Консультация
консультация (старшая группа) на тему

Столярова Елена Анатольевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazhdyy_rebenok.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:


^ Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”.

Пабло Пикассо

В концепции дошкольного воспитания говорится о необходимости развития у детей чувства прекрасного, формирования эстетического вкуса, желания выражать себя в художественной деятельности. Известный педагог В. А. Сухомлинский обращал внимание на то, что открывая вокруг себя красивое, восторгаясь и изумляясь красивым, ребёнок как бы смотрит в зеркало и видит свою собственную человеческую красоту. Чем раньше он почувствует и чем тоньше изумится, тем выше его чувство собственного достоинства. В сочетании с радостью творения добра для людей это познание себя через познание красивого вокруг себя – в цветке, в журавлином клине, в оттенке найденного на берегу реки камешка, в маковом разливе утренней зари, в тончайшем звучании слова, в прекрасном человеческом поступке. В этом сочетании, считал он, кроется настолько могучая сила воспитания, что воспитатель приобретает поистине волшебную способность переворачивать душу, выпрямлять её, если она согнулась под гнётом горя и несчастья. Власть воспитателя, как творца детской радости, как раз и заключается в том, чтобы открыть маленькому человеку дверь в мир прекрасного. 

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?

Рисовать можно чем угодно, и на чем угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывками бумаги и т.п.


А в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник: кляксография, монотипия, живопись по мокрому слою бумаги, оттиск пенопласта, набрызги и т.д.

Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому в детских дошкольных учреждениях необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

Всё начинается с детства...

Мы вспоминаем, какие причудливые формы образовывали облака, напоминая нам то фигуру забавного животного, то профиль гигантского человека. Или как мы привозили с юга камушки окатанные морем или зелёные стекляшки, которые становились для нас самой большой драгоценностью. Эти детские впечатления не забываются. Они остаются с нами на всю жизнь, не давая нам забыть о том прекрасном времени, когда мы верили, в чудеса и у нас обязательно была, своя детская мечта.

Природа с рождения дарит нам чувство красоты окружающего мира. Но как понять красоту? Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются неразвитыми, а значит и не реализованными в дальнейшем. А ведь в самом естестве человека заложено желание узнавать, привносить и создавать. Вопрос гармонического развития и творческой самореализации становиться чуть ли не самым главным вопросом для современного человека. Поэтому развивать художественный вкус следует хотя бы из практических соображений; это поможет вам сделать среду своего обитания более эстетичной, и привлечет в ваш мир радость и гармонию.

Особенно это важно для детей. В нашей жизни, где много нестабильного и даже страшного, им необходимо создать психологических комфорт. Иначе они не смогут нормально развиваться.

Изучение языка изобразительного искусства очень важно. Ведь это работа с цветом, формой, поверхностью предметов. Изучая зрительные ориентиры, постигая технику самовыражения, ребенок приобретает уверенность в себе, начинает понимать, что есть гармония, а что дисгармония. Природа являет нам пример гармонических сочетаний и соответствий. В жизни достигнуть гармонии немного сложнее.

Мир изобразительных знаков - это особый мир со своими законами. Занимаясь творчеством, ребенок может ощутить скрытый смысл явлений и событий. В процессе занятий он каждый раз будет искать своё решение, будет находить способ своего выражения. Задания требуют от ребёнка определенных усилий и напряжения сознания. Награда за это - создание собственного мира, в котором ребёнок будет хозяином. Это повысит его самооценку, поднимет жизненный тонус.

Научившись работать с палитрой и получать из 5 цветов - 20 ребёнок ощущает себя творцом своего любимого цвета. Развивая глаз, он начинает видеть множество цветовых оттенков. Его собственный мир обогащается и расцвечивается десятками красок.

Даже смешивая две краски жёлтую и красную - никто не получит одинаковый оттенок оранжевого цвета.

Ребёнок радуется, что только он может создать такой цвет.

Пытаясь создать прекрасное в своей работе, ребёнок начинает постепенно открывать прекрасное в жизни. Он приобретает дополнительный язык.

Когда что-то трудно выразить словами, это можно выразить изобразительными средствами. Обретение такого дополнительного языка особенно важно для детей с нарушениями речи, которым трудно общаться с окружающими. 

Для занятий изобразительным творчеством необходимо соблюдать некоторые условия. Подготовка рабочего места - важный этап, от которого зависит дальнейший результат. Это особый результат, без которого нельзя обойтись.

С большим удовольствием достаёт ребёнок из своего ящика принадлежности для рисования, приговаривая: “Здесь у меня банка с водой, здесь кисточка и краски, а палитра лежит под рукой, в которой держишь кисточку”. Настрой на работу - важная часть занятия.

Нельзя предлагать сложные композиции и задания. Это вызывает страх у ребёнка. Страх не только перед конкретным заданием, но и перед рисованием вообще. Так что задание должно всегда быть по силам, а этого можно достигнуть, лишь учитывая знания, полученные на предыдущих уроках. Таким образом, дети обретают защиту в виде собственных знаний.

Заключительным этапом является оценка работы. В искусстве, критерии оценок несколько иные, нежели в других дисциплинах. Нет жёстких рамок, которым обязательно нужно соответствовать. Результатом всегда может быть множество разных и одинаково удачных решений. Если видно, что ребёнок старался выполнить поставленную задачу, то его нужно похвалить, поддержать. Так же необходимо объяснить, где допущена ошибка. Дайте покритиковать ему и вашу работу. Дети любят побыть в роли учителя.

Таким образом, вы добьетесь главной цели: от занятия к занятию ребёнок вместе с вами развивается, узнаёт что-то новое.


Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществляется при условии:


  1. Создание системной, регулярной работы с детьми; 

  2. Использование нетрадиционных форм рисования.


Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. 

Цель моей темы самообразования – развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Для достижения этой цели разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. В работе с детьми использую метод, который не требует от детей профессионального изображения. Работа в кружке по рисованию повысила интерес детей к изобразительной деятельности, научила использовать разнообразные материалы и техники,и расширили творческие возможности малышей. 
Рисунок с использованием пшена «Цыпленок» Никиты Лежнева 6л.9м.


Таким образом, необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал,переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображения.
Рисунок с использованием пшена «Цыпленок» Тани Уткиной 6л.3м.

Наряду с развитием творческого воображения, ребенок должен научиться владеть изоматериалами и способами создания рисунка.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Важное условие развития ребенка — не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционного и нестандартных изотехнологий.

Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

С тех самых пор, как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике рисования, при моем появлении в любой из групп первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: “Что мы будем сегодня рисовать и чем?”

В своей работе я попробовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям. Например: “Пальчиковое рисование” 

^ Печать от руки” 

Тампонирование” 

Рисование свечой” – маленькой тонкой свечкой, можно церковной, рисуем на белом листе, а затем тонируем лист краской любого цвета – на цветном фоне картинка проявляется.

^ Мыльные фантазии” “Кляксография” 

Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. Ведь это никем не запрещается и не возбраняется. А позже переработала его, внесла свои коррективы. Исходя из возможностей нашего дошкольного учреждения и особенностей развития наших детей, сделала свои наработки и хочу предложить вашему вниманию развернутые конспекты двух занятий по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования.

На занятиях с детьми я использую еще один способ нетрадиционной техники рисования – “Монотипию”. 





Рисунок в технике монотипия «Бабочка» Ангелины Дикарёвой 6л.8м.


Особенно удачным и целесообразным я считаю использование оттого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. 

Рисунок в технике монотипия «Бабочка» Попова Тимофея 7л.3м.


Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две

Рисунок в техникемонотипия «Рыбка» Данилы Исаченко 6л.6м.


И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия я провожу обычно в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....