«Детство для чего оно..?»
консультация на тему

Елена Николаевна Суслова

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

            Детство - явление многогранное и загадочное. Детство наше никуда от нас – взрослых - не уходит.

 Какое досталось детство каждому из нас, такими мы и стали взрослыми;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 «Василёк»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Детство для чего оно..?»

                         

                                                                                             Подготовила и провела

                                                                                                 Воспитатель I-й                        

                                                                                                       квалификационной

                                                                                        категории

                                                                                              Суслова Е.Н.

г. Реутов 2015г.

            Здравствуйте уважаемые взрослые. Сегодня мы поговорим с вами о том, о чём многие из нас уже давно забыли. Как вы думаете, о чём? Конечно же о детстве. О том, ради чего Человеку даётся детство?

            Детство - явление многогранное и загадочное. Детство наше никуда от нас – взрослых - не уходит. Когда мы выражаем сочувствие и сожаление в отношении человека с нескладным характером, часто находим оправдание в том, что «детство у него было тяжелое». Какое досталось детство каждому из нас, такими мы и стали взрослыми; точнее, действительность прожитого нами детства во многом предопределяет действительность нашей взрослой жизни.       Каждый из нас – взрослых – есть то, во что преобразилось в нас наше детство, энергия детства. Именно в детстве происходит проявление, развитие и становление наших скрытых, унаследованных от природы возможностей.

            Самоценность детства заключается в:

 - становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов;  

 - развитии субъектных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей;

 - оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям;  

-оформлении ребенком образа «Я».

            Детство определяется как период сотворения ребенком своего «Я», смысл которого заключен в становлении личной, самостоятельной и самобытной системы связей, отношений прежде всего ребенка со своим внутренним миром.

            Он ищет свой образ Я в этом мире, делает «допуск» ко всему, что его окружает, самостоятельно ищет способ строить отношения с миром и предъявляет себя в нем.  

            Психическая жизнь ребенка рождается на наших глазах - она вся как на ладони, выплескивается наружу, вся прочитывается в незамысловатых действиях, понятных любому взрослому, а тем более любящим и внимательным родителям. Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Лев Николаевич Толстой писал: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня - только шаг. От новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние.»

            Первоклассник столь отличается от новорожденного, что кажется: это же совершенно разные существа! Тем не менее, они соединены невидимой нитью, на которую изо дня в день нанизываются все новые приобретения, превращающие беспомощный живой комочек в человеческую личность.

           Педагог Я. Корчак пишет: «детство — долгие, важные годы в жизни человека. Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. …Ребенок строит себя — его все больше и больше;   глубже врастает в жизнь» .

            «Ребенок — это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или только перечеркнуть и вложить свое содержание.

Ребенок и беспредельность. Ребенок и вечность.
Ребенок — пылинка в пространстве.
Ребенок — момент во времени»
 .

            «Ребенок — это сто масок, сто ролей способного актера. Наивный и хитрый, покорный и надменный, кроткий и мстительный, благовоспитанный и шаловливый, он умеет так до поры до времени затаиться, так замкнуться в себе, что вводит нас в заблуждение и использует в своих целях. В области инстинктов ему недостает лишь одного, вернее, он есть, только пока еще рассеянный, как бы туман  предчувствий. В области чувств превосходит нас силой, ибо не отработано торможение. В области интеллекта по меньшей мере равен нам, недостает лишь опыта. Оттого так часто человек зрелый бывает ребенком, а ребенок — взрослым. Вся же остальная разница в том, что ребенок не зарабатывает деньги и, будучи на содержании, вынужден подчиняться» 

            Таким образом, детство — это целый мир, в котором наиболее остро, ярко и «по-справедливому», «по-правдивому» (Раиса Михайловна Чумичева, д.п.н., проф. декан фак Южного федер университета) функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов, эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд и чувств.

            «Основная наша ошибка в отношении детей — пишет В.В. Зеньковский — заключается в том, что мы считаем детскую душу решительно и во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе имеют место те же психические движения, что и у нас, — только еще неразвитые, слабые. Детская душа с этой точки зрения — это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия в ее развитии.» 

            Такой подход ученый определяет как биологический в понимании детства, не позволяющий раскрыть его своеобразие и задачи.
           Разделяя взгляды К. Гроса, В.В. Зеньковский утверждает, что «…мы не потому играем, что мы дети, но для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем введения в игру работы фантазии.» 

            «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» Сухомлинский В. А.

            Итак, уважаемые взрослые, давайте детям возможность больше играть, т.к. в игре развиваются не только необходимые для ребёнка знания, умения и навыки, но и продлевается самое ценное для человека это его детство.

            И «Счастье придет по следам грядущих поколений, которые научатся не забывать собственное детство.» Януш Корчак. Спасибо за внимание.

Список использованной литературы:

  1. Зеньковский В. В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. - 346 с.
  2. Януш Корчак Избранные педагогические произведения М.: Педагогика, 1879г.;
  3. «Как любить ребенка» М.: Книга о воспитании, 1990г.;
  4. Статьи: Теория и практика (1925); Воспитание воспитателя ребенком (1926);  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего человеку нужно детство?

Для чего человеку нужно детство? Конечно, для того, чтобы играть! Потому что именно в игре ребенок учится, социализируется и живет Это естественное состояние ребенка, особенно дошкольника и никто не в...

Проект "Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши...

Цель проекта: Создание условий для развития ребенка в детском саду, в семье с учетом гендерного подхода в воспитании. Задачи: Прививать нравственные качества характерные для девочек и мальч...

Дидактическая игра «Из чего суп?» «Из чего компот?» «Из чего салат?» «Из чего сок?»

Развития навыков словообразования относительных прилагательных; расширение словарного запаса; слов обобщений; у детей дошкольного возраста....

Чего нельзя делать в дошкольном детстве

Все ли физические упражнения безобидны? В материале содержится перечень тех упражнений, которые категорически нельзя выполнять с деьми дошольного возраста...

Дидактическая игра «Из чего суп?», «Из чего компот?», «Из чего салат?», «Из чего сок?».

Развитие навыков словообразования  относительных прилагательных. Расширение словарного запаса у дошкольников....

НОД по познавательному развитию по теме: "Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки......., из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки......?"

Цель: Выявить и закрепить понятия ребенка о себе как о представителе определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек, способствовать формированию позитивного о...

«С чего начинается Родина?» …Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину – такую, Какой её ты в детстве увидал… К.Симонов.

laquo;С чего начинается Родина?» …Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал,Ты вспоминаешь родину – такую,Какой её ты в детстве увидал…К.Симонов....