Обновление профессиональной компетентности педагога в современных условиях
статья на тему

Федорова Анжелика Дмитриевна

Изменения содержания дошкольного образования, а также процесса управления дошкольной образовательной организацией в настоящее время обусловлены новой нормативной  базой: Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Следовательно, неизбежно и необходимо постоянное совершенстование профессиональных компетенций воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_f.a.d.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Обновление профессиональной компетентности педагога в современных условиях

Изменения содержания дошкольного образования, а также процесса управления дошкольной образовательной организацией в настоящее время обусловлены новой нормативной  базой: Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Так, Стандарт устанавливает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, прежде всего, к психолого- педагогическим и кадровым. Ключевым фактором успешной реализации очередного новшества в системе дошкольного образования под названием «ФГОС дошкольного образования» по-прежнему является педагог, его профессиональные  и личностные качества, его готовность к обновлению профессиональных компетенций в соответствии с современными тенденциями развития дошкольного образования.

Также, согласно новому закону об образовании родители (законные представители) воспитанников  имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, участвовать в совместной деятельности, что несомненно актуализирует проблему профессиональной компетентности педагога во взаимодействии с семьями и детьми.

Все мы знаем, что впервые в российском образовании разработано содержание профессионального стандарта педагога, который призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.

Однако реальное внедрение заложенных в вышеуказанных документах идей во многом зависит от готовности и способности педагога к их воплощению.

Зачастую педагоги останавливаются в своем развитии, не стремятся к самосовершенствованию, что проявляется поначалу в пассивности, в усталости, пресыщенности впечатлениями, непониманием педагогических идеалов и заканчивается педагогической несостоятельностью.

Отсюда возникает противоречие между образовательными стандартами системы образования, образовательными ожиданиями общества и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Следовательно, появляются проблемные вопросы в работе старшего воспитателя.  

ВОПРОС: Насколько готовы педагогические работники к реализации федерального государственного стандарта? Что можно предпринять в дошкольном образовательном учреждении для непрерывного обновления профессиональной компетентности педагогов?

Меняется мир, меняются дети,   что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.  Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил.

Таким образом, актуальным направлением методической работы в дошкольных образовательных учреждениях становится разработка и реализация моделей повышения профессиональной компетентности педагогов.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Отметим, что компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. Достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.

Наш педагогический коллектив сформирован недавно. В нашем учреждении всего 13 педагогов, из них 10 воспитателей, 1 педагог-психолог, 1 музыкальный руководитель и 1 старший воспитатель. На сегодняшний день 5 педагогов получили первую квалификационную категорию. В педагогическом коллективе с  высшим педагогическим образованием -  9 человек, из них с дошкольным – 4 человека; с опытом до 5 лет – 5 человек, 7 лет  - 2 воспитателя, 2 педагога имеют непрерывный педагогический стаж – более 10 лет и 3 педагога с прерванным педагогическим стажем более 10 лет.

Организация педагогического процесса в нашем дошкольном учреждении началась с мониторинга педагогических затруднений, результаты которого позволили определить следующие проблемы:

  1. Недостаточный уровень представлений педагогов о нормативно-правовой основе деятельности дошкольного учреждения, о возрастных особенностях развития и воспитания детей раннего возраста, о современных тенденциях развития дошкольного образования.
  2. Отсутствие осознания  необходимости развития педагогической и коммуникативной культуры (избежание публичных выступлений, пассивность в высказываниях и в выдвижении собственных идей).
  3. Средний уровень развития навыков поиска и переработки необходимой информации с использованием ИКТ-технологий.
  4. Недостаточный уровень психологической готовности и профессиональной компетентности  во взаимодействии с родителями.

Для решения выявленных проблем нами были определены следующие направления работы по повышению профессиональной компетентности педагогов:

  1. Совершенствование когнитивных  компетенций
  2. Формирование деятельностной позиции
  3. Развитие коммуникативной культуры, повышение самооценки
  4. Организация процесса самообразования педагогов

(слайд 9) Невозможно грамотно построить воспитательно-образовательный процесс, не имея представления о законодательной  и нормативно-правовой основе дошкольного образования. Так, с целью совершенствования когнитивных компетенций педагогов организуется изучение и анализ законодательных и нормативно-правовых документов, ознакомление с современными тенденциями развития дошкольного образования.

Эта работа строится следующим образом:

  1. Самостоятельное изучение нормативного документа педагогом.  Воспитатели работают с раздаточным материалом. В методическом кабинете оформляется выставка литературы, методических рекомендаций и т.д.
  2. Групповой анализ, выделение основных моментов, новизны, обсуждение конкретных практических действий по внедрению полученных представлений  в педагогическую деятельность.
  3. Внесение коррективов в педагогический процесс.
  4. Коррекция и обсуждение затруднений при  необходимости.

За 2013-2014 учебный год большое внимание  было уделено изучению нового закона об Образовании в РФ, ФГОС ДО, СанПин.

С целью активизации деятельностной позиции  педагогов мы  используем интерактивные методы методической работы. Наиболее удачными формами для нашего коллектива на сегодняшний день можно отметить:

-  кейс-метод по теме «Ребенок раннего возраста», где воспитатели предлагали варианты решения профессиональных задач по особенностям взаимодействия с детьми в период адаптации.

- Также активно наши воспитатели и специалисты участвовали в «Ярмарке педагогических идей». Педагоги, которые апробировали свои педагогические проекты на практике, участвовали с ними на профессиональных конкурсах города, презентовали свои педагогические проекты коллективу в форме «ярмарки педагогических идей», где выделяли основные достоинства своих работ. На ярмарке были представлены лучший передовой опыт педагогов: «Центр песка и воды как средство познавательного развития детей раннего возраста», «Дидактическая игра как средство формирования сенсорных  эталонов у детей раннего возраста», проект по взаимодействию с семьей «Выходные с пользой для здоровья». Данная форма позволила вызвать интерес у, так называемых, «пассивных» педагогов к проектной деятельности, и развить творческие способности «активистов».

- интересной работой для воспитателей явилась педагогическая студия «Предъявление педагогического требования» с анализом пяти технологических правил предъявления педагогического требования с точки зрения уважения к ребенку и решением практической ситуации «Ребенок протестует, отказывается ложиться спать», «Малыш не «слышит», не реагирует на обращения воспитателя». Данная форма методической работы позволила установить педагогам взаимосвязь между теорией и практикой, возможность закрепить практические навыки, обсудить свои затруднения в предъявлении педагогического требования с коллегами.

- мозговой штурм «Профессиональные компетенции педагогов в работе с детьми раннего возраста» был организован нами немного необычно.  Проблемная задача была дана в форме просмотра видеофрагмента организации режимного момента – одевание на прогулку. На практическом примере  педагоги выявили основные требования к педагогу во взаимодействии с малышами, обсудили недостатки воспитателя и рекомендации по совершенствованию работы.

В связи с тем, что педагоги пассивны в высказываниях, испытывают дискомфорт  при публичном выступлении, с целью развития коммуникативной культуры, повышения их самооценки используются психологические тренинговые упражнения на сплочение коллектива, личностного роста в начале и рефлексия для выявления впечатлений и  пожеланий педагогов в конце каждой методической формы работы.

В  организации процесса самообразования воспитателей нашего учреждения я использую технологию самообразования педагога ДОУ, включающую следующие этапы:

  1. Самодиагностика педагога:
  • Когнитивный уровень (я знаю);
  • Коммуникативный уровень;
  • Эмоциональный уровень (психоэмоциональное состояние).
  1. Анализ деятельности по проблеме:
  • Результативность воспитания и обучения детей;
  • Результативность собственной деятельности;
  • Затруднения педагога;
  • Потребности педагога.
  1. Разработка программы самообразования:
  • Определение цели и формулирование задач деятельности;
  • Определение форм и методов работы по самообразования;
  • Определение критериев успешности;
  • Прогнозирование результатов.
  1. Корректировка плана
  2. Итоговая диагностика
  3. Презентация опыта педагогическому коллективу.

Определить насколько эффективно  строится работа с педагогами позволяет  мониторинг профессиональной компетентности педагогов.  Он позволяет выявить проблемы и затруднения педагогов и наметить пути их устранения.

 В 2013-2014 году нами было организовано психолого-методическое сопровождение педагогов. На основе результатов мониторинга педагогических затруднений и анкетирования «Готовность к обновлению профессиональной компетентности» было запланировано и организовано психолого-методическое сопровождение  воспитателей по следующим темам:

  1. Дискуссия педагога-психолога «Дети бывают разные» с целью обогащения представлений педагогов о психолого-педагогических особенностях развития и воспитания детей от 1,6 до 3 лет.
  2. Кинотренинг по профилактике жестокого обращения в семье «Дотянуться до мамы», тренинг «От личности к личности», релаксационный сеанс «Все мы родом из детства» с целью актуализации уважения к личности ребенка у педагогов.
  3. Арт-терапия «Мой любимый детский сад», йога-тренинг для профилактики профессионального выгорания.

        Таким образом, опора на знания педагогов, учет их профессиональных затруднений, использование интерактивных форм, создание условий для профессионального роста старшим воспитателем способствует обновлению профессиональной компетентности педагога в современных условиях. Ибо, Мы – педагоги, должны учитывать, что дети приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва - информатизации, виртуальной реальности.

В связи с этим, еще раз подчеркнем актуальность и значимость формирования у педагогов готовности к обновлению профессиональных компетенций, чтобы как сказал А.Г. Асмолов, в нашем дошкольном учреждении не случилась «драма отставания воспитателей от детей».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управленческий проект "Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях перехода к ФГТ"

Данный проект предусматривает управленческие действия по повышению профессиональных компетенций всех педагогов ДОУ в зависимости от опыта работы, заинтересованности в самообразовании и развитии....

Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности...

Консультация для педагогов "Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС."

Данный материал может быть использован заведующими для работы с кадрами, в качесте косультации при подготовке к педагогическим советам и т.д....

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Профессиональный стандарт педагога предполагает следующие трудовые функции для педагогов, занимающихся реализацией программ дошкольного образования:А. Общепедагогическая. ОбучениеБ. Воспитательная дея...

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов средствами современных образовательных технологий

Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО» будет способствовать повышению уровня профессионализма педагогов ДОУ.В течение семинара мы...

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов средствами современных образовательных технологий

Цель: повышение уровня профессионализма педагогов ДОУ.Задачи: Провести краткий анализ условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФОП ДО".

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к ...