Главные вкладки

    Проект "Сказка всегда рядом"
    проект (младшая группа) на тему

    Алина Ирина Викторовна

    Проект "Сказка всегда рядом"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_skazka_vsegda_ryadom.docx53.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополек»

    ПРОЕКТ

    творческий

    «Сказка всегда рядом»

    Вторая младшая группа

    Воспитатель: Алина И.В.

    г. Бердск, 2015

    В основе проекта «Сказка всегда рядом» лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

    На основе анализа литературы, наблюдения за детьми была выдвинута гипотеза: сказки являются эффективным средством для формирования духовно-нравственного сознания дошкольников при выполнении следующих условий:

    • репертуар сказок будет подобран с учетом ярко выраженных нравственных понятий;
    • в процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать переводу наглядных образов в обобщенные нравственные представления у детей;
    • накопление эмоционального опыта и его осмысление детьми дошкольного возраста реализуется в процессе ролевой игры.

    Цель проекта: приобщение детей к духовно-нравственным нормам с помощью сказки.

    Задачи проекта:

    • создать условия для деятельности детей, способствующей освоению мира сказок;
    • расширить знания детей о сказках;
    • познакомить с первоначальными представлениями о доброте, отзывчивости, сострадании и сопереживании;
    • формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных взаимоотношений и моделях поведения через сказку;
    • воспитывать у детей отзывчивость, дружелюбие, способность к состраданию и сопереживанию.

    Актуальность:

    На мой взгляд, одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми является сказка. Сказка помогает развивать внутренний мир ребенка и его эмоциональную сферу.  В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей и взрослых. Она помогает ребенку испытать храбрость, чуткость, отзывчивость, доброту, сострадание. Нравственные понятия, которые представлены в образе героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

    Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.

    Продолжительность: долгосрочный (февраль 2014 г. –  февраль 2015 г.).

    Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

    Формы работы с детьми: чтение, обсуждение; решение проблемных ситуаций; инсценировка.

    Предполагаемый результат:

    • формирование основы духовно-нравственного воспитания у детей, в части оптимизации межличностных отношений в группе;
    • приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям;
    • создание условий для деятельности детей, способствующей освоению мира сказок.

     1 этап – подготовительный (информационно-аналитический):

    • разработка целей, задач проекта;
    • сбор и анализ литературы;
    • обращение к специалистам;
    • диагностика по методике мотивационных предпочтений «Цветик – трехцветик» Л.И. Божович, Й. Шванцгара) (Приложение № 1);  
    • подборка тематики сказок, способствующих созданию первичных положительных нравственных представлений у детей (Приложение № 2);
    • разработка плана деятельности на период проекта (Приложение № 3);
    • пополнение костюмами уголка ряженья;
    • изготовление ширмы для пальчикого театра и других атрибутов.

    2 этап – основной:

    • чтение сказок, прослушивание аудиозаписей со сказками, просмотр иллюстраций к сказкам;
    • слушание песни о персонаже сказки;
    • беседа в утренние часы по иллюстрациям к сказке;
    • драматизация сказок;
    • игры: «Выбери сказку, которая тебе понравилась», «Чья фраза из сказки?»;
    • художественное творчество (рисование и лепка на тему «Мой любимый сказочный герой»);
    • мероприятия с родителями (консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка», буклет «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», папки-раскладушки «Любимые игрушки», «Основы нравственных отношений в семье», «Развивающая среда дома»).

    3 этап – контрольно-диагностический:

    • итоговая диагностика компонентов нравственного сознания детей; наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий (Приложение № 1);
    • оценка эмоциональной сферы каждого ребенка с последующим анализом.

    4 этап – обобщающий (заключительный). Продукт проектной деятельности:

    • театрализация сказки «Теремок» для родителей;
    • фотовыставка «Сказка рядом с нами»;
    • выставка рисунков детей «Мой любимый сказочный герой».

    Выводы:

            В результате проектной деятельности были созданы:

    • условия для деятельности детей, способствующие восприятию мира сказок (создан театральный уголок, пополнен уголок книги);
    • повысился уровень знаний детей о сказках и сказочных героях;
    • дети имеют первоначальные представления о доброте, проявляют отзывчивость, сочувствие,  сопереживание по отношению друг к другу, окружающим людям и окружающему миру.
    • дети успешно для своего возраста социализированы, у них развит эмоциональный интеллект;
    • у детей воспитаны социально одобряемые нормы поведения;
    • родители принимают активное участие в усвоении детьми нравственных понятий.

    Результаты работы с детьми по достижению поставленных целей и задач подтверждаются проведённой диагностикой по методике: «Методика мотивационных предпочтений  «Цветик-трёхцветик» Л.И.Божович, Й. Шванцера (Приложение № 1). После проведенной диагностики в 2013-2014 учебном году я получила следующие результаты: мотивация «Для себя» - 75%, «Для родных и близких» - 20%, «Для группы и детского сада» - 5%, «Для всех людей» - 0%. После проведенной диагностики в 2014-2015 учебном году я получила следующие результаты: мотивация «Для себя» - 30%, «Для родных и близких» - 40%, «Для группы и детского сада» - 20%, «Для всех людей» - 10%.

    Диагностика по методике «Цветик-трехцветик»

    2013-2014 учебный год

    Диагностика по методике «Цветик-трехцветик»

    2014-2015 учебный год

    Я предполагаю, что данный проект позволит приобщить детей к обще- человеческим нравственным ценностям и найдет свое отражение в дальней- шей работе.

    Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать духовно-нравственные ценности детей

    Список использованной литературы:

    1. Аникин В.П. Русская народная сказка. М: «Просвещение», 1986 г.

    2. Аникин В.П. К мудрости ступенька.М.,1988.

    3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.

    4. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2012.

    5. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 4.

    6. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ФОРУМ, 2012. – 256 с. – (высшее образование).

    7. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст]: тезисы докладов./А.В. Запорожец — М., 1948.

    8. Шорохова О.А., Играем в сказку. М.: «Творческий центр», 2006г.

    9. nsportal.ru (социальная сеть работников образования).

    10. http://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie11.htm

    11. http://pandia.ru/text/77/379/18512.php

    Приложение № 1

    Методика мотивационных предпочтений

    («три желания», «цветик-трехцветик»,

    «волшебная палочка»)

    Существуют различные варианты методики мотивационных предпочтений: «три желания», «волшебная палочка», «цветик–семицветик», «поздравление к новому году», «колесо желаний», «хрустальный шар», которые отличаются обычно количеством желаний (ребенок должен задумать от одного до семи) и формой предъявления (Л. И. Божович, 1968, Й. Шванцара. 1978).

    Предлагаемые варианты методики предназначены для детей 5-9 лет. С дошкольниками и школьниками, у которых сформированы навыки свободного письма, методика проводится индивидуально. С остальными – может проводиться как индивидуально, так и фронтально.

    Материал:

    При индивидуальном применении - "волшебная палочка" (маленькая указка или карандаш), при групповом - лист бумаги с нарисованным на нем "волшебным цветком" (с тремя лепестками), либо чистый лист бумаги.

    Процедура проведения:

    Инструкция при индивидуальном проведении: "Представь себе, что это волшебная палочка (Показывается маленькая указка или карандаш). Ты можешь взмахнуть ей, и с ее помощью выполнить три самых заветных своих желания. Скажи мне. Какие это желания".

    При фронтальном проведении детям предлагается нарисовать "волшебный цветок" с тремя лепестками ("цветы" могут быть приготовлены психологом заранее и розданы детям) после того, как рисунок выполнен, дается инструкция:

    "Представьте себе. Что это волшебный цветок. У него три лепестка. На лепестке можно написать одно желание. А всего каждый из вас сможет написать три самых заветных своих желания. Все поняли. Что надо сделать (отвечает на вопросы детей). Итак, начинаем..."

    Обработка результатов и интерпретации:

    1. Определяется направленность ответов на выполнение своих собственных желаний, ориентированных на благо других людей сверстников, воспитателей, родителей, братьев, сестер и др., относящиеся к школе, детскому дому в целом, и широкие «общечеловеческие» («хочу, чтобы люди никогда не болели», «чтобы никто не убивал других людей», «нашли все полезный ископаемые» и т. д.).

    Поскольку само строение методики ориентирует детей, прежде всего на актуализацию собственных желаний, то выделение желаний "для других" свидетельствуют о широте мотивации, выходящие за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов и/или формировании потребности во благе для других людей. Вместе с тем, неблагоприятными являются варианты, когда желания «для себя» полностью отсутствуют.

    2. Определяются качественные категории, характеризующие преобладающую сферу предпочтений.

    Наиболее часто здесь встречаются ответы, говорящие о желании обладать определенными материальными благами, иметь какие-то новые качества, способности, приобрести друзей. Повысить успеваемость. Выполнять требования воспитателей и др.

    Заслуживают внимания ответы, связанные с семьей, родителями.

    Неблагоприятными вариантами является фиксация всех ответов в сфере выполнения требований воспитателей, а также совершенно конкретных («мелких») материальных благ (например, конфету, жвачку и мороженое).

    Следует обратить особое внимание на ответы, связанные с физической агрессией: как на открытые агрессивные тенденции («я хотел бы всех избить, уничтожить», «чтобы отомстить всем», «чтобы избили всех тех, кто меня обижает»), так и жертвы агрессии: «чтобы меня не били», «чтобы меня кто-нибудь защитил, когда меня снова начнут бить».

    Ответ "не знаю" является неблагоприятным показателем, который может свидетельствовать как о слабости желаний и потребностей, о недоразвитии их рефлексии, о том, что ребенок не привык давать себе отчет о своих желаниях, так и о своеобразном «отказе» от желаний, их вытеснении, А также об определенной закрытости по отношению ко взрослому, иногда имеющей характер негативного протеста. Какой именно из вариантов имеет место в конкретном случае, следует выяснить в процессе дополнительной беседы.

    3. Определяется степень «протяженности» желаний во времени.

    4. Характер высказывания («я хочу», «я хотел бы»), использование сослагательного наклонения, свидетельствующего о неуверенности ребенка в своем «праве на желание» является неблагоприятным симптомом.

    Приложение № 2

    Тематика сказок, способствующих созданию первичных положительных нравственных представлений у детей

    Название сказки

    Мораль

    «Колобок»

    Знакомство с добром и злом.

    Преодолевание препятствий

    «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»

    Победа добра над злом

    «Репка», «Три поросенка»

    Трудолюбие, взаимопомощь

    «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь»

    Наказ слушаться старших

    «Теремок», «Зимовье зверей»

    Дружба помогает победить трудности

    «У страха глаза велики»

    Высмеивание трусость, глупость

    «Лиса и журавль», «Лисичка сестричка и серый волк», «Косточка» (Л.Н. Толстой)

    Осуждение хитрости, обмана

    «Петушок и бобовое зернышко»

    Забота о ближнем

    «Заяц-хваста»

    Осуждение хвастовства

    «Два жадных медвежонка»

    Высмеивание, осуждение жадности


    Приложение № 3

    План занимательной деятельности на период проекта

    Месяц, год

    Сказка

    Задачи

    НОД

    Образовательная деятельность в режимных моментах

    Самостоятельная деятельность детей

    Взаимодействие с родителями

    Февраль 2014

    «Колобок»

    Приобщать детей к истокам народной культуры.

    Учить передавать свое отношение к поступкам героев. Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание — непослушание, любовь — эгоизм, ответственность. Воспитывать любовь к народным сказкам

    Рассказывание чтение анализ сказки по иллюстрациям творческие задания, моделирование и обыгрывание художественных произведений с использованием настольного театра, работа с фланелеграфом.

    Рассказывание сказки от другого героя, совместное рассказывание выставка в книжном уголке выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»; игры: «Выбери сказку, которая тебе понравилась», «Чья фраза из сказки?»; изготовление атрибутов к сказкам; просмотр мультфильмов по сказкам.

    Рассматривание иллюстраций к сказке обыгрывание сюжета сказки с помощью кукол.

    Беседы о про- читанных сказках;  чтение сказок;  прослушивание сказок в аудио- записи; просмотр мультфильмов по сказкам.

    Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка», буклет «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», папки-раскладушки «Любимые игрушки», «Основы нравственных отношений в семье», «Развивающая среда дома»).

    Март 2014

    «Репка»

    Апрель 2014

    «Три поросенка»

    Май 2014

    «Петушок и бобовое зернышко»

    Сентябрь 2014

    «Теремок»

    Октябрь 2014

    «Маша и медведь»

    Ноябрь 2014

    «Заюшкина избушка»

    Декабрь 2014

    «У страха глаза велики»

    Январь 2015

    «Заяц-хваста»

    Февраль 2015

    «Два жадных медвежонка»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рядом всегда, детский сад и семья

    удобное в использовании...

    ВСЕГДА РЯДОМ!

    В мире каждую секунду происходят несчастные случаи дома с маленькими детьми. Вы не задавали себе вопрос.- «А почему?». Может мы сами подталкиваем своих детей к таким ситуациям, где ребенок попадает в ...

    Вода всегда рядом с нами. Свойства воды.

    Обогащение знаний о воде. Бережное отношение к воде, живым организмам. Умение работать в группе, договариваться. Умение правильно строить предложения. ...

    Стенгазета ко Дню Матери "Моя мама всегда рядом со мной!"

    Стенгазету оформляли родители вместе со своими детьми!Нужно было выбрать фотографию,украсить её и приклеить на ватман!Вот такая красивая стенгазета у нас получилась!...

    Познавательное мероприятие с детьми средней группы "Уроки добра. Друг всегда рядом"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14788170","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] Цели:1. Расширить и углубить представления детей о добро...