Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по формированию потребности в здоровом образе жизни
статья по теме

Макарчук Ксения Сергеевна

Разное

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rogacheva_polosina_makarchuk.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по формированию потребности в здоровом образе жизни

Рогачева Елена Сергеевна, воспитатель

Полосина Анна Юрьевна, воспитатель

Макарчук Ксения Сергеевна,  воспитатель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад Иванушка»

г. Абакан, Российская Федерация

Одной из самых актуальных на сегодняшний день проблем является поиск эффективных форм и методов формирования потребности в здоровом образе жизни у дошкольников. В работе  свою эффективность доказали  такие формы, как:  занятия с элементами йоги и акватерапия.  Грамотное сочетание данных форм, учет индивидуальных психофизических особенностей детей, способствует сохранению и укреплению физического и  психологического здоровья детей.

О благотворном воздействии йоги на организм ребенка говорят многие   специалисты, как в России, так и за рубежом. Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет, именно поэтому был разработан детский вариант йоги с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка. Занятия должны длиться не более 15 минут. Все упражнения нужно  делать осторожно, без напряжения. Занятия детской йоги включают в себя: расслабляющие упражнения, простой игровой массаж, игровые дыхательные упражнения,  асаны, игровые гимнастики, игровые упражнения для развития координации и ориентации в пространстве, игровая пальчиковая гимнастика, коллективные игры для развития коммуникабельности, самоуправления. Асаны (позы йоги) предлагаются в виде образных упражнений, комбинируются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто играют, лишь на некоторое время принимают статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект: укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. При этом дети не теряют интереса к йоге, не утомляются и дают выход энергии. Обычно на занятиях дети разыгрывают какой-нибудь сказочный сюжет. Это может быть поиск сокровищ, путешествие по джунглям или полет на другие планеты. Дети могут и сами придумывать игры, реализовывая свою фантазию и творческий потенциал.

Пранаяма (регулируемая техника дыхания) помогает успокоить нервную систему и ум ребенка. Они направлены на развитие дыхательной системы и повышение противопростудного иммунитета (укрепление слизистой носоглотки). На начальном этапе достаточно научить ребенка просто понимать, что есть вдох, выдох, дать понятие спокойного равномерного дыхания. Упражнения на дыхание: «Лодочка на волнах», «Корова», «Обними мишку», «Зернышко», «Жужжащая пчела», «Дышим на вертушку».
Релаксация (расслабление) приводит организм в состояние равновесия и ощущения полноты сил, освобождает тело от напряжения, выполняется в течение 2-5 минут. Каждое занятие заканчивается расслаблением, лежа на спине с закрытыми глазами. В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь здоровым, счастливым и гармонично развитым человеком.

Часто причиной детских стрессов и соматических заболеваний является недостаток положительных эмоций.  И поэтому для более легкой адаптации  мы ввели  в нашу группу метод акватерапии,  который имеет терапевтический эффект в адаптационный период посещения ребенком сада. Проблема адаптации ребенка к детскому саду знакома и родителям и педагогам. Наш профессиональный опыт подсказывает, что вода благотворным образом влияет на детский организм и в частности на его психику. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

В результате использования приемов акватерапии происходит стабилизация эмоционального фона, снятие психоэмоционального и физического напряжения; развивается любознательность, усидчивость, непроизвольное внимание, улучшается координация движений, тактильная чувствительность;

 - формируются представления о свойствах воды, происходит стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы.

Метод акватерапии проводится в утренние и вечерние периоды совместной деятельности с детьми, индивидуально или подгруппами (3-4 человека).

Мы используем двух секционный стол с ванночками, дополнительно емкости для воды, всевозможные предметы которые не тонут или наоборот тонут, гладкие, колючие, легкие, тяжелые, крупные, мелкие. Создана картотека игр, в которую входят игры на обследование свойств предметов и воды, игры-соревнования, игры-эксперименты, релаксационные упражнения.

Игра «Собери большие и маленькие камешки».

 На дне емкости с водой выложены камни большого и маленького размера. Ребенок отбирает на ощупь  и сортирует камни по размеру.

Игра «Следы на полу».

Ребенок мочит в тазу руки, сжимает кулачек и «наступает» тыльной стороной кулака по  различным поверхностям (деревянная доска, стол, бумага и пр.), получаются следы.

Игра « Плавает или тонет».

Ребенку предлагается набор предметов из разных материалов, которые могут плыть или тонут. Ребенок в процессе эксперимента определяет свойства предметов.

Результат нашей работы - сохранение и укрепление физического и нервно - психического здоровья детей, формирование потребности детей в здоровом образе жизни.

© Полосина Анна Юрьевна, 2014

© Рогачева Елена Сергеевна, 2014

© Макарчук Ксения Сергеевна, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма работы с родителями. Деловая игра "Мы за здоровый образ жизни"

Родительское собрание в нетрадиционной форме.Деловая игра «Здоровый образ жизни – залог долголетия»Ведущий 1:  (слайд 1) Добрый вечер, дорогие друзья и уважаемые гости! Сегодня в нашем...

Проект «Здоровая семья – здоровый ребенок» по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей.

Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольного учреждения, особенно в современных условиях. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире пр...

Обмен опытом «Особенности организации работы с детьми по формированию потребности к здоровому образу жизни»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. ...

Проект «Здоровая семья – здоровый ребенок» по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей.

Цель проекта: Создание единого здоровье сберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей и родителей....

Здоровье сберегающие технологии как средство формирования потребности в здоровом образе жизни в дошкольной образовательной организации.

ÒЗдоровье сберегающие  образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся....