Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" детей 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа) на тему

       Рабочая программа разработана для работы с детьми  средней   группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский  детский сад «Сказка» в соответствии с Фе­деральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС  ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированным в Минюсте  РФ 14 ноября 2013 г., с основной образовательной программой и уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский детский сад «Сказка» Батыревского района Чувашской Республики,  на основе Основной образовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2015).      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация  Батыревского  района  Чувашской  Республики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Батыревский  детский сад «Сказка»

РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

Протокол №__ от «__»____________2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий

___________________  

Приказ №_____     от «___»_________2016 г.

Рабочая программа

по образовательной области «Речевое развитие»

детей 4 - 5  лет (средняя  группа)

на период с 01 сентября 2016 по 31 мая 2017 года

(составлена на основе основной  образовательной программы дошкольного образования

«От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы)

                                                                                                                                                                                      Составители:

Батырево 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел рабочей программы          

Пояснительная записка          

         -  Цель и задачи рабочей программы         

         -  Принципы и подходы к формированию рабочей программы

         - Значимые для реализации рабочей программы характеристики          

Планируемые результаты освоения рабочей программы

Педагогическая диагностика        

Содержательный раздел рабочей программы          

Содержание рабочей программы

Вариативные формы, методы и средства реализации рабочей программы          

Особенности образовательной деятельности          

Способы и направления поддержки инициативы детей        

Взаимодействие с семьями воспитанников         

Организационный раздел рабочей программы          

Комплексно-тематический план работы         по реализации задач образовательной области «Речевое  развитие»  детей  4 – 5  лет.

 Традиционные праздники, развлечения и события          

Организация предметно-пространственной среды          

Материально-техническое обеспечение рабочей программы  

Литература          

Целевой раздел рабочей программы

Пояснительная записка

       Рабочая программа разработана для работы с детьми  средней   группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский  детский сад «Сказка» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС  ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированным в Минюсте  РФ 14 ноября 2013 г., с основной образовательной программой и уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский детский сад «Сказка» Батыревского района Чувашской Республики,  на основе Основной образовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2015).      

    Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, строится на основе региональных особенностей  и опирается на  Программу  воспитания ребенка-дошкольника  под рук. Драгуновой О.В., Чебоксары, 1995 г. (раздел: Чувашский язык)

 

В средней  группе организованная образовательная деятельность по речевому развитию проводится 1 раз в неделю.

   Учебным планом ДОУ предусмотрена продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности для детей средней  группы – 20 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня составляет не более 40 минут.  В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Допускается осуществлять организованную образовательную деятельность в первую и вторую половину дня. В теплое время года организованная образовательная деятельность может осуществляться на участке во время прогулки. В течение дня ДОУ обеспечивает баланс разных видов активности детей – умственной, физической, а также разных видов детской деятельности, среди которых преобладающей выступает игра. При этом организованная образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на организованную образовательную деятельность.

     

Педагогическая диагностика (мониторинг)  осуществляется два раза в год: в ноябре и в мае.

Цели и задачи рабочей программы

 

Целью рабочей программы является овладение речью как средством общения и культуры.

Основные задачи

 ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационно культуры речи, фонематического слуха;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ  УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

- воспитание у ребенка интереса к чувашской устной речи. Развитие способности воспринимать своеобразие ее звучания, чувствовать ее красоту. Формирование желание слушать и понимать чувашскую речь, осваивать умения и навыки, необходимые для общения на чувашском языке.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитание и образование  строится на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, уважения его личности и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и личностных качеств детей.

-  соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

-  сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

-  соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

-  обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе  реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

-  строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

-  основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

-  предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

-  предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

Строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ  УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

Основными  принципами отбора содержания рабочей программы являются:

- культуросообразность, полагающая понимание педагогического процесса, как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, включающих прошлый опыт воспитания, образования и закладывающих их будущее; максимальное использование семейной, региональной, конфессиональной, народной материальной и духовной культур; обеспечение единства национального, интернационального, межнационального начал в воспитании и образовании.

Значимые для реализации рабочей программы характеристики

  В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со  взрослым становится  внеситуативной.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

        Планируемые результаты освоения рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений детей на этапе завершения дошкольного образования.  К целевым ориентирам речевого  развития ребенка относятся следующие характеристики:

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- ребенок  знаком с произведениями детской литературы.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ  УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

  • у ребёнка устойчивый  интерес  к чувашской    устной речи; способен воспринимать своеобразие ее звучания, чувствовать ее красоту; развиты элементарные    умения  и навыки    слушания, понимания чувашской устной речи и говорения на основе имитации и автоматизации определенных речевых образцов в  игровых ситуациях.

Педагогическая диагностика

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Оценка индивидуального развития детей производится воспитателями в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Методами  педагогических наблюдений по речевому развитию являются:  индивидуальные беседа; беседа по картинкам; беседа с практическим заданием, дидактические, словесные игры

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: 

    Методами педагогических наблюдений  за уровнем освоения региональной программы  «Программа воспитания ребенка-дошкольника. – Чебоксары: 1995.,  являются:  индивидуальные беседы; беседы по книжным иллюстрациям; наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.

Содержательный раздел рабочей программы

Содержание рабочей программы

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Включает  создание условий для:

- развития речи;

- приобщения к художественной литературе.

В сфере развития речи: 

Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Способствовать развитию любознательности. Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять

представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих,

шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао). Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и

динамичные отрывки из сказок.

В сфере приобщения к художественной литературе: 

Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его

героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ  УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

стр. 100 – 104, Программа воспитания ребенка-дошкольника под рук. О.В. Драгуновой – Чебоксары, 1995.

Вариативные формы, методы и средства реализации рабочей программы

   

Как в обязательной части, так и в части формируемой участниками образовательных отношений,  для реализации задач рабочей программы образовательный процесс организуется на значимых для развития детей видах речевой  деятельности. Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми:  беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация; игровая обучающая ситуация: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки; составление и отгадывание загадок; игры (сюжетные, с правилами);  диалог;  чтение; обсуждение: мультфильмов, видеофильмов, телепередач, произведений художественной литературы, иллюстрированных энциклопедий; разучивание стихотворений; творческий вечер; литературная гостиная; инсценировка и драматизация сказок; игра-викторина и т.п.

Особенности образовательной деятельности

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

     Образовательная деятельность по речевому  развитию детей 4 – 5  лет с учетом возрастных и психологических их особенностей организуется фронтально.

     Содержание образовательной области «Речевое  развитие»  представляется перед детьми через систему тем. Задачи рабочей программы реализуются через такие темы недели (месяца), как: «День знаний» (4-я неделя августа — 1-я неделя сентября), «Осень» (2-я –  4-я  недели сентября), «Я  в мире человек» (1-я – 3-я недели октября), «Мое село, моя страна» (4-я неделя октября – 2-я неделя  ноября), «Новогодний праздник» (3-я неделя ноября – 4-я неделя декабря), «Зима» (1-я – 4-я недели января),  «День защитника Отечества» (1-я – 3-я неделя февраля),  «8 марта» (4-я неделя февраля – 1-я неделя марта), «Знакомство с народной культурой и традициями» (2-я – 4-я неделя марта),  «Весна» (1-я – 3-я недели апреля), «День Победы» (4-я неделя апреля – 1 неделя мая),  «Лето» (2-я – 4-я недели мая).   Такой подбор тем придает образовательному процессу систематичность.

     Кроме того, образовательный процесс по речевому  развитию детей включает две его составляющие: совместная партнерская деятельность воспитателя с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей. В рамках совместной партнерской деятельности воспитателя с детьми предусматривается решение развивающих задач широко плана. Самостоятельная деятельность детей, организованная воспитателем, наполняется образовательным содержанием, которое обеспечивает для них выбор деятельности.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:   

     Задачи изучения чувашского языка решаются  в непрерывной образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в  повседневной жизни и в самостоятельной деятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье.

Развитие навыка аудирования и говорения происходит в игровых  обучающих ситуациях по темам: «Приветствие», «Моя семья», «Наш  детский сад», «Наши игрушки», «Моя комната», «Части тела», «Животные», «Зима», «Весна»  и т.д.

Способы и направления поддержки инициативы детей

Как в обязательной части, так и в части формируемой участниками образовательных отношений, особая роль в развитии активности детей отводится разным видам игр (театрализованным, игры-драмматизации, хороводные,  сюжетным, с правилами), которые имеют речевую   направленность, а также  уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;   использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);  построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;  поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;  поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;  возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; самостоятельная деятельность в уголках развития: книжном, драматизации, игровом. 

Взаимодействие с семьями воспитанников

Направлениями работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников в направлении речевого  развития детей являются повышение компетентности  родителей в данном вопросе.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

План взаимодействия с семьями по речевому  развитию детей

Сентябрь: Беседа на тему «Содержание психолого-педагогической работы с детьми  4  – 5  лет по образовательной области

 «Речевое   развитие».

Октябрь: Анкетирование родителей (знакомство с традициями семей).

 Декабрь: Консультация на тему: «Игры для развития речи  детей среднего дошкольного возраста».

Январь: Организация передвижной библиотеки семейного чтения.

Февраль:  Консультация на тему «Как стимулировать детскую речевую активность ».

Март: Организация семейного театра.

 Апрель: Совместные детско-взрослые конкурсы с речевыми  играми.

Май: Эссе родителей на тему: «Семейный отдых летом».

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: 

План взаимодействия с семьями по приобщению детей к  национальной художественной литературе

Сентябрь: Беседа на тему «Работаем по   Программе воспитания ребенка-дошкольника О.В. Драгуновой,  (раздел: Чувашский язык).

Ноябрь: Семейный праздник:  «День матери».

Декабрь: Консультация на тему «Книжный навигатор по произведениям родного края ».

Организационный раздел рабочей программы

Комплексно  – тематический план работы по реализации задач образовательной области

 «Речевое  развитие»  детей 4 – 5  лет.

Традиционные праздники, развлечения и события

Календарь традиционных праздников, развлечений и событий представляется следующим содержанием:

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Театрализованные представления. По сюжетам русских народных сказок: «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Бычок — смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди» и т. д.

Русское народное творчество. «Загадки», «Любимые народные игры», «Бабушкины сказки», «Пословицы и поговорки», «Любимые сказки», «Русские народные игры», «В гостях у сказки».

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:   

Театрализованные представления. Постановка театральных спектаклей по произведениям чувашского  (татарского, мордовского) фольклора.  

Праздник книги. «Книжкины  именины».

Организация предметно-пространственной среды

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

 Развивающая предметно-пространственная среда речевой  направленности представляется:  

Уголком  развития речи:   Игра «Загадки для малышей»,   Пальчиковые игры (картотека) « Бушки- барашки», «Ладушки»,  

 Гимнастика для языка «Превращалочка»,   Картотека «Потешки», «Считалки», загадки, колыбельные, стихи,   Книги для просматривания «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Маша- растеряша», Игра «Придумай сказку»    и др.

 Уголком  театрализованной деятельности:  Игра - Сказка «Теремок»,   БИ-БА-БО «Теремок», «Три поросёнка», «Колобок», «Три медведя»,  Пальчиковый театр (герои сказок),   Теневой театр «Теремок» и др.

     Книжным уголком: книги и портреты писателей, художников-иллюстраторов, открытки и фотографии, выставки книжных новинок.     Уголком драматизации и сюжетно-ролевых игр:  местом  разыгрывания литературных произведений средствами  кукольного театра,    настольно-печатная игра «Расскажи сказку»,   настольно-печатная игра «Сказки о животных»,   настольно-печатная игра «Герои русских сказок»,   игра «сундучок сказок»,  игра «Герой какой…»,  игра «Придумай сказку»,   театр «БИ-БА-БО»  

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: 

Развивающая предметно-пространственная среда речевой  направленности представляется книгами, иллюстрациями художников национальной детской литературы; изделиями народного искусства; репродукциями картин художников Чуваши; портретами художников, писателей, поэтов;  видео- и  аудиозаписями произведений художественной литературы в исполнении артистов чувашских театров и авторов и др;  атрибуты для  сюжетно-ролевых игр: «Библиотека», «Книжный магазин», «Книжкина больница», «В гостях у сказки».

Материально-техническое обеспечение рабочей программы

    ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Грамматика в картинках»

Антонимы. Глаголы. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Антонимы. Прилагательные, — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Говори правильно. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Множественное число. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Многозначные слова. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Один — много. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Словообразование. — М.: Мозаика-Синтез, 2007—2010.

Ударение. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

  Плакаты большого формата

Буквы. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

             Рабочие тетради

Средняя группа

Денисова Д. Развитие речи у малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Денисова Д. Уроки грамоты для малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Денисова Д. Прописи для малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

             Книги для чтения

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.

Хрестоматия для средней группы. Книжное литературно-художественное издание для детей дошкольного возраста. / сост. М.В. Юдаева. – М.: ООО «Самовар-книги», 2015.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

Родник: хрестоматия. – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006.

Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003.

Литература

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Закон  Чувашской Республики от 25.11.2003 г. № 36  «О языках в Чувашской Республике».
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированный в Минюсте  РФ 14 ноября 2013 г.
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13  (с изменениями на 27 августа 2015 года).
  5.  Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
  6. Постановление Правительства РФ от 5.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
  7. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
  8. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  9. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  10. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  11. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
  12. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: средняя  группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  13.  Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Мозаика-Синтез. 2005-2010.
  14. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников, — М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: 

  1. Программа воспитания ребенка-дошкольника /под рук. О.В. Драгуновой – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...