ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
консультация на тему

Попова Анна Фёдоровна

Профессиональный стандарт педагога предполагает следующие трудовые функции для педагогов, занимающихся реализацией программ дошкольного образования:

А. Общепедагогическая. Обучение

Б. Воспитательная деятельность

В. Развивающая деятельность

Г. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

Все эти трудовые действия и умения предполагают наличие у педагогических работников определенных уже сформированных компетентностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

  1. Выполнение трудовых функций профессионального стандарта педагога, как профкомпетентность

  1. Профессиональная компетенция: группы, структура

  1. Формирование педагогической компетентности
  • Анализ уровня компетентности
  • Формирование компетентности
  • Реализация компетентности

  1. Общие выводы

                                                                                       

Профессиональный стандарт педагога предполагает следующие трудовые функции для педагогов, занимающихся реализацией программ дошкольного образования:

А. Общепедагогическая. Обучение

Б. Воспитательная деятельность

В. Развивающая деятельность

Г. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

Все эти трудовые действия и умения предполагают наличие у педагогических работников определенных уже сформированных компетентностей.

Иными словами педагог должен соответствовать требованиям профессионального стандарта, т.е. должен быть профессионально компетентен.

Компетентность - это личная способность специалиста успешно решать определенный класс профессиональных задач и добиваться максимально высоких результатов.

Профессиональная жизнеспособность (успешность) педагога обусловлена развитием следующих групп компетентностей: личностных, управленческих, предметно-методологических, коммуникативных, психолого-педагогических, валеологических (вопросы сохранения и укрепления здоровья).

Только их совокупность позволяет достигать высоких результатов.

Важнейшие личностные компетентности: умение работать с большим количеством информации, обширные знания в областях не связанных с образовательной деятельностью, умение строить и реализовывать траекторию личностного и профессионального развития, Способность к самообразованию.

Управленческие компетентности: владение технологиями реализации функций управления, теорией менеджмента, высокий уровень аналитических способностей, умение строить и реализовывать профессиональную карьеру, непрерывно инициировать инновационные и творческие процессы в коллективе, способность гибко реагировать на изменяющиеся условия.

Компетентности педагога не случайно в значительной степени включают управленческие компетентности, ведь воспитатель управляет образовательным процессом в группе.

Структура компетентности может быть представлена в виде двух иерархических уровней. Базовый уровень и компетентности более высокого уровня (схема на презентации). В базовый уровень входит многокомпонентная система, из которой на основе кластерного принципа формируется компетентность более высокого уровня: адаптивная, профессиональная, функциональная.

Адаптивные компетентности предполагают наличие личностных качеств, различных умений, безусловно обеспечивающих человеку максимальное соответствие средам жизнедеятельности и конкурентные преимущества, функциональные – обеспечивают ему возможность развиваться в изменяющихся условиях жизни. Таким образом, развитие личности является процессом ее сознательной активности, основанной на соответствующих компетентностях.

В профессиональном стандарте педагога прописаны необходимые компетентности педагогов, реализующих программы дошкольного образования, это - разработка и реализация образовательной программы  и программы развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования, владение современными формами и методами обучения, его оценки, знание нормативной базы (законов, законодательных актов, основ законодательства о правах ребенка, ТК РФ и др.), владение информационно-коммуникативными технологиями, основами психологии (законы развития личности), социологии, культурологи, этики, коррекционной педагогики, истории, медицины и многим другим.

Формируется компетентность в процессе образования, которое решает двуединую задачу: обеспечить человека знаниями и умениями и научить максимально эффективно их использовать.

Такое образование соответствует идее компетентностного подхода.

По сути компетентностный подход переводит профессиональную деятельность с уровня интуитивного на уровень рефлексивный. Это значит высокое качество образовательного процесса зависит от уровня подготовки специалистов, а не от исключительных способностей некоторых личностей, и, следовательно, может быть массовым.

Определение уровня сформированности компетентностей педагогов в образовательном комплексе осуществляется через:

- посещение и анализ учебной деятельности педагога

- независимую оценку педагогической деятельности

                 - анализ документации

       - диагностирование, на основании профстандарта создается диагностическая карта по знаниям и умениям педагога

       - тестирование по вопросам профессиональных компетентностей

       - индивидуальное собеседование

       - изучение индивидуальных заявок по актуальным проблемам.

        

        Формирование компетентностей педагогов происходит с помощью:

  1. Формального обучения (курсы повышения квалификации)
  2. Семинаров, круглых столов, мастер-классов (межкомплексных – для формирование внешней оценки результативности работы)
  3. Методической учебы внутри комплекса
  4. Работы педагога над методической темой, актуальной как для ОУ, так и для личностного роста и профессионального совершенствования. Определяется тема, формируется доклад и выносится на обсуждение.
  5. Самообразования, которое носит неконтролируемый характер, но обладает широким выбором  образовательных областей и  является очень важным для формирования профессиональной компетентности.

        Человек, который не готов осуществлять саморазвитие, в эпоху двукратного увеличения всеобщего знания за пять лет не может быть педагогом.

        Главными ресурсами качества образовательного процесса становятся:

  • умения педагога «увидеть» воспитанника как субъекта обучения,
  • конструктивно осознать его проблемы,
  • научиться управлять процессами в той образовательной среде, поддерживая каждый успех ребенка, одновременно целенаправленно создавая для него развивающее образовательное пространство.

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути.

        Готовить детей к жизни в изменяющемся мире может тот, кто сам готов к переменам,  готовый         и умеющий развиваться в профессии, способный к рефлексии, умеющий проектировать развитие детей и собственное развитие.

        Следствием сформулированных положений является изменение системы методической работы в образовательном учреждении.

        Вполне очевидно, что реализуя профессиональный стандарт педагога, воспитатель превращается в мастера, открывая вместе с ребенком  детское знание, создавая уникальную педагогическую практику.                

        Завершаю выступление  словами основоположника русской дошкольной  педагогики Константина Дмитриевича Ушинского из  последнего главного научного  труда его жизни: «Человек как предмет воспитания»:

 «Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе;

мы говорим им: изучайте законы тех психологических явлений,

которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить»

«Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и

обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как

искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как

искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда

вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление профессиональной компетентности педагога в современных условиях

Изменения содержания дошкольного образования, а также процесса управления дошкольной образовательной организацией в настоящее время обусловлены новой нормативной  базой: Федеральны...

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. По...

Требования к профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

laquo;Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, без...

Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностны...

Требования к профессиональной компетентности педагога в условиях инклюзивного образования

Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.Профе...

Консультация для педагогов "Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФОП ДО".

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к ...