"Новыеи подходы в работе педагога-психолога с семьей "(практическое занятие с педагогами)
методическая разработка на тему

Нуриева Гуляра Рифнуровна

Здесь рассматриваются новые подходы и технологии в работе педагогического коллектива с семьями воспитанников.Подробнее описывается один из методов практическое занятие.с элементами арт-терапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования Исполнительного комитета Заинского муниципального  района Республики Татарстан

                                                                                 

Тема: « Новые подходы и методы в  работе педагога-психолога с семьей.»(практическое занятие с педагогами)                                                                                                                              

(выступление на педсовете)

 

Педагог-психолог                                                                                                               МБДОУ « Детский сад « Радуга»

комбинированного вида

 Нуриева Гуляра Рифнуровна

2016год  Заинск

1.Вступительная часть

.В процессе развития личности ребенка и способах участия в нем взрослых (родителей,педагогов, специалистов) решающая роль принадлежит семье.Только через работу с семьей, оптимизацию детско-родительских отношений, психологического климата в семье можно добиться эффективности развивающей или коррекционной работы с ребенком .Традиционно психологическая помощь семье оказывается посредством индивидуального психологического консультирования.Однако новые условия требуют новых подходов и методов работы психолога с семьей.,в том числе групповых методов ,которые в последнее время завоевывают все большую популярность. Сейчас я разрабатываю проект по внедрению в деятельность нашего детского сада  программы совместной работы педагогов  с родителями воспитанников.Одним из  приемов  моей работы ,как педагога- психолога будет –организация занятий  с элементами тренинга  по оптимизации детско-родительских отношений в форме работы родительского клуба « Гармония».В работе клуба намечается участие не только педагога-психолога ,но и заведующей ,методиста, воспитателей групп,музыкального руководителя,логопедов,физинструктора,медсестры,учителя татарского языка,самих родителей,которые будут делится своим опытом по воспитанию и развитию детей. Для того,чтобы организовать эту работу необходима совместная предварительная подготовка:

- подготовка материала для проведения мероприятий ,

-выбор методов и приемов работы (мастер-классы,практические       занятия,конкурсы,выставки,праздники,экскурсии,лекции,просмотр фильмов и т.п.)

- продумать  удобное время и место его проведения,

-заинтересовать родителей в необходимости проведения мероприятий ,задать  позитивный настрой.

-составление совместного плана мероприятий.

2.Практическое занятие с педагогами.

Сейчас я хочу познакомить вас с некоторыми упражнениями,которые используются педагогами-психологами в практике оптимизации детско-родительских отношений и поиграть вместе с вами. Для этого нам нужно разделиться на пары-один из вас будет выполнять роль «родителя»,а другой роль «ребенка».

Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.

Время проведения:15 мин.-20мин.

Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры. Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.

А.Упражнение «Парное рисование»

Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу

        Б.Упражнение « Одновременное рисование» (одним карандашом)        

Родитель и ребенок берут один предмет для рисования и,совершенно молча,ни о чем не договариваясь,держа вместе один карандаш,рисуют вместе около 5 минут.

В.Упражнение « Рисование с закрытыми глазами»

«Родитель» и «ребенок» поочередно рисуют на одном листе бумаги с закрытыми глазами.В конце работы можно дать название совместного рисунка.

Обсуждение.

После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне что именно будут рисовать и т.д.Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.

Вопросы для обсуждения.

  1. Понравилось ли вам рисовать?Расскажите о своем рисунке.
  2. Какое упражнение больше понравилось?
  3. Какие чувства вы испытывали при рисовании картинки ?
  4. Кто из вас больше уступал при рисовании?
  5. Чувствовали ли вы поддержку или нет?
  6. Смогли ли вы договориться?
  7. Что показалось наиболее сложным в работе?
  8. Что показалось наиболее приятным?
  9. Что показалось неприятным?
  10.  Как вы назвали свою картинку?

Г. Упражнение « Налаживание взаимоотношений»

Цель:Возможность выразить свою любовь,поддержку,принять ребенка,Ощутить тактильный контакт.

Упражнение выполняется в парах.Звучит спокойная музыка.Все садятся на ковер.(ребенок и родитель сидят спиной друг к другу),закрывают глаза и чувствуют друг друга.Мама(папа)большая ,надежная,теплая,,сильная. «Дети»-беззащитные,хрупкие,ранимые.Потом « родители» тихо говорят детям: «Я тебя люблю!» «Ребенок» отвечает: «Я тебя люблю!»-и так по очереди сколько захочется.В конце упражнения дать возможность выразить свои чувства (обнять,поцеловать,погладить.)

Подведение итогов,выводы Как вы думаете какую пользу  несут все эти упражнения для родителей и детей?

-лучшее понимание своего ребенка;

-значительное снижение конфликтов между родителями и детьми

-появление нового положительного опыта взаимодействия,

-ощущение большей эмоциональной близости с ребенком.

Надеюсь на сотрудничество.



Предварительный просмотр:

МКУ « Управление образования Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан

Тема:  Мастер-класс « Использование телесно-ориентированных игр в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста в период адаптации детей в детском саду.»

(выступление на региональном семинаре-практикуме « Формы работы педагога-психолога с детьми раннего возраста в период адаптации детей к детскому саду».)

 Педагог-психолог

МБДОУ « Детского сада «Радуга»

 комбинированного вида

                                                                     Нуриева Гуляра Рифнуровна

        2015 год  Нижнекамск    

1.  Вступительное слово                                                                                                                                              

Использование элементов телесно-ориентированной психотерапии в работе с детьми раннего возраста –это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике.Его отличие от всех других заключается в том,что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека.А это дополнение является особенно важным,когда речь идет о маленьких клдиентах психолога-о детках. Адаптация к новым условиям в детском саду- один из самых трудных моментов в жизни малыша. Чтобы ребенок легче адаптировался в детском саду,быстрее привык к нему в своей практике педагогам-психологам,воспитателям,родителям рекомендуется использовать телесно-ориентированные игры и упражнения (коммуникативные игры,глазодвигательные и дыхательные упражнения,игровой массаж и самомассаж,релаксационные игры,жестовые игры,игры-пантомимы, пальчиковые игры, жестовые игры, игры-пантомимы,пальчиковые игры ,артикуляционные игры ,игры засыпалки)

Цель использования телесно-ориентированных игр в работе с детьми раннего возраста  -

создание необходимых условий для развития у детей общительности,нормализации общего эмоционального фона.

Задачи:

знакомство ,установление контакта психолога с группой и налаживание взаимоотношений детей между собой,

снятие излишнего мышечного напряжения,обучение использованию жестов общения.

 2. Мастер-класс по проведению телесно-ориентированных игр с      детьми раннего возраста в период адаптации.

2.1.Коммуникативные телесно-ориентированные игры

1.Приветствие необычным способом.Дети поочередно по кругу прикасаются (здороваются) пальчиками,ладошками,ножками,спинками,носиками и т.п.

2.   Выбирается ведущий (солнышко) Взрослый говорит « Помогите солнышку ярко светить. Где наши лучики?

Давайте превратим наши ручки в лучики и подарим их солнышку» Дети должны встать вокруг солнышка,вытянуть руки-лучики вперед и прикоснуться к солнцу.

2.2. Глазодвигательные  игровые упражнения

«Дождик»

Капля первая упала-кап!

И вторая побежала-кап!

Мы на небо посмотрели

Капельки «кап-кап» запели

Намочили лица, Мы их вытирали

Туфли- посмотрите -

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем

От дождя убежим,

Под кусточком посидим.

(Сверху пальцем показывают траекторию движения капли,глазами вверх. То же самое. Смотрят вверх. Вытирают лицо руками.Показывают руками вниз.Движения плечами. Приседают,поморгать глазами.)

2.3.Дыхательные игровые упражнения

Упражнение « Бабочка»

Привязать к нитке вырезанную из бумаги бабочку. Бабочку пронести перед лицами детей,которые стоят полукругом или в кругу. Дети дуют на бабочку.Бабочка отлетает от них. Начинать дуть нужно только тогда ,когда бабочка уже перед лицом ребенка.

2.4.Игры с элементами самомассажа

У меня пропали щечки ,

Нету  щечек у меня(прикрыть щечки ладонями)

А вот и щечки появились

Тра-ля-ля,тра-ля-ля! (хлопаем в ладоши и по коленям)

 У меня пропали брови,

 Нету  бровей у меня(прикрыть брови,ладонями)

  А вот и  брови появились

  Тра-ля-ля,тра-ля-ля! (хлопаем в ладоши и по коленям)

            У меня пропали ушки,

   Нету  ушек  у меня(прикрыть ушки ладонями)

    А вот и ушки  появились

             Тра-ля-ля,тра-ля-ля! (хлопаем в ладоши и по коленям)

    У меня пропали волосы,

     Нет волос  у меня(прикрыть волосы ладонями)

      А вот и волосы  появились

     Тра-ля-ля,тра-ля-ля! (хлопаем в ладоши и по коленям)

        Нос,рот,голова,уши,щечки,лоб,глаза,плечи,плечи

        Шея,грудь(показываем те части тела,которые называем

        Не забыть бы что-нибудь.

        Ножками топ топ

        Ручками хлоп-хлоп.Раз сюда(правая рука в сторону)

                  Два сюда(левая рука в сторону)

         Это  - нет(мотаем головой),

          А это –да(киваем) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Педагог - психолог в детском саду - описания подхода в работе с детьми

Описания работы педагога - психолога в дошкольном образовательном учреждении по направлениям: Работа с детьми;Работа с родителями;Совместная работа с родителями и детьми...

«Нетрадиционный подход в работе педагога-психолога: работа с камнями».

Работа с камнями в коррекционно-развивающем напрвлении работы педагога-психолога....

Инновационный подход в работе с гиперактивными детьми педагога-психолога Селиверстовой В.А.

Коррекционная программа психолога для работы с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста....

Из опыта работы.Статья "Междисциплинарный подход в работе педагога-психолога и учителя-логопеда при проведении групповых занятий с детьми, имеющих особые потребности".

В статье раскрываются способы совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с эмоционально лабильными детьми в условиях группы. Особенности поведения, способы коммуникации и  эмоциональ...

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...