Преемственность дошкольного и начального школьного уровня образования.
статья по теме

 

Преемственность дошкольного и начального школьного уровня  образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность дошкольного и начального школьного уровня  образования.

     Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

     На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Наше дошкольное учреждение на протяжении многих лет сотрудничает со  средней образовательной школой № 2.

Цель работы дошкольного учреждения по осуществлению преемственности со школой:

- подготовка детей к обучению в школе.

Задачи:

- интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка;

- развитие способностей;

- физическое развитие и укрепление здоровья детей;

- успешная последующая адаптация детей к школе;

- развитие коммуникативных качеств личности;

- педагогическое обучение родителей: их психическая подготовка к учебе детей в школе.

 

     Творческой группой педагогов были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

    - методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС, обсуждение критериев "портрета выпускника",  изучение    и    обмен     образовательных    технологий, используемых педагогами дошкольного учреждения и школы);

    - работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий, работа через определение  индивидуальных маршрутов для детей инвалидов и детей  нуждающихся в индивидуальной поддержке);

     - работа    с   родителями    (получение    информации,    необходимой    для подготовки  детей   к   школе,  консультирование  родителей   по  вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

     Для того чтобы дети старшего дошкольного возраста имели равные стартовые возможности при поступлении в школу параллельно велась работа не только с детьми и родителями чьи дети  посещают  дошкольное учреждения но и без внимания не остались и дети которые проживают на нашей  территории но не посещают детский сад. С этими детьми и их родителями работа велась через консультативный пункт, также в полном объёме любой желающий мог получить подробную информацию через сайт  детского сада в сети интернет.

Проблемы преемственности.

     Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. С какими же проблемами сталкиваются педагоги при обеспечении преемственности детского сада и школы?

     1. Одной из проблем являет выбор программы обучения , так    как родители не компетентны в выборе образовательных программ.

     2. Тревожит и проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, что бы при поступлении в школу ребёнок бегло читал,   оперировал   цифрами.   И   приходится   содержание   дошкольного   образования  выстраивать    в     "школьной"     логике   - практикуется раннее обучение  детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, через дополнительные платные образовательные услуги, вместо развития познавательных процессов.

     3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей  в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, он по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

     4. Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогом и психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду. В дошкольном учреждении  зачастую это сделать  невозможно из-за отсутствия  специалистов-психологов.

     5. Нельзя   не   сказать   и   о   проблеме   недостаточной   обеспеченности   учебно-воспитательного процесса методическими материалами, примитивной материально-технической базой в дошкольных учреждениях, дидактическими пособиями и несоответствии  существующих  пособий   новым   целям   и   требованиям  обучения     в системе преемственного образования.

     Практика нашего учреждения показывает, что дети, получающие дошкольное образование в детском саду, имеют более тесное взаимодействие с младшими школьниками, будущим учителем, раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях, при проведении праздников и утренников, при посещении школы. Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях.

     Успешность воспитания и обучения детей в детском саду обеспечивается интеграцией деятельности администрации детского сада, педагогического коллектива, родительской общественности и иными общественными организациями, принимающими участие в процессе воспитания и обучения детей. Взаимодействие   школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.

     По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывах учителей  школы № 2,   выпускники нашего детского сада хорошо осваивают программу,  уровень их соответствует требованиям,  предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников удовлетворены уровнем подготовки детей к школе.

     Педагогический коллектив поддерживает связь с учителями школ, в которые поступают наши воспитанники. Совместная работа со школой способствует:

    - снятию стресса у будущих первоклассников;

    - сокращается адаптационный период ребенка в школе;

    - у воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе;

    - учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

     Работа в подготовительных группах с детьми, родителями и педагогами отражается в проектной деятельности  на протяжении  учебного года и представлена мною в проекте «Скоро в школу мы пойдём». (Приложение № 1).

                                                                                                             Приложение № 1

        ПРОЕКТ

«Скоро в школу мы пойдём»

Цель проекта: воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Задачи:

-знакомство детей со школой и профессией учителя;

-создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);

-разработка сценариев экскурсий с детьми в школу, родительских собраний, семинаров.

-разработка плана деятельности по преемственности со школой.

Участники проекта: дети, их родители, воспитатели подготовительной группы.

Продолжительность: долгосрочный (в течение учебного года).

Реализация проекта «Скоро в школу мы пойдём» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:

-целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;

-научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);

-единства содержания форм и методов работы;

-личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;

-сотрудничества детей, педагогов и родителей;

-доступности;

-системности и последовательности.

Результат:

-приведение в систему работы по данной проблеме;

-повышение компетентности педагогов в вопросах успешной адаптации детей к школе;

-использование разнообразных форм работы с воспитанниками, их родителями и педагогами по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

                      План мероприятий реализации проекта «Скоро в школу мы пойдём»

                                               Педагоги дошкольного учреждения:

Разработка «Программы педагогического сопровождения формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 летнего возраста».

Разработка плана работы по преемственности между ДОУ и СОШ.        

Консультация «Принципы и формы организации занятий по подготовке к школе».        

Консультация «Рука развивает мозг».        

Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста».        

Практические рекомендации педагогам подготовительной к школе группе

Педагогический совет на тему: «Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием».        

Консультация «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста».

                                                   Дети выпускных групп:

Экскурсия детей в школу на торжественную линейку.

Экскурсия в школу ( посещение детьми класса и других помещений школы с целью ознакомления.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Выставка рисунков «Школа»

Сюжетно-ролевая игра «Школа».        

Дидактическая игра «Собери портфель», «Первоклассник».        

Праздник «До свидания, детский сад».        

Мониторинг школьно-значимых функций        

Совместная выставка рисунков старших  дошкольников и первоклассников «Мамин праздник», «Защитники Отечества»

«Зимние игры и забавы» на площадке детского сада с участие дошкольников и учеников начальной школы.

                                                              Родители:

Разработка плана работы с родителями детей старшего дошкольного возраста.

Консультация «Мотивационная готовность ребёнка к школе».        

Консультация «Раннее обучение чтению – потребность, необходимость или дань моде».

Консультация «Как современные родители представляют себе «портрет первоклассника».

Консультация «Как современные родители понимают готовность ребёнка к школе».

Рекомендации для родителей «Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу».

Оформление наглядной информации в родительском уголке «Советы родителям будущих первоклассников», «Школьное обучение - этап в жизни ребёнка».

День открытых дверей.

Анкетирование родителей «Ваш ребёнок будущий первоклассник».

Родительское собрание «Переход ребёнка - дошкольника из сада в школу».

Памятки для родителей: «Играем - память, внимание, мышление развиваем»,

                                           «Готовность к школе – интеллектуальная!»              

                                           «К обучению готов!»

                                           «Развиваем память и учебную мотивацию»

                                           «Внимание! Мышление!»

                                           «Формируем кругозор ребёнка»

                                           «Развиваем память! Учимся считать!»

                                            «Играем и речь развиваем!»

                                            «Готовимся к школе»

     

                                                   Актуальность проблемы

    Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.

    Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.

    Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.

     Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:

 - смену режима дня и питания,

- смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного  времени, чем в детском саду),

- непривычно высокий уровень шума на перемене,

- увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;

- смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);

- необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;

- необходимость организовать своё рабочее место за партой;

- требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;

- необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;

- возможный неуспех в деятельности (не всё получится с первого раза);

- увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.

     Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребёнка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет.

     Период адаптации в школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки созданной им картины мира.

     Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.

    Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т.к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

     Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями.  Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: «ты у нас отличником будешь», « у тебя появятся друзья», «учителя любят таких умненьких, как ты».

     Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребёнку заинтересованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник, настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учёбе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:

- неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности,

- трудности в поиске друзей среди одноклассников,

- расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы.

     Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать». Такие напутствия вряд ли воодушевят ребёнка.

     Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается.

     В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период.

     В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.

     И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

     В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника.

     Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.

     Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.

                                                                    Дидактическая игра

«Первоклассник»

    Дидактическая задача: Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

     Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.

     Игровое действие. Соревнование – кто быстрее соберёт в портфель всё необходимое для школы.

     Ход игры. На столе у воспитателя лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др.

     После краткой беседы о том, что дети подготовительной к школе группы скоро пойдут в школу и, что они будут сами собирать в портфели всё необходимое для учёбы, они начинают игру: выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл.

     Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей. В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что не только быстро надо всё складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнял эти правила в игре.

Анкета для родителей

«Ваш ребёнок будущий первоклассник»

Уважаемые родители!

        Просим Вас поделиться опытом  подготовки ребёнка к школе, который поможет нам в работе по организации педагогической поддержки родителей детей подготовительной группы.

Возраст ребёнка ___________

Актуальна ли для вас тема подготовки ребёнка к обучению в школе?____________        _______________________________________________________________________

Как вы понимаете выражение «готовый к обучению в школе ребёнок»?_________ _______________________________________________________________________

Какие критерии, на ваш взгляд, наиболее ярко характеризуют подготовленность ребёнка к обучению в школе (пронумеруйте по степени убывания: от наиболее важного критерия, к наименее важному):

-умение читать,

-высокий уровень физического развития,

-произвольность поведения,

-стремление узнавать новое,

-умение писать,

-владение навыками счёта,

-самостоятельность,

-хорошее физическое и психическое здоровье,

-умение общаться со сверстниками,

-развитые психические познавательные процессы: внимание, мышление, память,

- широкий кругозор,

-хорошо развитая речь.

Считаете ли вы, что ваш ребёнок готов к поступлению в школу? Почему?  _______________________________________________________________________

Где, на ваш взгляд, целесообразнее осуществлять подготовку ребёнка к обучению в школе:

в детском саду,

на специальных занятиях в школе,

в группах кратковременного пребывания,

дома?

Посещает ли ваш ребёнок дополнительные занятия (кроме занятий в детском саду)? Какие? ____________________________________________________________________

Готовите ли вы дома ребёнка к поступлению в школу? Как? _________________           _______________________________________________________________________

Какие трудности вы испытываете при подготовке ребёнка к школе? _____________  _______________________________________________________________________

Благодарим за искренние ответы!

                       Как современные родители понимают «Готовность ребёнка к школе»

      Поступление ребёнка в первый класс – ответственный момент как для него самого, так и для родителей. О том, какими знаниями и навыками должен обладать дошкольник для комфортного пребывания в школе, взрослые начинают задумываться задолго до этого события. Однако понимание готовности ребёнка к школе родителями и педагогами нередко различается. Зачастую именно это затрудняет предшкольную подготовку детей и приводит к чрезмерным дополнительным нагрузкам.

      Переход дошкольника к новой ступеньке образования – поступление в первый класс – волнует каждого родителя. Взрослые переживают, как он будет ощущать себя в школе, как сможет учиться, при этом надеются, что первого сентября он станет настоящим первоклассником. Но долгожданных изменений обычно не происходит. И второго, и третьего, и десятого сентября ребёнок остаётся всё тем же вчерашним дошкольником. Так же для родителей бывает важно, чтобы ребёнок обладал социально значимыми качествами, прежде всего связанными с процессом обучения. Многие из них тем самым компенсируют собственное чувство неполноценности: требуют от младшего школьника успехов в учёбе, не считаясь с его возможностями. Причиной этого является их собственный страх. Таким образом, на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения могут приводить к психогенной дезадаптации, которая выражается в школьных страхах и неврозах.

     Поступление ребёнка в школу, адаптация его к новым условиям может оказаться болезненным периодом как для него самого, так и для его семьи.

     Учитывая актуальность темы, педагоги решили выяснить, что включают современные родители в понятие «готовность ребёнка к школе», каким образом они готовят детей к этому этапу. Было опрошено 63 родителей детей подготовительной группы.

     В результате выяснилось, что 41% опрошенных в качестве критерия готовности ребёнка к школе называют навыки чтения, письма и счёта, 21% - сформированность познавательных психических процессов, 17% - положительное отношение к обучению, 14% - навыки общения со сверстниками, 7% родителей отметили, что готовый к школе ребёнок здоров, самостоятелен и усидчив.  Родителям было предложено заполнить анкету  «Как вы готовите ребёнка к школе?». Таким образом, готовность ребёнка к обучению в школе большинство родителей сводят к овладению навыками чтения, письма и счёта. Важно отметить, что незаслуженно низкие места в рейтинге заняли две значимые позиции – здоровье и физическое развитие ребёнка.

     Успешность обучения в школе, готовность приспособиться к изменившемуся режиму и нагрузкам в первую очередь зависят от того, насколько развит ребёнок физически и здоров.

     Изучение результатов опроса продемонстрировало, что родители имеют определённые теоретические знания о подготовке ребёнка к обучению в школе. Однако на практике продолжают придерживаться ошибочной точки зрения, которая сводится к специальной подготовке в ущерб психологической и физическому развитию детей. Поэтому столь важна педагогическая поддержка со стороны специалистов детского сада, способных помочь родителям не просто осознать значимость грамотной подготовки ребёнка к школе, но и имеющих возможность «вооружить» их рядом практических умений и навыков.

       

Консультация педагога-психолога (воспитателя)

«Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста»

     Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребёнка. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, безусловно, сказывается на их эмоциональной сфере. Поэтому так важно, чтобы дошкольники имели представление о школе ещё до того, как переступят её порог.

     Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимание взрослых. Между тем поступление ребёнка в школу полностью перестраивает жизнь ребёнка.

    В школе ребёнок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных её проявлений – повышенный уровень тревожности.

    Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи.

     При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у взрослых) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7-8 годам можно говорить об определённом эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребёнка к школе.

     Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей.

     К моменту поступления, а школу ребёнок должен иметь представление о том, что его ждёт, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.

      Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Но детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребёнок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

     Часто детям сложно проанализировать свои переживания и своё отношение к школьному обучению.

      К 7 годам почти половина детей, особенно мальчиков, психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребёнка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

    Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.

    Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только понятны, но и прочувствованы ими. С этой целью в занятия включаются беседы о школе, чтение коррекционных сказок, экспрессионные этюды, развивающие, пальчиковые игры. Экспрессивные этюды вводятся для развития экспрессивной грамотности детей, умения понимать эмоции других людей и развития собственных средств выразительности.

    Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путём проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста.

    Через сказки (М.А. Панфилова «Лесная школа», О.В. Хухлаева «Сказка о котёнке Маше»,  Н.П. Слободяник «Памси») происходит знакомство со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Ребёнок учится взаимодействовать с другими детьми, уступать в одних обстоятельствах, и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым условиям.

    В предлагаемом цикле занятий «На пороге школы», который направлен на профилактику школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей и позволяет им легче адаптироваться к школе. Занятия рассчитаны на детей 6-7 лет.

 Основные цели занятий:

- ввести ребёнка в школьную жизнь через сказку;

- помочь ребёнку выстроить модель возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизненной ситуации;

- опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения;

- создать в деятельности ребёнка модели учебно-воспитательной сферы.

 Основные задачи занятий:

- формирование положительного отношения к школе;

- тренировка положительной школьной учебной мотивации;

- предупреждение и снятие страха перед школой;

- создание у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника».

    Занятия проводятся в кабинете психолога 1 раз в неделю. Их длительность 30-35 мин. В группе не более 10 детей. Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках. Все занятия имеют гибкую структуру, наполнены разным содержанием.

      В ходе проведения цикла профилактических занятий используются следующие методы и техники:

- элементы игротерапии;

- релаксация;

- психогимнастики;

- беседы;

- рисование;

- подвижные, речедвигательные, подвижные игры.

     Технология проведения игрового занятия включает:

- ритуал приветствия друг друга;

- ритуал вхождения в сказку;

- представление истории (сказки);

- развивающие игры;

- рисование;

- подвижная игра;

- обсуждение в кругу;

- ритуал прощания друг с другом и сказкой.

Педагогический совет на тему: «Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

   Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Основное в концепции этого процесса – организация качественной подготовки дошкольника к обучению в школе.

    Совсем недавно преемственность принято считать инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процесс передачи «эстафет- ной палочки». С одной стороны дошкольная ступень формирует фундаментальные качества ребёнка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны, школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

    Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий требует сегодня перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности к практическим действиям. Основное противоречие кроется в несовпадении представлений о понятии «преемственность» у различных социальных групп.

    Учителя, как правило, выражают недовольство тем, что ребёнок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Воспитатели же считают, что дают каждому дошкольнику достаточный багаж знаний, чтобы успешно обучаться в школе. В школьной программе это содержание дублируется, и развитие определённых способностей ребёнка обрывается. Родители, в свою очередь, хотят всё и сразу, подвергая ребёнка форсированному обучению и лишая его возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период.

      С точки зрения психологов, «преемственность» на дошкольном этапе развития означает обеспечение предпосылки к школьному обучению, т.е. общую готовность ребёнка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психики.

      Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

План работы по преемственности дошкольного учреждения и школы

Содержание совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и учителей школы

- Взаимное посещение школы и детского сада (непосредственно образовательной деятельности, уроков).

- Участие в «круглых столах», мини - педагогических советах.

- Взаимное консультирование.

- Изучение основной  программы дошкольного учреждения и программ 1-го класса школы.        

Содержание работы по ознакомлению детей со школой

- Экскурсия к зданию школы (сентябрь);        

- Экскурсия в библиотеку школы.

- Беседа о школе.

- Беседа о профессии учителя (октябрь);        

- Чтение и рассказывание стихов о школе.

- Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь (ноябрь);

- Изобразительная деятельность на тему школы (по замыслу детей);

- Выставка детских работ «Что я знаю о школе».

- Сюжетно-ролевая игра «В школу».

- Словесные и дидактические игры школьной тематики.

- Знакомство с пословицами и поговорками об учении.

- Вечер загадок «Скоро в школу».

- Рассматривание школьных принадлежностей и дидактическая игра «Собери портфель» (в течение года)        .

- «Математический КВН».

- Экскурсия в спортивный зал школы        

декабрь        

- «Спортивная олимпиада».

- Экскурсия в класс, встреча с первоклассниками.                

- Посещение праздника «Прощание с букварём».

- Экскурсия в актовый зал школы (январь).        

Содержание работы по взаимодействию с родителями

- Консультация «Первые трудности, или как происходит адаптация детей к школе» (сентябрь).

- Родительское собрание «Скоро в школу» (ноябрь).        

- Консультация «Леворукий ребёнок» (январь).        

- Консультация «Готовим руку к письму» (февраль).        

- Индивидуальное консультирование родителей(в течении года).

Мониторинг школьно-значимых функций.

Родительское собрание

«Подготовка детей к школе»

                                            (Для родителей детей подготовительной группы)

 Собрание проводится в начале года.

Информационный блок.

    Современная школа предъявляет к ребёнку повышенные требования: придя в первый класс, ребёнок должен уметь читать, считать, решать простые задачи, писать графический диктант. Как определить, готов ли ваш ребёнок к школе интеллектуально и эмоционально?

    Ответьте на вопросы анкеты:

- Способен ли ребёнок следовать инструкции, полученной от взрослого? (Да, нет, иногда.)

- Способен ли ребёнок сконцентрировать внимание на выполнении задания на 15-20 мин? (Да, нет, иногда).

- Способен ли ребёнок познакомиться и общаться с другими детьми? (Да, нет, иногда.)

- Способен ли он уступать, избегать конфликта? (Да, нет, иногда.)

- Способен ли ребёнок к самоконтролю, умеет ли исправлять допущенные ошибки? (Да, нет, иногда.)

- Умеет ли ребёнок читать? (Да, нет.)

- Умеет ли писать? (Да, нет.)

- Умеет ли решать простые задачи? (Да, нет.)

- Может ли составить рассказ по картинке? (Да, нет.)

- Может ли пересказать услышанный рассказ, сказку? (Да, нет.)

     В детском саду, в рамках занятий по подготовке к школе, мы учим детей читать, считать, развиваем мелкую моторику, решаем логические задачи, предлагаем упражнения для развития памяти, внимания, мышления. Мы моделируем и разыгрываем ситуации, которые могут произойти с ребёнком в школе:

- ребёнок не может справиться с полученным заданием;

- поссорился с товарищем;

- ребёнку стало плохо (заболела голова, живот, тошнит);

- хочет спросить о чём-то учителя, но стесняется и т.д.

     Дома вам следует продолжать готовить ребёнка к школе, но не перегружая его. Вполне достаточно двух упражнений, весёлых задач, элемента графического диктанта. После короткого занятия разыграйте ситуацию, которая может произойти именно с вашим ребёнком, обсудите её, помогите сделать правильные выводы.

 Вопросы – ответы.

  Как правило, на таком собрании родители задают вопросы.

    «Какие пособия лучше выбрать для подготовки к школе?».

В настоящее время существует множество пособий, мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с весёлыми задачами, головоломками, прописи. На выполнение каждого задания давайте ребёнку определённое время. Научите его контролировать время с помощью песочных часов. Поощряйте правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправить.

     «Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?».

Не более 20-30 минут. Если вы видите, что ребёнок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребёнку заниматься самостоятельно.

    «Если ребёнок категорически отказывается заниматься дома, что делать?».

Предлагайте ребёнку небольшой объём занятий – не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Обязательно отвечайте на них печатными буквами, стимулируя ребёнка читать. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребёнка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.

      «Если ребёнок постоянно требует новых заданий и готов заниматься много, стоит ли его ограничивать?».

Если ребёнок не проявляет признаков усталости, не расстраивается из-за того, что какое-то задание не получается, воспринимает учёбу как привлекательную деятельность – строгих границ для занятий ставить не стоит. Старайтесь переключать ребёнка с одного вида деятельности на другой,  предлагайте разобрать ситуации, которые могут случиться в школе, спрашивайте, как он поступит, если:

- он кого-то обидит;

- его кто-то обидит;

- у него что-то заболит;

- он потеряет какую-то вещь;

- он не поймёт, как выполнить задание и т.д.

  Индивидуальная работа.

    Ответить на частные вопросы родителей, обозначить проблемы, имеющиеся у детей, дать рекомендации, как с ними справиться. Если проблемы кажутся значительными, посоветовать обратиться к психологу, логопеду.

    Если вы подойдёте к родительским собраниям неформально, творчески, родители станут вашими единомышленниками и помогут сделать жизнь детей в ДОУ ярче, разнообразнее и радостнее.

Практические рекомендации педагогам  подготовительных к школе групп.

    Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе у детей 6-7 лет наиболее успешно происходит при использовании в воспитательно-образовательном процессе различных форм и методов работы, дающих возможность показать разные стороны школьной жизни: экскурсии в школу, беседы о ней, чтение рассказов и стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы, игры, моделирующие школьную жизнь, совместные с младшими школьниками праздники.

   Практическая деятельность взрослых совместно с детьми, сопровождаемая познавательными разговорами на школьную тематику, способствует формированию внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения.

   При организации игры в школу лучше использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления). Для поддержания интереса дошкольников в сюжет игр рекомендуется ввести роль Незнайки-ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.

   В формировании у дошкольника мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как отношение ребёнка к поступлению в школу во многом определяется отношением к этому событию их родителей. Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление внутренней позиции школьника, и формирование на этой основе позитивного образа современной школы у родителей.

   Для того чтобы взрослый (родитель, воспитатель) правильно понимал поведение и действия ребёнка и управлял ими, необходимо проводить ранжирование мотивов учения детей, чтобы знать какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

преемственность дошкольного и начального школьного образования

Дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир. Еще в 70 е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух "формаций" эпохи детства -...

Преемственность дошкольного и начального школьного образования

Условием преемственности в методах обучения в детском саду и в школе выступает единство их направленности на личностное развитие ребенка. Основой педагогического процесса, построенного на комплексно-т...

Преемственность дошкольного и начального школьного образования.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить эту проблему? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовате...

Проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования

В статье поднимаются вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования, авторы рассматривают различные подходы к решению данного вопроса....

Преемственность дошкольного и начального школьного музыкального воспитания.

Данный материал используется на педагогическом совете и проч....

Семинар «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО» с участием педагогов ДОУ и педагогов начального школьного образования

Цель семинара: повысить эффектвность работы по программе «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО»....

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Аннотация.  В статье раскрываются особенности преемственности дошкольного и начального школьного образования на примере  АНО СОШ «Баярд» и АНО ДО «Берлек».Abstract....