Консультация для воспитателей "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста, через игры-занятия с дидактическими игрушками"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Мамасолиева Нилуфархон Абдумаликовна

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста, через игры-занятия с дидактическими игрушками

 

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорное развитие - составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

В умственном развитии по-прежнему важное место занимают занятия с дидактическими игрушками. Дети уже имеют навыки «работы» с этими игрушками и любят с ними заниматься. Различные виды занятий с дидактическими игрушками способствует разностороннему развитию ребенка, воспитывают умственно, физически; повышают работоспособность; формируют умение учиться. А также, способствуют развитию речи и мелкой моторики рук.

Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши).

При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, жёлтый, и зелёный и другие цвета. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Рябинка»

Консультация для воспитателей

Развитие сенсорных способностей

у детей раннего возраста,

через игры-занятия с дидактическими игрушками

        Мамасолиева Нилуфархон Абдумаликовна, воспитатель

г. Радужный.

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста, через игры-занятия с дидактическими игрушками

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорное развитие - составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

В умственном развитии по-прежнему важное место занимают занятия с дидактическими игрушками. Дети уже имеют навыки «работы» с этими игрушками и любят с ними заниматься. Различные виды занятий с дидактическими игрушками способствует разностороннему развитию ребенка, воспитывают умственно, физически; повышают работоспособность; формируют умение учиться. А также, способствуют развитию речи и мелкой моторики рук.

Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши).

При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, жёлтый, и зелёный и другие цвета.

Методика проведения дидактических игр

Как один из видов дидактических игр можно использовать игры с геометрическими фигурами.

В процессе игры мы знакомим детей с основными геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Кроме того, дети получают знания по математике, знакомятся с окружающим миром. У них развиваются наглядное мышление, воображение, активизируются творческие способности. Дети учатся сосредоточиваться, контролировать собственные действия, закрепляют знание цвета, получают положительные эмоции.  Как же проводятся игры с геометрическим материалом?

На начальном этапе дети выкладывают и наклеивают готовые фигуры по образцу. Позже могут вырезать эти фигуры самостоятельно или с использованием шаблонов. Особенно дети любят, когда педагог помогает им. Таким образом, педагог тоже становится участником игры. Это сближает детей и педагога, облегчает решение многих проблем общения.

Для коллективных работ детям можно предложить придумывать и наклеивать различные фигуры по их замыслу. Например, «Гусеница», «Солнышко», «Неваляшка», «Снеговик», «Домик», «Елка». Еще, эти игры можно предложить родителям для выполнения в кругу семьи. Это не только интересно, но и полезно.

Игры с конструкторами

Конструирование – одно из любимых занятий детей. В играх с конструкторами малыши учатся вкладывать, сцеплять, совмещать детали. Очень важно, чтобы дети имели возможность свободно манипулировать деталями конструктора, самостоятельно открывая способы их крепления, создавая разнообразные фигурки и постройки. В процессе конструирования дети получают представление о форме и размере предметов, их свойствах, узнают цвет и т.д.

Игры с пирамидками

Пирамидка – очень полезная игрушка для детей раннего возраста. Разбирая и собирая пирамидку, ребёнок не только овладевает определенными практическими навыками, но и учится сравнивать классифицировать ее элементы по цвету и размеру, выстраивать их в порядке убывания и возрастания. Игры с пирамидкой способствуют формированию у ребенка представлений об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости.

Игры  с матрешками

Матрешка – замечательная народная игрушка – получила заслуженное признание педагогов. Игры с матрешкой, как и игры с пирамидкой и кубиками, способствуют развитию у детей восприятия и мышления. В ходе этих игр можно научить детей выделять признаки предметов, сравнивать их по высоте, ширине, цвету и т.д.

Игры с вкладышами

Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Маленькие дети с удовольствием достают из коробочки, миски или мешочка игрушки и вкладывают их обратно. Следует поддерживать интерес детей к таким играм.

Игры с картинками

Начиная со второго года жизни можно организовывать специальные игры-занятия с картинками, которые, прежде всего, полезны тем, что способствуют формированию у детей наглядно-образного мышления, развитию таких мыслительных операций, как классификация, сериация, обобщение. В процессе игр с картинками развивается способность детей узнавать предметы по их изображению, удерживать в памяти наглядные образы, восстанавливать образ целого по его частям, сравнивать изображения по различным признакам.

Важно помнить, что такие игры, прежде всего, должны доставлять ребенку удовольствие. Ребенок должен радоваться, что узнал что-то новое. Ведь эта радость является залогом успешного развития детей в раннем возрасте, и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Список использованной литературы.

1. Воспитание сенсорной культуры ребенка   /авторы: Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина,

Н.Б. Венгер/

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников

/авторы:  Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова

3. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей

Игры и занятия с детьми раннего возраста  1- 3 года

/авторы Е.О. Смирнова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры

Ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка. В последние десятилетия к нему появился особый интерес в научном мире слабость и несовершенство этого возраста, по сути, является его силой, и пр...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры.

Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание дошкольников раннего воз...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормаль...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...

Статья на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе, именно ранн...

Консультация для родителей: "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры".

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...