Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Григорьева Ольга Владимировна

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования представлений о соломе, дереве, их качествах и свойствах, знакомтсва с новым материалом – бетоном, его свойствами и качеством, способом его изготовления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domik_dlya_druzey.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментально-исследовательская деятельность "Домик для друзей»

Воспитатель: Григорьева Ольга

Интеграция областей: Социализация, познание, коммуникация, труд, чтение, музыка.

Цель: Расширить представления о соломе, дереве, их качествах и свойствах. Познакомить с новым материалом – бетоном, его свойствами и качеством, способом его изготовления.

Задачи:

Обучающая: Уточнить и обогатить знание детей о свойствах соломы, дерева, цемента, бетона. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.

Развивающая: Развивать умение определять ,существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, ломкий, легкий, твердый, качественный, надежный, крепкий и т.д.).

Воспитывающая: Стимулировать желание для самостоятельного эстетического преобразования предметов. Формировать чувство товарищества и дружбы.

Материал: «Подборка мультфильмов», презентация «Строительные материалы и виды домов»; материал для проведения игры-эксперимента : Вентилятор, солома, ветки деревьев, вода «Изготовим бетон» (песок, щебень, цемент, вода, формочки, салфетки, готовые плитки бетона); медицинские маски на каждого ребенка; таблица для фиксирования результатов исследований.

Предварительная работа:

Ход занятия:

Занимайте, пожалуйста, свои места, ребята. У нас сегодня необычная встреча.(дети садятся на против экрана ) Вы наверное видели в передачах, когда люди далеко друг от друга, то они общаются по экрану средствами телевизионной техники, спутниковой или какой-либо другой связи.. Это называется  телемост. Вот и с нами на прямую связь выйдет сказочный герой.

Смотрим:

Чебурашка: Здравствуйте, ребята. Я Чебурашка игрушка из магазина, вы наверное меня  не знаете. Я жил в магазине на витрине и ни кто меня не покупал. Тогда я решил убежать из магазина и найти себе друзей. Вот бы найти много друзей, так хочется сесть за большой стол и попить чайку с ними и поговорить о том, о сем.  Дааа, что бы собрать друзей за столом, нужен ведь  большой дом, а у меня его нет. Я даже и не знаю какой я дом хочу? Может вы ребята что нибудь посоветуете?

Вос: Не расстраивайся Чебурашка, может  мы тебе чем нибудь поможем. Так ведь ребята?  Мы можем тебе помочь  построить дом. Только дома  бывают разные. А какой дом тебе подойдет незнаем.

Мы тебе покажем какие бывают дома, смотри. (слайд-шоу несколько видов домов из мультфильмов «Три поросенка», «Теремок», «Чебурашка и его друзья» и т д)

В: Да, у нас много красивых, замечательных домов. Только, подойдут ли они Чебурашке с друзьям? Можно проверить. Ребята, а вы хотите проверить и убедиться сами?

А результаты, отметим в таблице. Сначала вспомним, что обозначают знаки:

Цветок – яркий, красивый

Тучка – намокает, не намокает, ветер унесет, сломается

Кирпич – прочный, надежный, крепкий

В: Давайте подойдем к нашему экспериментальному столу №1 и вместе все проверим , испытаем и докажем какой же дом подойдет Чебурашке.

(подходят к столу, выстраиваются вокруг стола, перед каждым посуда с водой, тарелка с соломой и веточкой)

И как всегда прежде чем начать наш эксперимент, вспомним правила безопасности:

1.  Всё за собой ты убери,

Будь аккуратным и не сори.

2.  Не пробуй на вкус ничего никогда,

Иначе тебя ожидает беда.

3. И никогда никому не мешай,

Соседа всегда своего уважай!

В: Если мы возьмемся строить дом из соломы, что нам будет нужно?(солома) А как вы думаете надежный ли будет такой дом? Почему? (ответы детей)

Опыт: Рассмотрим солому(Перед каждым ребенком миска с водой и несколько соломинок). Положить несколько соломинок в воду, намочить ее, (спросить у детей что произошло с соломой?) А что может еще произойти с соломой? (ответы детей она может разлететься от ветра). А давайте проверим, возьмем солому и выложим в форме домика, а теперь подуем на него как в сказке «Три поросенка», что происходит?  Ребята, ветры тоже бывают разные, бывают слабые, а бывают ураганы. А давайте попробовать подуть вентилятором………… Что произошло?.(Результаты фиксируем в таблицу)

В: А если мы построим дом для Чебурашки из прутьев дерева?

Давайте рассмотрим этот вариант. Дом из прутьев будет смотреться вроде бы ни чего, да и прутья покрепче чем солома.

Опыт: намочить прутья в воде (опускаем прутья дерева в воду, прутья более прочнее и они не размокают в воде),  но если их попробовать сломать? подуть своим воздухом, затем вентилятором, ……(фиксирование результатов)

В: Да  из прутьев тоже не дело. Может деревянный построим? дерево твёрдое,  его можно: рубить, пилить, строгать. Деревья крепкие, могучие, дома из деревьев экологически чистые, в них очень легко дышится, но строить нужно из более взрослых деревьев. А молодые деревья нужно беречь. а как узнать, сколько лет дереву?

В. Ребята вам сколько лет?А как вы узнали? ( Мама сказала)

В. А как узнать, сколько лет дереву?

О.Д. рассматривание спила дерева отмечают, что шероховатое, используя лупу, зарисовка колец – дерево прочное, крепкое, красивое……фиксирование результатов в таблицу.

А еще я вам расскажу маленький секрет. Дерево быстро горит если поджечь его. Это опасно! Дерево очень быстро воспламеняется и может быть пожар. Так что деревянный дом строить тоже не будем.

 Физкультминутка "К зайцу на новоселье"                            

Заяц в лес на новоселье,

Приглашает на веселье.

(Руки на поясе, повороты вправо и влево)

В лес к нему пойдём сейчас,

В гости ждёт сегодня нас.

(Шагаем по кругу)

Ножки топ, топ, топ - мы идём за поворот.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп - развесёлый мы народ!

(Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать)

Ножки выше поднимаем –

По сугробам мы шагаем.

(Поднимаем высоко колени с продвижением вперед)

Солнцу в небе улыбнись,

 (Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся)

А деревьям - поклонись.

(Наклониться  вперед)

Прыгнем мы через канаву,

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

К зайцу мы идём в дубраву!

(Шагаем по кругу)

Молодцы, ребята! Мы много с вами узнали. А вы знаете еще из какого материала люди строят дома?

Люди давно научились строить возводить самые разнообразные дома из различных материалов. Вот сейчас мы с вами это увидим.

(Презентация «Строительные материалы и виды домов») (Это бревна – дом из бревен -  бревенчатый, это кирпичи – дом кирпичный и т д )

- А это – панели. Из них тоже можно строить дома. Как называется дом из панелей? (панельный). А кто знает, из какого материала делают панели? Панели делают из бетона. Давайте вместе проговорим: бетон, бетонный. (Дети повторяют). Как вы думаете, из бетона какие получаются дома? (Крепкие, надежные).

- Думаю, чебурашке и вам ребята, будет интересно узнать, как получается этот надежный строительный материал.

Проводится игра-эксперимент «Изготовим бетон».

- Подойдем к столу №2, наденем маски, фартуки, рассмотрим, что у нас тут есть. С какими материалами вы уже знакомы? (Дети называют и показывают песок и воду). А вот этот материал называется – щебень. (Показывает щебень). Что он напоминает? (Камушки).

-А это – цемент. Посмотрите на него, он сыпучий, сухой, как и песок. Давайте повторим название этих материалов: щебень, цемент. Перед вами в посудах материал, который нам пригодится для получения бетона. Мы с вами смешаем их, нальем в сыпучий цемент воды, добавим щебень, песок и размешаем. Получаем цемент, жидкий бетон, теперь его разливаем в формочки.

(Дети смешивают песок, щебень, цемент и воду и разливают в формочки).

- Чтобы бетон стал прочным, необходимо дать ему время для застывания. Для строительства домов нужно много плит, их делают на бетонном заводе.

А пока наши плитки застывают мы с вами поиграем.

(воспитатель меняет формочки на готовые плитки бетона и показывает что получается, когда цемент застывает.)

Игра «Назови свойства». Мы будем передавать  по кругу бетонную плитку, и называть свойства бетона (твердый, прочный, качественный, надежный, крепкий и т.д.).

С нами на связь опять выходит Чебурашка:

Чебурашка: Молодцы ребята! Много интересного я узнал сегодня. Все свойства бетона назвали, и я теперь знаю, из какого материала нужно построить домик для друзей, чтобы он был прочным и надежным. А вы ребята мне поможете, я на вас рассчитываю. Не прощаюсь, а до всречи.

 Итог занятия.

В. Что больше всего понравилось? что узнали нового?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

•ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:vСпособствует формированию интегративных качеств:Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый;овладевший средствами общения и способами взаимодействия со в...

Организация экспериментально-исследовательской деятельности в работе с дошкольниками.

Ребёнок-это не сосуд,который надо наполнить,а огонь,который надо зажечь.(восточная мудрость)...

План кружка «Эколошка» во второй младшей группе (экспериментально - исследовательская познавательная деятельность)

В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьн...

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....

Презентация к итогово практико-значимому проекту на тему: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появляются исс...