Методическая разработка психологического занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием световых столов
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Рисование песком — это необычное искусство создания картин с помощью песка, возможность выразить свои эмоции без слов.  Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.Сделав ошибку, можно все стереть и нарисовать заново. Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память. Психоогическое анятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием световых столов по теме: «Путешествие в песочную страну.  Страх.», направлено на развитие у старших дошкольников умения выражать свое эмоциональное состояние; гармонизацию эмоционально-личностного развития воспитанников; знакомство с приемами рисования на песке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБУ ДО ДДТ «Олимп» Санкт-Петербург

Методическая разработка психологического занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием световых столов

Тема: «Путешествие в песочную страну.  Страх.»

Автор-составитель: Седова Наталья Владимировна,

педагог-психолог СПб ГБУ ДО ДДТ «Олимп»

Описание работы: Вашему вниманию предлагается Методическая разработка психологического занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием световых столов по теме: «Путешествие в песочную страну.  Страх.», которое направлено на развитие у старших дошкольников умения выражать свое эмоциональное состояние; гармонизацию эмоционально-личностного развития воспитанников; знакомство с приемами рисования на песке. Данная работа будет полезной психологам детских садов, дополнительного образования и социальной сферы.

 

Рисование песком — это необычное искусство создания картин с помощью песка, возможность выразить свои эмоции без слов.  Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Это не та техника, где выражаются основы художественного образования. Здесь главное выразить свои чувства, фантазии. Сделав ошибку, можно все стереть и нарисовать заново. Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память. Необыкновенно приятный на ощупь песок дает возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Снимаются стрессы, уходит внутреннее напряжение.

Возможности работы с песком:

  • Диагностика эмоционального состояния ребенка.
  • Сопровождение в развитии ребенка.
  • Психопрфилактика.
  • Расширение поведенческого репертуара.
  • Проработка и отреагирование психотравмирующей ситуации.
  • Укрепление доверия к миру.
  • Занятия через сказочный сюжет ведут к развитию у детей способностей к пониманию и словесному выражению своих чувств и потребностей, осознанию мотивов своих поступков и их воздействия на окружающих. 
  • Песок обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние ребенка. 
  • Игра с песком является естественным занятием для ребенка. Поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, еще и удовольствие. А значит, развивается творчество, исследовательский интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться.

Задачи занятия:

  • помогать в приобретении положительного образа общения со сверстниками;
  • пробуждать познавательный интерес через обучение навыкам работы с песком;
  • снимать тревожное состояние у данной группы детей.

Материалы и оборудование: диск с музыкой для релаксации; игрушечный микрофон, карточки с изображением эмоциональных состояний; стол, для рисования песком; песок, различные инструменты, для отпечатков на песке, маленькие игрушки страшных сказочных персонажей, обручи.

Ход занятия:

Приветствие

Психолог: Здравствуйте,  ребята! Начнем сегодняшнее занятие с приветствия. Я предлагаю сейчас каждому из вас в микрофон назвать свое имя, поздороваться и назвать какое-нибудь радостное событие сегодняшнего дня.

 Выполняется  приветствие.

Упражнение «Покажи настроение»

Детям предлагаются карточки с различными эмоциональными состояниями, повернутые картинкой вниз

Психолог: Выберете любую карточку и не показывайте ее другим ребятам. Каждый из вас покажет настроение, не говоря не слова. Остальные должны отгадать.

Игра «Живая шляпа»

Психолог: Это произошло недавно с очень хорошими друзьями. Однажды у …….(имя одного из присутствующих) был день рождения. Он пригласил к себе ….. (перечисление имен всех присутствующих). В самый разгар веселья, когда родителей не было в комнате, раздался грохот. Дети насторожились, а кто-то даже успел испугаться.

(Психолог делает испуганное выражение лица). Ой что это? (Смотрит по сторонам, останавливает свой взгляд в углу комнаты, там заранее прячется котенок, сидящий в машинке с дистанционным управлением, накрытый шляпой)

Все ребята побежали в угол комнаты. И что они там увидели? Это была не просто шляпа… она двигалась (Психолог незаметно от детей начинает управлять движением шляпы.) Все конечно же испугались. Как вдруг шляпа перевернулась … и там оказался маленький, пушистый, мягкий котенок. Все засмеялись и побежали гладить котенка. (Детям тоже предлагается погладить котенка)

Рисование на песке

Психолог: Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей). Тогда мы с вами сегодня отправимся в путешествие в необычную страну. Она песочная.

Звучит музыка.

Психолог: Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране.

Там чудеса там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на невиданных дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей,

Там лес и дол видений полны.

В нашей стране тоже живут необычные существа. Кто там может жить? (Ответы детей) Сейчас вы возьмете то, что поможет вам оставить на дорожках волшебной страны следы невиданных или знакомых сказочных зверей.  (Дети с помощью различных палочек, веревок, фигурных ножей, пробок, кисточек и т.д изображают следы, а потом рассказывают о тех, кто их оставил)

Психолог: А теперь из волшебного мешочка каждый из вас достанет еще одного жителя волшебной страны. (Дети вытаскивают бабу Ягу, Кощея, лешего и т.д.) Как  вы думаете, что делают звери песочной страны, когда видят таких жителей. (Ответы детей)

 Игра «Злюка»

По кругу раскладываются обручи, на один меньше участников группы.

Психолог: Сейчас один из вас будет злюкой, которую все боятся. Займите обручи-домики. Злюка стоит посередине без обруча. Пока звучит музыка все гуляют вокруг. Светит солнце, злюка спит. Как только музыка перестанет играть, настанет ночь, нужно бежать в домики и злюка старается занять чей-то домик. Кто остался без домика, становится злюкой.

Рисование на песке.

Психолог: А сейчас  мы отправимся в музей волшебной страны. Вы знаете, что в сказках добро всегда побеждает зло. У нас в музее есть зал, где висят картины, на которых богатырь побеждает Змей - Горыныча, Иван-царевич – Кощея и бабу Ягу и т.д. Но в этом зале много пустого места. Сейчас каждый из вас нарисует картину, где герой побеждает зло.

 Сейчас вы выберите себе то, что вы хотели бы нарисовать. Я предлагаю вам составить свою собственную песчаную картину (рисование картин под музыку). Работа над рисунком начинается с фона. Набираем песок в кулаки и рассыпаем его равномерным слоем по стеклу. Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным – когда все засыпано сыпучим материалом. Для рисования на светлом фоне наберите немного песка в руку и, выпуская его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображайте границы образов. Рисунок всегда можно подкорректировать. Не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо.

Во время самостоятельной работы психолог оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.

Экспресс - выставка работ участников, которые свободно перемещаются по кабинету, подходят к столам и рассматривают работы, выполненные другими ребятами.

Психолог: Молодцы! У всех получились хорошие, интересные, необычные картины. Кто-то хочет рассказать про свой рисунок? (комментарии детей). Ребята делятся впечатлениями, ощущениями от работы с необычным материалом.

До новых встреч в Песочной стране!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д.  Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008.
  2. Зейц М..  Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница:— М.: ИНТ, 2010
  3. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  4. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку/ Е.В. Чех. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЕВ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методические разработки сценариев занятийдля детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».

Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей  группыТема:   « Письмо почтальона Печкина»...

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».

Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей  группыТема:   « Письмо почтальона Печкина» Участники: дети старшей группы, воспитатель Карпова Е.А.   ...