СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Социальная адаптация через игру»
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Шипулина Кристина Андреевна

 Социально адаптация – это вхождение в социально-ролевые связи и отношения, в процессе которого личность овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. В нашей группе задачи социальной  адаптации  решаются через различные  виды игр. Социальная адаптация невозможна без соблюдения определенных правил. Легче всего научить детей соблюдать правила в подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых играх. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2014.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Центр развития ребенка  – Детский сад № 4»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ:

«Социальная адаптация через игру»

                                                                 

Подготовила воспитатель  

средней группы Шипулина К.А.

Социализация – общенаучный термин, обозначающий процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей. Слово «социализация» по смыслу близко к русскому слову «воспитание», но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства. Социализация, наряду с воспитанием и обучением, включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.

   Процесс социализации – это включение ребенка в общество. Это сложный, многофакторный и многовекторный процесс, который слабо прогнозируем  в конечном результате. Тем более  что  процесс социализации может продолжаться в течение всей   жизни человека,                                    переплетаясь с историческими, идеологическими,
экономическими,   культурными и прочими процессами.

 Социально адаптация – это вхождение в социально-ролевые связи и отношения, в процессе которого личность овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями.

В нашей группе задачи социальной  адаптации  решаются через различные  виды игр. Социальная адаптация невозможна без соблюдения определенных правил. Легче всего научить детей соблюдать правила в подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых играх.

Дети в возрасте 4-5 лет, посещающие нашу среднюю группу, любят новые игры с интересным сюжетом. В средней группе,  с одной стороны появляются игры с новым  содержанием, например,  в младшем возрасте была  парикмахерская, а в среднем возрасте  они захотели красить ногти (маникюрша – специалист по маникюру), красить глаза – познакомились с профессией визажиста – специалист по макияжу. Раньше дети играли в больницу, всем хотелось быть врачами, но в больнице есть много других работников, дети могут выполнять их роли. Это и медицинская сестра, которая сделает прививку или укол, на станции скорой помощи сидит другой врач и принимает вызовы. В регистратуре выдаются карточки и талончики на прием. В больнице есть аптека,  больные приходят покупать лекарства, которые им выписал врач. Для ожидания очереди в больнице устроено кафе. Таким образом, находится много ролей для детей, им интересно побыть в роли и врача и аптекаря, они могут поменяться ролями в течение игры.

Если дети строят дорогу, то на пути они заезжают на заправку.

А с другой стороны в средней  группе развивается общение детей между собой.

Речевые обороты: Что желаете? Как вас подстричь? Я бы вам посоветовала….Что бы вы хотели? Какой цвет лака предпочитаете? Эта услуга будет стоить,…какое время вам подходит? Заплатите за услугу…рублей! Мне хотелось бы …. Подойдет ли мне эта прическа? Сколько я вам должен? Здравствуйте, понравилось вам наше обслуживание? Мы будем рады видеть вас еще! Возьмите нашу визиточку, в следующий раз мы сделаем вам скидку. У нас есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу в порядок.

Здравствуйте, ваше имя и фамилия, давно вы были на приеме? Не вижу вашей карты, держите вот ваша карта и талон, вы сегодня первый. Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста, вот на этот стул. Расскажите, что у вас болит? Давайте поставим под мышку термометр и измерим температуру. Давайте посмотрим горлышко. Горлышко красное. Нужно послушать дыхание.

Есть хрипы. Я выпишу вам рецепт, вы купите, в аптеке таблетки от кашля и будете принимать три раза в день, лекарство для уколов от температуры, витамины и обязательно горячий чай с малиновым вареньем, и постельный режим. Уколы вам сделает медицинская сестра в процедурном кабинете.

Дети средней группы начинают  объединяться по несколько  человек для одной игры, но не всегда получается в ходе игры соблюдать социальные  правила и взаимоотношения: слушать друг друга, уступать  друг другу, помогать, жалеть. Например, игра Автобус, они построили автобус, договорились кто шофер, кто кондуктор, но не смогли договориться в какую сторону они поедут.

Подвижные игры для детей средней группы  в детском саду становятся больше  приближенными к реальным жизненным ситуациям. Ребенок начинает приобретать знания, учится запоминать и следовать правилам игры. Подвижная игра Светофор помогает детям запомнить правила дорожного движения. На красный свет дети стоят не двигаясь. На желтый они внимательно слушают задание, которое им дадут, готовятся к его выполнению, а на зеленый цвет они его выполняют. Если один ребенок ошибается, другие дети ему подсказывают как правильно, а в следующий раз он сам сможет кому-нибудь подсказать.

Очень эффективно для развития умения общения и социального поведения проводить игры, разделяя детей  на несколько групп. Это помогает развивать у них дух соперничества, соревнования. Например, игры Кто быстрее, Кто первый и т.д. Если ребенок играет сам за себя, то старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды. Например, игра Самолеты, Цель игры: воспитывать физические качества – внимательность и быстроту; Правила игрыДети - летчики стоят за линией, нарисованной на земле. На слова воспитателя: "Самолеты полетели" дети отводят руки в стороны и бегают в разных направлениях.  На слова: "Самолеты присели" дети приседают, руки опускают вниз.  На слова "Самолеты на места!" дети возвращаются за линию и стоят ровно. Выигрывает тот, кто первый прибежал на свое место.

В подвижных играх всегда нужно выбирать ведущего или главную роль, для этого мы используем считалки, это тоже является правилом для проведения игр.

В дидактических играх, большая роль принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Нашим ребятам ещё сложно соблюдать правила, каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т.д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т.е. подчиняться правилам игры. Например, игра лото, в которой один ребенок должен называть карточку, а они не дожидаясь очереди, хотят достать свою карточку из коробки.

Перспективой для себя ставлю задачу объединять несколько сюжетов в одну игру, а также развивать ролевые диалоги.

        

Шуя, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы по теме «Формирование социально-значимых качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений

цель - формировать социально-значимые качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений....

Сообщение из опыта работы по теме "Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет"

Сообщение из опыта работы по теме "Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет"...

Выступление на Городском фестивале инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством "Театра в чемоданчике»

Выступление на Городском фестивале  инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством &q...

Сообщение из опыта работы на тему «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»

Прежде чем раскрыть свою тему хочется еще раз обратить внимание на то, что такое социально – коммуникативное развитие. Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, трад...

Сообщение из опыта работы на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игру"

Обобщение опыта работы педагога на тему "Развитие речи детей младшего  дошкольного возраста через игру"...