Картотека сюжетно-ролевых игр. 1 часть
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ефимова Наталья Александровна

Сюжетно-ролевые игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_mesyatsam.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

ЯНВАРЬ

1 неделя.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детсад», «Транспорт».

1. Игра-занятие «Как мы праздновали Новый год». Рассмотреть картину из серии развития речи «Праздник елки в детском саду». Обедать в сюжетно-ролевой игре «Устроим праздник елки нашим куклам». Дети водят хороводы, рассказывают стихи ...

2. Лепка подарков, гостинцев для белых мишек. Построить самолет из крупного строительного конструктора, обыграть в сюжетно-ролевой игре «Полет в Антарктиду к белым медведям». Роли: пилот, пассажиры.

3. Игра-занятие «Поездка к бабушке в село». Поздравление с Новым годом, рассказ о кутье, угощение детей. Закрепить вид транспорта - автобус, правила поведения в нем. Роли - по желанию детей.

4. Сочетание игр «Семья», «Детсад», «Транспорт». Роли дети выбирают самостоятельно, играют самостоятельно на основе ранее приобретенных знаний.

2 неделя.

Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Магазин».

1. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Дети собираются на улицу, с ними хочет идти кукла Маша. Закрепить знания зимней одежды. Где ее можно купить для куклы?

2. Пешеходный переход в магазин «Одежды». Что здесь покупают, кто здесь работает? Что мы купим своей кукле? Объяснить правила поведения в магазине. В группе рассмотреть иллюстрацию «Магазин одежды». Обыграть в сюжетно-ролевой игре «Покупаем кукле зимнюю одежду». Роли: продавец, покупатели, уборщица, кассир.

3. Сюжетно-ролевая игра «Покатаем наших кукол на саночках». Воспитывать у детей дружеские отношения между собой, умение делиться, играть вместе.

4. Рассмотрение иллюстраций различных магазинов: «Хлеб», «Обувь», «Овощной», «Одежды», «Игрушки». Закрепить знания о профессиях.

5. Дидактическая игра «Отгадай загадку о покупке». Закрепить знания детей о различных магазинах.

3 неделя.

Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Семья», «Детсад».

1. Пешеходный переход в магазин «Хлеб». Наблюдение за работой продавца, за выгрузкой хлеба из машины. Что еще продают в хлебном магазине?

2. Изготовление атрибутов к игре «Магазин» (хлеб, булочки, бублики из глины, вместе с воспитателем покрасить), выбрать место, обыграть в игре «Магазин». Роли: водитель, продавец, покупатели. Учить детей умению покупать.

3. Дидактическая игра «Магазин». Умение описать предмет. Дети покупают предмет, не называя его, а описывая. Продавец должен отгадать. Закрепить правила вежливости!

4. Сюжетно-ролевая игра «С мамой в магазин». Закрепить различные виды магазинов, умение покупать, вежливо обращаться в магазине.

5. Проведение игр «Семья», «Магазин», «Детсад», «Транспорт» (роли и игры дети выбирают самостоятельно).

4 неделя.

Сюжетно-ролевые игры «Детсад», «Транспорт», Магазин ».

1. Сюжетно-ролевая игра «Что нам привезли в детсад?». Роли: водители, грузчики, кладовщик, заведующая садиком. Машины привозят хлеб, овощи, молоко.

2. Сюжетно-ролевая игра «На выходной день к бабушке в гости». Не забыть перед поездкой сходить в магазин, купить бабушке продукты, подарок, выбрать вид транспорта. Роли: продавцы, покупатели, водитель, пассажиры. Роли - по желанию детей.

3. Дети получают письмо от зайчика: у него день рождения. Обыграть в сюжетно-ролевой игре «День рождения Зайки». (Купить подарок, выбрать вид транспорта, построить его, закрепить правила поведения в поезде, в гостях. Устроить концерт для Зайчика). Роли по желанию детей.

4. Игра-занятие «В гости к малышам». В гости приходят Тигренок и Слоненок. Тигренок воспитанный, а Слоненок нет: он не разувается, все разбрасывает, ломает. Закрепить правила поведения в детском саду, профессии воспитателя, няни.

5. Игры - по желанию детей.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя.

1. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

2. Дидактическая игра «Аленка пришла в детсад». Дети знакомят ее с группой, с работниками детсада, правилами поведения, показывают игрушки, предлагают поиграть.

3. Сюжетно-ролевая игра «Обед в детском саду». Учить детей правильно сервировать стол, выполнять простые действия, помогать няне мыть посуду. Учить правильно сидеть за столом, пользоваться вилкой, убирать за собой посуду.

4. Сюжетно-ролевая игра «В кукольном детском саду». Дети самостоятельно выбирают роли: няня, воспитатель, музруководитель. Дети убирают в комнате, вытирают пыль, застилают кровати, идут на занятия, на прогулку. Воспитатель руководит, помогает детям. Закрепить профессии, режим дня.

5. Сюжетно-ролевая игра «На музыкальном занятии». Роли: воспитатель, дети, музруководитель. Обыграть, учить детей играть самостоятельно, выполнять условия игры.

6. Игры по желанию детей.

2 неделя.

Продолжить знакомство с трудом врача, медсестры.

1. Игра - занятие «Что кому нужно для работы». Вспомнить названия медицинских атрибутов: термометр, шприц, вата, бинт, таблетки. Уточнить значение этих предметов. Рассмотреть внешние атрибуты: халат, платок, сумку. Что означает красный крест на сумке? Обыграть в сюжетно-ролевой игре «Медицинский осмотр».

2. Сюжетно-ролевая игра «Кукла Маша простудилась». Побуждать детей пожалеть куклу, говорить ей теплые, успокаивающие слова. Вызвать к ней «врача».

3. Чтение стихотворения о врачах. Обсудить и обыграть в сюжетно-ролевой игре «На приеме у врача». Вызвать у детей желание играть самостоятельно, задумывать и раскрывать сюжет игры, соблюдать правила игры. Роли - по желанию детей.

4. Итоговая игра «Больница». Вспомнить во время беседы профессии, которые можно выполнять в больнице, аптеке, предложить детям разделиться на группы: «Аптека», «Поликлиника», самостоятельно выбирать роль, обыграть ее.

3-4 недели.

Дети проводят сюжетно-ролевые игры на основе приобретенных ранее знаний и навыков.

МАРТ

1 неделя.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад».

1. Рассмотрение иллюстраций и составление рассказа по картинкам «Как можно порадовать маму». Дать детям представление о весеннtv праздникt, выслушать рассказы детей о своей маме. Игра-занятие «Маленькая хозяюшки».

2. Дидактическая игра «Мамам». Воспитывать уважение к труду мамы, вызвать сочувствие, желание помочь ей, создавать ситуации, в которых проявлялась бы забота о детях и своих родных.

3. Заучивание стихотворения В.Орлова «Мамин праздник».

Месяц март. Число восьмое.

Нет нам с папою покоя.

Что же маме подарить?

Что на праздник подарить?

Что на праздник ей купить?

Мы купили ей конфет

И подснежников букет.

Мы пришли домой с букетом,

Мы смеялись, пили чай,

Вместе с мамою конфеты

Мы поели невзначай.

Беседа о помощи детей маме дома, обыграть в сюжетно-ролевой игре «Готовим маме праздничный обед».

4. Чтение стихотворения С.Михалкова «Береги маму»., Е. Благининой «Мама спит…».

Предложить детям нарисовать «Платок для мамы».

Сюжетно-ролевая игра «Праздник мамы в кукольном детском саду».

5. Сюжетно-ролевая игра «Концерт для зверюшек и их мам». Воспитывать любовь и уважение к маме.

2 неделя.

Продолжение знакомства с профессиями в саду. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

1. Прочитать стихотворение «Дворник». Во время прогулки обратить внимание на чистоту вокруг сада, на чистоту аллей, вспомнить, кто зимой посыпал дорожки песком, чтобы не было скользко. Кто беспокоится о чистоте на улице? Вызвать желание помогать, следить за чистотой на площадке.

2. Дидактическая игра «Что кому нужно для работы». Развивать умение узнавать по описанию предметы, необходимые для работы дворника. Предложить детям сюжетно-ролевую игру «Мы маленькие дворники». Привести в порядок участок, подмести, собрать камешки, палочки, вскопать песок. Учить работать дружно, помогать друг другу.

3. Дидактическая игра «Что мы знаем о труде дворника на площадке». Закрепить знания просмотром сценок из жизни в детском саду (игровая площадка, дети играют, новичок разбрасывает мусор, бумажки, дети учат его уважать чистоту, труд дворника).

4. Экскурсия-осмотр участка в детском саду. Закрепить знания об оборудовании участка, ознакомить с зелеными насаждениями, клумбами, закрепить представление о труде дворника. Вечером - наблюдение за работой дворника.

5. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Вспомнить все профессии, которые дети знают, обыграть с куклами в кукольном детском саду.

3 неделя.

Строительство».

1. Прогулка по улице. Обратить внимание на здания - дома, дать детям знания о том, что дом имеет окна, двери, стены, крышу. Дома разные, двухэтажные, многоэтажные. Обратить внимание на то, что детский сад огорожен забором. Построили дома строители.

2. В группе рассмотреть иллюстрации о труде строителей. Прочитать стихотворение «Строитель». Инсценировка для кукольного театра «Кто быстрее построит дом».

3. Конструирование дома из строительного материала. Обыграть в сюжетно-ролевой игре - «Построим кукле Маше домик». Учить класть кирпичи друг к другу, водители подвозят кирпич, каменщики строят дом.

4. Игра-занятие «Маленькие строители». Сюжет: к детям приходит собака и просит их построить для нее домик. Разделить роли, вспомнить, кто работает на строительстве, построить собачке дом из крупного строительного материала.

5. Дидактическая игра «Построй дом». Настольная игра: выложить из цветной бумаги из готовых заготовок три домика для поросят Наф-нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа, закрепить цвет, все домики разного цвета.

4 неделя.

Продолжить знакомство. Сюжетно-ролевая игра «Строительство».

1. Рассмотреть иллюстрации из альбома «Строится дом». Закрепить знания о профессии строителей. Прочитать стихотворение Б. Заходер «Строители».

2. Прогулка до ближайшего строения. Воспитатель побуждает детей, вспомнить, кто строит дома. А кто им помогает? (Машины) Наблюдение за работой водителей, подъемного крана. Обратить внимание на коллективный труд: одни возводят стены, другие вставляют окна, третьи стелют пол, водители подвозят строительный материал. Один мог бы построить дом? Они работают дружно, помогают друг другу.

3. Вспомнить предварительную экскурсию на строительство, предложить сюжетно-ролевую игру «Строительство кукольного детского сада». Приучать детей коллективно работать, самим строить дом, придерживаясь определенной последовательности.

4. Сюжетно-ролевая игра «Строительство гаража». Закрепить в игре профессии строителя, воспитывать умение играть дружно. Обыграть стройку.

5. Итоговая сюжетно-ролевая игра «Мы - строители».

АПРЕЛЬ

1 неделя.

Сюжетно-ролевая игра «Водный транспорт».

1. Рассмотреть иллюстрации некоторых видов водного транспорта. Рассмотреть игрушку: знать основные части водного транспорта; нос, борта, дно, руль. Кто управляет лодкой, теплоходом. Для чего служит водный транспорт.

2. Рассказ воспитателя, просмотр инсценировки настольного театра «Путешествие по реке на теплоходе». Теплоходом руководит капитан, матросы помогают, заботятся о пассажирах. Предложить обыграть в игре «Как дети катались на теплоходе».

3. Сюжетно-ролевая игра «Путешествуем по морю». Предложить строителям построить большой пассажирский пароход, пригласить детей с куклами покататься по морю. Роли: капитан, матросы, пассажиры. Развить сюжет: на пароходе заболела кукла Катя. Чтобы ее вылечить, нужно отвести к врачу в каюту.

4. Дидактическая игра «Идет, плывет, летит». Закрепить знания детей о различных видах транспорта.

5. Итоговая игра «Моряки». Учить детей играть дружно, воспитывать  положительные взаимоотношения. Закрепить знания о водном транспорте.

2, 3, 4 недели апреля и май дети проводят сюжетно-ролевые игры на основе приобретенных знаний и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-словарик по сюжетно-ролевой игре "Семья". Часть I.

Представлен материал для сюжетной игры «Семья» часть I в виде орудий труда....

Мини-словарик по сюжетно-ролевой игре "Врач". Часть I.

Представлен материал для сюжетной игры «Врач» Часть I,  в виде орудий труда....

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...