник звука и его распространение. 2.Способы восприятия звуков человеком и животных.
  1. 3.Спичечный телефон.
  1. 4.Равновесие. Простые механизмы.
  1. 5.Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой

( н нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе).

.познакомить детей с понятием «звук»,  с органами воспринимающими звук –ухо, сформировать представления о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности, развивать умение сравнивать различные звуки,.

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

Сформировать представление об изобретении человеком простых механизмов в истории; совершенствовать представление о равновесии (устойчивом и неустойчивом).

Продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе, закрепить представления о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком.

Детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, ложки, погремушка, трещетка.

Два спичечных коробка, тонкая длинная нить. Иголка, две спички.

Рычажные весы, толстая бечевка, ножницы, линейка, линейка, две шайбы, карандаш, стол, клейкая лента, фломастер, три стакана по 250гр., две круглые зубочистки.

Пластмассовая бутылка, воздушный шарик, 2 миски с горячей и холодной водой, термометр, две спички.

Предварительная беседа: «Ухо –орган слуха». Прослушивание в грамзаписи «Театральные шумы»

Рассматривание телефонного аппарата. Предварительная беседа о том как осуществляется телефонная связь (см. «детская энциклопедия»)

Практикум:

«Тонет? Не тонет!»

Цель: Предложить практические рекомендации, по организации игр и экспериментов с водой. Познакомить с простыми экспериментами и играми с водой.