Педагогический проект из опыта работы "Мой дом - моя крепость. Моя семья - моя опора"
проект (старшая группа) по теме

Ефимова Наталья Александровна

Педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _moy_dom_-_moya_krepost._moya_semya_-_moya_opora_nov.docx84.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида»

в Бавлинском муниципальном районе  Республики Татарстан

Информационно – исследовательский проект

« Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора»

                                                              Руководитель проекта:

                                                                   Воспитатель Ефимова Н.А.

                                                          Участники проекта:

                                                             Воспитанники старшей

                                                                                 группы «Роза» и их родители

Название проекта:  

« Мой дом – моя крепость. Моя семья  – моя опора»

Пояснительная записка

Что такое семья – понятно всем. Семья это – дом, семья – это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой, могут царить лишь покой и любовь. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности

Для ребёнка знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт его семья. Дети должны знать, как зовут родителей, как важен их труд и занятия других членов семьи, называть ближайших родственников и принимать посильное участие в подготовке семейных праздников.

С этой целью мы решили организовать совместный проект « Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора».

Детский сад — первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.

Одна из актуальных проблем в системе образования - это вопрос об овладении вторым языком, в нашем случае татарским.

Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики, которые были разработаны экспертами, представил министр образования и науки РТ: «Когда мы проанализировали проблемы в изучении языков, то поняли, что как русский, так и татарский, а в дальнейшем и английский языки преподаются как филологические дисциплины. Это глубочайшая ошибка. Мы хотим сделать так, чтобы язык преподавался как средство общения, как инструмент жизни людей, особенно в младшем возрасте», - заявил глава Министерство Образовании и Науки РТ. 

По его словам, если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теоретизированность, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов.

В данном проекте мы включили игры из  2 комплекта – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски», творческая группа под руководством  Зариповой З.М.

Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме, формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие; способствовать умению составлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.

Актуальность проекта

На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого  колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически  каждый знатный род имел свой родовой герб.

В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, потери связи между ними. В современном обществе человек теряет свои исторические корни, семейные устои, традиции. А основная роль по формированию личности ребенка и его воспитанию должна отводиться, прежде всего, семье. Сохранив прошлое, мы – взрослые поможем детям осознать, откуда они произошли, как развивались, куда им направляться дальше. Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей старшего дошкольного  возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в тоже время очень близкая, так как папа, мама, бабушка, дедушка – это люди, которые всегда рядом.

Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.

Родословное дерево человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старшем возрасте. Эта проблема не была исследована на уровне младшего школьного возраста. Для успешной реализации данного проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог - дети – родители. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых.  Поэтому возникает потребность в ее изучении.

В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок»…

С учетом этого и была выбрана  тема исследования « Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора»

Цель проекта: через организацию разных видов деятельности детей  создать условия,  способствующие закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к членам своей семьи, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.

Задачи проекта:

1. Образовательные:

Расширить представления детей о себе, о членах своей семьи.

Закрепить знания детей своего места жительства и адреса.

Закрепить знания о профессиях членов семьи.

Учить рассказыванию о себе, о членах своей семьи.

Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”. Расширять и обогащать словарь детей новыми понятиями (племянник(ца), пра- (бабушка, дедушка), двоюродные брат и сестра, заимствованные: кузен и кузина ); расширять лексический словарь (дед- дедушка, баба- бабушка, тетя-тетушка и т.д.)

Дать понятие о народных семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.

2. Развивающие:

Развивать познавательный интерес к членам своей семьи.

Развивать воображение, логическое мышление, связную речь детей.

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений.

3. Воспитательные:

Воспитание нравственности.

Воспитывать любовь и интерес к членам своей семьи, желание помогать членам своей семьи.

Помочь осознать важность семейных традиций, совместного труда и отдыха, необходимость уважительного, заботливого отношения к членам своей семьи.

Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

Укреплять детско-родительские отношения.

Тип проекта: творческий, информационно – исследовательский,

внутри группы; при участии детей и взрослых; средней продолжительности.

Объект исследования: семья.

Предмет исследования: родословная семьи.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о членах своей семьи, о родственных связях, о предшествующих поколениях.

Гипотеза: В результате работы над проектом у детей, родителей и других членов семьи  установится более тесная связь во взаимоотношениях, что будет способствовать развитию интереса к истории своей семьи.

Методы работы:  1. Анкетирование.

                                2. Чтение и анализ произведений о семье.

Межпредметные связи: музыка, литературное чтение, окружающий мир, ИЗО.

Руководитель проекта: Ефимова Наталья Александровна.

Участники:  Воспитатель, воспитанники старшей группы «Роза», их родители и другие члены семей.

Прогнозируемый результат проекта:

Результат может быть представлен как система работы с детьми и родителями по данной теме, с перечислением и кратким описанием всех используемых форм работы. Можно представить генеалогическое древо семьи, создать словарь терминов родства, сборник пословиц и поговорок о семье.

Этапы работы:

  1. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  2. Составление плана-схемы проекта.
  3. Обсуждение проекта  на  собрании.
  4. Сбор и анализ материалов по теме проекта.
  5. Работа по плану с детьми, родителями.
  6. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  7. Презентация проекта.

Пути реализации проекта:

1.    Составление  «семейного» словарика.

2.    Рисование портрета мамы.

3.    Изготовление «Семейного дерева».

Содержание работы с детьми:

1. Беседа «Что такое семья?»

2. Чтение и анализ произведений о семье.

3. Рассматривание иллюстраций, составление рассказов по картинкам.

4. Загадки о доме и семье.

Содержание работы с родителями.

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

2. Помощь в пополнении книжного уголка произведениями о семье.

3. Проведение  работы по подбору загадок, стихов и песен, пословиц и поговорок о семье, о членах семьи.


План-схема
работы с детьми и родителями по реализации проекта

     №

Этап работы

Содержание работы

Ответственные

1.

Подготовительный

разработка этапов проектной деятельности;

разработка анкеты для диагностики уровня знаний детей о семье, родословной;

разработка примерных конспектов занятий и групповых мероприятий;

продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта; разработать консультации, родительское собрание, оформить уголок чтения.

Ефимова Н.А.,

родители воспитанников

2.

Основной

проводится диагностика на начальном этапе и заключительном, где прослеживается динамика детей; проводятся занятия по чтению, окружающему миру, ИЗО по теме проекта.

Изготовление «Семейного словарика», организуются выставки детских работ на тему “Моя семья”, «Моя любимая мамочка», «Целуем бабушкины руки», «Папа – лучший друг»;

родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы; праздники, выставки, работа с пословицами и поговорками о семье.

Воспитатель Ефимова Н.А., воспитанники, родители

 3.

Заключительный

Подведение итогов:

1. Обработка информации по сводной информационно-диагностической карте по выявлению знаний у детей о своей семье;

2. Оформление результатов проекта;

3. Родословное древо моей семьи».

4. Проведение итогового комплексного занятия « Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора».

Воспитатель Ефимова Н.А., воспитанники

Результаты работы над проектом:

- в результате проделанной работы дети смогли чётко рассказать о членах своей семьи на двух государственных языках;

- воспитанники в игровой форме продемонстрировали знание о народных семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей;

- на протяжении всего проекта дети совместно с родителями и педагогом вели активную творческо-поисковую деятельность;

- в ходе реализации проекта словарный запас воспитанников обогатился такими понятиями как: батюшка, матушка, родословное древо моей семьи, различные термины родства; узнали множество пословиц и поговорок о семье;

- активное участие родителей в подготовке и реализации проекта позволило продемонстрировать укрепление внутренних духовных связей между родителями и их детьми.

В результате изучения родословного древа и истоков своей фамилии у детей с родителями установилась более тесная связь во взаимоотношениях. Многие дети из группы не знали отчеств своих родителей, бабушек и дедушек, а по окончании проекта составили генеалогическое древо трех - четырех поколений по восходящей или нисходящей линиям.

В результате работы над проектом, совместной поисковой, исследовательской, творческой деятельности детей и взрослых были разработаны:

  • «Семейный словарик» (словарь терминов родства);
  • конспекты групповых и общих мероприятий,
  • разработки родительского собрания  по теме: «Моя родословная»;
  • сборник пословиц и поговорок о семье;
  • «Родословное древо» некоторых семей воспитанников.

Конспект итогового занятия

Тема: « Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора»

Цель:

Формировать желание жить в гармоничной, дружной  семье.

Задачи:

  • Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам.
  • Создавать условия для осознания значимости семьи как для самого ребенка, так и для общества.
  • Продолжить работу по сплочению коллектива в группе.

Ход занятия:      (звучит музыка «Родительский дом»)

Воспитатель: Добрый день, мои роднульки!

Вы - такие красотульки,

Вот бы снять вас всех в кино!

Подросли, серьёзней стали,

Но не будем долго ждать.

В нашем доме, в нашей группе

Мы занятие будем  начинать!

   Но сегодня наше первое занятие будет совсем необычным. Я обещаю, что оно будет интересным, хотя речь пойдет об очень важных вещах. Но сначала поздравление!

Ребенок 1:

А семья – это свет,
Что незримо и щедро

Озаряет всю жизнь
И сопутствует нам.
Это – творчество,
Где ни последних, ни первых,
Где и радость, и горе –
Всегда пополам.

Воспитатель: На первом занятии этого года мне хотелось бы поговорить с вами о том, что всегда в вашем сердце, мысль о чем согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят безусловно. О чем я говорю? (Семья)

Ребенок 2: В семейном кругу мы с вами растем

 Основа основ – родительский дом.

 В семейном кругу все корни твои,

 И в жизнь ты входишь из семьи.

Ребенок 3: Что такое семья? Это мать и отец,

           Братья, сёстры и я.

           Сени в доме, крылец.

4-й: И соседи, родня, садик наш любимый, улица, пруд,

           Огороды, друзья, что за уши дерут.

5-й: Это то, без чего невозможно прожить,

           Это детство моё, и его не забыть…

6-й: Оно силы даёт созидать и творить,

           Где б ты ни был, зовёт.

7-й: Дверь охота открыть,

          Посидеть за столом,

8-й: Вспомнить тех, кого нет,

           И ещё о былом, словно не был сто лет.

Воспитатель: Без семьи не прожить, человеком не стать,

           Нужно жить, и любить, и детей воспитать,

9-й: Посадить деревцо, также выстроить дом,

           Помнить слово отцов – сила Родины в нём.

Воспитатель: Почитать родителей значит: в детстве - их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды! Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье. Вот сейчас послушайте не большое стихотворения:

Волшебный символ жизни - семья,
В нем капелька Отчизны, в нем - я,
В нем мама, папа, братик, сестра,
В нем маленький квадратик двора.
В нем - солнце, и березка, и дом,
В нем все тепло смеется кругом.

Семья поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Семья для всех - основа всех начал.

Воспитатель: Но семьи бывают разные. А какая она, счастливая семья? Сегодня нам и предстоит это выяснить. А что же такое семья?

Воспитатель: Где мы можем узнать точное значение этого слова?             (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» Группа живущих вместе близких родственников)

(Показ  презентации с членами семьи)

А кто это? (Члены семьи)

Воспитатель: А зачем вам нужна семья? (ответы детей)

Воспитатель: Это самые близкие и родные люди. Они никогда не бросят и не предадут. С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации родные люди от нас никогда не отвернутся.

Воспитатель: Всему, что вы знаете и умеете, учат вас родные и близкие люди и в первую очередь, конечно, мамы.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Назови, кого ты видишь на экране». Проговорим так же на татарском языке.

Воспитатель: Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.

Что должно быть в настоящей счастливой семье, как вы думаете ребята?. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)

В семье не должно быть плохих качеств. (Зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть).

10й: Семья – это счастье, любовь и удача,

11й:  Семья – это летом поездки на дачу.

 10й: Семья – это праздник, семейные даты,

 11й:Подарки, покупки, приятные траты.

10й:  Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

11й: Мечты о хорошем, волнение, трепет.

10й:  Семья – это труд, друг о друге забота,

11й: Семья – это много домашней работы.

10й:  Семья – это важно!

11й: Семья – это сложно!

10й:  Но счастливо жить одному невозможно!

Все вместе: Всегда будьте вместе, любовь берегите,

 Обиды и ссоры подальше гоните,

 Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

 Какая хорошая эта семья!

Воспитатель: В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.

Воспитатель: Как повезло каждому из нас, что у нас есть семья. Давайте прочитаем еще одно определение слова СЕМЬЯ.  (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» - Объединение людей, сплоченных общими интересами)

О какой семье мы еще не поговорили? (О семье в группе)

Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наша группа. Мы вместе проводим много времени,  трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем.

(Слайд в презентации)

Ребенок: Любите и цените счастье!

 Оно рождается в семье,

 Что может быть её дороже

 на этой сказочной земле.

Физкультминутка

Повторим  пальчиковую игру «Этот пальчик дедушка…» и по содержанию стихотворения соединим пальцы  с рисунками. А теперь проговорим на татарском языке. Молодцы ребята, у вас все получилось!

Воспитатель: Традиционно, мы отмечаем День матери, нет ничего роднее в целом мире, чем голос матери! Так позвольте в день почтения всех матерей пожелать вам много детского тепла, любви и взаимопонимания. Пусть ваша душа сверкает ярче всяких звезд, и не стареет со временем! Храните и дарите свое тепло вашим детям, и пусть оно откликнется вам здоровьем и уютом!

Песня «Ах, какая мама!»

Воспитатель. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».

Рассматривание генеалогического древа.

(дети рассматривают макеты «генеалогического древа» в презентации).

Подвижная дидактическая игра «Кувшин доброты».

Воспитатель.  - У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела.

Послушайте музыку (играет музыка). Кто захочет, может потанцевать.

Музыка останавливается (звучит песня Барбарики «Доброта»).

Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.

Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.

-Вода получила от вас очень хорошую энергию.

Воспитатель раздает всем волшебную водичку и дети пьют.

Песня «Молодая бабушка»

Дидактическая игра" Четвертый лишний" (слайд из презентации).

1. бабушка, мама, папа, дочь. (папа).

2. дедушка, папа, сын, мама. (мама).

Воспитатель. Ребята, а еще я вам хочу поведать, что такое фамилия. Фами́лия (лат. familia — семейство) — наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или в более узком понимании — к одной семье. Я вам так же расскажу о происхождении моей фамилии, по линии мамы:

ДОБРОЦВЕТОВЫ

История фамилии Доброцветовы начинается в 18 веке. В центральных областях России и неразрывно связана с историей Русской Православной Церкви.

Фамилия Доброцветовы принадлежит к интересной и весьма необычной группе русских фамилий, которые определяются исследователями как «семинарские» или «искусственные».

Такие фамилии появлялись на протяжении 18-19 веков. В среде русского православного духовенства. В духовных семинариях и академиях они давались администрацией учебного заведения ученикам, ранее не имевшим фамилий, или же присваивались взамен фамилий, уже имеющихся. Изобретательность людей давших фамилии, была практически неистощимой, и поэтому фамилии русского духовенства не только чрезвычайно разнообразны, но и живописны. Зачастую они давались вопреки традициям русской языковой культуры, поэтому легко узнаваемы в общей массе российских фамилий. Искусственные фамилии образовывались: от названия местности, города или села, откуда прибыл ученик, от имён святых и названий церковных праздников, чудотворных икон, от латинских и греческих слов, от названий животных и растений. Этим объясняется большое количество фамилий, говорящих о цветении и плодоноси, которые должны были символизировать процветание, совершенствование умственных и нравственных качеств будущих священнослужителей: Цветаев, Цветов, Процветалов и.т.д. К их числу и принадлежит фамилия Доброцветовы. (слайд в презентации)

Воспитатель. Дорогие, родители, хочу вас попросить рассказать своим детям  о вашей фамилии, я думаю, им будет очень интересно.

Воспитатель. Мы сегодня вместе пришли к выводу, что главное на Земле – семья и любовь. Любовь к ребёнку, к мужу, к матери, брату. Всё остальное, как бы оно ни было красиво и важно, – одежда, мебель, путешествия, деньги, машины, успех в делах, – лишь прилагается к главному – к семье, в которой царят любовь, сострадание, нежность, милосердие. И когда все в твоём доме любят друг друга, то поневоле обращаются вокруг с тем, чтобы попытаться остальных сделать также любящими и счастливыми. Да, всё начитается с семьи, дома – и Добро и Зло. Так пусть в мире будет больше счастливых семей, а значит, Добра!

Мы ещё раз убедились, как хорошо, когда все вместе: и дети, и родители, и воспитатели. Мы верим, что если каждый день мы будем вместе, то наших детей ждёт радостное и счастливое будущее. Огромное спасибо семьям за участие в нашем проекте.

Желаю счастья вам!
Чтоб все мечты сбывались!
С хорошим настроением
Чтоб вы не расставались!
Здоровья вам на сотни долгих лет,
А это, право, дорогого стоит!
В работе – много творческих побед!
В семейной жизни – мира и покоя!

Заключительная песня «Моя Семья»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Памятка для родителей «Что такое «семья» и «семейные

традиции?»:

Семья  есть  первичный,  естественный  и  в  то  же  время  священный  союз.  В семье  ребенок  учится  первым  совестным  движениям  сердца,  получает первые  уроки  любви,  веры  и  свободы,  что  позволяет  ему  подняться  в дальнейшем  к  другим  формам  человеческого  единения  –  Родине  и государству.                                                                                                             Огромное влияние на развитие личности ребенка оказывает культура семьи.

Культуру семьи составляют нормы и правила поведения, идеи, материальные предметы,  используемые  членами  семьи.  Главный  элемент  семейной культуры  –  традиции семьи. Под семейными традициями понимают обычаи, духовные  ценности,  правила  поведения,  принятые  в  данной  семье  и передающиеся из поколения в поколение.

         Семейные  традиции  служат  упрочению  семейно-родословных  связей, формируют  эмоциональную  близость  всех  членов  семьи,  передают  и формируют  ценные  нравственные  качества  человека:  доброту,  сострадание, взаимопонимание,  сдержанность,  вежливость,  почтительное  отношение  к старшим.

К сожалению, большинство семейных традиций были утрачены в начале  XX века.  Наша  задача  –  приобщать  дошкольников  к  семейным  традициям, возрождать  и  углублять  традиции,  наиболее  значимые  для  современных семей.

Каковы  же  семейные  традиции,  укрепляющие  семейные  отношения,

делающие жизнь семьи интересной и насыщенной?

Прежде  всего,  это  домашние  игры,  совместное  чтение  по  вечерам  сказок, былин,  рассказов,  духовной  литературы,  семейные  вечера  для  малышей  с участием всех членов семьи, домашние спектакли, изготовление подарков к вечерам, праздникам.

Приобщению  детей  к  домашнему  труду  способствует  обучение дошкольников  рукоделию  (вышиванию,  вязанию,  бисероплетению  и  т.д.), сотворчество  детей  и  родителей  (рисование,  аппликация,  лепка, конструирование из природного материала).

Особый интерес вызывают традиции, способствующие сохраниению истории семьи  –  изучение  и  составление  родословной,  семейных  архивов  с фотографиями  и  историями  о  семье,  поиск  семейных  реликвий,  создание домашних мини-музеев.

Возрождение  интереса  к  истории  своей  семьи,  переосмысление  роли семейных традиций, приобщение детей к культуре семьи особенно значимо в дошкольные  годы,  так  как  именно  в  этом  возрасте  закладываются  основы социального  поведения  человека,  создается  поле  жизни  и  надежный  тыл ребенку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Анкета для родителей «Знаю ли я родословную своей семьи?»

11.

Известна ли Вам родословная Вашей семьи?

Да

Нет

 

22.

Все ли Вы знаете о своих предках на уровне:

- родителей;

- дедов и бабушек;

- прадедов и прабабушек;

- пращуров;

- прапращуров

Да

Нет

Кое-что

33.

Знаете ли Вы, где и как собрать информацию о своих предках?

А. Знаете ли Вы, как работать в архивах?

Б. Как получить информацию в библиотеках?

В. Умеете ли Вы проводить опросы родственников?

Да

Нет

 

44.

Знаете ли Вы, как использовать собранную информацию для составления Вашего семейного древа? 

Да

Нет

 

55.

Заинтересовала ли Вас эта анкета?

Да

Нет

 

66.

Нужны ли Вам консультации для проведения исследования родословной своей семьи?

Да

Нет

 

77.

Данные участника исследования:

Ф.И.О.__________________________________________________

Возраст:________________________________________________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

 «Словарик семьи»

(Словарь терминов родства)

Бабка, бабушка - мать отца или матери, жена деда.

Брат - каждый из сыновей одних родителей.

Брат крестный - сын крестного отца.

Брат крестовый, брат по кресту, брат названный - лица, обменявшиеся нательными крестами.

Братан, братаник, братеня, братеник, брательник - двоюродный брат.

Братаниха - жена двоюродного брата.

Братанна - дочь брата, племянница по брату.

Братова - жена брата.

Брательница - родственница вообще, двоюродная или дальняя.

Братыч - сын брата, племянник по брату.

Вдова - женщина, не вступившая в брак после смерти мужа.

Вдовец - мужчина, не вступивший в брак после смерти жены.

Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.

Внучка - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.

Деверь - брат мужа.

Дед - отец матери или отца.

Дед крестный - отец крестного отца.

Дедина, дедка - тетка по дяде.

Дедич - прямой наследник по деду.

Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.

Дочь названная - приемыш, воспитанница.

Дщерич - племянник по тетке.

Дщерша - племянница по тетке.

Дядька - приставленный для ухода и надзора за ребенком.

Дядя - брат отца или матери.

Жена - замужняя женщина по отношению к мужу.

Жених - сговоривший себе невесту.

Золовица, золовка, золова - сестра мужа, иногда жена брата, невестка.

Зять - муж дочери, сестры, золовки.

Кум, кума - см: Отец крестный, мать крестная.

Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.

Мать крестная, мать крестовая - восприемница при обряде крещения.

Мать названная - мать приемышу, воспитаннику.

Мать молочная - мамка, кормилица.

Мать посаженная - женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.

Мачеха - другая жена отца, неродная мать.

Муж - женатый мужчина по отношению к жене.

Невестка - жена сына.

Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.

Отец крестный - восприемник при обряде крещения.

Отец названый - отец приемышу, воспитаннику.

Отец прибеседный, отец посаженый, отец ряженый - лицо, выступающие вместо родного отца на свадьбе.

Отценачальник - старший в поколении.

Отчим - другой муж матери, неродной отец.

Отчинник, отчич - сын, наследник.

Падчерица - дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.

Пасынок - сын неродной одному из супругов.

Племянник - сын брата или сестры.

Племянница - дочь брата или сестры.

Племяш - родич, родственник.

Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.

Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.

Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.

Сват, сватья - родители молодых и их родственники по отношению друг к другу.

Свекор - отец мужа.

Свекровь - мать мужа.

Свойственник - лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.

Свояки - лица, женатые на двух сестрах.

Свояки двоюродные - лица, женатые на двоюродных сестрах.

Сестра - дочь одних родителей.

Сестренница - двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца.

Сестренка, сестрина, сестричка - двоюродная сестра.

Сестренич, сестрич - сын сестры матери или отца, племянник по сестре.

Сноха - жена сына, невестка.

Сношенница - жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу, невестки.

Супруг - муж.

Супруга - жена.

Сын - лицо мужского пола по отношению к своим родителям.

Сын крестный (крестник) - лицо мужского пола по отношению к восприемникам.

Сын названый - приемыш, воспитанник.

Тесть - отец жены.

Тетка, тетя - сестра отца или матери.

Теща - мать жены.

Шурин - родной брат жены.

У многих из этих терминов могут быть прилагательные:

Внучатый  - о родстве, происходящем из третьего колена (также троюродный) или еще далее.

Двоюродный - о родстве, происходящем из второго колена.

Кровный - о родстве в пределах одной семьи.

Однородный - о происхождении от одного отца.

Одноутробный - о происхождении от одной матери.

Полнородный - о происхождении от одних родителей.

Пра - приставка, означающая родство в дальнем восходящем или нисходящем порядке.

Привенчанный - о происхождении от одних родителей, но до брака рожденный, а затем признанный.

Родной - о происхождении от одних родителей.

Сводный - о происхождении от разных родителей.

Усыновленный - лицо мужского пола по отношению к усыновителям.

Удочеренная - лицо женского пола по отношению к приемным родителям.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

«СЕМЕЙНОЕ ДРЕВО»

Нисходящая  родословная схема

Восходящая родословная схема

Родословное древо – это та же таблица, но только перевернутая. Оно имеет действительно форму дерева со стволом, ветвями, листьями и плодами. Этот обычай, принятый когда-то в Западной Европе, сегодня активно применяется в качестве мотивации для начинающих или юных родоведов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Русские поговорки и пословицы о семье

  • Муж с женой, что мука с водой – сболтать сболтаешь, а разболтать не разболтаешь.
  • Русский человек без родни не живет.
  • Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
  • Мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка завсегда в избе.
  • Выбирай корову по рогам, а девку по родам.
  • Родство – дело святое, а деньги – дело иное.
  • Любовь да совет – на том стоит свет.
  • Послушный сын – роза материнского сердца.
  • Без матушки родной и цветы не цветут.
  • Без любви, как без солнышка, нельзя прожить.
  • На что клад, когда у мужа с женой лад.
  • С любовью везде простор, со злом везде теснота.
  • Хозяйство умелую руку любит.
  • Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
  • Без жены, как без шапки.
  • Не ищи в муже красоты, а ищи доброты.
  • У добрых супругов две души, но единая воля.
  • Шей шубы теплее, а жену выбирай добрее.
  • Без мужа жена всегда сирота.
  • Мир в семье женой держится.
  • Семейный горшок всегда кипит.
  • Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детей.
  • Всякая невеста для своего жениха родится.
  • Любовь одна, а обитает в двух сердцах.
  • Любовь – кольцо, а у кольца нет конца.
  • Супругам без детишек, что зимой без дровишек.
  • Слава сына – отца отрада.
  • Хорошая жена – мужу корона.
  • Дети – крылья человека.
  • Любви, огня да кашля от людей не спрячешь.
  • Родители берегут дочь до венца, а муж жену до конца.
  • Муж жене – отец, жена мужу – венец.
  • Красна пава пером, а жена нравом.
  • Жена мужу пластырь, муж жене – пастырь.
  • Промеж мужа и жены нитки не продернешь.
  • Где любовь да совет, там и горя нет.

Пословицы народов мира о семье

  • Дерево держится корнями, а человек – родственниками (абхазская).
  • Хозяин жены – муж, хозяин мужа – долг (армянская).
  • Кольцо должно быть по пальцу, милый по душе (армянская).
  • Дом без жены, что водяная мельница без воды (армянская).
  • Муж – наружная стена дома, жена – внутренняя (армянская).
  • Девушка без мужа – что лодка без руля, парень без жены – что конь без узды (вьетнамская).
  • Когда любят друг друга, то и девять считают за десять (вьетнамская).
  • Дружные супруги могут выкачать всю воду из Тихого океана (вьетнамская).
  • Коль муж умен, то и жена послушна (вьетнамская).
  • С умной женой муж богатеет (вьетнамская).
  • Любящие супруги и на топорище выспятся (грузинская).
  • Красива не красавица, красива любимая (каракалпакская).
  • Если муж хорош, то и некрасивая станет красавицей (киргизская).
  • Мужнюю жену и тигр не укусит (корейская).
  • Супругам ссориться – все равно, что ножом воду резать (корейская).
  • Любовь красоты не требует (татарская).
  • Не выбирай жену глазами холостяка (турецкая).
  • Кто детям потакает, тот сам плачет (украинская).
  • Дай ребенку волю, сам пойдешь в неволю (литовская).
  • Учи ребенка не палкой, а словом (киргизская).
  • Материнская рука мягкая (коми).
  • Материнские ногти котенка не пугают (африканская).
  • Прут у матери пуховый (азербайджанская).
  • Не ладны те ребятки, которых не бранят ни батьки, ни матки (украинская).
  • Мать ругает, что подушкой бьет (удмуртская).
  • Мать словами бранит, а сердцем любит (удмуртская).
  • Гнев матери, что снег – выпадет много, но быстро тает (чеченская).

Литература:

  1. "Отечественная генеалогия". - И. Усков. Учебное пособие.-Кемерово.-2002
  2. Варанкина Л. И. «Моя родословная» - Курганск, 2001
  3. Даль В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка [Текст]: современное написание: 1500 ил./- М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2006. 348 с.
  4. Каспарова Ю. «Культурная память семьи» - Обруч №5, 2008
  5. Коротков Е. В. «Твоя родословная. Кто ты? » - Волгоград, 1999
  6. Моя родословная. Учебное пособие для начальной школы. Автор – составитель В.С. Василевская. М.: Вита-Пресс, 1999.
  7. Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия, лучшие компьютерные программы, 2007.
  8. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 8. – ООО «ТД Издательство Мир книги», 2007
  9. Онучин, А.Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. - Пермь: Изд. Ассоциации генеалогов-любителей, 1992.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей средней группы "Я и моя семья"

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Инте...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора

Цель: Формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.Задачи:•Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам.•Создавать условия для осознания ...

Педагогический проект познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Семь чудес света"

Федеральный государственный стандарт ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования....

проект "Семья моя опора"

проект "Семья моя опора"...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Семья и ее корни»

Актуальность. Одной из приоритетных задач нашего детского сада является сотрудничество ДОО и семьи.Семья – первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого явля...

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...